Подготовка к школе: как, когда и по какой методике?
Подготовка к школе — без неё сегодня не обойтись? Что это — модная тенденция или действительно полезное направление? Так или иначе, родители нацелены в первую очередь на высокое качество обучения. В идеале после окончания курсов ребёнок должен стать отличником — бегло читать, быстро освоить иностранный язык, щелкать задачки, как орехи. Вот только далеко не всегда такие ожидания оправданы. И год-два усердных и дорогостоящих занятий оказываются лишней нагрузкой для ребёнка. Разберёмся, как выбрать действительно полезные для развития занятия и оптимальный формат обучения.
Внимание, спойлер: подготовка к школе нужна и важна, но не каждая эффективна!
Проверено годами? Типичные способы подготовки к школе
Оптимальным периодом для начала занятий считается возраст 5-6 лет. Малыши любознательны, позитивно воспринимают сам процесс, особенно если он проходит в интересной для них игровой форме. Правда, дети не усидчивы, поэтому занятия не должны быть долгими. Рассмотрим традиционные способы подготовки к школе подробнее:
1. Занятия в детском саду.
Только перешли в подготовительную группу, как родителей атакуют предложениями о доп. занятиях в кружках типа «АБВГДейка», «Читай-ка», «Ментальная арифметика» и т.п. Акцент на удобство: никуда дополнительно водить не надо, детский сад и подготовка — два в одном. На этом преимущества обычно заканчиваются. Из минусов — занятия в вечернее время (после основных по детсадовской программе), когда ребёнок хочет играть и гулять, а не сидеть за партой. Ещё один нюанс — квалификация педагогов. Это те же самые воспитатели, которые просто ведут факультативы за дополнительную плату. О высокой учительской компетенции речи не идёт. Да и за другими детьми им по-прежнему нужно присматривать. Вот и получается, что подготовка к школе в саду — явно не лучшего качества.
2. С мамой/бабушкой/няней.
К родственникам или уже хорошо знакомой няне ребёнок относится иначе, чем к педагогу «со стороны». Ему сложно разделить «бытовые» и «рабочие» взаимоотношения, он может отказываться от занятий, быть невнимательным и не усваивать информацию. Это раздражает взрослого, расстраивает малыша, оказывается непродуктивно.
3. Дома с репетитором или логопедом.
Хорошо, если вам удалось найти действительно компетентного специалиста, чтобы заниматься с ребёнком индивидуально. Но в домашней обстановке ребёнку непросто сосредоточиться на задании. К тому же на «своей территории» он привык делать то, что хочет — нужную для обучения атмосферу сложно создать. Уж лучше водите малыша домой к репетитору, а не наоборот.
4. В школе будущего первоклассника.
Обычно это групповые занятия в той школе, куда вы планируете отдать ребёнка в первый класс или в детском центре, доме творчества. Такие курсы полезны с точки зрения социализации — малыш узнаёт «что к чему», познаёт разные дисциплины, учится общаться с преподавателями и другими детьми. А вот качество полученных знаний зачастую хромает. Даже опытный педагог не может уделить достаточно времени каждому из класса, когда число учеников достигает 15-20 человек.
Ещё один минус традиционных способов подготовки к школе — нерегулярность обучения. Обычно ребёнок занимается не чаще 2-3 раз в неделю с перерывами на праздники и каникулы. Вроде бы немало, но этого недостаточно для полного усвоения материала, особенно если речь идёт об иностранном языке. А ведь этот предмет — один из самых важных.
Новый формат «Pre School» — как это работает
Pre School — так называют пока ещё новый для России формат подготовки к школе. Этот официальный проект Министерства образования в будущем станет обязательным и охватит всю страну, но пока реализован только в нескольких дошкольных учреждениях. У садов появятся школы-партнёры, с ребятами будут заниматься учителя начальных классов, а действующие школьники возьмут шефство над малышами. Этот формат также задействует инновационные методики обучения и современное оборудование — например, интерактивные доски и песочницы.
Главная цель — сделать переход от сада к школе комфортнее и естественнее для ребёнка, привить интерес и любовь к учебе, полноценно подготовиться к поступлению в первый класс. Достичь этого возможно при организации учебного процесса в группах полного дня в игровой ненавязчивой форме. Там дети изучают необходимые для будущего первоклассника дисциплины — например, чтение, письмо, окружающий мир. Также в программу включены активности для развития навыков общения, креативности, гибкости. С детьми работают не только няни и воспитатели, а квалифицированные преподаватели. При этом дети взаимодействуют с педагогами как партнеры, одинаково вовлекаясь в обучение вместе с родителями.
