
Великие писатели и поэты могли позволить себе не задумываться о запятых - а некоторые из них считали, что пунктуация или орфография могут быть авторс
Великие писатели и поэты могли позволить себе не задумываться о запятых - а некоторые из них считали, что пунктуация или орфография могут быть авторс
Я никогда толком не понимала этот роман. Хотя Булгаков был любимым писателем нашей учительницы литературы и мы разобрали несколько его произведений. По Мастеру и Маргарите даже сочинение писали (чт
В июле сама для себя назначила своеобразный челлендж - читала только НЕбукинистику, преимущественно детскую. Потому что у этих книжек была опасность превратиться в букинистику пока до них дойдет очередь))
Книга из нашей домашней библиотеки, куплена сто лет назад, по акции "вторая книга за 1 рубль", которые когда-то проводил book24. Впрочем можно было обойтись и библи
В ожидании третьего протокола решила поделиться с вами своей историей чуда, которое произошло со мной почти 12 лет назад🤗
В 21 год я вышла замуж. Детей не планировали и никогда о них не думали. Но в один прекрасный момент не приходят месячные. День, два, три, делаю тест. Помню, что по истечению 2-3 минут на тесте ничего не было, и я его
Девчонки, уж извините, но меня аж распирает от гордости за саму себя))))) Не могу не поделиться!
1. Ребусы.
Составь слово по первым буквам.
Кажется, я перестаю виновато разводить руками в ответ на ехидный вопрос самых проницательных пользователей "И как это ты все успеваешь?". Потому что в последнее время я, на радость многим, не успеваю ничего :)))
У меня куча идей, недоделанных дел, недожаренных котлет и недописанных текстов.
Платонище гуляет по просторам квартиры, время от времени хватая то, что ему не положено, и протестующе орет "ЫЫЫЫ" - при любой попытке у него неположенное отобрать. Иногда удается посадить его в стул или в кроватку, дабы быстро провернуть какое-то дельце без его участия, но уже через пять минут начинается протест: "какатка - ЫЫЫЫ!!!" - орет Платон и трясет ненавистный бортик, что в переводе на общедоступный, видимо, означает "кроватке - бой!".
***
В школе у нас, не поверите, началась литература и русский язык. Нормальная такая литература. Гоним в день по 3-4 произведения, соответственно 3-4 страницы печатного текста - это нормальное задание. Более того, если в учебнике приведен отрывочек стихотворения, например, Чуковского "Тараканище" - следует задание прочесть текст в оригинале и выучить отрывок :)). Ну да, конечно, большинство детей с текстом знакомы и даже знают его наизусть, но все же это круто. Даже для хорошо читающего ребенка. К тому же параллельно читаем переводной стишок Маршака "Скрюченная песня". Задание: придумать сказку о скрюченном существе и нарисовать картинку.
Это просто литература, да. А ведь русский и математику никто не отменял. По русскому языку учим правила в красной рамке: "Слоги, на которые не падает ударение, называются безударными. Гласные в безударных слогах называются безударными гласными. Безударные гласные мы будем отмечать на письме точкой"
- Мама, я никогда, наверно, не запомню этой абракадабры... - вздыхает мой ребенок после восьмидесятого хорового прочтения правила в рамке. - Да знаю я, что в слове один слог ударный, а остальные безударные. И ударный слог у них самый главный, и гласный в нем всех главнее...
- Миша, надо запомнить так, как здесь написано, это правило, понимаешь... Надо научиться запоминать правила в принципе. Потому что дальше пойдут правила про правописание, а их надо знать, чтобы...
Что - чтобы? Он и так, в отличие от Ильи, пишет абсолютно грамотно. Бабушки, получая его СМС, не верят, что это писал ребенок. А не я. "Здравствуй, бабушка. У нас все хорошо. Платону скоро будет год, и мы готовимся отмечать день рождения. До свидания, Миша". Все как в учебнике. Даже запятые на месте.
- В общем, Миша, правила надо знать, давай еще раз: "Безударные слоги..." - тьфу... Как там? "Слоги, на которые не падает ударение....."
120 примеров на состав числа 9 решал для Миши Илья. Я сделала вид, что этого не заметила.
...Родители учеников третьего класса (видимо, к этой учительнице пойдет Илья) тащили вчера в школу рулоны бумаги формата ватманского листа.
- А что это у вас, а? - робко поинтересовалась я у одной из мам, которая держала в руках поистине планшет Генштаба. Ее лист был наклеен на огромную картонку (видимо, от экрана домашнего кинотеатра).
- Зачетный проект по Окружающему миру (!!!) - гордо ответила родительница и развернула передо мной свое изделие. Планшет назывался "Воздух и мы" и содержал в себе распечатки из инета, какие-то схемы, графики и картинки, частью вырезанные, частью нарисованные самостоятельно, только явно не третьеклассником. Буквы названия были вырезаны из самоклеющейся пленки, да и само пособие в целом было выполнено на весьма неплохом художественном уровне. Остальные родители из их класса подтянулись к нам и стали ревниво переглядываться.
Видимо, я открыла рот, потому что родительница, глядя на меня с легким превосходством, стала польщенно рассказывать -
- Всю ночь делала. каждую четверть задают, перед этим делали проект про театры Москвы...
- И что, все делаеют? Прямо все? А кто не сделал? - глупо спросила я.
- Двойка по окружающему - вздохнув, ответила родительница. - Вы в каком классе? В первом? Оооо, ну у вас все впереди... Наделаетесь еще проектов...
- Здорово, просто грандиозная работа, - сказала я. - Столько сил вы затратили. Это же надо было найти информацию, все расположить, наклеить, нарисовать...
- Да самое главное - картон найти на мусорке! - гордо ответила родительница с планшетом.
***
Так что у нас пока не самое страшное. Хотя бы зачетных проектов нет. Пока.
Буду стараться все-таки писать на ББ. Потому что льщу себя надеждой, что это кому-то надо.
Зашла пострадать)
Я уже пострадала с мужем, с родителями, с подружкой...
Но как-то мне мало, и сердце не успокаивается.
Это, конечно, псевдострадания, но как бы они есть, они меня тревожат и я не знаю, куда их засунуть, чтобы не мешали жить.
Вывалю на вас, может, полегчает)
Добрый день, дорогие любители книг! Сегодня расскажу о необычной книге "Племя Зипполи". Возможна именно эта книга поможет вам привить любовь к чтению у ваших детей, показать вашим детям, что чтение - увлекательное и полезное занятие.
В наше время большинство людей помешано на гаджетах (ох, как мне не нравится это слово), мало кто читает длинные тексты, большинство листают ленты, смотрят короткие видео, формируя у себя "ага-эффект". А что в это время делают дети?... Да тоже самое. А потом в сети появляются просты "Как отучить ребенка от телефона или планшета". Но сегодня пост не о вреде гаджетов. Сегодня я расскажу о книге, в которой показана польза чтения. Нет, в этой истории не будет назидания вроде " Как хорошо уметь читать самому" , эта книга без упрёков и обвинений в адрес ребенка... Заходите под кат, я все расскажу.Интересовались ли вы своей генеалогией? Хотели ли исследовать свою родословную, докопаться до пра-пращуров (а вдруг там князья да графья? ) и гордо демонстрировать красивое фамильное дерево гостям? Я хотела, еще в детстве. Гордилась тем, что застала в живых одну пару прадедов, в то время, как не у всех в классе были живы бабушки-дедушки. Прадедушка Ваня умер в 90-летнем возрасте, когда мне было 14. До сих пор помню его ласковое обращение ко мне "Катеринка", даже скорее "Кателинка", слышу внутренним слухом до сих пор его голос в такие моменты.
