Логопедическая диагностика
В этот понедельник логопед провела диагностику в младшей группе у детей, включая мою дочь. Да, я знаю, что у нее речевые проблемы, именно в звуках. Но как выяснилось ещё и маленький запас слов. Она сказала, что ребенок должен знать, что такое ремень (это со слов мужа). Назначила пройти врачей, затем записаться к психиатру. После пройти пмпк. Что
Кому надо, есть контакт нетрадиционного педиатра, Сергея Никитина.
Его интервью тут: http://soznatelno.ru/zdorovaya-semya/drugoiy-vzglyad-na-bolezni-intervyu-neonatologa-pediatra-sergeya-nikitina-detskomu-radio.html.
Сейчас Илье почти 1,3.
Сделали ночное ЭЭГ и там же сходили на консультацию к неврологу-эпилептологу. Врач сказала, что на ЭЭГ ничего серьезного нет. Есть какой-то показатель, который на нижней границе нормы, лечить ничего не надо. При осмотре ребенка сказала, что совершенно не похож на аутиста.
Проверили гла
Крик души. Не знаю, в то ли сообщество пишу.. Нужно мнение со стороны, может, кто-то сталкивался с подобной ситуацией.
Всем здравствуйте! Сегодня были у логопеда. Сыну через несколько дней 3 года. В предыдущей моей записи я уже писала, что он очень мало слов произносит.
Сегодня же наконец-то посетили логопеда.
Хотела бы рассказать, как всё прошло:
Логопедом очень довольны
Провела качественную диагностику, как мне кажется.
Рассказа
Девочки,привет. Очень давно сижу на сайте Беби Блог,с 2009 года,как родился мой долгожданный мальчик Егорка. Как и все находила девочек с которыми рожали вместе в роддоме и просто общалась и спрашивала советы.Был свой не большой интернет магазин с игрушками и девочки покупали у меня их через этот сайт. Хочу рассказать про своего сына. Сейчас он
Здравствуйте! Мне 32 года. Образование высшее педагогическое - педагог психолог, семейный психолог. Мед книжка есть. Отдельно могу анализы сдать. Прописка Москва. Национальность - Русская( славянская внешность). Речь русская грамотная культурная.
Работала долгое время в " Отделении социальной реабилитации" Провожу дефектологические занятия с детьми разных возрастов. Традиционно принято начитать работу, что логопедическую, что дефектологическую - после 3 лет! На самом деле это не правда. Специалисты Института Коррекционной Педагогики Москвы настоятельно рекомендуют начинать с года. Особенно при тяжелых отклонениях как УО. После трех, в таких случаях - малоэффективны занятия так как основное время упущено. Я сейчас писала про ОУ ( умственная отсталость). С детишками не говорящими или мало говорящими в 2 года - тоже следует начинать заниматься. Во первых стоит выяснить с чем связано речевое нарушение и речевое ли оно.
Провожу диагностику.
Провожу непосредственно дефектологические занятия при уже выявленных отклонениях. Подготовка к детскому саду, школе. Помощь в адаптации.
Репетитор - 1, 2, 3, 4, 5 класс - базовые предметы - Русский, Математика, Чтение, Литература.
Семейный психолог - консультации.

Наша история, дневник которой я и хочу здесь вести, началась примерно год назад. Мой сын рос обычным мальчиком без каких-либо проблем. Рос и развивался согласно возрасту, как любят говорить у нас врачи, и никаких таких особенностей мы у него не замечали. Он был очень общительным и жизнерадостным. В возрасте примерно 5 лет стало понятно, что нам
Наверное хочу поделиться своими переживаниями. Услышать может совет . Начну с начала, чтоб было более менее понятно. Под кат.
Давно хотела написать про решение со Степаном вопроса идти- не идти в первый класс в 6л8мес. А тут комментировала пост с вопросом на похожую тему, сохраню себе часть коммента, ту, что про Степчика)
1. Разобраться с ошибочно начисленным налогом на машину. - Забрать выписку, если там не будет ясно за какой период была уплата, попробовать разобраться через гос.услуги или опять написать в налоговую.
2. Учеба детей....

