"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.
Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.
Предлагаем Вашему внимаю сборник стишков и потешек для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим малышом в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.
«Дарики - комарики»
- игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились - в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились - кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!
«Квасим капусту»
Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос - руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
Если я - капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга - для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем - в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти - тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.
И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.
Строим стенку,
Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец - вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
2.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек - соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты - ладони и предплечья.
3.
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
4.
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи-пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
"Вьюшки"
Сначала - большие Вьюшки - крутим кулачками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом - маленькие Вьюшки - пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
"Дом"
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И - открыли! (расцепили ручки)
"На мельнице"
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).
"Пальчики"
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
*
Этот пальчик - в лес пошёл.
Этот пальчик - гриб нашёл.
Этот пальчик - занял место.
Этот пальчик - ляжет тесно.
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.
*
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(3. Александрова).
«Паучок»
Паучок плетет, плетет паутинку свою,
паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька.
Паутинка рвется, мотылек смеется
«Паучок - 2»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
паучок пошел опять,
а за ним пошли все детки, чтобы погулять по ветке.
«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
пекла баба оладушки,
маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.
«Улитка».
Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает - это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» - теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный - «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы - не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает - она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении - до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
«Гусеница»
1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6. Поела - Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются
7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает - держит кулачок, как яблоко.
8. Проснулась - Постепенно расправляем ладони…
9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь - крылья бабочки.
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
*
Логопедическая пальчиковая игра.
Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда -
новый шар надую я.
*
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
*
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)
«Солнышко»
Раз, два, три, четыре, пять!
- Показывать заданное количество пальцев.
Солнце глянуло в кроватку!
- Кулачок «просыпается» (сжимать и разжимать кулачок).
Раз, два, три, четыре, пять!
Дружно сделаем зарядку!
-Кулачок «просыпается».
«Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся,
- Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся.
- Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три!
-Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.
«Мячик»
Друг веселый, мячик мой!
- Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.
Всюду, всюду ты со мной!
- Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.
«Домики для пальчиков»
Раз, два, три, четыре, пять
- Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.
Вышли пальчики гулять.
- Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять
-Сжимают пальцы в кулачки.
В домик спрятались опять.
-Начиная с мизинцев, поочередно поворачивают кулачки, как бы рассматривая «домики» пальчиков.
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.
Ивану Большаку - дрова рубить.
Ваське-Указке - воду носить.
Мишке Среднему - печку топить.
Гришке Сиротке - кашку варить.
Крошке Тимошке - песенки петь,
Песенки петь и плясать.
Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно - в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка.
Так как движения в ходе проведения игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:
· «Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
· «Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
· «Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
· «Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
· «Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей:
· «Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
· «Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
· «Клювики» - большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
· «Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевеливать ими;
· «Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;
· «Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
· «Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
· «Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;
· «Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
· «Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены - ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
· «Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
· «Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки;
· «Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
Пальчиковые сказки. Кот, Петух и Лиса
Жили Котик с Петушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке.
(«Колечки».)
Утащила Петушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору.
(«Кулачки», «Лучики».)
Смелый Котик в лес пошел
И нору Лисы нашел.
(«Колечки», «Здравствуй».)
Умный Котик спас дружка Петю-Петю-Петушка.
(«Гребешок».)
Живут Котик с Петушком
У лесной опушки
(«Колечки».),
И теперь уже Лиса
Не ходит к их избушке. («Маятник».)
Рукавица
На охоту вышел дед
Зимнею порою
(«Колечки».),
Рукавицу потерял
Под большой сосною.
(«Лучики».)
Дома стал ее смотреть
(«Колечки») -
Не нашел на месте
(«Веер».)
И отправился искать
(«Колечки».)
В лес с собакой вместе. («Кулачки».)
А в лесу в той рукавице («Колечки».)
Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки».)
В лес собака прибежала
(«Колечки».),
Всех зверей перепугала,
(«Лучики».)
Рукавицу подняла
(«Колечки».),
Деду в руки отдана.
(«Здравствуй».)
Репка
В огороде дедка
Репку посадил,
И водой из лейки
Репку он полил.
(«Колечки».)
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
(«Хлопки».)
Выросла репка
Всем на удивленье
(«Колечки».),
Большая-пребольшая,
Всем хватит угощенья.
(«Лучики».)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
Выросла репка
И сладка, и крепка
(«Хлопки».)
Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок ни высок.
(«Веер».)
Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили. («Здравствуй».)
Там и муха, и лягушка,
Зайчик с лисонькой-подружкой,
Еж колючий, серый волк
В дружбе знали они толк. («Колечки».)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(«Замок», поворачивать его влево-вправо.),
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(«Лучики».)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(«Волны»),
А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый. («Здравствуй».)
В нем теперь живут
все вместе
И поют такие песни
(«Колечки»)
Стоит в поле теремок,
Он ни низок ни высок...
(«Веер».)
Заюшкина избушка
В лубяной избушке
Жил заяц на опушке
(«Колечки»),
А в ледяной избушке -
Лисица на горушке. («Лучики».)
Растаяла весною
Избушка на горушке
(«Волны».),
Лисица побежала
К зайцу на опушку.
(«Колечки».)
Выгнала зайчишку
Из лубяной избушки
(«Лучики».),
Да сама жить стала
В избушке на опушке.
(«Кулачки».)
И ни волк и ни медведь
Не смогли помочь.
(«Колечки».)
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок
У заюшки в избушке («Здравствуй».),
В лубяной избушке,
Избушке на опушке.
(«Колечки».)
Про курочку Рябу
Курочка Ряба
Бабе и деду
Яйцо золотое
Снесла к обеду.
(«Колечки»)
Били яичко
И баба, и дед,
Но не смогли
Разбить на обед.
(«Молоточки».)
Мышка-норушка
Мимо бежала
(«Волны».),
Яичко смахнула,
Оно и упало.
(«Лучики».)
Плакали горько
Баба и дед
(«Колечки».),
Яйцо ведь разбилось,
Пропал их обед.
(«Лучики».)
С тех пор уже Ряба
Бабе и деду
(«Колечки».)
Несет лишь простые
Яйца к обеду.
(«Кулачки»)
Зимовье зверей
Звери однажды
Избу срубили
(«Молоточки».),
Печь в ней сложили
И счастливы были.
(«Здравствуй».)
Узнали про это
Волк и медведь
(«Колечки».),
Им захотелось
Хозяев всех съесть.
(«Кулачки»)
Тихонько к зимовью
Они подошли,
Дверь приоткрыли
И в сени вошли...
(«Колечки»)
Голосом страшным
Заблеял баран
(«Лучики»),
Петух кукарекал
(«Клювики»),
Бык в бок забодал.
(«Коза»)
Кот с печки зафыркал
(«Волны»),
Ну а свинья
Хрюкала с визгом:
- Здесь хата моя.
(«Лучики»)
Волк с перепугу
Выскочил прочь,
Медведь за ним следом.
Бежали всю ночь.
(«Волны»)
С тех пор уж к зимовью
Они не ходили
(«Маятник»),
А звери в избушке
Счастливо жили.
(«Здравствуй».)
Дождь прошел
Дождь прошел, и солнце
светит,
Согревая все кругом
(«Колечки»),
На полянку вышли звери,
Что сидели под грибом.
(«Лучики».)
Сушат крылья, сушат шерстку, Сушат перья и носы...
(«Колечки».)
Рады все, что зайчик спасся
От прожорливой лисы.
(«Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер»),
Гриб стоит, как великан («Лучики»),
На поляне веселиться
будут звери,
Трам-там-там...
(«Хлопки»)