Войти Регистрация
  • Базар
  • СП
  • Задать вопрос

Оптимальной пищей для малыша со дня рождения является грудное молоко.

Оптимальной пищей для малыша со дня рождения является грудное молоко. 

Ребёнок, находящийся на грудном вскармливании, до полугода не нуждается в прикормах и другой жидкости. 

Если вы уже раньше перешли на смешанное или искусственное питание, то с этого момента вам следует начать вводить смеси, предназначенные для детей в возрасте от 6-ти до 12-ти месяцев (на упаковке должна быть указана цифра 2). 

Эти смеси называются последующими и имеют меньшую степень адаптированности к грудному молоку. Готовятся они на основе коровьего молока, содержат лактозу, декстрин-мальтозу, крахмал и сахар, иногда сывороточные белки. Они обогащаются всеми витаминами и минеральными веществами необходимыми ребёнку этой возрастной категории. 

К последующим молочным смесям относятся: «Нутрилон-2», «Нутрилак 6–12» (Россия), «Фри-сомел» (Голландия), «Хипп-2» (Австрия), «Хумана-2» (Германия), «Галлия-2» (Франция), «Семпер Беби-2» (Швеция) и др.

О прикорме во всех подробностях

Сроки введения прикорма индивидуальны для разных детей. Иногда, по рекомендации врачей, грудничкам вводят дополнительное питание с 4-5-ти месяцев, но в основном малыши начинают кушать другую пищу, когда им исполняется полгода.

Как определить, что ребёнку пора давать прикорм?

  • Вес малыша стал вдвое больше, чем был при рождении;
  • Если у ребёнка отсутствует выталкивающий рефлекс;
  • Если малыш умеет сидеть, наклоняться к протянутой ему ложке или отворачивать головку, отказываясь от пищи;
  • Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, ест более 1000 мл смеси в сутки и при этом не наедается. Или же грудничок, который при каждом кормлении высасывает обе груди и просит ещё;
  • Если малыш берёт предметы в кулачок и целенаправленно засовывает их в ротик, проявляет огромный интерес к тому, чем питаются родители, стремясь это попробовать;
  • Если мама готова к введению прикорма и может уделять этому время.

Родители должны заранее определиться, какой вид прикорма они выберут и быть готовыми к этому и морально, и материально. Существует две методики прикорма — педиатрический и естественный (или педагогический).

Педиатрический прикорм

Он заключается в постепенной замене материнского молока на взрослую пищу. Прикорм вводится одной группой продуктов, начиная с маленького количества. 

Если ребёнок хорошо переносит первые 3–5 дней прикорма, добавляется ещё один продукт этой же группы, при этом понемногу увеличивается объём вводимой пищи. Другая группа продуктов добавляется только через 2–3 недели. 

Готовят такую еду для малыша отдельно, измельчая её и соблюдая строгий режим кормления. К 12-ти месяцам малыш четырежды в день получает прикорм и грудь перед дневным сном.

Плюсы педиатрического прикорма

  • мама чувствует себя спокойнее;
  • возможность корректировки стула у малыша. Например: давать больше овощей при запорах или каш при жидком и частом стуле;
  • возможность отслеживания негативных реакций детского организма на конкретный продукт. Чтобы чётко отслеживать такую зависимость, рекомендуется вести пищевой дневник;
  • Возможность кормить малыша только качественными продуктами;
  • Возможность замены грудных кормлений на прикормы.

Минусы педиатрического прикорма

  • необходимость покупать отдельные продукты, посуду, тратить время на приготовление детского прикорма;
  • необходимость кормить малыша отдельно от взрослых. Тяжелее происходит процесс обучения жеванию и глотанию. Очень часто малышу не нравится пища, приготовленная таким способом, и её приходится вталкивать чуть ли не насильно;
  • пюреобразный прикорм (все готовые продукты детского питания относятся к категории педиатрического прикорма) может прилипать к стенкам кишечника, приводить к вялости желудочно-кишечного тракта, а также к некоторым хроническим заболеваниям.

Педагогический (естественный, учебный) прикорм

Такой вид прикорма ставит своей целью адаптацию малыша к пищевой нише семьи. Вначале ребёнок кушает из одной тарелки с мамой, ничего специального ему при этом не готовят. 

