Периоды детского возраста: от предродового периода до юношества
Детский организм постоянно растет и развивается, претерпевает значительные изменения. Каждый возрастной этап важен и имеет свои отличительные особенности. Предлагаем подробнее рассмотреть основные периоды детского возраста и их характеристику: начиная от внутриутробной стадии и заканчивая юношеским возрастом.
Внутриутробное развитие
Это антенатальный период детского возраста — когда ребенок находится еще в животе у мамы. В это время формируются органы и системы, постепенно зародыш превращается в плод. Созревают головной и спинной мозг, ткани организма. В 3 триместре отмечается накопление железа, витаминов и кальция. Происходит формирование слуховых, зрительных анализаторов.
Критический период — 3‒7 недель, так как образуется плацента, есть риск самопроизвольного выкидыша и осложнений после вирусных заболеваний матери. Протекание беременности сказывается на всех последующих периодах жизни детского возраста.
Этап новорожденности
Это неонатальный период детского возраста. Начинается с первого вздоха ребенка и длится около 28‒30 дней. Запускаются легочное дыхание, малый круг кровообращения, устанавливается терморегуляция. Конечности находятся в гипертонусе, преобладают только безусловные рефлексы. Ребенок почти все время спит — около 20 часов в сутки. К концу первого месяца малыш может издавать слабые гортанные звуки.
В этот период раннего детского возраста органы и системы еще незрелые. Пищеварительная система сформирована, но ЖКТ еще дозревает, поэтому малышей часто беспокоят колики.
При рождении оценивают состояние здоровья малыша, массу тела. В течение всего периода раннего детского возраста врачи контролируют динамику развития, чтобы исключить патологии и заболевания. У новорожденных быстро увеличивается вес, но в первые 2‒3 суток возможна физиологическая убыль массы. Это важный этап, влияющий на всю дальнейшую жизнь.
Грудной возраст
Это младенческий период раннего детского возраста, который начинается с 1 месяца жизни и заканчивается в 1 год. Для него характерны высокие темпы развития и следующие особенности:
- Масса тела увеличивается примерно в 3 раза, рост — на 24‒27 см к концу первого года, также примерно в 2 раза увеличивается в объеме головной мозг;
- Меняются пропорции тела (становятся больше похожи на те, что у взрослого человека);
- Развиваются жизненно важные функции (ребенок начинает держать голову, переворачиваться, садиться и в результате ходить);
- Прорезываются зубы (около 6‒10 зубов к году).
Психическое развитие в это время происходит стремительно и даже опережает физическое. Это время появления множества навыков и самый быстрый период развития в жизни человека.
Важно сбалансированное питание (желательное — грудным молоком), чтобы избежать анемии, рахита. У ребенка расходуются антитела, полученные в утробе — вероятно снижение иммунитета после 5‒6 месяцев жизни.
Младший школьный период

