как выпрямить палец на руке
Обновлено:
Это достаточно простые упражнения, которые служат для развития вашего мозга и повышения его функциональных возможностей . Упражнения :- улучшают память, - развивают согласованную работу полушарий мозга, - повышают скорость мышления, скорость принятия реш...
Полноценный сон - это залог прекрасного настроения, хорошего самочувствия, красоты и здоровья в целом. Если вы сильно устаете, недостаточно спите, или вам просто сложно отключиться и уснуть крепким сном, тогда вы попали в нужное место! Мы выбрали несколько «лен...
С утра школа кишела вооружёнными шестиклассниками.
Проскакивая под украсившим вход лозунгом «Прощай, оружие!» - и ниже: «Международный день игрушечного разоружения», они неслись по коридору в свой класс, не забывая на бегу похвастать:
Нашла сегодня интересную статью про пальчиковые игры и про то, как они помогают разговорить молчуна) Автор статьи Карельская Е.Г., учитель-логопед высшей категории.
Пальчиковые игры - это тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят «дремлющие» речевые центры в коре головного мозга, заставляют их работать. Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с простейшего: с рассматривания пальчиков. Назовите каждый из них, погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений.
На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем, пусть и он сам перетрет камешки между своих ладошек. Необходимо развивать тактильные и двигательные ощущения всех пальцев. Рука ребенка изображает подъемный кран: большой и указательный палец правой руки подхватывает камешек и направляет его прямиком в ведерко. Как это делать, - показывает взрослый. Подобную работу, по очереди, вместе с большим пальцем, должны выполнить и остальные пальцы сначала на правой, а затем на левой руке. Естественно, всё это сопровождается вашими комментариями и ласковыми словами. Помните, ребенок до трех лет развивается лишь в совместных играх-действиях. В одиночку он играть ещё не умеет!
Когда будут освоены и «Коза-дереза», и «Мальчик-пальчик», и «Сорока» и ещё несколько народных пальчиковых игр, можно разучить и что-нибудь посложнее. Например, такое…
Пчелиный улей
Что за дом-кубышка? (Вы, вместе с ребенком, сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.)
Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)
Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно помахать руками.)
Живут в том доме пчелы. (Потрясти кулачок, поднести его к уху, пожужжать.)
Пчелы летают. (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями. Пожужжать.)
Деток в домике считают: (Ребенок снова сжимает кулачок.)
Один, два, три, четыре, пять… (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
Мы не будем им мешать. (Завести руки за спину, - «спрятать»).
Пчелки мед соберут, (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)
И Дашутке (Андрюше, Данюше и т.д.) дадут. (Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)
(Е.Г. Карельская)
Улитка
Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)
Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)
Дам пирога! (Показать раскрытые ладошки.)
- Мне не надо пирога! (Отрицательно помотать головой.)
Мне свобода дорога! (Повертеть сжатыми кулачками.)
Я ползу по дорожке. (Кулачки снова «ползут» по столу.)
Захочу, - высуну рожки! (Высвободить и выпрямить указательный и средние пальцы.)
А дотронешься слегка, - (Дотронуться до указательного и среднего пальца малыша.)
Убираю я рога! (Улитка снова прячет «рожки».)
(Е.Г. Карельская)
Черепаха
- Здравствуй, черепаха! (Сжать кулачки.)
Вот тебе рубаха! (Накрыть кулачок ребенка своей рукой и слегка сжать.)
-У меня своя защита. (Покрутить сжатыми кулачками.)
Она прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.)
- Вот тебе сапожки. (Взрослый щепотью своих пальцев гладит от основания до кончиков каждый пальчик на ручках малыша.)
Есть у тебя ножки? (Снова сжать кулачки.)
- У меня - лапки! (Раскрыть, растопырить пальцы на обеих руках.)
Они играют в прятки. (Снова крепко сжать кулачки.)
-А где твоя головка? (Высвободить и показать большие пальцы.)
- Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак.)
(Е.Г. Карельская)
Выполняя игры с пальчиками, ребенок, вслед за вами попытается проделать не только движения руками, но и повторить слова. Не все будет получаться с первого раза. Терпение, и ещё раз терпение, повтор, снова повтор. Вот так, изо дня в день (а не от случая к случаю) занимаясь с ребенком, вы сможете его, в результате, разговорить.
