Когда нужно показать ребёнка логопеду?
«Адекватно оценить развитие речи малыша под силу только специалисту. Поэтому мы рекомендуем посетить логопеда перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы» — комментирует Наталья Зискина, логопед с 10-летним стажем, руководитель онлайн-центра логопедической помощи и развития «Формула речи».
Прописная истина – чем раньше обнаружена проблема, тем легче и быстрее она поддаётся корректировке. Приведём некоторые возрастные нормы речевого развития, на которые нужно ориентироваться:⠀
- К двум годам правильно развивающийся малыш использует в разговоре более 200 простых слов. Кто-то уже говорит простые фразы: «Мама, дай»,«Папа, иди». Абсолютно нормально, если в этом возрасте ребёнок смягчает согласные: произносит не «зубы», а «зюби».
- К двум с половиной годам малыш уже может строить небольшие фразы: «Я надену шапку и пойду гулять». В речи появляются личные местоимения, прилагательные, предлоги.
- К трём годам в словаре ребёнка уже более 1000 слов, и он может формулировать сложные предложения: «Мама, пошли скорее гулять, на улице весело». В этом возрасте исчезает смягчение согласных звуков.
- С трёх до трёх с половиной лет у ребёнка активно расширяется словарный запас. Начинается период знаменитых детских вопросов: «Зачем?» и «Почему?»
- К четырём годам малыш осваивает правильное произношение свистящих [с, с’, з, з’, ц]. В это время он уже проявляет интерес к чтению, и можно начинать учить буквы и слоги. Важно! Делать это нужно под присмотром детского педагога или логопеда, дабы избежать различных ошибок и в будущем не переучивать.
- На пятом году жизни ребёнок активно тренируется в словообразовании и словоизменении: «маминая помада», «четырехноговая собака», «макарошковый суп». Не нужно резко поправлять его или передразнивать. Задача родителей — спокойно произнести нужное слово правильно, чтобы малыш получил верный образец.
- К пяти годам ребёнок овладевает чётким и чистым произношением шипящих [ш, щ, ж], а также звука [ч]. В этом возрасте у некоторых ещё может отмечаться неверное произношение сонорных звуков [р, р’, л, л’]. Но если вместо «лапа» вы слышите «вапа» (звук [л] заменяется звуком [в]) или звук [р] произносится «горлом» (грассируя) – то это повод для беспокойства. Такое произношение недопустимо!
- К шести годам ребёнок уже понимает значение фразеологизмов, легко может составить рассказ по картинкам или пересказать только что услышанный сюжет. Может читать слова и небольшие предложения, пытается писать. В это время сформировано правильное произношение звуков [р, л].
- К семи годам ребёнок хорошо владеет развёрнутой фразовой речью. Он легко сочиняет рассказы и сказки, знает большое количество стихов, загадок, умеет толковать пословицы и поговорки.
Ошибочно судить о речевом развитии ребёнка только лишь по его произношению. Родители просто не видят всей картины и зачастую успокаивают себя: «Он у нас просто немного шепелявит/картавит/проглатывает слова» и т.д. Но нередко такие «картавость» и «шепелявость» – признаки более глубинных речевых расстройств, которые в будущем могут негативно повлиять как на психоэмоциональное, так и на интеллектуальное развитие ребёнка.

Постановка звуков – это лишь верхушка айсберга. Также в систему логопедической работы с дошкольниками входит:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики, памяти, воображения, связной речи;
- расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
- развитие фонематического слуха и др.
Поэтому если вы всё-таки заметили какие-либо отклонения в речи ваших детей, не оттягивайте момент встречи с логопедом. Такие проблемы ведут за собой серьёзный психологический диссонанс и мешают полноценному общению со сверстниками. А это может привести к замкнутости и комплексам, с которыми ребёнку придётся идти по жизни.
В онлайн-центре логопедической помощи и развития «Формула речи» вы в любое время можете записаться на бесплатное диагностическое занятие и получить развёрнутую профессиональную консультацию, не выходя из дома.⠀
Помните, всегда легче предотвратить нарушения речи, чем исправить!