Каждая мама проходит сложный путь, испытывает неповторимые эмоции, попадает в непростые (иногда — даже комичные) ситуации. Мы собрали вам в помощь столько полезного контента в одном месте! А ещё приятный бонус: промокод на скидку в OZON за прохождение игры.
Выберите этап материнства, на котором вы сейчас находитесь
Как понять, что у ребёнка есть потребность в посещении дополнительных занятий?
Если ребёнок дошкольного возраста, например, никуда не ходит и проводит всё время либо на площадке, либо с родителями, то 1-2 занятия в секциях тут будут очень к месту. Для развития интересов, навыков общения, самоорганизации.
Для дошкольников очень полезно посещать подготовительный класс в той школе, где они в дальнейшем будут обучаться.
Дети 5-6 лет и старше, скорее всего, и сами скажут, что хотят чем-то заниматься. Это, пожалуй, один из основных факторов выбора.
Спортивные занятия (как физкультура, а не спорт высоких достижений) можно рекомендовать всем нашим современникам, учитывая склонность к сидячему образу жизни.
На что обратить внимание при выборе секции для ребёнка?
Выбирая кружки и секции для ребёнка, ориентируйтесь в первую очередь на интересы и возможности самого малыша. Занятия должны ему нравиться, быть комфортными, положительно сказываться на развитии.
Чем младше ребёнок, тем актуальнее вопрос не освоения новых умений, а получения удовольствия от какой-либо деятельности, становления базовых навыков самоорганизации, дисциплины, взаимодействия с другими детьми в команде. Все это можно получить практически на любом развивающем занятии. Поэтому главное, чтобы ребёнку было интересно, а на занятии была доброжелательная атмосфера.
До 5 лет не стоит настаивать на обучении каким-то пока абстрактным для ребёнка навыкам: чтению, письму, счету, рисованию, иностранному языку. Но если у малыша есть искренний интерес, не стоит ему препятствовать. Чем младше ребёнок, тем больше стоит делать ставку на двигательную активность (общая физическая подготовка, плавание, танцы) и реальное предметно-действенное взаимодействие с окружающим миром (изучение свойств предметов и природных явлений, создание поделок, лепка, рисование, всестороннее развитие детей).
Детям постарше также стоит подбирать кружки по интересам или же ориентироваться на какие-то «западающие» моменты их школьного обучения. В зависимости от предпочтений ребёнка, выберите для него, например, театральную студию, музыкальную или художественную школу, кружок конструирования/моделирования, математический или литературный кружок, шахматный клуб. А может, ваш ребёнок мечтает играть в хоккей или танцевать в балете? Поддержите его инициативу.
Репетиторы могут помочь ребёнку в комфортной обстановке освоить необходимые знания и почувствовать себя увереннее в школе или на экзаменах. Специальные кружки для подростков могут быть актуальны и полезны для них уже с целью выбора будущей профессии и направления дальнейшего обучения. Например, старшие школьники могут обучаться программированию, фото- и видеосъёмке и монтажу, игре на музыкальных инструментах, увлекаться туризмом, спортивным ориентированием или осваивать навыки модели.
Насчёт физической активности — стоит помнить, что она актуальна для детей любого возраста. И если ребёнку её недостаёт, то, возможно, именно это — актуальное направление дополнительных занятий, о которых стоит задуматься.
Нужно ли максимально нагружать ребёнка секциями? Каково оптимальное количество дополнительных занятий в неделю?
Нет. Максимально нагружать и перегружать не нужно ни ребёнка, ни себя. Оптимальной является такая нагрузка, когда у ребёнка в ежедневном режиме остаётся время погулять, поиграть и поваляться, ничего не делая.
Как поступить, если ребёнку некомфортно в секции?
Многое зависит от того, с чем связан дискомфорт. Если речь идет о чрезмерной нагрузке, некорректном общении с преподавателем или сложностях со сверстниками, на которые тот же преподаватель закрывает глаза, то имеет смысл подумать о том, чтобы перестать посещать данные занятия.
Может быть и другая ситуация: дети довольно непостоянные натуры, и порой любые сложности на прежде весёлых занятиях становятся поводом для прекращения посещений. Если речь идет только об этом, и ребёнку в целом нравится то, что он делает, имеет смысл проявить настойчивость и показать ему пути и возможности справиться с трудностями.
Что делать, если ребёнок плачет по пути в детский сад?
Такая ситуация может быть вызвана разными причинами.
Если малыш плачет просто в контексте периода адаптации — это одно, а если из-за того, что в саду он встречает какую-то травмирующую ситуацию — другое.
Сначала рассмотрим первый вариант. Привыкать к новому всегда нелегко (вспомните себя при выходе на новую работу или по возвращении из отпуска), и это может вызывать грусть, печаль, сопротивление. Можно помочь ребёнку справиться с этими эмоциями — назвать их, понять, откуда они взялись, признать, что ребёнок имеет право испытывать подобные чувства. Чтобы совладать с ними, расскажите, что именно малыш будет делать в саду, помечтайте вместе о том, как вы после встретитесь и что будете делать. Дайте ему с собой какую-то вещь, которая будет напоминать о вас (можно даже завести парные предметы — для вас и для него). Подчеркните необходимость такого распорядка в вашей семье (почему это необходимо, как это может быть полезно всей семье и каждому из вас по отдельности).
Теперь о травмирующих ситуациях. Может быть такое, что в саду действительно что-то идёт не так, и психика ребёнка не справляется с этим стрессом. Тогда скорее всего мы будем наблюдать устойчивые поведенческие изменения и, возможно, даже физиологические нарушения. Так, ребёнок может стать вялым или, наоборот, излишне возбужденным, агрессивным. Возможно угнетение психики — заторможенность, нарушение аппетита, проблемы со сном. Встречаются и невротические реакции по типу тиков, заикания, энуреза, навязчивых действий. Кроме того, ребёнок может и прямо рассказать, что что-то идет не так.
Если мы имеем дело с такой ситуацией, то стоит рассматривать вопрос о том, как исключить травмирующие обстоятельства — в индивидуальном порядке. Решением может стать как обстоятельная беседа с воспитателем, так и переход в другой детский сад, например.
Могут ли воспитатели сказать, что не справляются с ребёнком? Что делать в таком случае?
Учитывая, какое количество детей в среднестатистическом саду приходится на одного воспитателя (иногда 30-35 человек в группе), я бы сказала, что это будет даже честно — сразу сказать, что они не справляются. В этом случае воспитатели просто не имеют возможности конструктивно разбираться со многими обыденными вопросами, что в итоге перерастает в более глубокие проблемы (конфликты, нежелательное поведение, сложности в отношениях между детьми).
Конечно, может быть такая ситуация, когда проблемы с поведением ребёнка выходят за пределы возможностей сада. Это психические заболевания и расстройства, связанные с отсутствием в саду специалиста (тьютора), который мог бы сопровождать ребёнка, а также поведенческие нарушения, возникающие в структуре взаимоотношений ребенка с родителями (при условии, что мама и папа не работают над этими вопросами).
Дети с особыми потребностями (имеющие какой-либо диагноз) или дети со стойкими поведенческими нарушениями — когда поведение не поддается контролю ни в саду, ни дома, а также дети с остро выраженной адаптацией, требуют особого подхода.
Для решения такой проблемы необходимо сотрудничество, совместные действия воспитателя, родителя и психолога (а возможно и других специалистов) — когда все подключаются, помогая ребёнку сформировать необходимые навыки. Но у нас эта практика, к сожалению, не использует свой полный потенциал.
Как пережить адаптацию к детскому саду ребёнку и родителю?
В первую очередь родителю важно быть уверенным в своём решении и в его необходимости. Мамы особенно часто испытывают чувство вины и неуверенности, когда возникает необходимость отправить ребенка в сад. В основе этого могут лежать и личные установки о «хорошем» и «плохом» материнстве, и негативный опыт из детства, и отношение к саду в целом, и неуверенность в своем решении.
Стоит задать себе вопрос: «Что я думаю об этой ситуации, какие чувства испытываю?» Уделите немного времени и внимания честному диалогу с собой, не отрицайте негативные моменты. Чем быстрее вы их признаете и проживете, тем меньше они будут тянуть вас вниз. Работать со своими мыслями можно самостоятельно или в тандеме со специалистом (психологом). Залог успеха заключается в четком понимании, зачем это нужно, отсутствии чувства вины и тревоги.
Стоит уделить время адаптации к саду ребёнка, сконцентрироваться его на сильных сторонах и возможностях, верить в него. Потому что дети всегда стараются соответствовать заданному образу в глазах родителей.
Нужно заранее готовить ребёнка к детскому саду, создавать положительные эмоции, постепенно проводить адаптацию, сопровождая это какими-то ожидаемыми событиями. Вовсе не обязательно говорить о материально-привлекательных событиях. Это должны быть позитивные вещи, которые выбиваются из рутины. Это может быть прогулка в парк, совместное чтение новой книги, нежные объятия при встрече вечером.
Что делать, если у ребёнка нет друзей в детском саду?
Возможно, они есть где-то ещё?
Стоит понять, насколько ребёнку нужны друзья и в каком количестве. Потому что есть застенчивые дети, которые хотят общаться, но испытывают трудности с установлением и развитием взаимоотношений со сверстниками. А есть дети, которым просто не нужно много общения, у них нет в связи с этим проблем, и они чувствуют себя вполне комфортно.
Детям из первой категории могут быть полезны занятия в малых группах, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Тренироваться и учиться общаться можно дома — посредством ролевых игр с родителями, чтения психотерапевтических сказок для детей.
Что делать, если у ребёнка отнимают игрушки в детском саду?
Конечно, хотелось бы сказать, что это компетенция воспитателя — помогать детям устанавливать и соблюдать границы, а также осваивать вежливое общение. Но, увы, не всегда это так на практике.
Стоит научить ребёнка правильному поведению в этой ситуации, чтобы он мог сказать: «Отдай, пожалуйста, я играл в эту игрушку». Объясните, что не всегда другие ребята ведут себя правильно, разбирайте подобные ситуации, и, в зависимости от контекста, учите поведению в них. Можно также обсудить этот вопрос с другими родителями и педагогами, вместе выработать правила, чтобы воспитатель разрешал эти ситуации на основе общего согласия. Имея конкретные инструкции, воспитателю, возможно, будет легче сориентироваться — на что обращать внимание и делать упор.
Время, проведённое с малышом, бесценно! Потратьте минуты по пути из детского сада на общение с любимым ребёнком, чтобы укрепить эмоциональную связь и в игровой форме развить его речь, внимание и воображение. К тоже это так интересно и весело! Итак, возьмите его за тёплую ручку и спросите прямо на ходу…
Тест
Каждый малыш уникален, но на его поведение, скорость мышления, манеру общения со сверстниками и взрослыми во многом влияет темперамент, заложенный самой природой. Пройдите тест, который поможет определить тип темперамента вашего малыша, а также узнайте, какие игрушки ему больше всего подходят.