Дисграфия. КАК мы боремся с ней и ее проявлениями в школьных тетрадях.(личный опыт).
Просмотрев множество тетрадей, альбомов с упражнениями, поняла в чем "изюминка", на ЧТО делается акцент во всех упражнениях. Вспомнила, что-то подобное уже видела в учебном пособии "Полезные каникулы" ("Основа" Харьков) http://osnova.com.ua/images/book/870.jpg
Особенно ценными упражнениями в моих занятиях стали упражнения на внимание, отмеченные значком "глазик".
Аналогичные таблички с буквами (для закрашивания клеточек) можно рисовать самим или найти в учебных пособиях, например,
у О. Холодовой «Умникам и умницам» («Информатика, логика, математика» 1-4 класс и другие из ЭТОЙ серии),
« Звуки и буквы в городе Фонетика: Объяснение трудних тем русского языка в игровой форме» Цветкова ( 2011) http://book.tr200.net/v.php?id=1369885
В любом учебном пособии нужно выбирать упражнение на тренировку внимания к БУКВАМ, где заостряется внимание на РАЗНИЦЕ между буквами, слогами, звуками.
Начинать нужно ПЕРЕД 1-м классом (подготовка к школе).
Очень жалею, что я поздно до ЭТОГО додумалась, аж в середине 2-го класса.
Посмотрите в интернете комикс "Дислектик в школе" Похоже на Вашего ученика?
http://www.dyslexia-dysgraphia.ru/genius/page/14.html
В каждом классе найдется 3-4 ученика, которым очень тяжело дается и ЧТЕНИЕ, и СПИСЫВАНИЕ, и ДИКТАНТЫ.
В-общем, они - кандидаты в "круглые" двоечники. Если ученик постоянно при списывании (30 слов) делает не меньше 50 ошибок, учитель "мысленно" зачисляет его в "двоечники" НАВСЕГДА.
В ИНТЕРНЕТЕ, на форумах, много мам рассказывают о своей многолетней тяжелой (и физически и психологически ) войне с дисграфией , КАК они пытаются «изгнать захватчика» из тетрадей своих школьников.
Чтобы победить дисграфию , нужно применить военную хитрость: "Разделяй и Властвуй!".
1. Все ошибки можно разделить на отдельные отряды (объединенные общим признаком) (задача про крупы для Золушки),
2. Среди этого "отряда" находить отличия, запоминать, отмечать их (цветными карандашами). «Отряд» - ЭТО например, ПАРА «ПРОБЛЕМНЫХ» букв-звуков.
Если ребенок выучил весь отряд букв, запомнил его, не путает в словах (ни письменно , ни на слух), значит, Дисграфия лишилась еще одного своего отряда бойцов, а этот отряд теперь "воюет" на Вашей стороне.
Любой текст нужно воспринимать как набор печатных знаков.
С дисграфией МОЖНО бороться. Да, борьба предстоит долгая и нервная (признаки дисграфии в тетрадях нервируют очень сильно, не только учителей, но и маму тоже, по себе знаю).
Во-первых, ее можно избежать (даже если перед школой ребенок плохо разговаривает, плохо читает, плохо пишет). ЕСЛИ одновременно с изучением букв (слогов) делать нижеперечисленные упражнения (перед 1-м классом и в 1-м классе).
Эти упражнения тренируют внимание ребенка, и зрительное и слуховое (фонематический слух), он запомнит (возможно не сразу) буквы (звуки), разницу между ними, и уже никогда их не перепутает.
Во-вторых, ее можно скорректировать (упражнениями). С оценки "1" за списывание, до оценки "12" и за списывание и за диктант.
Главное условие успеха : "проблемные" буквы придется выучить заново, используя нижеприведенные упражнения.
Главные помощники в борьбе с дисграфией: цветные карандаши (ручки, маркеры), цветные карточки (с буквами, слогами) и ТЕРПЕНИЕ.
Главное условие работы с цветными карточками: одновременно использовать ТОЛЬКО ОДНУ ПАРУ карточек, остальные ребенку даже не показывать, не отвлекать его ВНИМАНИЕ. Можно изготавливать карточки НЕ ВСЕ СРАЗУ, а в порядке надобности ПО ПАРАМ.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - Ваши главные союзники (и "смертельное оружие" для дисграфии) в борьбе с дисграфией, их нужно тренировать и развивать.