Наши пальцы могут лечить наше тело. Гибкость и подвижность пальцев свидетельствует о состоянии внутренних органов. Причём каждый палец отвечает за определенные органы.
В японской лечебной системе шиацу большое значение придается массажу пальцев.
Видный эксперт шиацу Н. Текухиро считает, что эластичные и сильные пальцы благотворно сказываются на всем организме. протекают мыслительные процессы в голове.
Материнский массаж с пестушками - описание приемов
Начинаем массаж, ласково разговаривая с ребенком, настраивая его и себя на общение.
В ожидании появления своего малыша на свет будущая мамочка должна сделать все от себя зависящее, чтобы процесс рождения крохи оставил исключительно положительные эмоции и у нее, и у крохи. Для этого важно правильно организовать подготовку к родам, поскольку во многом именно от того, насколько роженица готова к родовой деятельности, зависит ее положительный исход. На страницах этой статьи речь пойдет о том, как правильно готовить к родам свой организм (шейку матки, грудь, мышцы).
Упражнение для улучшения памяти:
Упражнение №1
Складываем вместе большой и указательный пальцы и прижимаем друг к другу, выгибая их.
Тоже самое делаем с большим и средним пальцем
Далее повторяем с большим и безымянным пальцем
Потом с большим пальцем и мизинцем.
Упражнение делается по 20 раз для каждой руки.
Упражнение №2
Кончиком большого пальца надавливаем на основания каждого пальца, каждой руки, с наружной стороны по 20 раз.
Упражнения для повышения внимания:
Упражнение №1
Надо сжать одну руку в кулак
Ладони другой руки выпрямите и пальцы сложите вместе.
Средний и безымянный палец прямой ладони подведите к основанию мизинца, сжатой в кулак руки
Затем быстрым движением, поменяйте положение рук
Выполняйте это упражнение по 10 раз для каждой руки. Когда меняете руки, энергично выдыхайте через рот.
Упражнение №2
Проведите легкий массаж спины
Вместе с этим массируйте все пальцы на ногах и зону вокруг больших пальцев.
Это даст дополнительный приток крови к головному мозгу.
Выработка настойчивости:
Упражнение №1
Надо мысленно провести линию между двумя самыми высокими точками ушей через голову
Вторую линию мысленно проводим от переносицы до затылка через середину головы.
Находим точку пересечения этих линий
Подушечками, сложенных вместе средних пальцев массируем эту точку в течение 3 секунд.
Упражнение №2
Подушечками средних пальцев массируем точку кэнсе, расположенную чуть выше наружной лодыжки.
3 раза по 3 секунды с усилием нажимаем на эту точку
Развитие силы воли:
Тщательно массируем большие пальцы рук по 2 минуты. Упражнение выполняется 3 раза.
По материалам книги Тэ Санри «Японский пальцевый массаж»
Обогащение крови кислородом происходит в лёгких, а насыщение питательными веществами - органах пищеварения. В печени и почках происходит нейтрализация и вывод продуктов метаболизма. Кровообращение регулируется гормонами и вегетативной нервной системой.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.
Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.
Предлагаем Вашему внимаю сборник стишков и потешек для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим малышом в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.
«Дарики - комарики»
- игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились - в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились - кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!
«Квасим капусту»
Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос - руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
Если я - капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга - для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем - в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти - тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.
И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.
Строим стенку,
Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец - вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
2.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек - соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты - ладони и предплечья.
3.
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
4.
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи-пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
"Вьюшки"
Сначала - большие Вьюшки - крутим кулачками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом - маленькие Вьюшки - пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
"Дом"
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И - открыли! (расцепили ручки)
"На мельнице"
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).
"Пальчики"
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
*
Этот пальчик - в лес пошёл.
Этот пальчик - гриб нашёл.
Этот пальчик - занял место.
Этот пальчик - ляжет тесно.
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.
*
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(3. Александрова).
«Паучок»
Паучок плетет, плетет паутинку свою,
паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька.
Паутинка рвется, мотылек смеется
«Паучок - 2»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
паучок пошел опять,
а за ним пошли все детки, чтобы погулять по ветке.