В отличие от факультативной подготовки к школе, которая ограничена парой часов занятий в неделю, Pre School — полноценное обучение с утра и до вечера. Это более полезная альтернатива старшей и подготовительной группам детского сада с полным погружением в образовательную среду. Это больше подготавливает ребенка к школе, так как он не только осваивает необходимые предметы, но и заранее привыкает к формату учебы, тренирует усидчивость и адаптивность.
Кстати, эта эффективная методика позаимствована у зарубежных коллег. Так, в Англии дети традиционно начинают обучение в школе уже в 5-6 лет. Именно с этого возраста рекомендованы занятия и по программе Pre School. Перечислим основные особенности такого формата:
- в приоритете всестороннее развитие, а не изучение 2-3 узких дисциплин;
- дети не только получают новые знания, но и психологически готовятся к школе;
- занятия проходят в интересном игровом формате;
- с детьми работают по специальной программе, за прогрессом следит квалифицированный педагог;
- в педагогический состав входят не только воспитатели и няни, но и обученные для работы по программе Pre School преподаватели;
- ученики изучают точные и естественные науки опытным путём — проводят эксперименты и исследования;
- кроме основных предметов в программе есть дисциплины, по которым ни тестирование, ни оценки не предусмотрены: например, рисование, физкультура, музыка и различные тематические проекты.
А если Pre School-подготовка организована ещё и в двуязычном формате (часть предметов преподаются на русском, а часть – на английском), то у ребёнка есть все шансы не только выучить основы иностранного, но и стать билингвом. Так называют людей, которые одинаково хорошо владеют и родным, и иностранным языком.
Любопытные факты:
- В Канаде билингвизм, т.е. обучение на двух языках — английском и французском — гарантирован детям Конституцией.
- До 8 млн американцев не считают родным английский язык, и 5,8 млн детей из таких семей получают билингвальное образование в общеобразовательных учреждениях.
- На Гавайях английский и местный языки считаются равными языками обучения.
Развенчиваем мифы о билингвизме с экспертом
Билингвизм — некоторых родителей пугает этот термин. Они опасаются, что ребёнок будет получать повышенную нагрузку, а финансовые затраты на такую подготовку к школе окажутся напрасными. Мы собрали самые распространённые страхи и попросили дать комментарии эксперта, академического директора по образовательным программам для детей дошкольного и младшего школьного возраста Анку Заппарт.
Анка — высококлассный тренер и разработчик методики обучения английскому языку для детей и подростков, а также Академический директор частной общеобразовательной билингвальной школы ВКС Newton School. По её программе успешно работают сотни преподавателей английского языка в России и за рубежом.
Миф 1. Двуязычие может стать причиной задержки речевого развития или логопедических проблем
— Многолетний опыт жителей других стран и специалистов доказывает, что для ребёнка естественно учить несколько языков одновременно. Более того, раннее изучение позволяет развивать артикуляцию обоих языков в совершенстве. На первых порах, действительно, может возникать путаница слов, зато потом формируется база для тщательного изучения обоих языков одновременно.
Недоразвитие речевых способностей, логопедические проблемы — это индивидуальные особенности каждого ребенка, никак не связанные с билингвальным обучением.
Миф 2. Ребёнок будет постоянно смешивать языки
— Конечно не будет! Так это здорово, если ему удаётся с легкостью переходить с одного языка на другой и обратно! Это значит, что он владеет обоими на мыслительном уровне. Не задумываясь переключается с одного на другой. Со временем он сможет контролировать эту «нетерпимость» и четко разделять языки, когда это необходимо. Это же и поспособствует тренировке концентрации внимания.
Миф 3. Обучение языкам в раннем возрасте — это лишняя нагрузка для ребёнка
— Совсем наоборот: чем раньше начать языковую практику, тем успешнее будет результат. Если ребёнок начнет учить второй язык с самого детства, он будет усваиваться легче. Тогда он будет владеть двумя языками практически на одном уровне. К возрасту 12 лет использование двух языков станет привычкой и будет доведено до автоматизма.
Как выбрать эффективную Pre School-подготовку?