Вчера мне дали ссылочку. И, знаете, волосы на голове шевелились при прочтении, потому что встречаются абзацы точь-в-точь про меня. Я даже не постесняюсь и выделю их. К сожалению, статья отображает взгляд сверху, путей решения не дает. Тут, как я понимаю, каждый их ищет сам.
"Как же она все-таки передается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д., и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии. О них потом как-нибудь.
Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии - первый удар по ним.
Сегодня 34 день, прошло практически 5 недель!!!, знаменательный день 😇 , сегодня мы делаем замеры. Отмечаемся в этой таблице вес, в этой таблице объемы, пометила все розовым куда вносить данные. Вносим числа с запятой, например, 65,4, без пробелов. И давайте выкладывать фото до и после, у кого есть результаты, по желанию, конечно. Не стесняйтесь, здесь все свои) И поговорим сегодня о плато - это когда вес стоит, что делать тогда.)
Исходная информация всем моим немногочисленным читателям давно известна.
Приветик всем друзьям' подписчикам и тем' кто просто заглянул на мою страничку:-) В последнее время среди моих друзей на бб начали появляться посты с названиями ''Немного обо мне'' или ''77 фактов обо мне''... читая их' я поняла' что общаюсь с людьми и даже не знаю о них ничего! А тут столько информации и фото! Правда' лично мне было очень интересно читать ваши ''приветсивия''. Может и вам будет интересно узнать что нибудь новое' кроме того' что меня зовут Александра' я живу в г. Тайшете и я мама двоих детей... Если да' то прошу под кат.
Очень надеюсь, что кому-нибудь пригодится)
Количество гостей: 15, из них четверо детей
Украшения. Несколько шариков развесила по комнате, еще три были с гелием. На стену повесила фотографии в рамочках, сделанные на сайте http://www.kinderyata.ru/
Ещё повесила поделки Влада:
Музыка. Долго заморачивалась вопросом какую музыку включить для фона) На компе есть несколько детских песенок из "Маши и медведя" и прочая лабуда, но этого явно не хватало. Скачивать сборники непонятных песен не стала и мне пришла в голову хорошая идея - включить детское радио! Вот на этом сайте есть несколько радиостанций для детей, по ним транслируется всяко-разная довольно неплохая музыка)
Развлечения для гостей.
Сначала был просмотр слайд-шоу.
Смысл всех конкурсов сводился к тому, что за победу я раздавала жетончики, в конце тот, у кого больше всего жетонов получает право первым выбрать себе подарок.
Жетончики распечатала на принтере в большом количестве)
Подарки покупала в магазине "Fix Price", поэтому получилось не очень накладно и хватило всем. Все подарки подразделялись на женские, мужские и детские. Соответственно были упакованы в синюю и розовую упаковочную бумагу и развешены на стене. Среди женских подарков были: набор пилочек для ногтей, набор бижутерии, шоколадка, свеча, рамка для фотографий, блокнот, браслет, журнал "Кулинарный практикум". Мужскими подарками были фонарик, многофункциональное устройство (фонарик, отвертки, уровень), кружка, шоколадный батончик "Сникерс". Для детей купила машинку, киндер-сюрприз и две куклы.
Дальше были конкурсы.
1. "Рулончик".
Каждому гостю я предложила оторвать от рулона туалетной бумаги столько кусочков, сколько захочется. Когда все это сделали объявила, что теперь каждый должен рассказать о себе столько фактов, сколько кусочков оторвал) Получилось, кстати, очень весело!
2. "Нарисуй растение".
Всем участникам я раздала заранее подготовленные листы бумаги с латинским названием различных растений. Можно было взять у меня подсказки за один жетон.
Растения были следующие:
Арбуз - Цитрулуз Лянатус (Citrullus lanatus)
Лопух большой - Арктиум Лаппа (Arctium lappa)
Берёза повислая - Бетула Пендула (Betula pendula)
Ромашка аптечная - Хамомилла Рекутита (Chamomilla recutita)
Земляника лесная - Фрагария Веска (Fragaria vesca)
Малина обыкновенная - Рубус Идаеус (Rubus idaeus)
Крапива жгучая - Уртика Уренс (Urtica urens)
Виноград лесной - Витис сильвестрис (Vitis silvestris)
Пион белоцветковый – Пэониа альбифлора (Paeonia albiflora)
Одуванчик лекарственный – Тараксакум оффицинале (Taraxacum officinale)
Клевер луговой – Трифолиум пратенсе (Trifolium pratense)
Подсолнечник однолетний – Хелиантус аннус (Helianthus annus)
Колокольчик – Кампануля цервикариа (Campanula cervicaria)
Когда все закончили и отдали мне свои работы я по очереди показывала всем творчество каждого участника, и говорила как называются растения в привычном для всех звучании, а не в биологическом. Два человека угадали точно, один примерно))
Подсказки были такими:
(Арбуз) Однолетнее травянистое растение. Семейство Тыквенные.
(Лопух большой) Двулетнее растение семейства Астровые или Сложноцветные. Имеет большие листья.
(Береза повислая) Род листопадных деревьев и кустарников.
(Ромашка аптечная) Род многолетних цветковых растений семейства Астровые или Сложноцветные. Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие.
(Земляника лесная) Род многолетних травянистых растений семейства Розовые. Ягоды очень полезны.
(Малина обыкновенная) Полукустарник, вид рода Рубус семейства Розовые. Растет по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек, часто разводится в садах.
(Крапива жгучая) Род цветковых растений, класс двудольные, порядок розоцветные. Ряд видов применяется в медицине и может применяться в пищу.
(Виноград лесной) Плоды этого растения в зрелом виде представляют собой сладкие ягоды.
(Пион белоцветковый) Род травянистых многолетников и листопадных кустарников. Имеет пышную листву, эффектные цветы и декоративные плоды (у некоторых видов).
(Одуванчик лекарственный) Род многолетних травянистых растений семейства Астровые. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри.
(Клевер луговой) Род растений семейства Бобовые, подсемейства Мотыльковые. Цветки у разных видов красные, белые, реже – неодноцветные.
(Подсолнечник однолетний) Род растений семейства Астровые. Родина – Америка. Имеет большие соцветия. Название произошло от греческих слов «helios» и «anthos».
(Колокольчик) Род травянистых растений. Имеет цельные очередные листья, венчик почти всегда голубой разных оттенков, порой лиловый, изредка белый. Соцветия метельчатые или кистевидные.
3. "Вопросы и ответы".
Это чисто поржать. Для конкурса нужно подготовить карточки с вопросами и ответами. Сначала кто-то вытаскивает карточку с вопросом, читает его вслух, после чего второй участник, вытаскивая из рук ведущего карточку с ответом, читает вслух ответ на предыдущий вопрос. Чем больше будет подготовлено вопросов и ответов, тем интереснее и дольше будет проходить конкурс.
Вопросы у меня были такие:
- Пытались ли Вы засунуть пальцы в розетку?
- Хотели бы Вы поцеловать Николая Баскова?
- Мечтали ли Вы померить пижаму поверх водолазного костюма?
- Вы когда-нибудь купали крокодила?
- Вы любите ставить подножки прохожим?
- Вы когда-нибудь застревали в лифте?
- Вы вытирали ноги о коврик Ваших соседей?
- Вы ездили на лыжах по зелёной траве?
- Хотели бы Вы ущипнуть ведущего?
- Вы любите звонить в "Секс по телефону"?
- Вы любите поспать?
- Что вы делали в прошлую среду?
- А мы с вами знакомы?
- Вы прочитали хоть одну книгу?
- Что бы вы сделали, если бы ваш муж храпел?