«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
пекла баба оладушки,
маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.
«Улитка».
Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает - это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» - теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный - «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы - не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает - она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении - до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
«Гусеница»
1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6. Поела - Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются
7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает - держит кулачок, как яблоко.
8. Проснулась - Постепенно расправляем ладони…
9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь - крылья бабочки.
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
*
Логопедическая пальчиковая игра.
Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда -
новый шар надую я.
*
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
*
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)
«Солнышко»
Раз, два, три, четыре, пять!
- Показывать заданное количество пальцев.
Солнце глянуло в кроватку!
- Кулачок «просыпается» (сжимать и разжимать кулачок).
Раз, два, три, четыре, пять!
Дружно сделаем зарядку!
-Кулачок «просыпается».
«Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся,
- Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся.
- Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три!
-Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.
«Мячик»
Друг веселый, мячик мой!
- Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.
Всюду, всюду ты со мной!
- Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.
«Домики для пальчиков»
Раз, два, три, четыре, пять
- Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.
Вышли пальчики гулять.
- Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять
-Сжимают пальцы в кулачки.
В домик спрятались опять.
-Начиная с мизинцев, поочередно поворачивают кулачки, как бы рассматривая «домики» пальчиков.
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.
Ивану Большаку - дрова рубить.
Ваське-Указке - воду носить.
Мишке Среднему - печку топить.
Гришке Сиротке - кашку варить.
Крошке Тимошке - песенки петь,
Песенки петь и плясать.
Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно - в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка.
Так как движения в ходе проведения игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:
· «Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
· «Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
· «Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
· «Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
· «Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей:
· «Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
· «Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
· «Клювики» - большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
· «Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевеливать ими;
· «Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;
· «Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
· «Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
· «Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;
· «Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
· «Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены - ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
· «Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
· «Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки;
· «Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
Пальчиковые сказки. Кот, Петух и Лиса
Жили Котик с Петушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке.
(«Колечки».)
Утащила Петушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору.
(«Кулачки», «Лучики».)
Смелый Котик в лес пошел
И нору Лисы нашел.
(«Колечки», «Здравствуй».)
Умный Котик спас дружка Петю-Петю-Петушка.
(«Гребешок».)
Живут Котик с Петушком
У лесной опушки
(«Колечки».),
И теперь уже Лиса
Не ходит к их избушке. («Маятник».)
Рукавица
На охоту вышел дед
Зимнею порою
(«Колечки».),
Рукавицу потерял
Под большой сосною.
(«Лучики».)
Дома стал ее смотреть
(«Колечки») -
Не нашел на месте
(«Веер».)
И отправился искать
(«Колечки».)
В лес с собакой вместе. («Кулачки».)
А в лесу в той рукавице («Колечки».)
Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки».)
В лес собака прибежала
(«Колечки».),
Всех зверей перепугала,
(«Лучики».)
Рукавицу подняла
(«Колечки».),
Деду в руки отдана.
(«Здравствуй».)
Репка
В огороде дедка
Репку посадил,
И водой из лейки
Репку он полил.
(«Колечки».)
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
(«Хлопки».)
Выросла репка
Всем на удивленье
(«Колечки».),
Большая-пребольшая,
Всем хватит угощенья.
(«Лучики».)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
Выросла репка
И сладка, и крепка
(«Хлопки».)
Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок ни высок.
(«Веер».)
Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили. («Здравствуй».)
Там и муха, и лягушка,
Зайчик с лисонькой-подружкой,
Еж колючий, серый волк
В дружбе знали они толк. («Колечки».)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(«Замок», поворачивать его влево-вправо.),
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(«Лучики».)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(«Волны»),
А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый. («Здравствуй».)
В нем теперь живут
все вместе
И поют такие песни
(«Колечки»)
Стоит в поле теремок,
Он ни низок ни высок...
(«Веер».)
Заюшкина избушка
В лубяной избушке
Жил заяц на опушке
(«Колечки»),
А в ледяной избушке -
Лисица на горушке. («Лучики».)
Растаяла весною
Избушка на горушке
(«Волны».),
Лисица побежала
К зайцу на опушку.
(«Колечки».)
Выгнала зайчишку
Из лубяной избушки
(«Лучики».),
Да сама жить стала
В избушке на опушке.