Перед ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть "цветная " сторона карточки с буквой .
ЭТО нужно для привлечения внимания к букве (если одна буква), а если две, то для привлечение внимания к контрасту между цветами.
Нужно правильно определить проблему (ГДЕ ребенок постоянно делает ошибки), придумать "обходной" маневр, легенду для поиска. Время (количество дней) «отработки и закрепления» букв-звуков для каждого ребенка индивидуальны, зависят от желания выполнять упражнения и памяти (хорошая или не очень).
Примерные сроки выполнения ЭТАПОВ упражнений:
1. Автоматизация буквы №1 из ПАРЫ - дней 7.
2. Автоматизация буквы №2 из ПАРЫ – дней 7.
3. Дифференциация букв №1 и №2 - дней 7.
Карточки использовали в конце каждого этапа, для проверки и тренировки фонематического слуха (ПРАВИЛЬНО ли слышит букву, разницу между буквами и ОТДЕЛЬНО, и В СЛОВЕ, и В ТЕКСТЕ).
На начальном этапе, когда ребенок еще не может правильно на слух различить Буквы (похожие ПРОБЛЕМНЫЕ) и правильно их произнести (еще "не поставили" звук у логопеда), он не замечает разницы или считает ее совершенно неважной, очень
важен оказывается ЦВЕТ карандаша, которым эти буквы закрашиваются, обводятся. Ну хотя бы первые несколько пар согласных.
Почитайте книгу «Диагностика и коррекция внимания» А.А. Осиповой ( Программа для детей 5-9 лет). Поймете, почему ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ «проблемный» объект среди других объектов внимания.
( название цвета - начинается с "проблемной буквы", С- синий, З- зеленый, Ж- желтый, Ч- черный или какая-то стойкая ассоциация, например "цыпленок" - "Ц")
Название цвета как бы "связывает" РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ в сознании ребенка: буква (отдельная) - буква (в слове) - звук.
Например, буква "С", она у нас оказывалась все время на синем фоне 1) закрашивали квадратики с буквами, ее - синим цветом; 2) обводили буквы в словах текста, ее - синим цветом; 3) тренировали фонематический слух (особенно дифференциацию звуков).
Буква "С" -на синей (или голубой) карточке, а "Ш"- на красной ("шашлык").
На идею с цветными карандашами меня "натолкнули" занятия с очередным логопедом. Она пыталась "ставить" сыну звуки, объясняя, что при произнесении разных звуков воздух выходит изо рта или теплый или холодный.
Я цветом БУКВЫ "подчеркнула" разность температур выдыхаемого воздуха при ее произнесении.
А еще я заметила, случалось часто, что мой киндер звук произносит уже четко (повторяя за логопедом, но не видя БУКВУ) . А на вопрос: "Покажи букву на картинке ЗВУК, которой ты назвал?" . Он показывал неправильную букву.
Я решила, что так не годиться, что связь понятий "БУКВА" - "ЗВУК", в нашем случае нужно держать под контролем постоянно, чтобы спутать было НЕВОЗМОЖНО.
Составила таблицу "проблемных" букв.
Когда логопед занимается с ребенком, "ставит звук", перед глазами обязательно должна быть "проблемная" буква, а рядом ее "конкурентка" (см. таблицу).
И когда ребенок проговаривает слова, показывает по табличке какая-именно буква есть в слове , сразу видно ошибку, а то четко выговаривает "Ж" и показывает на "З". Такое тоже может быть. Надо быть начеку, я специально следила, логопеду пришлось смириться с чокнутой мамашей. Т.е. я пыталась разъединить "неправильное" соединение понятий, например,
БУКВА "З" - ЗВУК "ЖЭ".
Таблица "проблемных" согласных букв (составляется индивидуально для ребенка) Проблемные пары букв: С –Ш - Щ, Ц - Ч, З –Ж, Л – Р. ( в каждой паре - контраст ЦВЕТОВ).