- Можно вас поцеловать?
- Как растут деревья?
- Споем?
- Вы не против, если сосед будет есть из вашей тарелки?
- Что это вы так раскисли?
- Почем костюмчик брали?
- Вы можете съесть килограмм мороженого и не поморщиться?
- Давно курите?
- Бабушка, почему у тебя такие зубки?
- Ну вот мы и встретились! А вы кто?
- Что вы так на меня смотрите?
- Я видел, что вы тайком съели мою конфетку!
- Вас легко обмануть?
- Куда крокодилы полетели, вы не знаете?
И такие ответы:
- Всегда об этом мечтал.
- Делаю это после того, как помою руки.
- Каждый раз, когда я ложусь в кровать.
- Я делаю это в ванной.
- Только если на мне нет одежды.
- Я каждый день делаю это на работе.
- Делаю это, если никого нет рядом.
- Только вчера этим занимался.
- Конечно же ... нет.
- Ни за что!
- А почему бы и нет?
- Если б я сумел(а), то обязательно бы смог(ла)!
- А вам какое дело!
- Ваш вопрос неуместен в приличном обществе!
- Жизнь так сложна…
- Уйди, старуха, я в печали!
- Я подумаю над вашим вопросом!
- Откуда вы знаете?
- Всю жизнь мечтал об этом!
- К сожалению, именно это и произошло со мной на прошлой неделе!
- Видимо, кто-то донес на меня!
- Полная чепуха!
- Если я отвечу «да», вы никому не проговоритесь об этом?
- С чего бы это вдруг?
- Ну конечно!
- Я это просто обожаю!
- Если бы это и было так на самом деле, я все равно бы не признался(-ась)!
- В сотый раз отвечаю: нет!!!
4. Детям выдался лист ватмана и гелевые мелки, они занялись рисованием)
5. "Угадай мелодию".
Предполагалось, что будет четыре тура. В первом туре я включала фразы и музыку из известных российских фильмов, во втором - из мультфильмов (русских и зарубежных), в третьем - из зарубежных фильмов, в четвертом - из рекламы. Каждая заготовка предлагалась по очереди всем участникам, угадавшему вручались жетоны, у подсказывающих - отнимались) Тот, кто начнет первым можно выбрать с помощью жеребьевки.
Музыка была такая. 1-й тур: 1) "Жить как говорится хорошо" ("Операция Ы"), 2) "Помоги мне" ("Бриллиантовая рука"), 3) "Находят люди друг друга" ("Иван Васильевич меняет профессию"), 4) "Какая гадость эта ваша заливная рыба..." ("Ирония судьбы"), 5) "Мы вас вылечим..." ("Кавказская пленница"), 6) "Почему Ы? Чтобы никто не догадался!" ("Операция Ы"), 7) "Бамбармия, кергуду" ("Бриллиантовая рука"), 8) "А теперь горбатый!" ("Место вс тречи изменить нельзя"), 9) "Мне нравится" ("Ирония судьбы"), 10) "Оставь меня, старушка, я в печали" ("Иван Васильевич меняет профессию"), 11) "Утром деньги, вечером стулья" ("Двенадцать стульев"), 12) Вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь", 13) "Куй железо не отходя от кассы" ("Бриллиантовая рука"), 14) "Деточка. а вам не кажется, что ваше место возле параши..." ("Джентельмены удачи"), 15) "Полковнику никто не пишет" ("Брат 2"), 16) "Прекрасное далеко" ("Гостья из будущего"), 17) "Пять минут" ("Карнавальная ночь"), 18) "Парней так много холостых" ("Дело было в Пеньково"), 19) "Смуглянка" ("В бой идут одни старики"), 20) "Снежинка" ("Чародеи"), 21) "Непогода" ("Мэри Поппинс, до свидания").
2-й тур: 1) "Извините, я почему вредный был..." ("Простоквашино"), 2) "Расскажи, снегурочка" ("Ну, погоди"), 3) "Неприятность эту мы переживем" ("Про кота Леопольда"), 4) Песня Трубадура ("бременские музыканты"), 5) "Навсегда" ("Золушка"), 6) "Коньки" ("Маша и медведь"), 7) "Розовая пантера", 8) "Аладдин", 9) "утиные истории", 10) Elton John - Can You Feel the Love Tonight ("Король лев"), 11) "Чип и Дейл", 12) I love to moove it ("Мадагаскар"), 13) "Ледниковый период", 14) "Шрек".
3-й тур: 1) "Титаник", 2) "Секретные материалы", 3) "Профессионал", 4) "Привидение", 5) "Красотка", 6) "Грязные танцы", 7) "От заката до рассвета", 8) "Телохранитель", 9) "Мортал комбат", 10) "Миссия невыполнима", 11) "Фантомас", 12) "Три метра над уровнем неба".
4-й тур: 1) 5ivesta Family - Просыпайся (реклама Кока-колы), 2) Shoking Blue - Venus (реклама Venus), 3) Реклама Вискас ("Котенок ищет маму"), 4) Vangelis - Ask The Mountains (стиральная машина Аристон Аквалтис), 5) Supergrass - Alright (реклама Актимель), 6) John Ozila - Funky Boogie (реклама Липтон), 7) реклама Eclipse, 8) Plan B - She said (кофе Якобс), 9) Мрачные тени (реклама шоколада Альпен Голд), 10) Ogilvy & Mather - Slam (реклама Спрайт), 11) Шакира (реклама Аква минерале), 12) Radical Face - Welcome Home, Son (Я Никон, я кулпикс)
Я успела провести только первые два тура. Несколько гостей решили удалиться, а так как для них тоже были подготовлены подарки мне пришла в голову мысль доверить их выбор имениннику)
6. "Верю - не верю".
Каждому гостю по очереди зачитывались высказывания, а они должны были отгадать правда это или нет
Вопросы были такие:
Верите ли вы, что:
• В Японии при рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в специальный мешочек, который затем закапывают под вишневым деревом. (Нет. На самом деле его кладут в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца)
• В Голландии и Дании родители полагают, что полноценный отдых важнее, чем развитие интеллекта. Считается, что ребенок вполне развит, если к двум годам он может самостоятельно катать игрушку-каталку. (Да)
• В Корее не принято отмечать первый день рождения ребенка, так как это может привлечь злых духов, которые испортят ребенку всю жизнь. (Нет, наоборот - отмечается с исключительной пышностью. Виновнику торжества шьют яркий национальный костюм из цветного шелка, сажают рядом с родителями, а все родственники дают ему поучения и наставления)
• У одного из народов Африки дети первые три-пять месяцев жизни проводят в сидячем положении — их устраивают в специальных отверстиях, проделанных в земле. (Да)
• В Спарте воспитанием девочек не занимались вообще, считалось, что женой и матерью можно быть и без особых навыков. (Нет, девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе, их также учили пению и танцам)
• На Украине верили, что если ребенок часто плачет и капризничает — значит, его подменили ведьмы. Надо положить подменыша на навозную кучу и сечь березовыми розгами до тех пор, пока ведьма не прилетит и не возьмет своего ребенка, а взамен принесет настоящего. (Да)
• На Руси отлучали от груди ребенка не постепенно, а в один день. И в этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха. (Да)
За каждый правильный ответ – жетон.
7. Тесты.
В завершение решила провести еще один конкурс, который был запланирован на случай, если у кого-то окажется одинаковое количество жетонов (да, я даже это предусмотрела!)) На просторах интернета нашла три несложных теста (на знание географии, русского языка и элементарных научных знаний). Больше всего правильных ответов было у мужа, так как он сел за ноутбук и начал искать ответы там, а потом уверял всех, что он знал, но решил уточнить))
Заранее были подготовлены бумажки с названиями теста (соответственно "География", "Русский язык" и "Элементарные научные знания"), желающие поучаствовать вытянули свою тему.