(«Кулачки».)
И ни волк и ни медведь
Не смогли помочь.
(«Колечки».)
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок
У заюшки в избушке («Здравствуй».),
В лубяной избушке,
Избушке на опушке.
(«Колечки».)
Про курочку Рябу
Курочка Ряба
Бабе и деду
Яйцо золотое
Снесла к обеду.
(«Колечки»)
Били яичко
И баба, и дед,
Но не смогли
Разбить на обед.
(«Молоточки».)
Мышка-норушка
Мимо бежала
(«Волны».),
Яичко смахнула,
Оно и упало.
(«Лучики».)
Плакали горько
Баба и дед
(«Колечки».),
Яйцо ведь разбилось,
Пропал их обед.
(«Лучики».)
С тех пор уже Ряба
Бабе и деду
(«Колечки».)
Несет лишь простые
Яйца к обеду.
(«Кулачки»)
Зимовье зверей
Звери однажды
Избу срубили
(«Молоточки».),
Печь в ней сложили
И счастливы были.
(«Здравствуй».)
Узнали про это
Волк и медведь
(«Колечки».),
Им захотелось
Хозяев всех съесть.
(«Кулачки»)
Тихонько к зимовью
Они подошли,
Дверь приоткрыли
И в сени вошли...
(«Колечки»)
Голосом страшным
Заблеял баран
(«Лучики»),
Петух кукарекал
(«Клювики»),
Бык в бок забодал.
(«Коза»)
Кот с печки зафыркал
(«Волны»),
Ну а свинья
Хрюкала с визгом:
- Здесь хата моя.
(«Лучики»)
Волк с перепугу
Выскочил прочь,
Медведь за ним следом.
Бежали всю ночь.
(«Волны»)
С тех пор уж к зимовью
Они не ходили
(«Маятник»),
А звери в избушке
Счастливо жили.
(«Здравствуй».)
Дождь прошел
Дождь прошел, и солнце
светит,
Согревая все кругом
(«Колечки»),
На полянку вышли звери,
Что сидели под грибом.
(«Лучики».)
Сушат крылья, сушат шерстку, Сушат перья и носы...
(«Колечки».)
Рады все, что зайчик спасся
От прожорливой лисы.
(«Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер»),
Гриб стоит, как великан («Лучики»),
На поляне веселиться
будут звери,
Трам-там-там...
(«Хлопки»)
"...Тогда продолжим лекцию. Куст сирени лучше орхидей. И одуванчики тоже, и чертополох. А почему? Да потому, что они хоть ненадолго отвлекают человека, уводят его от людей и города, заставляют попотеть и возвращают с небес на землю. И уж когда ты весь тут и никто тебе не мешает, хоть ненадолго остаешься наедине с самим собой и начинаешь думать, один, без посторонней помощи. Когда копаешься в саду, самое время пофилософствовать. Никто об этом не догадывается, никто тебя не обвиняет, никто и не знает ничего, а ты становишься заправским философом - эдакий Платон среди пионов, Сократ, который сам себе выращивает цикуту. Тот, кто тащит на спине по своей лужайке мешок навоза, сродни Атласу, у которого на плечах вращается земной шар. Сэмюэл Сполдинг, эсквайр, сказал однажды: «Копая землю, покопайся у себя в душе». Вертите лопасти этой косилки, Билл, и да оросит вас живительная струя Фонтана юности. Лекция окончена".
вес - 6 кг,
рост - 61 см.
и уже не скажешь, что раскормила, когда рост такой))
уже неделю как отвечает на улыбку. стремительно пытается перевернуться, любит ползать. счесывает щеки об простынь, крехтит, ругается - видно, что тяжело. но всё-равно ползет. старается поднимать голову, но еще не понимает для чего в ползании руки)) а было всё так: делали зарядку в другой комнате ( в нашей ледник, спим с открытым окном на воздухе), там диван мягче. ничего лежа не видно. Кузя поднял голову, увидел игрушку, которая случайно валялась и пополз к ней - и давай бурчать, чтоб я руки скорей подставила, ему ж нужно ногами от чего-то толкаться))) прополз около 20 см. с тех пор, как только ложимся на мой диван голенькие - нужно обязательно на живот и ползать))) ( так мы делаем зарядку, на моем диване в одном памперсе).
с тех пор наблюдает за игрушками. повесили мобиль. привлек внимание только когда на мобиль посадили любимого мишку ( с первых дней нравился белый в красном шарфе от Кока-колы). улыбается зайцам - подвеске в коляску. любит большого музыкального дракошу. салатного, разумеется) тоже с красным бантом на шее.
помыла все погремушки ( 4 дня не могла до этого добраться). мешок, который нашла на чердаке - делать было вот прям совсем нечего - замочила в ванной пока мыла. сполоснула в тазике с перманганатом калия, чтоб стерильно - на утро поняла, что они набрали воды внутрь. 3-й день спускаю воду, сушу...
вырос со всего, что было до 3-х месяцев... я в растерянности.
любит салатный цвет. при Б мне хотелось покупать ему всё салатное. теперь он любит салатные игрушки. из карточек разного цвета долго смотрит только на салатные и желтые)) на каком-то тонком плане он смог передать мне эту информацию))
сегодня впервые не встречали рассвет. обычно в 5 утра мы по пол часа смотрели в окно. потом часы перевели. вставали все-равно в 5. ждали до 6. смотрели рассвет. играли до 8-9. каждое утро совершенно бессмысленно пыталась приспать еще. хотя бы на часок. бывает, в 7 мы уже спим в коляске под подъездом на лавке. я сижу закутаная, зарсовки делаю, с термосом и подушкой под попой. ждем папу к 9 - проводим на работу. если договариваемся с друзьями о прогулке - то ранним утром на выходных - в городе свежо и тихо. при шуме любого уровня никак не можем спать. необходим воздух, насыщенный праной и тишина. сегодня засыпаем под звук биения сердца. я быстрей. бабушка подарила музыкальную игрушку с проектором на стену - движущейся картинкой медведиков и звездочек. я люблю медведей и у Кузи загадочным образом всё медведевое))
раннее просыпаение стараюсь поменять - с 4 утра после последнего ночного кормления забираю к себе в кровать. спим дольше) не без песен и танцев... но. спим.
шокируют люди: не приучай спать в тишине! не изолируй от жизни, пусть привыкает к громким звукам. и орут дальше... но он не спит. а качать\укладывать его мне. 6 кг. против моих 40. по 50*** раз на день от их дебильных криков. если перегуляли\болит живот - качания приводят к сну только если медленно приседать и петь колыбельную Умки. сначала голову держит, разглядывает. когда готов спать - сползает ниже и кладет головушку на меня. колени офигели на 3-4-й день. помогает фитбол - на нем меньше нагрузка на суставы, но спина всё-равно болит. живот уже ушел с такими качаниями и задница скоро станет как у Ким Кардашьян.
спину сутулит. болит. и еще не выпрямилась после родов. зрение не вернулось. надеюсь на массажи.
живот беспокоит от: картошки, мучного, сахара (допустимо ложку в 2-3 дня), жирного мяса, молока, кефира, покупных сладостей (пару ложек домашних допустимы).
продолжаю сидеть на жесткой диете: каши, пареное мясо - печеное, жареное на керамической сковороде без масла, на пару. суп - из овощей только морковка, лук, буряк. каждый день творог, банан, бутерброд со сливочным маслом и сыром ДО средней жирности. 1-й месяц только 16-20%. хлеб отрубной из муки 2-го сорта, бездрожжевой. приходится печь. часто порчу его. все-равно есть приходится, мороки с выпеканием много... 3 часа расстояться, замесить, еще 3 часа... печь 50 минут..фух. печенье из овсянки и яблок\тыквы\морковки\бананов. кунжут, скмена льна, укропа и отруби - обязательно в рационе. пью йодомарин и сорбифер - остатки после Б. зеленый чай - не больше 2-х чашек - Кузю бодрит, если пью много. иногда балуюсь сладким. иногда себя ругаю. плантекс помогает.
молоко уже неделю приходит во время кормления.
играем в халабуду под одеялом, в козу рогатую, подолгу можем валяться в шезлонге-качеле (около 20 минут), чтение книг вызывало довольно скромный интерес. сегодня улыбался и прямо-таки хохотал, глядя на страницы. прочитали пол книжки за раз))) около 7 стихов. с удовольствием слушает сказки, выдуманные на ходу. любит смотреть в окно. очень любит крепления, лампочки, контрастные ткани.
памперсы пользуем 2, купили пачку 3 от 4 до 9 кг. великоваты. но на них в ватсоне скидка 12%. беби дримы рулят.
коликиты, плантексы, укроп - пьет. воду выплевывает всеми способами. даже если держать ложку во рту - не глотает. плюет через уголок)) соску выталкивает. больше жует её. зато руку мою своими двумя хватает и тянет мой палец в рот - посмоктать сустав между верхними двумя фолангами и нижней... вкусней, наверное.
быстро засыпает на прогулке у папы на руках. мерные мужские шаги убаюкивают. дома муж уложить сам не может. но это не мешает ему шуметь, если укладываю я)
без сомнений, узнает нас с мужем.
были проблемы со сном - не спал оттого, что кутала. жарко ему почти всегда. когда он на прогулке в трикотажном человечке и ему жарко, я, можно считать, иду в 2-х человечках. горячий мужчина, однако)))
улыбается после еды, когда вытираю ему ротик))) ненавидит когда его будят. скандалит и ругается. когда сюсюкать: у кого такой носик? у кого такие щечки славные? и тп, он обязательно улыбается)))
купили круг для купания на шейку. снимали купание на видео))) не знаю даже кому понравилось больше)))))))))) купали в хмеле с кропивой, плескались минут 20. спали утром доооолго) так же купаем в череде, ромашке, любыстке.
натертые о простынь и обветренные щеки мажем кипяченым оливковым маслом, вместо присыпки - крохмал. довольны. бепантен лечит редкие припрелости под памперсом. быстро довольно.
я бросаюсь на прохожих.
как собака дикая.
ибо нефиг орать около коляски )))))
мне очень нравится, когда по возвращении с дневной жаркой прогулки, мы с Кузей ходим в одном белье, играем и кушаем. это волшебство - кожа к коже)))
в день выговаривается по новой букве. уже было ма, ба, ку, агу и др. хит - это вчерашнее утреннее - бля)))) (притом, что при Б мы с мужем максимально держали себя в руках и не ругались). на днях обедали с мужем в тишине, и в радио-няню услышали "Я!". а няню я называю Кузя фм.))))
обошли по гостям почти всех родственников - представили им нового члена семьи)))
муж все еще не верит, что хомячок похож на него всем, кроме ушей - и на том спасибо, уши мои.
а между тем, мы спим на берегу океана... бабуля подарила шикарную штуку со звуками. с утра я вставала с кровати 1 раз - взять банан. дома никого... мы с Кузей обнимаемся и дрыхнем как два тюленя после тяжелой ночи...
всё еще не готова доверить Кузю хоть кому-то. ни уложить, ни покупать... даже когда сама зомби. надеюсь, это скоро пройдет. похоже на маниакальную детскую фобию - все женщины моей семьи оставляли маленьких грудничков на родственников, чтоб заработать на жизнь, поскольку их мужчины на это способны не были. ой, держите меня в июне, чтоб я не вышла на работу. а-то кармическая ситуация поглотит...
ни на чем другом концентрироваться не могу. только мы с Кузей.
точка опоры моего внимания... сердцевина моей жизни. мой маленький друг, такое большое светило...
Едва ли не с самого рождения малышу необходим массаж. Ласковые и нежные прикосновения мамы приятны малышу, они доставляют ему удовольствие. Простые движения маминых рук помогают активизировать в организме малыша важные процессы, которые способствуют его правильному развитию.
Каждая мама интуитивно чувствует, какие движения помогают малышу: она гладит животик, когда мучают колики, гладит по голове, чтобы успокоить ребенка.
Существует несколько приемов массажа и правил для его проведения. Массаж для грудничков может маленького реву превратить в довольного, всегда улыбающегося малыша.
Когда и где проводить массаж?
Лучше всего массажные процедуры проводить утром или днем, но обязательно до кормления. Подготовьте место, где малышу и вам будет удобно и тепло. Положите рядом теплую пеленку и детское масло. Массаж желательно делать каждый день примерно 15-20 минут.
На гимнастический мяч - с рождения! Необходимая информация и подробное описание упражнений для крох на мяче:
Чем гимнастический мяч полезен для крохи?
1. Покачивание на мяче развивает вестибулярный аппарат ( один из важнейших компонентов занятий с ребенком первого года жизни ).
Малыш может совершать «пассивное» плавание, как он привык это делать в животике у мамы. Таким образом, кроха получает необходимые вестибулярные, зрительные и кинестетические импульсы.
2. Занятия имеют позитивный эффект расслабления. Упражнения на гимнастическом мяче расслабляют мышцы живота, при этом улучшается пищеварение, реже возникают младенческие колики. Если брюшные мышцы расслаблены, значительно улучшается дыхание.
3. Вибрация - это своеобразная физиотерапия, обладающая обезболивающим эффектом, она также стимулирует правильную работу жизненно важных органов малыша.
4. На мяче с рождения можно заниматься простейшей гимнастикой, с возрастом усложняя ее. Укрепляются и развиваются все группы мышц крохи. Мышцы спины, особенно вокруг позвоночника, становятся более сильными и гибкими, а это - залог нормального функционирования нервной системы.
5. Кроме всего прочего, гимнастика на мяче - это интересное и забавное занятие! Занимаясь с раннего возраста, очень скоро вы будите видеть довольную и счастливую мордашку своего малыша, как только положите его на мяч.
Упражнения на гимнастическом мяче с рождения:
Упражнение №1.
Положите правую руку малышу на спинку и слегка прижмите его к мячу. Левой рукой придерживайте левую ножку в области коленного сустава, свою руку при этом прижимайте к мячу. Таким образом, вы будите полностью контролировать ситуацию. Начните потихоньку покачивать ребенка вперед, назад, по кругу, немного вибрируя.
Внимательно наблюдайте за крохой, разговаривайте с ним, пойте песенку, хвалите. Это придаст ему уверенности. Через 1-2 минуты, придерживая мяч ногами, осторожно переверните малыша на спину. Опять же правую руку положите ему на животик, левой придерживайте ножку, и повторите все движения.
Если ребенок забеспокоился при первом занятии, не останавливайтесь, повторите все на следующий день, а в дальнейшем выкладывайте кроху на мяч в течение дня несколько раз. Постепенно вы и ваш малыш привыкнете к таким занятиям.
На мяче младенец успокаивается, расслабляется, получает легкий массаж живота, спины, лучше отходят газики, перестает болеть животик, нормализуется стул, снижается тонус сгибателей. Постепенно увеличивайте амплитуду покачиваний и вращений. Перед занятиями можно сделать легкий, поглаживающий массаж, полезно на время занятий раздевать малыша - тут вам и воздушные ванны, и закаливание.
Время занятий на мяче строго не устанавливается. Если вы и ребенок получает от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите. До 1-го месяца, покачиваясь и вращаясь на мяче, вы оба адаптируетесь к занятиям на таком тренажере. С 1-го месяца занятия можно усложнить. Теперь все упражнения выполняйте стоя перед мячом.
Упражнение №2.
Сначала попробуйте убрать руку со спинки и животика. При этом придерживайте малыша обеими руками за ножки в области коленных суставов. Научитесь чувствовать себя уверенно при такой поддержке, покачивая кроху, вращая и вибрируя.
Упражнение №3.
Затем постепенно научитесь отрывать свои руки от мяча, слегка приподнимая ножки ребенка. Самое главное - делать все плавно и аккуратно. Постепенно, приподнимая ножки младенца, покачивайте его с упором на верхние отделы туловища в позиции на животе. После этого положите кроху на спину и повторите упражнение.
Упражнение №4.
Увеличивая амплитуду покачиваний и придерживая малыша за коленные, а затем только за голеностопные суставы, постарайтесь все больше и больше опускать его головкой вниз. Не бойтесь положения вниз головой. Привыкнув, в позиции на животике ребенок будет тренировать мышцы шейного отдела, дольше, лучше и увереннее держать голову. Мышцы спины и позвоночник при этом так же задействованы и укрепляются.
В позиции на спине положение вниз головой обеспечивает снижение тонуса сгибателей. Ручки расслабляются, выпрямляются, снижается тонус кисти, раскрываются пальчики. Привыкнув к положениям вниз головой, на короткое время задерживайтесь в висах, при этом немного потряхивайте младенца, вибрируйте на мяче, расслабляйтесь.
Когда вы освоитесь с висами вниз головой, можно попробовать удерживать ребенка только за ручки. Так как это несколько сложнее, попросите родственников на первых порах подстраховывать вас.
Упражнение №5.
Малыш лежит на спинке. Возьмите его за ручки в области лучезапястных суставов или вложите в его ладошку свой большой палец. Врожденный хватательный рефлекс позволит вам крепко держать кроху за кисть. Как и раньше, в первую очередь освойте простые покачивания ( начинайте очень осторожно, постепенно увеличивайте амплитуду движений ).
Если ручки ребенка довольно хорошо разгибаются, добейтесь полного подъема рук вверх, в движении. Ножки при этом свободно свисают вниз. Задержитесь в таком положении на некоторое время. Расслабьте младенца, потряхивая и вибрируя. Постепенно добейтесь полного выпрямления ножек вдоль мяча и полного разгибания позвоночника. Со временем в положении на спине можно будет выполнять любые движения руками: вверх, вниз, «мельницу», скрещивание на груди.
Освоив эти простейшие упражнения, к 2-м месяцам можно переходить к более сложной гимнастике.
Упражнение №6.
Ребенок лежит на спине. Вы придерживаете его за ножки в области коленных суставов, а если чувствуете уверенно, - только в области голеностопов. Попробуйте медленно и аккуратно проделать следующее: приближая малыша к себе, согните его ножки в коленных суставах и прижмите к животику, а при движении от себя выпрямите ножки.
Повторяйте упражнение несколько раз; постепенно увеличивая амплитуду и скорость качания. Теперь попробуйте выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой. Получится своеобразный «велосипед» на мяче.
Упражнение №7.
Ребенок лежит на животе. Правой рукой придерживайте его в области поясницы, а левой попробуйте уложить в позу «лягушки». В такой позе покачивайте вперед, назад, вибрируйте на мяче. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.
Упражнение№8.
Младенец лежит на животике. Придерживайте его ручки ( как в упражнении 5 ). Покачивайте вперед, назад, постепенно приподнимайте за ручки плечевой пояс и грудную клетку. Получится «рыбка» на мяче. Постепенно разводите ручки в стороны, при этом приподнимая малыша. Получится «ласточка» на мяче.
На 3-м месяце упражнения на гимнастическом мяче следует еще больше усложнить и разнообразить.
В позиции на животе полезно сгибать и разгибать ножки, удерживать ребенка то за одну ножку, то за другую, удерживая за ручки, опускать вниз, делать прыгающие движения, тренируя тем самым опору на всю стопу.
Когда кроха научится захватывать предметы, можно разбросать на полу несколько мелких игрушек, и вы увидите, как он станет отрывать сначала одну, а затем обе ручки от мяча, стараясь взять игрушку. Ваше занятие превратится в веселую забаву.
В позиции на спине можно присаживать малыша, сгибать и разгибать выпрямленные ножки, делать повороты влево - вправо; через некоторое время начинайте учить ребенка переворачиваться со спины на животик и обратно, а еще чуть позднее - садиться.
Малыша надо учить переворачиваться, садиться, ползать, а когда он будет самостоятельно вставать, - правильно ходить. Не следует ждать, когда карапуз начнет делать это самостоятельно. Чем больше мы тормошим наших детей, тем успешнее идет их развитие.
Заниматься на гимнастическом мяче надо по 10-15 минут ежедневно. После такого занятия очень полезно поплавать в ванне. Если учесть, что занятие начинается с легкого массажа (10-15 минут), плюс плавание минут 10-15, на все у вас будет уходить от 20 до 40 минут в день (всего-то!). Но какую пользу получит ребенок!
Организм маленького человечка очень быстро отзывается на такие занятия. Результаты будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положений своего тела, у него улучшится сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.
Гимнастический мяч так же очень хорош для занятий с малышами, которых имеется какая-либо неврологическая (гипер-, гипотонус и т.д.) или ортопедическая патология (кривошея, дисплазия тазобедренных суставов и т.д.). В этих случаях занятия должен проводить только специалист, или вы после прохождения курса обучения.