Pre School-подготовку к школе сегодня реализуют в основном частные детские сады и учебные центры. А занятия в истинно билингвальной среде, когда общение и часть предметов проходят на английском — и вовсе редкость, принципиально новый формат. Чаще организаторы ограничиваются только уроками углубленного иностранного языка.
При выборе Pre School-подготовки обратите внимание на такие моменты:
- Длительность и разнообразие занятий. В идеале полезные и интересные активности должны быть основой расписания дня, помимо обязательных прогулок, приёмов пищи и сна.
- Аттестация по окончании подготовки как итог обучения. При этом итоговые тестирования выпускников должны проводиться без стресса для самих учеников.
- Глубина изучения иностранного языка. Преподаватели должны свободно владеть английским и разговаривать на нём с детьми регулярно. В идеале иностранный язык должен быть не отдельным предметом, а способом общения на разные темы.
- Количество человек в группе. Чем больше — тем ниже эффективность обучения, тем меньше внимания педагоги уделяют каждому воспитаннику. Индивидуальный подход возможен, если группа насчитывает не более 12 человек.
- Квалификация педагогов. Преподаватели должны быть подготовлены для работы по специальной Pre School программе, свободно владеть двумя языками.
- Репутация организации. Выбирайте организацию, которая давно и успешно работает в образовательной среде, имеет большой опыт, признание и достижения в этой сфере.
Иностранному языку в рамках билингвальной Pre School-подготовки тоже уделяют большое внимание. Английский должен составлять основу программы. При этом его изучение — это не цель, а инструмент для развития и познания нового. Ребёнок не просто учит английский, как иностранный язык, а познает его в контексте занятий географией, историей, рисованием, музыкой, математикой. По окончании билингвальной подготовки ребёнок сможет мыслить и говорить на иностранном языке не хуже, чем на родном, переключаться на него в любой момент без затруднений. В России такой подход появился относительно недавно, но уже подтвердил свою эффективность, особенно среди дошкольников.
Настоящую билингвальную Pre School-подготовку дошкольники получают в BKC Newton school. Это новый грандиозный проект ВКС — крупнейшей сети школ иностранных языков и лидера на рынке образовательных услуг. 30-лет специалисты ВКС работают с детьми всех возрастов в Москве и МО. Это первая и единственная школа в РФ, которая сотрудничает сразу с несколькими зарубежными компаниями: Британским советом и Кембриджем, например. И сейчас открыт набор детей в новый проект — частную общеобразовательную билингвальную школу BKC Newton school, на направление Pre School на 2022/2023 учебный год.
BKC Newton school — это не просто детский сад с изучением английского языка. Это полноценная подготовка к школе на основе билингвального обучения по британской и российской (ФГОС) программам. Обучение происходит ежедневно и естественным образом: дети мягко, но эффективно осваивают необходимые первоклашкам навыки, и даже больше. Например, изучают не только основные предметы, но и естественные науки, знакомятся с культурой стран мира, занимаются творчеством и активными играми. Часть предметов преподают на русском, часть — на английском. И повседневные процессы в такой школе тоже проходят на английском, такие как: «Моем руки перед едой», «Одеваемся на прогулку», вопросы учителю вроде «А как сделать аппликацию?» — среда сама провоцирует у ребёнка использование иностранного языка для решения бытовых задач и действий.
Здесь нет оценок, жёсткой дисциплины. Каждый ребёнок свободно самовыражается и идёт по своей личной траектории развития, за его прогрессом следят опытные педагоги — сам преподаватель, психолог и методист. Он чувствует свободу и комфорт, внимание и понимание с их стороны, не боится проявлять инициативу. В полной мере раскрывает свой потенциал и достигает успехов в учёбе без эмоционального напряжения и стрессов. А по итогам учебного года проводится тестирование по основным предметам.
При этом успешное освоение английского языка — далеко не единственный приоритет для учеников. Этот навык служит способом развития других важных навыков ребёнка. Так, по итогам первого года обучения дети способны распознавать фонемы и читать вслух, а по итогам второго — сдают свои первые экзамены международного уровня (Standard Assessment Tests). А значит, ваш ребёнок будет готов продолжить обучение в международных школах или сильнейших российских лицеях. В том числе и продолжить образование в BKC Newton school по направлению Primary School.
Это место для счастливых и открытых миру людей. И ваш ребёнок точно этого достоин! Школа находится в центре Москвы. А изучить программы, порядок поступления и оформить заявку можно на сайте BKC Newton school