Это 1-й период детского возраста, который продолжается от 1 до 3 лет. Характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков, речи. Дети в этом возрасте любознательны, развиваются и познают мир в игре. Преобладают положительные эмоциональные реакции.
Важный навык этого возрастного периода детского возраста — умение говорить. Ребенок начинает составлять фразы и расширяет словарный запас, подражая взрослым.
Совершенствуются двигательные умения — ходьба, бег, моторика. К 3-летнему возрасту ребенок должен уметь различать цвета, играть, конструировать, самостоятельно надевать простые предметы одежды.
Важно оптимизировать режим ребенка, чтобы не было излишнего перенапряжения. Дети много контактируют между собой в детском саду, на уличных площадках, поэтому возрастает риск заражения инфекционными заболеваниями.
Дошкольный период детского возраста
Это 2-й период детского возраста, продолжающийся в промежутке от 3 до 7 лет. В это время рост ребенка становится не столь быстрым, зато активно развиваются функциональные особенности:
- молочные зубы начинают сменяться коренными;
- ребенок переходит на общее питание со взрослыми;
- сокращается время дневного сна (до 1‒2 часов);
- развиваются более тонкие двигательные навыки (езда на велосипеде, шитье, танцы);
- у детей улучшается память — им легко запоминать стихи, рассказы, учить язык (как родной, так и иностранный).
Дети усваивают навыки в подражании, поэтому важно правильно организовать воспитательную среду. Период раннего детского возраста заканчивается подготовкой к школе и поступлением в нее.
Школьный возраст
Это 3-й период детского возраста, который длится с 7 до 12 лет. В это время продолжают совершенствоваться все функции организма: крепнут мышцы и скелет, полностью меняются молочные зубы. Организм готовится к периоду полового созревания.
В этот период детского возраста наблюдается развитие усидчивости, появление трудовых навыков. Игровая мотивация сменяется учебной, возрастает авторитет учителя и ровесников. Важно тренировать навыки чтения и письма — именно они являются ключевыми в ведущей деятельности.
Необходимо следить за осанкой, поскольку искривления позвоночника и последующие проблемы с опорно-двигательным аппаратом чаще начинаются именно у школьников.
Половая зрелость
Важный переходный период жизни детского возраста, характеризующийся взрослением, развитием вторичных половых функций. Продолжается в среднем и старшем школьном возрасте, а также после нее до 18‒20 лет. Включает препубертатный, период полового созревания и юношеский (постпубертатный) период.
Препубертатный период (8‒10 лет)
Подготовительный этап перед половой зрелостью, который сопровождается серьезными изменениями в психике и физиологии. Ощутимо меняются пропорции тела: туловище остается детским, а конечности сильно удлиняются. Движения — несколько неуклюжие и угловатые. Начинается формирование вторичных половых признаков.
На фоне гормональной перестройки возможно нестабильное самочувствие. Могут страдать осанка и зрения, возрастает склонность к инфекциям. У девочек после 8 лет растут яичники и матка, у мальчиков — предстательная железа и яички. Начинается развитие репродуктивной сферы.
У детей в это время растет стремление к самостоятельности, но в то же время возможны комплексы, перепады настроения, потеря интереса к учебе.
Период полового созревания (11‒16 лет)
Этап становления репродуктивной системы у подростков. Происходит интенсивная гормональная перестройка: быстро увеличиваются размеры тела, возрастает содержание тестостерона в крови у мальчиков и эстрогенов — у девочек. У мальчиков отмечается мутация голоса, появляются поллюции, у девочек наступает менструация. В 12‒14 лет девочки чаще опережают мальчиков в физическом развитии. У мальчиков же резкий скачок роста и развития мышечной силы отмечается в 14‒15 лет.
У подростков повышенная двигательная и психическая активность, быстрое интеллектуальное развитие. Возможны функциональные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, а также ЖКТ. На фоне гормональной перестройки могут быть отклонения в работе эндокринных желез. Из-за усиленной функции сальных желез у подростков часто появляются прыщи и угри.
Характерная особенность подросткового периода жизни детского возраста — изменение характера. Дети могут пренебрегать учебой, идти на конфликты с учителями и родителями, заводить странные увлечения. Они находятся в поиске себя, смысла жизни.
Постпубертатный период (16‒20 лет)

Завершающий этап полового созревания. На смену вспыльчивости, переменам настроения, интенсивному росту тела приходит уравновешенность, понимание себя. Завершается формирование взрослого облика тела и лица. Юноши и девушки начинают ощущать свою сексуальность, понимать собственные потребности. Характерная особенность — стремление найти партнера. Возможно отклонение от родителей, стремление к обособлению.
В этот период завершаются личностные и физиологические кризисы, гормональный фон «успокаивается». Молодые люди и девушки стремятся проявить себя в творчестве, социальной жизни, но при негативном окружении возможны деструктивные проявления (прием алкоголя, беспорядочные половые связи). Важно к этому времени дать ребенку достаточную нравственную и культурную базу. Период, как правило, завершается поиском и определением будущей профессии и переходит во взрослый возраст.
Таблица возрастных периодов детского возраста
Ниже представлены периоды детского возраста и их характеристика в кратком виде — для легкости понимания процесса развития ребенка.

Сколько бы лет ни было ребенку, необходимо относиться к его развитию с терпением и пониманием. Если настораживают какие-либо физические или психические особенности — проконсультируйтесь у детского доктора.
Литература:
1.Тезисы лекции «Периоды детства — их характеристика и значимость. Группы риска у детей. Факторы риска. Критические периоды». Разработано доцентом А.Н. Холбан. Кишиневский Государственный Университет Медицины и Фармации им. Николая Тестемицану, Департамент Педиатрии https://pediatrie.usmf.md
2.Периоды детского возраста. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье» Ваганов Павел Дмитриевич, Яновская Э.Ю., Манджиева Э.Т. https://cyberleninka.ru
3.Лекция ПМ. 01 МДК 01.01 по теме: «Препубертатный и пубертатный периоды». Специальность: 34.02.01.«Сестринское дело» https://infourok.ru/lekciya-pm