Начинают естественный прикорм с микродоз — размером с рисовое зёрнышко. В этом случае пища проходит по желудочно-кишечному тракту, не нанося ему травм, и может выйти в таком же или частично переваренном виде. На эти микроскопические порции начинают вырабатываться ферменты, понемногу пища начинает усваиваться детским организмом, и тогда её объём увеличивают.

Плюсы педагогического прикорма

  • Малыш очень быстро учится жевать, проглатывать еду¸ обращаться со столовыми приборами, вести себя за столом так же, как родители;
  • При таком виде прикорма основным питанием остаётся грудное молоко, и мама не ставит своей целью непременно накормить кроху взрослой пищей, а значит, не уговаривает и не развлекает ребёнка во время кормления — всё идет своим чередом;
  • Малыш адаптируется к семейному рациону, мама не тратит время на отдельную готовку. Таким образом, к 9-ти месяцам малыша можно оставить на целый день с няней или бабушкой, и он будет прекрасно питаться тем, что едят все члены семьи.

Минусы педагогического прикорма

  • В первые дни малыш может не принимать маленькие кусочки твёрдой пищи, выталкивать её, чем вероятнее всего вызовет тревогу у мамы;
  • Если у маленького возникнут проблемы (расстройство желудка или диатез), бывает сложно выяснить, какой продукт стал причиной этому;
  • Ребёнок ведёт себя за столом, сообразно возрасту — ему не запрещается размазывать еду или отправлять её на пол, что прибавляет маме хлопот с уборкой:
  • Ваших домашних любимцев (собак, кошек) во время трапезы придётся из кухни удалять;
  • Возможно, ради ребёнка придётся скорректировать семейный рацион — удалить полуфабрикаты и т. п. и готовить более полезную еду.

Какие продукты можно, а какие — нет

Продукты, с которых целесообразнее начинать введение прикорма: фрукты и овощи (можно в виде пюре), пшеничные каши, сливочное масло, яичный желток, кефир, печенье. Чуть позже (с 8-ми мес.) — нежирный творог и мясо, сухарики из белого хлеба, рыба, бульоны.

Продукты, не рекомендованные детям до 1-го года — прежде всего те, которыми малыш может поперхнуться или сильные аллергены, а также жирная, слишком сладкая, острая или кислая пища. К таким продуктам относятся: шоколад, молоко, цитрусовые, морепродукты, грибы, белки яиц, арахис.

Конечно же, принимать решение о том, когда вводить прикорм и какую методику выбирать, следует с учетом индивидуальных особенностей и вкусовых предпочтений малыша. Если пытаться кормить кроху насильно очень полезным, но очень несимпатичным для него продуктом, вряд ли это пойдёт ребёнку на пользу.

5 комментариев

Наталья 9 ноября 2016, 00:32
Россия, Санкт-Петербург

Отличная статья! Благодарю за полезные советы👏😊

Каришка 26 октября 2016, 12:00
Украина, Полтава

Очень полезная информация! спасибо за статью!

Россия, Москва

очень даже полезная статья, будем откровенны не у всех есть возможность покупать баночные, готовые, пюре. Я так сама в скайкуккере готовила овощи на пару и каши, измельчала блендером или толкушкой.

OlyaPP 3 октября 2016, 12:43

В целом очень познавательно, мы прикорм с овощей начинали, у всех животики в порядке!