Тест на знание географии (жирным шрифтом выделены правильные ответы).
Для затравки в начале написала следующий текст: "Согласно очередному исследованию ВЦИОМ, лишь 9% россиян смогли правильно ответить на несколько простых вопросов из Единого госэкзамена по географии. "Двоечниками" стали 46% опрошенных. А знаете ли вы географию?"
1. Где находится Лондонский Тауэр?
А) Великобритания
Б) США
В) Россия
Г) Франция
2. Назовите столицу Индии.
А) Мумбаи
Б) Нью-Дели
В) Колката
Г) Карачи
3. Назовите европейскую страну.
А) Ирак
Б) Индия
В) Македония
Г) Япония
4. Назовите город в Белоруссии.
А) Псков
Б) Нарва
В) Смоленск
Г) Полоцк
5. Какая из этих стран монархия?
А) Германия
Б) Италия
В) Афганистан
Г) Япония
6. Какая горная система служит границей между Европой и Азией?
А) Алтай
Б) Урал
В) Карпаты
Г) Пик Коммунизма
7. Какое государство самое маленькое в мире?
А) Лихтенштейн
Б) Ватикан
В) Монако
Г) Андорра
8. На каком полуострове находится Греция?
А) Пиренейском
Б) Апеннинском
В) Аравийском
Г) Балканском
9. Чья экспедиция совершила первое кругосветное путешествие?
А) Кука
Б) Врангеля
В) Магеллана
Г) Лисянского
10. В каком океане находятся Гавайские острова?
А) в Тихом
Б) в Атлантическом
В) в Индийском
Г) в Северном Ледовитом
11. Какая из перечисленных горных систем Евразии самая высокая?
А) Альпы
Б) Кавказ
В) Тибет
Г) Алтай
12. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
А) Туркмения
Б) Монголия
В) Иран
Г) Швеция
13. Какой из перечисленных городов расположен на берегу Волги?
А) Самара
Б) Уфа
В) Рязань
Г) Пермь
Тест на знание русского языка
Лишь 4% россиян могут правильно ответить на несколько несложных вопросов из Единого госэкзамена по русскому языку, как показало недавнее исследование ВЦИОМ. Попробуйте свои силы и вы!
1. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) донельзЯ
Б) взЯла
В) граждАнство
Г) нАверх
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?
А) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Б) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
В) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Г) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) лягте (на пол)
Б) их работа
В) горячие супы
Г) шестистами учениками
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка, …
А) в аудитории началась дискуссия.
Б) у меня возник интерес к этой проблеме.
В) требуются конкретные примеры.
Г) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
А) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Б) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
В) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
Г) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
А) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
Б) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
В) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
Г) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А) никел..вый
Б) достра..вать
В) приветл..во
Г) оскуд..вать
• А, Б, Г
• А, Б, В
• В, Г
• А, Г
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) произнос..шь, преобразу..мый
Б) относ..шься, распущ..нный
В) засмотр..шься, замет..вший
Г) перекин..шь, сломл..нный
9. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
А) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Б) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
В) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
Г) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.
10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
А) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
Б) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
В) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
Г) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
А) 1, 2, 4
Б) 1, 2
В) 3, 4
Г) 1, 2, 3, 4
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
А) 1, 2, 3, 4
Б) 1, 3
В) 1, 2
Г) 3
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
А) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
Б) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
В) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
Г) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Тест на знание элементарных научных фактов.
Знаете ли Вы элементарные научные факты? Мы все учились в школе, большинство еще и в институте. Какая-то часть из нас имеет ученую степень. Но хорошо ли мы помним то, как устроен наш мир, далеко ли мы ушли в понимании природы от наших суеверных предков? Опыт показывает, что нет. Например, ВЦИОМ в прошлом году опросил россиян (1600 человек) на предмет знания элементарных научных фактов. Результаты немало удивили исследователей. Например, треть (32%) респондентов считает, что Солнце вращается вокруг Земли. А 11% уверены, что радиоактивное молоко можно сделать безопасным, если его просто прокипятить. В том, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры, не сомневается 29% россиян. И так далее!
Давайте проверим сейчас, насколько вы хорошо ориентируетесь в простых фактах об устройстве мира? Что мы знаем о Вселенной, звездах и нашей родной Земле?
Этот тест создан именно для того, чтобы проверить свои элементарные научные знания. Вперед!
1. Чем является свет?
А) Потоком частиц
Б) Волной
В) Он может быть и волной, и потоком частиц
2. Лунное затмение – это когда:
А) на Луну падает тень от Земли
Б) на Луну падает тень от Солнца
В) Солнце оказывается за Луной и мы видим ее в тени
3. Почему в радуге нет белого цвета?
А) Потому что белый цвет – это отсутствие цвета
Б) Потому что белый цвет состоит из всех семи цветов радуги, их соединение дает белый цвет
В) Потому что чисто белого цвета в природе нет
4. Вселенная:
А) расширяется
Б) сужается
В) находится в пределах тех размеров, которые она достигла после Большого взрыва
5. Квантовая механика подходит для:
А) описания процессов в мире больших космических расстояний
Б) описания частиц и микромира
В) для описания любых процессов
6. AB+CD = AD+CB – это химическая реакция:
А) замещения
Б) ионного обмена
В) это не химическая реакция, а запись логического высказывания
7. Птицы произошли от:
А) рептилий
Б) земноводных
В) рыб
8. Как соотносятся массы протона и электрона?
А) Протон такой же массы, как и электрон
Б) Протон имеет большую массу, чем электрон
В) Протон имеет меньшую массу, чем электрон
9. Грибы – это:
А) растения
Б) отдельное царство в мире живого, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных
В) микроорганизмы (лишайники)
10. Благодаря каким изменениям в организме у человека возникают эмоции?
А) Работа синапсов мозговой коры
Б) Впечатления, полученные мозгом извне
В) Выработка различных гормонов
11. Согласны ли вы со следующим утверждением: «Радиоактивность – дело рук человека»?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
12. Что нельзя описать математическими уравнениями?
А) Полет бабочки
Б) Рябь на воде
В) Абсолютно все видимое в природе можно описать математическими уравнениями
Было запланировано еще несколько конкурсов, но было довольно поздно и большая часть гостей уже разошлась, а оставшаяся часть уже начинала собираться. Все кто остался решили, что будет справедливо, если призы всем выберет Влад.
Те конкурсы, которые я провести не успела.
8. «Свяжи с собой песню»
Всем предлагается вспомнить любые пять песен, какие первые придут в голову и записать их.
После того как все запишут сообщается, что каждая песня раскрывает ощущения человека в разные периоды и моменты его жизни:
Первая песня - воспоминание о первом поцелуе.
Вторая песня - ощущение от первого дня на новой работе.
Третья песня - утро похмелья после долгой бурной ночи.
Четвёртая песня - в автобусе, в час пик.
Пятая песня - воспоминание о первом свидании.
Для более точного восприятия можно эти песни найти и послушать)
9. "Пророчество"
Каждому раздается лист с таблицей. Необходимо написать в нескольких фразах каким ему представляется жизнь именинника в его 5, 10, 20, 30, 50, 70, 100 лет.
Пожалела, что забыла об этом конкурсе. Люблю такие вещи)
10. «Скульпторы»
Участникам игры выдается пластилин и предлагается поиграть в скульпторов. Называется любая буква алфавита и каждый должен как можно быстрее слепить предмет, название которого начинается с этой буквы.