С Л Р
Ш Ц З
Щ Ч Ж
С, Ц, З - синие (холодный воздух при выдохе)
Ш, Щ , Ч, Ж - красные (теплый воздух при выдохе)
Л - лиловый цвет,
Р - розовый.
Слово "жовтий" ( и по-русски и по-украински) он упорно писал "золтий", пока не сделала ЖЕЛТУЮ карточку с буквой "Ж" и ЗЕЛЕНУЮ карточку с "З"; "Ч" - на черной (черный Черныш - белая буква на черном фоне), Ц - на оранжевой ("цыпленок")(коричневая на оранжевом фоне).
На одном сайте недавно прочитала, что у детей с дисграфией большие способности к рисованию, может быть, некогда было заняться рисованием всерьез.
Если подчеркивать (обводить кружком) "твердые" и "мягкие" слоги одной и той же согласной, нужно брать всегда пару "противоположных" гласных.
Например, "А" и "Я", "У" и "Ю", «Е» и «Э», «И» и «Ы», «О» и «Ё» всегда отмечать один слог красным, другой синим, чтобы ребенок запоминал разницу (контраст и визуально и на слух).
Я пытаюсь его приучить видеть во всем РАЗНИЦУ, потому что, (мои наблюдения) когда ребенок "не видит разницы" или "лень сравнить эту чепуху (буквы)", тогда для дисграфии и дислексии очень благоприятные условия для роста.
А если с первого взгляда замечает (слышит) РАЗНИЦУ, то эти БЯКИ БУКИ ему не страшны.
В идеальном варианте, чтобы получить максимальный эффект , аналогичные упражнения нужно выполнять для букв всех языков, который ребенок начал изучать. (поиск и закрашивание букв в тексте, в таблице).
Правильно выговаривать звуки эти упражнения не научат, с этой проблемой Вам может помочь только логопед.
Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.
1. При списывании.
При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.
Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА), (проверка - списывание или устный ответ).
2. При диктанте.
При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш" (и т.п.) но и в словах ("Саша", "Жаба", "Железо" и т.п.).
Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов).
Натренировать фонематический слух помогут выборочные (выбрать слово с заданным звуком) и распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты из методички (сборника диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки). Диктанты сперва - устные (ответ - карточками), а потом - письменные.
Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка "не срабатывает" что
1) "вид буквы" (в книге),
2) "звук буквы" (на слух),
3) мышечная память губ и языка (произношение)
4) мышечная память руки (написание)
Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.
Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла "подставляет" "неправильных". Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.
Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова. Причина этому (из интернета) "несогласованная работа полушарий головного мозга". Купила недавно "Прописи для правшей и левшей" И.В, Мальцевой ("Ранок"), попытаемся тренировать взаимодействие полушарий (писать-рисовать нужно одновременно двумя руками, одинаковые рисунки).
Но можно попытаться превратить "минусы" в "плюсы". Использовать игровую мотивацию для тренировки зрительного внимания и фонематического слуха. Объектами игр будут не игрушки, а проблемные элементы (постоянные ошибки):
1) наборы букв, цифр, знаков ( точки, запятые, плюсы, минусы и т.д.)
2) специально подобранные тексты с наличием "проблемных" букв.
3) цветные карточки с буквами (цветной картон), слогами, (например: "Ь", "Ъ", "точка", "запятая" и др.)
4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом), если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.
5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов,предложений. Т.е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.
Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях ( с хорошим крупным шрифтом).
1. Закрашивание букв в табличках .
В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.
2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.
2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).
2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди ( в следующем тексте или наборе слов).
3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами).
3.1. Слова с "С"- синим цветом.
3.2. Слова с "Ш" - красным цветом.
3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.
4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:
С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).
5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.
Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).
6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т.е должны быть "обведены" только 2 лова).
7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).
Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.
1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук. Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести . ( глядя на картинку "предмет + буква").
"Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).
Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -« гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). ( картинка гуся). Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные,
интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.
)
1.1. сперва "прорабатываем" звук №1
Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.
1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).
2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)
2.1. слова с одним из звуком (или или) ( "сом", "шапка").
2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т.п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).
3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать).
4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)
5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).
За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие.
Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).
Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) количество слогов, "твердый" или "мягкий", открытый или закрытый.
Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) И красным отметить "мягкие" слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ), синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ) для одной и той же согласной.
Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :
1. группа слогов ( и "твердые" и "мягкие").
2. группа слов (с "нужными" слогами).
Для закрепления можно поискать в тексте слова с этими буквами, Обвести разными цветами, написать распределительный диктант.
Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы, СОВСЕМ другие слова, полезно будет:
1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом. (например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо").
2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками". После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит.
3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку" , «Орфографический тренажер» (учебные пособия "Ранок" и др.).
4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое. В подобранных текстах найти и обвести :
- сперва «нужные» окончания во всех словах;
- потом все слова с «нужными» окончаниями.
Например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную):
"-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.
Прочитать, обязательно. А потом научиться читать правильно без цветных "подсказок".
Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).
ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:
1) громко - тихо
2) быстро - медленно;
Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.
ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок".
После того как "разобрались" с печатными буквами, проверьте Как обстоят дела с прописными. Наверняка, есть "проблемные".
Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах, самим написать ( специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил.
В "правильных" (без ошибок) текстах можно искать заданные " проблемные" элементы.
Очень хорошие тетради для коррекции дисграфии:
О.В. Чистякова «20 занятий по рус.языку для предупреждения дисграфии» (для 1 класса, 2-ого, 3-4 классов); Крутецкая В.А. «90 эффективных упражнений по коррекции дисграфии» (Все -ИД «Литера», Россия ). http://www.litera.spb.ru/catalog/college/abc-of-writing-reading-numeracy
Проблемы возникают по всем предметам , к сожалению. Особенно, если задание дается НА СЛУХ, а перед учеником ТОЛЬКО чистый лист тетради. Нет ни каких зрительных ориентиров : ЧТО? ГДЕ? КАК? писать.
К таким моментам нужно дома ребенка "подготовить", специальными упражнениями, например математическими диктантами (сборник диктантов).
Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память. Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик.
Из интернета - "у ТАКИХ детей преобладает зрительная память".
ОБЯЗАТЕЛЬНО делать "Работу над ошибками", обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок (но не ругать). Чтобы он точно знал где "Правильно", а где "Неправильно", ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку). Чтобы он увидел и запомнил. В первом классе «Работа над ошибками» - написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки).
Постепенно, улучшать почерк. Определить 2 самых крупных недостатка почерка, подчеркнуть красной ручкой (чтобы ребенок увидел, понял недостаток, запомнил КАК правильно). Добиваться, чтобы именно-эти недостатки исчезли. Когда ребенок привыкнет
писать «по-новому» (БЕЗ этих дефектов), можно найти другую пару дефектов почерка, «воевать» с ними. Проблем еще много. Надеюсь, постепенно со всеми справимся.
Список литературы
1. С.Г. Зотов "Повышение скорости чтения"
2. Е.Н. Спивак "Исправляем произношение" (речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков)
3. И.Е. Токарь "Сборник упражнений по предупреждению и коррекции письменных нарушений речи" (очень много полезных упражнений, со "шрифтом" тоже).
4. Р.И. Лалаева "Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников"
5. Г.Г. Мисаренко "Учимся определять части речи", "Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе"
6. О.В. Елецкая, И.Ю. Горбачевская "Коррекция дизорфографии" (5-6 класс) (методические рекомендации и упражнения).
7. З.И. Бекшиева "Коррекция письменной речи у школьников"
8. Л.Н. Ефименкова "Коррекция устной и письменной речи у первоклассников"
9. Л.Н. Лисенкова "Развитие и коррекция навыков чтения"
10. И.В. Прищепова "Дизорфография младших школьников"
11. Н.А. Кочеткова "Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика (и другие), издательство "ГНОМ и Д", 2005.
12. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева "ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.Обучение, развитие и исправление недостатков".
13. Н.Г. Алтухова "Научитесь слышать звук".
14. А.А. Осипова "Диагностика и коррекция внимания" (программа для детей 5-9 лет).
15. З. В. Короткевич « Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2-4 классы . Издательство: Мозырь: Содействие . Год: 2010
16. А. Е. Соболева , Е. Н. Емельянова « Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом» Издательство: Питер Год: 2008
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Нашла на просторах инета. Может и пригодится кому.