stankoda 30 сентября 2016, 20:37

Если питание ребенка во втором полугодии было правильно организовано, то к моменту отлучения от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. Принимая во внимание, что у ребенка к году имеется только 6-8 зубов, пища его по-прежнему должна быть приготовлена в виде пюре или каш. С начала же 2-го года жизни следует систематически давать ребенку немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и пр. До 1,5 лет можно кормить ребенка 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Однако многие дети в этом возрасте отказываются от 5-го кормления. В таком случае можно ограничиться 4 кормлениями. С 1,5 лет детей уже, как правило, следует кормить 4 раза в сутки. Развитие пищеварительных органов, их функции, а также возросшая емкость желудка позволяют увеличить объем пищи, принимаемой ребенком в каждое кормление, и тем самым уменьшить число кормлений. Постепенно питание ребенка усложняется: мясо можно давать в виде паровых котлет или фрикаделек, а овощи и крупу не только в виде пюре и каш, но также и в виде оладий и запеканок, чтобы еще больше развить жевание у ребенка. С появлением коренных зубов (в 1,5 года - 1 год 8 месяцев) необходимо давать пищу, требующую активного жевания: супы с непротертыми овощами и крупой, овощи в виде винегретов, поджаренные котлеты, фрукты не в виде соков и пюре, а кусочками и целиком, хлеб, сухари и т. д. Этот переход проводится постепенно, но настойчиво. Иногда приходится встречать детей, которых своевременно не перевели на непротертую пищу, - у них даже маленький комочек пищи вызывает отказ от, еды; у некоторых детей это сопровождается даже рвотой. Однообразное, чаще всего молочное, питание приводит к развитию малокровия, недостаточному нарастанию веса и т. д. Чем шире набор продуктов питания, тем полнее и полноценнее покрывается пищевая потребность ребенка. В течение первого полугодия жизни ребенок, питаясь материнским молоком, получает белок только животного происхождения. Со второго полугодия жизни, с введением прикорма, в питании ребенка появляется немного растительного белка; количество его с возрастом ребенка и расширением диеты возрастает. Однако, принимая во внимание высокую потребность организма ребенка в белке, необходимо в этом возрасте заботиться о получении ребенком главным образом животного белка. Точно так же ребенку необходимы животные жиры (масло сливочное, сливки, рыбий жир, жир молока и желтков). Растительное масло, говяжий и бараний жиры пригодны в питании детей после 5-6 лет. Ребенок должен ежедневно получать 500-600 г молока. Молоко является весьма ценным продуктом питания. 0,5 л молока в большой мере обеспечивает потребность ребенка в животном белке; кроме того, молоко является источником жиров и солей. Мясо, рыба - также весьма ценные продукты питания, но они должны входить в рацион ребенка не ежедневно, а 4-5 раз в неделю. Ребенку можно давать различные сорта мяса: курицу, говядину, телятину, нежирную свинину. Мясо целесообразно давать с овощами. Яйца являются очень ценным пищевым продуктом. Наиболее питательная часть яйца - желток; он богат полноценным белком, жирами, содержит фосфор, витамины и пр. Ребенку старше 1 года 3 месяцев - 1 года 8 месяцев можно давать яйцо целиком, но не ежедневно (3 раза в неделю); хорошо чередовать дачу яиц с творогом. Необходимо в ежедневное питание ребенка вводить овощи в виде пюре, овощных супов, винегретов, салатов, соков и т. д., очень желательны фрукты и ягоды. Овощи и фрукты вносят разнообразие в питание ребенка, способствуют регулярной функции кишечника; с ними ребенок получает витамины и минеральные соли. Ассортимент овощей должен быть по возможности шире. Необходимо давать также листовую зелень - салат, шпинат и т. д. Ветчину, колбасу, не острый сыр, икру можно давать детям с 2 лет в небольшом количестве. Острые закуски и пряности ребенку давать не следует. При составлении меню для ребенка необходимо следить за тем, чтобы не было однообразного питания. Супы, как вегетарианские, так и мясные, следует давать ребенку не чаще 1 раза в день в небольшом количестве; на 2 и 3-м году жизни - 100 мл (полстакана), детям более старшего возраста - не более 200- 250 мл в сутки (1 стакан). Супы содержат соли и экстрактивные вещества, которые, как это доказано работами И. П. Павлова, обладают сокогонными свойствами; поэтому суп (бульон) следует давать в качестве первого блюда. Принимая во внимание, что калорийность супа обычно невысока, его нужно давать немного, чтобы ребенок охотно съел более питательное второе блюдо. Хлеб и печенье необходимо давать детям ежедневно во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено, так как иначе у ребенка падает аппетит и он часто отказывается от всего остального. Детям в возрасте от 1,5 лет следует давать белый хлеб или сухари по 50-70 г в сутки. В возрасте от 1,5 до 4 лет можно давать 50-70 г черного и 100-150 г белого хлеба, включая в это количество и сдобную булку или печенье; в возрасте от 4 до 7 лет можно давать 100 г черного и 150-200 г белого хлеба. Фруктовый мармелад, джем разрешается давать детям в небольшом количестве после еды; во избежание потери аппетита ни в коем случае нельзя давать их беспорядочно. Детей раннего возраста (первых 3-4 лет жизни) не следует кормить острыми закусками, поить крепким чаем или настоящим кофе. Нельзя давать им уксус, горчицу, перец и другие пряности.