Раньше сделать памятное фото было настоящим церемониалом, а сейчас мы идем по улице и щелкаем кнопкой мобильного телефона направо и налево чуть ли не каждую минуту. Конечно, когда новизна восприятия немного утеряна, растиражирована, стерта тысячами рядовых снимков, становится трудно воспринимать простое фото, как чудо. Но все-таки, кому первому пришла в голову мысль остановить мгновенье, не с помощью красок и кисти, а с помощью светового луча?
Содержание статьи
Как бы ни хотелось какому-то отдельному изобретателю присвоить себе все лавры в создании искусства фотографии — ему это не удастся, потому что к этому достижению человечество двигалось давно и упорно, маленькими шажками. История фотографии, как и история многих знаменитых изобретений, полна неожиданных поворотов и случайностей.
Как бы ни хотелось какому-то отдельному изобретателю присвоить себе все лавры в создании искусства фотографии — ему это не удастся, потому что к этому достижению человечество двигалось давно и упорно, маленькими шажками
Камера-обскура
Еще в древние века было сделано несколько открытий в области химии и оптики, и в частности, так называемая «камера-обскура». В свое время Аристотель обратил внимание на то, что если свет преломить через небольшое отверстие, то на противоположной стороне луч отразится в перевернутом виде. Позже, в X веке, ученый арабского происхождения Альхазен изобрел камеру-обскуру. Она представляла собой затемненную комнату, через которую проходил преломленный луч. Именно Альхазен четко проследил связь между диаметром отверстия, в которое проникает луч, и четкостью его отображения на противоположной стороне. С такой камерой работали художники Л. да Винчи и А. Дюрер, изучая с ее помощью художественную перспективу. Позднее Дж. Порта, итальянский ученый-физик, внес свой вклад в создание фотографии — он придумал портативную камеру. Она представляла собой черный ящик с вмонтированным в него зеркалом, которое давало проекцию изображения на белый лист бумаги. Путешественники, архитекторы, художники того времени таким образом получали нужное им изображение, а потом обводили его карандашом.
История фотографии была бы неполной без имени Иоганна Шульце и его почти случайного открытия. В 1725 г. он смешивал мел и азотную кислоту с крупицами серебра, желая получить в результате светящееся вещество. В процессе опыта серебро потемнело от воздействия светового луча. Шульце получал изображения, накладывая вырезки из бумаги с картинками и цифрами на бутылку со смесью. Но даже не помышлял о том, что их можно зафиксировать во времени.
Нисефор Ньепс
Бурно развиваться современная история фотографии начала только спустя почти сто лет, и важную роль в ней сыграл французский изобретатель Нисефор Ньепс (1765—1833 гг.) Еще в молодые годы он открыл свою мастерскую, где с помощью камеры-обскура делал литографические клише из металла. Работал он вместе с сыном-художником, которого внезапно призвали в армию. Когда молодого человека больше не было рядом, лишенному художественных способностей Нисефору пришлось задуматься о том, каким образом можно зафиксировать изображение камеры-обскура, не прибегая к помощи карандаша. Ньепс растворил битум в масле лаванды, покрыл этим раствором серебряную пластину и нагрел ее до высокой температуры. Потом поместил ее в камеру-обскуру и выдерживал более восьми часов. Постепенно на поверхности пластины начали появляться первые нечеткие изображения, требующие окончательной проявки. Используя кислоту, Ньепс удалял остатки битума, после чего стало ясно видно, что неосвещенные части объекта на изображении выглядели светлыми, а освещенные — темными. Эти картинки сам Ньепс назвал гелиографиями, но на самом деле это и были первые в мире фотографии. Они пользовались немалым успехом и очень скоро привлекли внимание другого человека, которому суждено было сыграть важную роль в развитии фотографии.
Луи Жак Дагерр
Одаренный художник Луи получил блестящее образование и работал театральным декоратором, снискав на этом поприще немалый успех. Он создавал не только декорации для театральных постановок, но и световые эффекты к ним. Именно это занятие вскоре его увлекло больше, чем живопись. Дагерр уходит из театра и открывает собственное дело — диораму, которую демонстрирует публике в ярмарочных балаганах. На стенах комнаты он рисовал пейзажи, изображения городов, а с помощью игры света и тени, живых звуков музыки создавался реалистичный эффект присутствия. Это зрелище имело бешеный успех в Париже, но Дагерр уже двигался дальше — он хотел фиксировать картины камеры-обскура для более четкого изображения.
В 1827 г. происходит знакомство двух изобретателей — Ньепса и Дагерра. Ньепс, будучи старше на 22 года, поначалу недоверчиво отнесся к «молодому да раннему» коллеге (Луи на тот момент уже исполнилось 40), но спустя пару лет договор между ними все же был подписан. К сожалению, старик Ньепс умирает, так и не успев получить ощутимых результатов от этого сотрудничества, а Дагерр продолжает исследования, но уже несколько в ином направлении.
Он концентрируется теперь на свойствах йодида серебра, который изменяет свой цвет под воздействием солнечных лучей. Луи, похоже, не верит больше в то, что может сам справиться с поставленной задачей. И здесь уже в который раз история фотографии сталкивается с таким явлением, как случайное открытие.
Однажды Дагерр оставил в шкафчике пластинку с химикатами на всю ночь, а утром обнаружил, что картинка на ней стала гораздо отчетливее. Но какой из нескольких препаратов сделал ее такой? Путем исключений и проб удалось установить, что это были пары ртути, а в качестве фиксатора использовалась обычная поваренная соль. После этого события прошло еще 11 долгих лет до получения первых качественных фотографий. Вместе с Исидором Ньепсом (тем самым сыном-художником Ньепса) Луи Дагерр начал искать мецената-предпринимателя, который бы посодействовал дальнейшему развитию фотографии. Но все попытки оказываются тщетными, после чего автор «Дагерротипа» (так назвал Луи свое изобретение) обращается к ученому-астроному Доменику Араго. Он очень скоро проникся идеей и смог донести всю значимость этого открытия с трибуны Академии наук 7 ноября 1839 года. Это стало настоящей сенсацией. Теперь дельцы, которые и слышать не хотели о непонятных световых картинках, после одобрения в ученом мире выстроились в очередь с предложениями о сотрудничестве. Даггер стал богат и честно отдал часть денег Исидору, сыну покойного Ньепса.
Дальше история фотографии узнала и других талантливых ученых, которые развили это искусство до невиданных высот. А начиналось все с маленького черного ящика и луча света, проходящего сквозь него…
Женщинам, ожидающим ребенка, порой кажется, что время до родов тянется невыносимо долго. Нередко женщины скучают в это время перед телевизором, не зная, чем себя занять. Если девушка умеет рукодельничать — это замечательно.
Для начала стоит определить разницу между значениями усыновление и попечительство. Это намного облегчит понимание всех важных деталей предназначенных выплат по пособиям.