Когда ребенок должен начать говорить?
Вкладка про фонематический слух висит с неделю. Сюда размещаю эту инфу больше для себя, надо будет заняться с Тигрухой.
На диагностику. Логопед сказал, что развит мальчик неплохо, но проблемы с некоторыми шипящими, Л и Р. Последние формируются позже, а шипящие уже должны быть. Язык слабый, неповоротливый (своими словами). Отправила к неврологу и велела приходить ближе к пяти (авось само пройдет)
Я почитала в сообществе по логопедии - другие логопеды тестируют детей гораздо изощреннее - и пересказ, и упражнения на логику, наблюдательность. Уж не знаю, хорошо это или плохо..., но вдруг на что-то еще надо обратить внимание?
И я не понимаю, почему нельзя начать заниматься сейчас. Допускаю, что невролог найдет проблемы, назначит массаж и таблетки, почему одновременно не начать делать логопедические упражнения и прочее?..
Завтра к неврологу пойдем. Поддержите меня, друзья.
Уважаемые родители! Внимание!Логопедический клуб для детей и взрослых СККР "Знак Слова" приглашает Вас и Ваших детей на детский праздник "День открытых дверей" в это воскресенье 24.09.2017 в 11:00. Вход свободный!Для детей будет организован небольш...
Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).
Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.
Мой сегодня спросил: "Мама, де алё?!"(мама, где телефон). Пока успокоилась
Вот ссылка на сайт, там вся статья.
Хочу задать вопрос опытным родителям: "Как ведет занятия грамотный логопед?"
- Время одного занятия
- Частота занятий в неделю
- Структура занятий
- Как оценивать прогресс
Сыну 4,5 года. Заговорил после трех лет. С трех до 4 лет занимались дома под контролем логопеда-дефектолога. Нащупали нужный курс и быстро появилась фразовая речь. Сейчас ребенок неплохо говорит, но проблемы остались:
- В основном использует короткие предложения
- Нет звука "Р", если проявляется, то на французский манер
- В некоторых словах заменяет буквы (например, вместо "банан" может сказать "ванан")
- Перед некоторыми словами, которые начинаются на гласную ставит согласную букву
- Если начинает говорить быстро, то комкает слова
По итогам последней медкомиссии посетили двух логопедов и ряд специалистов. Получили направление в логопедический сад. А также рекомендации к частным занятиям с логопедом. В мед. центре одна врач поставила ОНР 2-3 степени, но она к ребенку подход найти не смогла. Вторая же отнеслась к нему внимательнее и увидела, что он все буквы (кроме Р) проговаривает, говорит предложениями, пересказывает и прочее. Сказала, что ОНР ставить ему не хочет. Но надо работать над наполнением его речи. Больше прилагательных, удлинять предложения. Делать речь красивой. А западающие звуки поставит логопед при частных занятиях.
Нашли логопеда-дефектолога по рекомендации. Прошли у нее диагностику. Она сказала, что у ребенка ОНР нет, склоняется к ФФНР и дизартрии. К сыну она действительно смогла найти свой подход. Доброжелательно и спокойно и вот ребенок уже выполняет предложенные ею задания. Получается удерживать внимание ребенка.
Я наблюдала за ней во время диагностики. Проверяла какие звуки проблемные, прилагательные, предлоги, фонетическое восприятие, посмотрела общее развитие, делали пересказ... еще что-то, сейчас уже и не вспомню. По ходу она давала мне фоном короткие комментарии что и для чего.
И вот наше первое занятие.
Занимались они всего 30 минут. Прошлась массажным шариком и кольцами по пальчикам. Пару пальчиковых игр, затем поработали с артикуляцией (помогала ватной палочкой). Все перед зеркалом. Сделали несколько упражнений. Затем пошли задания по карточкам. Со стороны занятие напоминало общеобразовательное. А по факту она "пропевала" слова, которые ребенок говорит не совсем четко. Образовывали из существительных прилагательные, характеризовали предметы, раскладывали карточки на "фрукты и овощи", давая каждому ряд характеристик, проговаривали предлоги.