11. «Лучший шофер»
Желающие поучаствовать разбиваются на пары. К двум машинкам привязываются длинные нитки, а на их концах карандаши. Игроки начинают наматывать нитки на карандаши. Побеждает тот, кто быстрее смотает всю нитку.
12. Детский конкурс «Кто как говорит»
На стену вешаются картинки с изображениями животных. Детям предлагается угадать где изображено животное о котором загадывается загадка и сказать какие звуки оно издает.
- Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — ... (кот)
- Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
- Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)
- Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это... (Ёжик)
- На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки,
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Что это? - … (Лягушки)
- Живу во дворе,
Пою на заре,
На голове — гребешок, -
Я горластый... (Петушок)
- Крылатый, горластый,
Красные ласты. (Гусь)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит.
На чужих лает,
В свой дом не пускает. (Собака)
Не стала проводить, так как сомневалась, что получится собрать всех детей в кучу, они были заняты разгромом игрушек))
Уфф, кажется про всё написала) Буду рада, если кому пригодится)
Клинические исследования
Наверное восприятие исследований, особенно клинических, т.е на людях, очень сильно зависит не только от образования, качества знаний, начитанности, но и менталитета человека.
День 2. Тема: "Точка, точка, запятая"
Второй день занятий прошел для нас легче чем первый.
Время потраченное на подготовку - минимальное. Найти разные игрушки с глазками, носиками и.т.д. не составило труда.
Утром посадила Роберта в стульчик и принялась сама делать аппликацию. К сожалению цветного принтера дома нету, потому пришлось довольствоваться черно-белым, качество распечатки не порадовало, но я таки довела дело до конца. Вырезала глаза, брови, нос, рот, уши и волосы и сделала вот такую аппликацию: (только прошу, не пугайтесь сильно )
Как же она всепередается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д., и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии. О них потом как-нибудь.
Сразу замечу - книги эти переводные, так что Дед Мороз тут ни разу не Дед Мороз, а натуральный Санта Клаус.
Я уже давно привыкла к таким метаморфозам дедули, поэтому предпочитаю детишкам сразу напоминать, ещё перед чтением, что Деды Морозы в разных странах называются по разному - но это не меняет самой их волшебной сути:)
По сюжетам эти две книжки очень добрые и очень новогодние:)))
О каждой расскажу подробнее.
А сначала - общие выходные данные на обе книги:
Издательство - ЭНАС-КНИГА, 2016 год, страниц 58 + 26, тираж по 4000 экземпляров, крепкая картонная обложка, плотная матовая меловка, крупный жирный шрифт и очень хорошее качество печати (Тверь)
потрясающая статья Л.Петрановской о наших бабушках, наших мамах, о нас.
Понять,почему они такие.
Простить.
Людмила Петрановская, психолог:
Как же она все-таки передается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д. , и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии. О них потом как-нибудь.
Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии – первый удар по ним.
И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел – постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать, и ребенка растить), никаких особых радостей. Похоронка, «десять лет без права переписки», или просто долгое отсутствие без вестей, такое, что надежда тает. Может быть, это и не про мужа, а про брата, отца, других близких. Каково состояние матери? Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. На ней ребенок (дети), и еще много всего. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно, плакать нельзя, «раскисать» нельзя. И она каменеет. Застывает в стоическом напряжении, отключает чувства, живет, стиснув зубы и собрав волю в кулак, делает все на автомате. Или, того хуже, погружается в скрытую депрессию, ходит, делает, что положено, хотя сама хочет только одного – лечь и умереть. Ее лицо представляет собой застывшую маску, ее руки тяжелы и не гнутся. Ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним, не отвечает на его лепет. Ребенок проснулся ночью, окликнул ее – а она глухо воет в подушку. Иногда прорывается гнев. Он подполз или подошел, теребит ее, хочет внимания и ласки, она когда может, отвечает через силу, но иногда вдруг как зарычит: «Да, отстань же», как оттолкнет, что он аж отлетит. Нет, она не него злится – на судьбу, на свою поломанную жизнь, на того, кто ушел и оставил и больше не поможет.
Только вот ребенок не знает всей подноготной происходящего. Ему не говорят, что случилось (особенно если он мал). Или он даже знает, но понять не может. Единственное объяснение, которое ему в принципе может прийти в голову: мама меня не любит, я ей мешаю, лучше бы меня не было. Его личность не может полноценно формироваться без постоянного эмоционального контакта с матерью, без обмена с ней взглядами, улыбками, звуками, ласками, без того, чтобы читать ее лицо, распознавать оттенки чувств в голосе. Это необходимо, заложено природой, это главная задача младенчества. А что делать, если у матери на лице депрессивная маска? Если ее голос однообразно тусклый от горя, или напряжено звенящий от тревоги?
Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен, с плохо развитой эмпатией. Даже интеллект нарушается в условиях депривации. Помните картину «Опять двойка»? Она написана в 51. Главному герою лет 11 на вид. Ребенок войны, травмированный больше, чем старшая сестра, захватившая первые годы нормальной семейной жизни, и младший брат, любимое дитя послевоенной радости – отец живой вернулся. На стене – трофейные часы. А мальчику трудно учиться.
Конечно, у всех все по-разному. Запас душевных сил у разных женщин разный. Острота горя разная. Характер разный. Хорошо, если у матери есть источники поддержки – семья, друзья, старшие дети. А если нет? Если семья оказалась в изоляции, как «враги народа», или в эвакуации в незнакомом месте? Тут или умирай, или каменей, а как еще выжить?
Идут годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет. Многие помнят, наверное, бабушек, которые просто физически не могли сидеть без дела. Уже старенькие совсем, все хлопотали, все таскали сумки, все пытались рубить дрова. Это стало способом справляться с жизнью. Кстати, многие из них стали настолько стальными – да, вот такая вот звукопись – что прожили очень долго, их и болезни не брали, и старость. И сейчас еще живы, дай им Бог здоровья.
В самом крайнем своем выражении, при самом ужасном стечении событий, такая женщина превращалась в монстра, способного убить своей заботой. И продолжала быть железной, даже если уже не было такой необходимости, даже если потом снова жила с мужем, и детям ничего не угрожало. Словно зарок выполняла.
Ярчайший образ описан в книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».
А вот что пишет о «Страшной бабе» Екатерина Михайлова («Я у себя одна» книжка называется): «Тусклые волосы, сжатый в ниточку рот…, чугунный шаг… Скупая, подозрительная, беспощадная, бесчувственная. Она всегда готова попрекнуть куском или отвесить оплеуху: «Не напасешься на вас, паразитов. Ешь, давай!»…. Ни капли молока не выжать из ее сосцов, вся она сухая и жесткая…» Там еще много очень точного сказано, и если кто не читал эти две книги, то надо обязательно.
Самое страшное в этой патологически измененной женщине – не грубость, и не властность. Самое страшное – любовь. Когда, читая Санаева, понимаешь, что это повесть о любви, о такой вот изуродованной любви, вот когда мороз-то продирает. У меня была подружка в детстве, поздний ребенок матери, подростком пережившей блокаду. Она рассказывала, как ее кормили, зажав голову между голенями и вливая в рот бульон. Потому что ребенок больше не хотел и не мог, а мать и бабушка считали, что надо. Их так пережитый голод изнутри грыз, что плач живой девочки, родной, любимой, голос этого голода перекрыть не мог.
А другую мою подружку мама брала с собой, когда делала подпольные аборты. И она показывала маленькой дочке полный крови унитаз со словами: вот, смотри, мужики-то, что они с нами делают. Вот она, женская наша доля. Хотела ли она травмировать дочь? Нет, только уберечь. Это была любовь.
А самое ужасное – что черты «Страшной бабы» носит вся наша система защиты детей до сих пор. Медицина, школа, органы опеки. Главное – чтобы ребенок был «в порядке». Чтобы тело было в безопасности. Душа, чувства, привязанности – не до этого. Спасти любой ценой. Накормить и вылечить. Очень-очень медленно это выветривается, а нам-то в детстве по полной досталось, няньку, которая половой тряпкой по лицу била, кто не спал днем, очень хорошо помню.
Но оставим в стороне крайние случаи. Просто женщина, просто мама. Просто горе. Просто ребенок, выросший с подозрением, что не нужен и нелюбим, хотя это неправда и ради него только и выжила мама и вытерпела все. И он растет, стараясь заслужить любовь, раз она ему не положена даром. Помогает. Ничего не требует. Сам собой занят. За младшими смотрит. Добивается успехов. Очень старается быть полезным. Только полезных любят. Только удобных и правильных. Тех, кто и уроки сам сделает, и пол в доме помоет, и младших уложит, ужин к приходу матери приготовит. Слышали, наверное, не раз такого рода расказы про послевоенное детство? "Нам в голову прийти не могло так с матерью разговаривать!" -- это о современной молодежи. Еще бы. Еще бы. Во-первых, у железной женщины и рука тяжелая. А во-вторых -- кто ж будет рисковать крохами тепла и близости? Это роскошь, знаете ли, родителям грубить.
Травма пошла на следующий виток.***
Настанет время, и сам этот ребенок создаст семью, родит детей. Годах примерно так в 60-х. Кто-то так был «прокатан» железной матерью, что оказывался способен лишь воспроизводить ее стиль поведения. Надо еще не забывать, что матерей-то многие дети не очень сильно и видели, в два месяца – ясли, потом пятидневка, все лето – с садом на даче и т . д. То есть «прокатывала» не только семья, но и учреждения, в которых «Страшных баб» завсегда хватало.
Но рассмотрим вариант более благополучный. Ребенок был травмирован горем матери, но вовсе душу ему не отморозило. А тут вообще мир и оттепель, и в космос полетели, и так хочется жить, и любить, и быть любимым. Впервые взяв на руки собственного, маленького и теплого ребенка, молодая мама вдруг понимает: вот он. Вот тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. С этого момента ее жизнь обретает новый смысл. Она живет ради детей. Или ради одного ребенка, которого она любит так страстно, что и помыслить не может разделить эту любовь еще на кого-то. Она ссорится с собственной матерью, которая пытается отстегать внука крапивой – так нельзя. Она обнимает и целует свое дитя, и спит с ним вместе, и не надышится на него, и только сейчас, задним числом осознает, как многого она сама была лишена в детстве. Она поглощена этим новым чувством полностью, все ее надежды, чаяния – все в этом ребенке. Она «живет его жизнью», его чувствами, интересами, тревогами. У них нет секретов друг о друга. С ним ей лучше, чем с кем бы то ни было другим.
И только одно плохо – он растет. Стремительно растет, и что же потом? Неужто снова одиночество? Неужто снова – пустая постель? Психоаналитики тут бы много чего сказали, про перемещенный эротизм и все такое, но мне сдается, что нет тут никакого эротизма особого. Лишь ребенок, который натерпелся одиноких ночей и больше не хочет. Настолько сильно не хочет, что у него разум отшибает. «Я не могу уснуть, пока ты не придешь». Мне кажется, у нас в 60-70-е эту фразу чаще говорили мамы детям, а не наоборот.
Что происходит с ребенком? Он не может не откликнуться на страстный запрос его матери о любви. Это вывшее его сил. Он счастливо сливается с ней, он заботится, он боится за ее здоровье. Самое ужасное – когда мама плачет, или когда у нее болит сердце. Только не это. «Хорошо, я останусь, мама. Конечно, мама, мне совсем не хочется на эти танцы». Но на самом деле хочется, ведь там любовь, самостоятельная жизнь, свобода, и обычно ребенок все-таки рвет связь, рвет больно, жестко, с кровью, потому что добровольно никто не отпустит. И уходит, унося с собой вину, а матери оставляя обиду. Ведь она «всю жизнь отдала, ночей не спала». Она вложила всю себя, без остатка, а теперь предъявляет вексель, а ребенок не желает платить. Где справедливость? Тут и наследство "железной" женщины пригождается, в ход идут скандалы, угрозы, давление. Как ни странно, это не худший вариант. Насилие порождает отпор и позволяет-таки отделиться, хоть и понеся потери.
Некоторые ведут свою роль так искусно, что ребенок просто не в силах уйти. Зависимость, вина, страх за здоровье матери привязывают тысячами прочнейших нитей, про это есть пьеса Птушкиной «Пока она умирала», по которой гораздо более легкий фильм снят, там Васильева маму играет, а Янковский – претендента на дочь. Каждый Новый год показывают, наверное, видели все. А лучший – с точки зрения матери – вариант, если дочь все же сходит ненадолго замуж и останется с ребенком. И тогда сладкое единение можно перенести на внука и длить дальше, и, если повезет, хватит до самой смерти.
И часто хватает, поскольку это поколение женщин гораздо менее здорово, они часто умирают намного раньше, чем их матери, прошедшие войну. Потому что стальной брони нет, а удары обиды разрушают сердце, ослабляют защиту от самых страшных болезней. Часто свои неполадки со здоровьем начинают использовать как неосознанную манипуляцию, а потом трудно не заиграться, и вдруг все оказывается по настоящему плохо. При этом сами они выросли без материнской внимательной нежной заботы, а значит, заботиться о себе не привыкли и не умеют, не лечатся, не умеют себя баловать, да, по большому счету, не считают себя такой уж большой ценностью, особенно если заболели и стали «бесполезны».
Но что-то мы все о женщинах, а где же мужчины? Где отцы? От кого-то же надо было детей родить?
С этим сложно. Девочка и мальчик, выросшие без отцов, создают семью. Они оба голодны на любовь и заботу. Она оба надеются получить их от партнера. Но единственная модель семьи, известная им – самодостаточная «баба с яйцами», которой, по большому счету, мужик не нужен. То есть классно, если есть, она его любит и все такое. Но по-настоящему он ни к чему, не пришей кобыле хвост, розочка на торте. «Посиди, дорогой, в сторонке, футбол посмотри, а то мешаешь полы мыть. Не играй с ребенком, ты его разгуливаешь, потом не уснет. Не трогай, ты все испортишь. Отойди, я сама» И все в таком духе. А мальчики-то тоже мамами выращены. Слушаться привыкли. Психоаналитики бы отметили еще, что с отцом за маму не конкурировали и потому мужчинами себя не почувствовали. Ну, и чисто физически в том же доме нередко присутствовала мать жены или мужа, а то и обе. А куда деваться? Поди тут побудь мужчиной…
Некоторые мужчины находили выход, становясь «второй мамой». А то и единственной, потому что сама мама-то, как мы помним, «с яйцами» и железом погромыхивает. В самом хорошем варианте получалось что-то вроде папы дяди Федора: мягкий, заботливый, чуткий, все разрешающий. В промежуточном – трудоголик, который просто сбегал на работу от всего от этого. В плохом --- алкоголик. Потому что мужчине, который даром не нужен своей женщине, который все время слышит только «отойди, не мешай», а через запятую «что ты за отец, ты совершенно не занимаешься детьми» (читай «не занимаешься так, как Я считаю нужным»), остается или поменять женщину – а на кого, если все вокруг примерно такие? – или уйти в забытье.