Все. По сути этим же мы ежедневно занимаемся дома + логоритмика. Только у нас подобные игры могут растянуться на пару часов, а тут все сжалось в 30 минут.
Ребенок доволен и ждет тетю еще в гости. Стоит еще отметить, что с ней он больше старается, чем когда занимается со мной. Более собран и сосредоточен.
А я задумалась над вопросами, которые указала в начале поста.
После занятия логопед сказала, что все звуки у ребенка есть. Ставить надо только "Р", остальные автоматизировать. Речь сразу подтянется на нужный уровень. Звучит, конечно, приятно, но как бы что не упустить.
Предложила заниматься 1 раз в неделю или 2 на мое усмотрение.
Про домашнее задание я сама спросила. Продолжать делать артикуляционную гимнастику, особенно тренировать прилипание языка к небу (делать Грибок), работать по тетрадке Петерсон "Игралочка" (начали еще год назад).
с форума http://chelnavka.ru/
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Технология взаимодействия с детьми предполагает как подгрупповые, так и индивидуальные формы организации работы.
Подгрупповые формы организации работы.
Содержание подгрупповых занятий нацелено на развитие связной (монологической и диалогической) речи детей. Для решения этой задачи предусмотрена работа по расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, практическому овладению формами словоизменения и способами словообразования.
Театрализованным занятиям, включающим игры, практические задания предшествует, предварительная работа с детьми, где предусмотрено разучивание стихов, движений, рассматривание картин, наблюдения, посещение кукольного театра, проводимое логопедом совместно с сотрудниками учреждения в начале учебного года - беседы, практическое знакомство с правилами поведения в театре, театральным искусством, актерской работой.
Знакомство с этим материалом носит практический характер, то есть происходит во время игр - диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длительным монологом педагога. Большой интерес у детей вызывает единый сюжет занятия.
Поэтому театральная игра проводится по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля.
С целью анализа проделанной работы рекомендуется просмотр видеозаписей премьеры.
Особый интерес у детей вызывают речевые семейные праздники-конкурсы, направленные на приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей.
Индивидуальные формы организации работы.
Одной из индивидуальных форм организации взаимодействия с детьми является мониторинг речевого развития детей, который осуществляется 3 раза в год (в начале, середине и конце учебного года). Результаты, полученные в процессе диагностики всех структурных компонентов речи, заносятся в речевые карты на каждого ребенка и в экраны звукопроизношения.
На индивидуальных занятиях проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики рук, постановке, автоматизации и дифференциации звуков, постановке речевого дыхания, развитию фонематических процессов, а также работа с детьми над ролью с целью вживания в роль (над выразительностью речи, движениями, созданием образа героя). Особое внимание уделяется работе по подготовке заданий к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями.
Как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях используются нетрадиционные формы обучения - использование компьютерных технологий.
В работе с детьми важно последовательное усложнение, распределение речевого материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий. При отборе речевого материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков детей.
Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий).
Коррекционно-развивающий центр "МОЗАИКА"
г. Тюмень ул. Широтная 158 к. 2
8-961-210-58-69
Недавно наблюдала такую ситуацию в коридоре логопедического центра - мама говорит своей 7 летней дочери, что она тупая, что она ее опозорила, что дома сейчас ей устроит... бедная девочка вся съежилась в комочек, в глазах слезы... Девочка была на диагностике у нейропсихолога. Как меня бесят такие мамаши, которые калечат своих детей, неужели они сами не понимают, что делают своих детей душевными калеками, что сами родители зачастую являются причиной появления у ребенка отклонений!!! Маме нужно самой наблюдаться у психиатра. Я в шоке до сих пор... Еще хорошо, что все это услышал педагог и смогла маму отрезвить. Мне и самой хотелось сказать ей все, что я думаю, но вот мягко и тактично у меня бы в тот момент явно не получилось. Как вообще вести себя в таких ситуациях, стоит ли что-то говорить родителю в этот момент и что сказать?
источник
Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).
Тест 1.
Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.
Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.
Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!
А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.
Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.
В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.
Как узнать результаты теста:
1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.
Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.
2) Складываем получившиеся цифры. 3 ( на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.
Что нам скажут эти результаты:
- Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
- Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет - 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.
Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!
Тест 2.
Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).
Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:
- Рисует овал.
- Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
- Рисует с отрывом руки, передвигая ее.
Тест 3.
Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.
Типичные ошибки в раскрашивании:
- Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
- Ребенок не может менять направление линий .
- Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
- Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.
Пальчиковая гимнастика — описание упражнений.
Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами.
Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками.
Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.
- Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
- Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
- Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.
Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков :
- Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
- Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
- Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
- Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
- Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
- Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
- Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
- Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.
Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри»
Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.
Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.
Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).
Упражнения для пальчиков: диалоги
Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки.
Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно. Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Я их закрепляю с помощью пластика для прикрепления «UNU patafix» (продается в канцелярских и хозяйственных магазинах, хобби — центрах). Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке.
Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.
Игры с прищепками и обучение грамоте.
Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять тематические ряды слов. В заданиях такого типа пальчиковая гимнастика сочетается с решением ряда других задач. Например, составить ряд слов по теме «транспорт». Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Можно составлять ряды из слов, начинающихся с одного звука ( у кого длиннее дорожка?) или слов из определенного количества слогов.
С помощью цветных прищепок можно также придумывать слова с заданным слогом. Например, первая прищепка белого цвета – это слог «по». Если малыш придумал слово, начинающееся со слога «по», то он составляет с помощью прищепок слоговую схему такого слова. Например, если к белой прищепке «по» прикрепить за ее конец следующую прищепку – слог «шел», то получится цепочка из двух прищепок и слово «пошел». Если к белой прищепке «по» прикрепить еще две прищепки, то получится слово из трех слогов «посуда» (по+су+да). Задача – составить как можно больше таких цепочек
Можно проводить и игры со звуками с использованием прищепок. Тогда на прищепку прикрепляется картинка. Например, сорока. С какого звука начинается слово «сорока»? Правильно, со звука с (твердый согласный звук). И эта наша сорока – прищепка будет «хватать» карточки на которых изображены предметы, начинающиеся со звука «с» (сыр, салат, солнце, сушки) и уносить в свое «гнездо». И ребенок выбирает из всех картинок нужные – с заданным звуком. Соответственно «лиса» будет брать картинки с мягким звуком «ль», а волк с твердым согласным звуком в.
Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.
Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков - фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).
Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.
1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:
a) большие пуговицы,
b) маленькие пуговки,
c) кнопки,
d) банты,
e) шнурок, который вдевается в дырочки,
f) шнурок, который наматывается на крючок,
g) крючки и петли,
h) застежки из ремешков,
i) застежки – липучки.
2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).
Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.
Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.
3) Ящичек с кусочками тканей.
Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).
Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.
После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).
4) Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.
Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.
Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!
5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.
6) Упражнения с водой.
- Переливание из заварочного чайника в чашку.
- Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
- Поливка цветов из лейки
- Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
- Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
- Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
- Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
- Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.
Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».
Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.
Пальчиковая гимнастика включает
очень разнообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения
рук и пальцев в пространстве. Чтобы она действительно развивала, нужно правильно
подбирать упражнения, отрабатывать их и усложнять. Подробнее об этом Вы можете
прочитать в статье
Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:
Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.
Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.
Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:
- Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх ( это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
- Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем ( это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
- Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
- Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям. Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
- Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
- Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
- Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
- Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.
Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.
Пальчиковая гимнастика — пальчиковые загадки.
Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.
Вот еще несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.
Пальчиковая гимнастика — теневой пальчиковый театр.
Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр. На рисунке в начале статьи и ниже даны схемы фигур, которые можно использовать для показа сказок в таком театре.
Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»
Татьяна Смирнова.
1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Игра “Спираль”- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.
Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.
2. Пособие – дорожка со съемными буквами.
Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.
Мария Трагарюк. Огородик.
Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.
Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.
С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы). Чтобы не пропустить следующую Мастерскую подпишитесь на рассылку после статьи! Все вебинары Мастерской доступны только подписчикам рассылки!
Если эта статья оказалась Вам нужна, интересна и полезна, буду очень благодарна, если Вы поделитесь своим мнением в комментариях. А также приглашаю в комментариях рассказать о своем опыте А как Вы развиваете мелкую моторику детей? Занимались ли этим специально? Что за игры и упражнения вам больше всего нравятся и полюбились Вашему малышу?