С другой стороны, сам мужчина не имеет никакой внятной модели ответственного отцовства. На их глазах или в рассказах старших множество отцов просто встали однажды утром и ушли – и больше не вернулись. Вот так вот просто. И ничего, нормально. Поэтому многие мужчины считали совершенно естественным, что, уходя из семьи, они переставали иметь к ней отношение, не общались с детьми, не помогали. Искренне считали, что ничего не должны «этой истеричке», которая осталась с их ребенком, и на каком-то глубинном уровне, может, были и правы, потому что нередко женщины просто юзали их, как осеменителей, и дети были им нужнее, чем мужики. Так что еще вопрос, кто кому должен. Обида, которую чувствовал мужчина, позволяла легко договориться с совестью и забить, а если этого не хватало, так вот ведь водка всюду продается.
Ох, эти разводы семидесятых -- болезненные, жестокие, с запретом видеться с детьми, с разрывом всех отношений, с оскорблениями и обвинениями. Мучительное разочарование двух недолюбленных детей, которые так хотели любви и счастья, столько надежд возлагали друг на друга, а он/она – обманул/а, все не так, сволочь, сука, мразь… Они не умели налаживать в семье круговорот любви, каждый был голоден и хотел получать, или хотел только отдавать, но за это – власти. Они страшно боялись одиночества, но именно к нему шли, просто потому, что, кроме одиночества никогда ничего не видели.
В результате – обиды, душевные раны, еще больше разрушенное здоровье, женщины еще больше зацикливаются на детях, мужчины еще больше пьют.
У мужчин на все это накладывалась идентификация с погибшими и исчезнувшими отцами. Потому что мальчику надо, жизненно необходимо походить на отца. А что делать, если единственное, что о нем известно – что он погиб? Был очень смелым, дрался с врагами – и погиб? Или того хуже – известно только, что умер? И о нем в доме не говорят, потому что он пропал без вести, или был репрессирован? Сгинул – вот и вся информация? Что остается молодому парню, кроме суицидального поведения? Выпивка, драки, сигареты по три пачки в день, гонки на мотоциклах, работа до инфаркта. Мой отец был в молодости монтажник-высотник. Любимая фишка была – работать на высоте без страховки. Ну, и все остальное тоже, выпивка, курение, язва. Развод, конечно, и не один. В 50 лет инфаркт и смерть. Его отец пропал без вести, ушел на фронт еще до рождения сына. Неизвестно ничего, кроме имени, ни одной фотографии, ничего.
Вот в таком примерно антураже растут детки, третье уже поколение.
В моем классе больше, чем у половины детей родители были в разводе, а из тех, кто жил вместе, может быть, только в двух или трех семьях было похоже на супружеское счастье. Помню, как моя институтская подруга рассказывала, что ее родители в обнимку смотрят телевизор и целуются при этом. Ей было 18, родили ее рано, то есть родителям было 36-37. Мы все были изумлены. Ненормальные, что ли? Так не бывает!
Естественно, соответствующий набор слоганов: «Все мужики – сволочи», «Все бабы – суки», «Хорошее дело браком не назовут». А что, жизнь подтверждала. Куда ни глянь…
Но случилось и хорошее. В конце 60-х матери получили возможность сидеть с детьми до года. Они больше не считались при этом тунеядками. Вот кому бы памятник поставить, так автору этого нововведения. Не знаю только, кто он. Конечно, в год все равно приходилось отдавать, и это травмировало, но это уже несопоставимо, и об этой травме в следующий раз. А так-то дети счастливо миновали самую страшную угрозу депривации, самую калечащую – до года. Ну, и обычно народ крутился еще потом, то мама отпуск возьмет, то бабушки по очереди, еще выигрывали чуток. Такая вот игра постоянная была – семья против «подступающей ночи», против «Страшной бабы», против железной пятки Родины-матери. Такие кошки-мышки.
А еще случилось хорошее – отдельно жилье стало появляться. Хрущобы пресловутые. Тоже поставим когда-нибудь памятник этим хлипким бетонным стеночкам, которые огромную роль выполнили – прикрыли наконец семью от всевидящего ока государства и общества. Хоть и слышно было все сквозь них, а все ж какая-никакая – автономия. Граница. Защита. Берлога. Шанс на восстановление.
Третье поколение начинает свою взрослую жизнь со своим набором травм, но и со своим довольно большим ресурсом. Нас любили. Пусть не так, как велят психологи, но искренне и много. У нас были отцы. Пусть пьющие и/или «подкаблучники» и/или «бросившие мать козлы» в большинстве, но у них было имя, лицо и они нас тоже по своему любили. Наши родители не были жестоки. У нас был дом, родные стены.
Не у все все одинаково, конечно, были семье более и менее счастливые и благополучные.
Но в общем и целом.
Короче, с нас причитается.***
Итак, третье поколение. Не буду здесь жестко привязываться к годам рождения, потому что кого-то родили в 18, кого-то – в 34, чем дальше, тем больше размываются отчетливые «берега» потока. Здесь важна передача сценария, а возраст может быть от 50 до 30. Короче, внуки военного поколения, дети детей войны.
«С нас причитается» -- это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей. В психологи такое называется «парентификация».
А что было делать? Недолюбленные дети войны распространяли вокруг столь мощные флюиды беспомощности, что не откликнуться было невозможно. Поэтому дети третьего поколения были не о годам самостоятельны и чувствовали постоянную ответственность за родителей. Детство с ключом на шее, с первого класса самостоятельно в школу – в музыкалку – в магазин, если через пустырь или гаражи – тоже ничего. Уроки сами, суп разогреть сами, мы умеем. Главное, чтобы мама не расстраивалась. Очень показательны воспоминания о детстве: «Я ничего у родителей не просила, всегда понимала, что денег мало, старалась как-то зашить, обойтись», «Я один раз очень сильно ударился головой в школе, было плохо, тошнило, но маме не сказал – боялся расстроить. Видимо, было сотрясение, и последствия есть до сих пор», «Ко мне сосед приставал, лапать пытался, то свое хозяйство показывал. Но я маме не говорила, боялась, что ей плохо с сердцем станет», «Я очень по отцу тосковал, даже плакал потихоньку. Но маме говорил, что мне хорошо и он мне совсем не нужен. Она очень зилась на него после развода». У Дины Рубинной есть такой рассказ пронзительный «Терновник». Классика: разведенная мама, шестилетний сын, самоотверженно изображающий равнодушие к отцу, которого страстно любит. Вдвоем с мамой, свернувшись калачиком, в своей маленькой берлоге против чужого зимнего мира. И это все вполне благополучные семьи, бывало и так, что дети искали пьяных отцов по канавам и на себе притаскивали домой, а мамочку из петли вытаскивали собственными руками или таблетки от нее прятали. Лет эдак в восемь.
А еще разводы, как мы помним, или жизнь в стиле кошка с собакой» (ради детей, конечно). И дети-посредники, миротворцы, которые душу готовы продать, чтобы помирить родителей, чтобы склеить снова семейное хрупкое благополучие. Не жаловаться, не обострять, не отсвечивать, а то папа рассердится, а мама заплачет, и скажет, что «лучше бы ей сдохнуть, чем так жить», а это очень страшно. Научиться предвидеть, сглаживать углы, разряжать обстановку. Быть всегда бдительным, присматривать за семьей. Ибо больше некому.
Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.
Или помните мальчика Рому из фильма«Вам и не снилось»? Ему 16, и он единственный взрослый из всех героев фильма. Его родители – типичные «дети войны», родители девочки – «вечные подростки», учительница, бабушка… Этих утешить, тут поддержать, тех помирить, там помочь, здесь слезы вытереть. И все это на фоне причитаний взрослых, мол, рано еще для любви. Ага, а их всех нянчить – в самый раз.
Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом – муки невозможной сепарации, и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись – и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.
Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь, и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца. Про это все столько есть фильмов и книг, что даже перечислять не буду.
Интересно, что при все при этом и сами они, и их родители воспринимали свое детство как вполне хорошее. В самом деле: дети любимые, родители живы, жизнь вполне благополучная. Впервые за долгие годы – счастливое детство без голода, эпидемий, войны и всего такого.
Ну, почти счастливое. Потому что еще были детский сад, часто с пятидневкой, и школа, и лагеря и прочие прелести советского детства, которые были кому в масть, а кому и не очень. И насилия там было немало, и унижений, а родители-то беспомощные, защитить не могли. Или даже на самом деле могли бы, но дети к ним не обращались, берегли. Я вот ни разу маме не рассказывала, что детском саду тряпкой по морде бьют и перловку через рвотные спазмы в рот пихают. Хотя теперь, задним числом, понимаю, что она бы, пожалуй, этот сад разнесла бы по камешку. Но тогда мне казалось – нельзя.
Это вечная проблема – ребенок некритичен, он не может здраво оценить реальное положение дел. Он все всегда принимает на свой счет и сильно преувеличивает. И всегда готов принести себя в жертву. Так же, как дети войны приняли обычные усталость и горе за нелюбовь, так же их дети принимали некоторую невзрослость пап и мам за полную уязвимость и беспомощность. Хотя не было этого в большинстве случаев, и вполне могли родители за детей постоять, и не рассыпались бы, не умерили от сердечного приступа. И соседа бы укоротили, и няньку, и купили бы что надо, и разрешили с папой видеться. Но – дети боялись. Преувеличивали, перестраховывались. Иногда потом, когда все раскрывалось, родители в ужасе спрашивали: «Ну, почему ты мне сказал? Да я бы, конечно…» Нет ответа. Потому что – нельзя. Так чувствовалось, и все.
Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне – сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.
Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок – он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж. Забывает, откладывает на потом, не успевает, обещает и не делает, опаздывает везде и всюду и т. п. Ох, начальники от этого воют прямо: ну, такой хороший специалист, профи, умница, талант, но такой неорганизованный…
Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.
Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?». А врезать в свою дверь защелку было равносильно «плевку в лицо матери». Ну, о том, что нормально проверить карманы, стол, портфель и прочитать личный дневник... Редко какие родители считали это неприемлемым. Про сад и школу вообще молчу, одни туалеты чего стоили, какие нафиг границы… В результате дети, выросший в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях (хотя раньше это было обычным делом). Не знают соседей и не хотят знать – а вдруг те начнут в друзья набиваться? Мучительно переносят любое вынужденное соседство (например, в купе, в номере гостиницы), потому что не знают, не умеют ставить границы легко и естественно, получая при этом удовольствие от общения, и ставят «противотанковые ежи» на дальних подступах.
А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком, или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.
Конечно, полученные и усвоенный в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться. Разводы стали чаще, поскольку перестали восприниматься как катастрофа и крушение всей жизни, но они обычно менее кровавые, все чаще разведенные супруги могут потом вполне конструктивно общаться и вместе заниматься детьми.
Часто первый ребенок появлялся в быстротечном «осеменительском» браке, воспроизводилась родительская модель. Потом ребенок отдавался полностью или частично бабушке в виде «откупа», а мама получала шанс таки отделиться и начать жить своей жизнью. Кроме идеи утешить бабушку, здесь еще играет роль многократно слышанное в детстве «я на тебя жизнь положила». То есть люди выросли с установкой, что растить ребенка, даже одного – это нечто нереально сложное и героическое. Часто приходится слышать воспоминания, как тяжело было с первенцем. Даже у тех, кто родил уже в эпоху памперсов, питания в баночках, стиральных машин-автоматов и прочих прибамбасов. Не говоря уже о центральном отоплении, горячей воде и прочих благах цивилизации. «Я первое лето провела с ребенком на даче, муж приезжал только на выходные. Как же было тяжело! Я просто плакала от усталости» Дача с удобствами, ни кур, ни коровы, ни огорода, ребенок вполне здоровый, муж на машине привозит продукты и памперсы. Но как же тяжело!
А как же не тяжело, если известны заранее условия задачи: «жизнь положить, ночей не спать, здоровье угробить». Тут уж хочешь - не хочешь… Эта установка заставляет ребенка бояться и избегать. В результате мама, даже сидя с ребенком, почти с ним не общается и он откровенно тоскует. Нанимаются няни, они меняются, когда ребенок начинает к ним привязываться – ревность! – и вот уже мы получаем новый круг – депривированого, недолюбленного ребенка, чем-то очень похожего на того, военного, только войны никакой нет. Призовой забег. Посмотрите на детей в каком-нибудь дорогом пансионе полного содержания. Тики, энурез, вспышки агрессии, истерики, манипуляции. Детдом, только с английским и теннисом. А у кого нет денег на пансион, тех на детской площадке в спальном районе можно увидеть. «Куда полез, идиот, сейчас получишь, я потом стирать должна, да?» Ну, и так далее, «сил моих на тебя нет, глаза б мои тебя не видели», с неподдельной ненавистью в голосе. Почему ненависть? Так он же палач! Он же пришел, чтобы забрать жизнь, здоровье, молодость, так сама мама сказала!
Другой вариант сценария разворачивает, когда берет верх еще одна коварная установка гиперотвественных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это – отдельная песня. Рано освоившие родительскую роль «дяди Федоры» часто бывают помешаны на сознательном родительстве. Господи, если они осилили в свое время родительскую роль по отношению к собственным папе с мамой, неужели своих детей не смогут воспитать по высшему разряду? Сбалансированное питание, гимнастика для грудничков, развивающие занятия с года, английский с трех. Литература для родителей, читаем, думаем, пробуем. Быть последовательными, находить общий язык, не выходить из себя, все объяснять, ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКОМ.
И вечная тревога, привычная с детства – а вдруг что не так? А вдруг что-то не учли? а если можно было и лучше? И почему мне не хватает терпения? И что ж я за мать (отец)?
В общем, если поколение детей войны жило в уверенности, что они – прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперотвественных почти поголовно поражено «родительским неврозом». Они (мы) уверены, что они чего-то не учли, не доделали, мало «занимались ребенком (еще и работать посмели, и карьеру строить, матери-ехидны), они (мы) тотально не уверенны в себе как в родителях, всегда недовольны школой, врачами, обществом, всегда хотят для своих детей больше и лучше.
Несколько дней назад мне звонила знакомая – из Канады! – с тревожным вопросом: дочка в 4 года не читает, что делать? Эти тревожные глаза мам при встрече с учительницей – у моего не получаются столбики! «А-а-а, мы все умрем!», как любит говорить мой сын, представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей и то, что мне попалась в свое время книжка Никитиных, где говорилось прямым текстом: мамашки, не парьтесь, делайте как вам приятно и удобно и все с дитем будет хорошо. Там еще много всякого говорилось, что надо в специальные кубики играть и всяко развивать, но это я благополучно пропустила :) Оно само развилось до вполне приличных масштабов.
К сожалению, у многих с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается.». А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми – дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает – все хуже.
Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать. Жизнь покажет.
Чем дальше, чем больше размываются «берега», множатся, дробятся, причудлво преломляются последствия пережитого. Думаю, к четвертому поколению уже гораздо важнее конкретный семейный контекст, чем глобальная прошлая травма. Но нельзя не видеть, что много из сегодняшнего дня все же растет из прошлого.
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда - английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая…