небольшие отрывки книги Кануни) для себя и кому интересно)
Немного о книге:
Талха Угурлуел (турецкий историк, телеведущий и путешественник), вместе с книгой «Кануни – Султан, покоривший мир», отправит вас в место рождения Кануни – Трабзон, в место, где он был Шехзаде – Манису, а так же в Стамбул, в который он прибыл Падишахом и из которого покорял Европу. Он расскажет о неизвестных сторонах таких людей, как Хюррем Султан, Паргалы Ибрагим, Михримах Султан, Рустем Паша и многих других исторических личностей…
Почему же Хюррем Султан стала фавориткой?
Было бы совсем неправильно в книге, рассказывающей о жизни и эпохе правления Султана Сулеймана, не упомянуть о его жене Хюррем Султан. Давайте же обратимся на сей раз к одной из важных исторических персон своей эпохи и к личности, вокруг которой идут нескончаемые диспуты. Но в тоже время давайте не забывать о том, что у нас на руках нет достоверной информации о жизни женщин, которые жили в Османской империи. Так в чем причина того, что мы так мало знаем о женщинах той эпохи? По причине того, что они жили в «клетке»? Или же, потому что их жизнью никто не интересовался, и они всегда были на втором плане? Ничего из вышеперечисленного! Вы сами неожиданно для себя найдете ответ этой загадки. Обсуждают ли женщины нашего времени между собой в дружественной обстановке своих мужей? А может ли это обсуждение порой перерасти в спор? Конечно же, это возможно. А что насчет мужчин? Могут ли они в своей компании за чашечкой кофе или чего-то другого обсуждать своих жен? Никогда! А знаете почему? Думаете по причине того, что они в грош не ставят своих жен? Каждый из вас прекрасно понимает, что это очень глупо спрашивать о таких очевидных фактах. Вы прекрасно понимаете, почему я привожу такие примеры, так как все вы тоже выросли на этих землях. Вы соблюдаете наши традиции и придерживаетесь этикета общения. Но сможет ли чужестранец понять эти устои? В Америке или Европе при встрече двух мужчин один может запросто другого попросить передать «привет» его супруге. Но разве такое поведение приемлемо в нашей стране? В этом и заложен корень того, что чужестранцы не могут понять нас и нашу историю, наших исторических личностей, того что они так искажают нашу историю.
В то время как нам известны подробности о внешности османских падишахов вплоть до мельчайших деталей, все вышеперечисленные факторы стали причиной того, что о женах падишахов нам известно очень мало подробностей. Но все же, что нам известно о женщинах, которые обитали во дворце османских падишахов? До нас дошли их произведения, письма, стихи и еще на руках у нас есть документы об установлении их вакфов. Но на этом все.
К сожалению, все, что написано о них до сегодняшнего дня - в основном, выдумка и является всего лишь предположением.
А теперь давайте попробуем узнать о настоящей Хюррем Султан, благодаря тем данным, которые имеются у нас.
Есть много гипотез, откуда родом Хюррем Султан. Говорят о России, Украине, Польше и других местах. Но у Османов никогда не записывали, кого и откуда привозили. У многих обращенных (девширме) пашей отцы жили в других странах и исповедовали другие религии, и настоящие имена их отцов скрывали, заменяя на Абдуллаха (Раб Аллаха).
По версии Лесли Пирс, которая гуманнее всех иностранных писателей отзывалась о Гареме, Хюррем Султан была родом из Западной Украины.
Из-за ее рыжих волос ее называли Роксоланой. Наибольшим доказательством того, что она является родом с Западной Украины, является то, что поблизости Рогатина практически все жители были рыжими. Если говорить об этих местах, то на ум сразу придут татары, которые в те времена были привязаны к Османам.
Еще со времен Фатиха Султана Мехмета татары были привязаны к Османам и во имя их часто устраивали набеги на те земли. К тому же, жена Султана Селима, Хафса Хатун, была крымской татаркой. Его тесть, Менгли Гирай, был во главе Татарского Ханства. То есть, нет ничего необычного в том, что эта девушка много лет обучалась в Крымском дворце и после была отправлена в Османский дворец.
Имя Хюррем будет дано ей в школе для девушек (Duhteran- ı Hümayun). Потому что именно там давали имя каждому человеку в зависимости от его характера, положения, воспитания и внешнего вида. Из-за ее улыбчивости и располагающего к себе характера ей было дано имя Хюррем.
Ее брак с Кануни был заключен спустя некоторое время после его восхождения на престол. Сегодня у нас на руках есть весьма успешные стихи и письма Хюррем Султан, которые могут показать, насколько высок был уровень ее образования. А по-другому и быть не могло. Потому что Явуз Султан Селим и его жена Хафса не могли быть настолько глупыми, чтобы позволить своему единственному сыну и будущему престолонаследнику жениться на простушке. Даже сегодня родители стараются вмешиваться, когда их дети выбирают себе пару, а в те времена тем более они не могли быть безразличны.
Действительно, Хюррем Султан получила превосходное образование. Она была мудрой и весьма образованной женой. Сегодня специалисты, проанализировавшие ее стихотворения, утверждают, что ее стихи намного успешнее стихов Кануни, который писал под псевдонимом Мухибби. Однако турецкий язык был родным для Кануни, как же человек, выучивший этот язык, со временем мог писать такие непревзойденные стихи лучше него? Сегодня есть много людей, прекрасно владеющих иностранными языками, но могут ли они безукоризненно написать стих на этом языке? Значит, эти обращенные (девширме) в маленьком возрасте были пристроены в мусульманские семьи, потом их отправляли в Крымский дворец или Эндерун в Эдирне. Ну, а после, если их считали достойными и образованными, они отправлялись в Османский дворец.
То, что говорят о росте и фигуре, все нарисованные портреты являются фантазией. Если в те времена у мусульманской женщины невозможно было разглядеть ни волоска, даже иностранных королев принимали только с вуалью на лице (Венгерская королева Изабелла), то представление их в декольтированных нарядах является полнейшей необразованностью.
На тот момент, когда Хюррем была принята в Османский дворец и вплоть до того, как, вслед за этим, она удостоилась чести стать законной женой Султана Сулеймана, этот промежуток времени она проживала вместе с Валиде Султан Хафсой Хатун и первой женой Султана Махидевран Гюльбахар Хатун в Saray-ı Atik (в Старом Дворце на площади Баязида). Хотелось бы отметить, что в те времена ни одна из женщин, принадлежащих семье падишаха, не проживала во дворце Топкапы. Вплоть до 1541 года, когда в Saray-ı Atik (в Старом Дворце) не произошел пожар, и не возникла необходимость переместить гарем во Дворец Топкапы.
На сегодняшний день на руках у тех, кто говорит, что Хюррем Султан вмешивалась в управление государственными делами, нет ни малейшего доказательства этому факту. Имели место быть лишь поздравительные письма правителю Польского Королевства и его сыну, будущему королю. Даже Бернард Баомаж по этому поводу высказывается следующим образом: «Она сделала все возможное, чтобы символ полумесяца, одержав победу над крестом, распространился в самых дальних странах, исповедующих многобожье».
Несомненно, такому быстрому возвышению Хюррем Султан и приобретению ее статуса фаворитки поспособствовало то, что она в короткий срок подарила этому миру столько наследников. Свод Законов Османской империи не поддерживал многоженство, но ввиду того, что Свод Законов не стал всецело этого придерживаться, так же существовал закон о наличии у падишахов Османской Империи нескольких жен. Падишахи обязаны были иметь нескольких наследников, ведь над продолжением династии не должна была нависать угроза. Одновременно с этим, жены, которые рожали на свет нескольких детей, в особенности мальчиков-наследников престола, выступали на первый план. К примеру, существование одной из жен Султана Сулеймана, Гюльфем Хатун, и по сей день оспаривается на многочисленных научных форумах. Причина этому то, что она стала матерью лишь единожды, и ее сын Мурат скончался еще в младенчестве, а в дальнейшем она уже не имела детей. По этой же причине – не по причине того, что ее недооценивали – она не смогла выйти на передний план. И теперь мы пытаемся узнать эту женщину, изучая различные источники. Эта хатун построила в Ускюдаре и Манисе по одной мечети, медресе, имарету и водные пути в округе Енишехира.
В то время, как у Махидевран Гюльбахар Хатун было трое детей, двое из которых умерли, количество детей Хюррем Султан приближалось к одному десятку. Еще в первые годы союза она родила Шехзаде Мехмета. Через год на свет появилась Михримах Султан, а через 4 года после бракосочетания родился Шехзаде Селим. Кроме них Баязид и Джихангир так же стали плодами любви данного брака. Так же известно, что Хюррем родила Абдуллаха и Мурата, умерших совсем маленькими. Вся эта ситуация наглядно иллюстрирует тот факт, что Хюррем Султан родила Султану Сулейману семерых детей. И это положение дел, упрочив ее статус, так же повысило ее шанс стать Валиде Султан в дальнейшем, в том числе увеличив и ее доход.
Женщины османского дворца всегда превосходили мужчин в благотворительных делах. Это связано с тем, что они старались стать матерями не только для своих детей, но и для всего народа в целом. Они старались помочь людям так же, как и своим детям: в болезни и в здравии, в голоде и в сытости. Они обеспечивали всем необходимым имареты, больницы и школы, которые бесплатно работали для всех нуждающихся.
Дабы в эти безвозмездно обслуживающие места не иссякал поток людей, при многих местах в дальнейшем строились хаммамы, караван-сараи и дома. Допустим, но возникает вопрос - откуда же османские женщины находили на все это средства? Одно из правил Османского дворца заключалось в следующем: жалование предоставлялось в зависимости от количества детей. И, конечно же, Махидевран Гюльбахар Хатун, у которой было трое детей, не могла превзойти в этом Хюррем, у которой было семеро детей. Но, как известно, не всегда есть связь между богатством и благотворительностью.
Богатых много, но есть люди с большим сердцем, готовые разделить свое богатство с другими.
Но положение Хюррем Султан и здесь было совершенно иным. Несомненно, она стала единственной в истории османской женщиной, которая больше всех занималась благотворительностью. Она возвела множество объектов в Мекке, Стамбуле, Иерусалиме и на острове Родос, начиная с комплекса Хасеки, хаммама Хасеки в Султанахмете, хаммама в Карапынаре, водных путей в Эдирне, и заканчивая фонтанами в Медине. Ее объекты были возведены даже в труднодоступных местах. Данный случай напоминает одну пословицу: «Человека судят не по сплетням, а по его делам. Не стоит смотреть на сценарий или фильм». Последняя часть весьма отдалена от оригинала, но, очевидно, понятно, что именно я имел в виду.
Еще одно наиболее существенное подтверждение того, что османские женщины занимались благотворительностью, находится во дворце Топкапы – это комнаты Гарема.
Гарем начинается с Бирун Авлусу (Внешнего Двора), далее за ним следует Арабалар Капысы (Каретная дверь), а затем перед вами предстанет Долаплы Куббе (Шкафной Куббе). Как вы уже наверняка догадались, эта комната обставлена шкафами, а над входом находится Куббе (купол). И в этих шкафах хранились тетради благотворительных вакфов, за которыми присматривали находившееся в услужении черные евнухи (кара агалар). Практически у всех женщин дворца, в зависимости от возможностей, были свои благотворительные проекты во дворце и вакфы относящиеся к ним. Для того, чтобы фонд продолжал свою работу и действие были созданы все необходимые условия. Соответственно в гаремных тетрадях есть записи обо всех ступенях управления вакфами, условиях и списках совета попечителей, а так же они содержат множество иной интересной информации. Ввиду того, что женщинам дворца было сложно вести и эти дела, вместо них зачастую этим занимались черные евнухи. Только представьте, если данное помещение, находящееся одним из первых сразу после входа, было выделено для такого рода целей, то что же говорить о последующем.
В то время, как Махидевран Гюльбахар Хатун изначально отправилась со своим сыном Шехзаде Мустафай в санджак Манисы, важнейшей причиной по которой Хюррем Султан не отправилась в санджак, стал ее сын, который практически был прикован к постели. Джихангир родился с аномалией. Его тело было бесформенным, а на спине был большой горб. На горбу, на кожном покрове, всегда сохранялись открытые, не затягивающиеся раны. И Джихангир смог дожить лишь до 23 лет. А его мать провела двадцать три года рядом с сыном. Несмотря на это, она часто навещала своих сыновей в санджаках. В связи с этим, можно сказать, что Хюррем Султан посещала такие города как Бурса, Маниса, Конья.
Уверен, что никто из нас не хотел бы оказаться на месте Хюррем Султан. Потому что, не дай Аллах, кому-либо пережить боль утраты своего ребенка. Это совсем нелегко. А эта уважаемая женщина пережила такое несчастье несколько раз. Ее старший сын Мехмет, будучи санджакбеем Манисы, внезапно заболел оспой и умер буквально в тот же день от сильного жара. Его отец, получив известие об этом, пребывая в Эдирне, по записям личного летописца, вскочил на коня и галопом за два дня добрался до Стамбула. Два дня глаза его не просыхали. И если отец столько плакал, то, кто знает, сколько слез пролила мать. Потому что мать не сравнится ни с кем.
✿ Почему же Хюррем Султан стала фавориткой? ✿
3. часть
Джихангир – несчастный Шехзаде, жизнь которого все 23 года прошла в болезнях. Его браться, уходя с отцом в очередной поход, всегда беспокоились за него. Маленький мальчик тоже старался подражать им, и все просил, чтобы в поход взяли и его. И, наконец-то, в 1553 году Султан Сулейман пообещает взять его с собой в поход на Иран. Увы, этот болезненный молодой человек, из-за слабого тела выдержит условия похода лишь до Алеппо и там скончается.
Баязид – другой сын Хюррем, который был убит по решению государства. Он пошел против своего отца, не приняв санджак Амасьи и, кроме того, попросил укрытия у Ирана. После вынесения смертного приговора, у Шаха Тахмаспа, находившегося в Казвине, под страхом угроз будут требовать выдачи Баязида. В итоге Баязид будет удушен в Казвине. Сегодня он покоится в городе Сивасе в одной из комнат мавзолея Абдюльвахаб Хазретлери.
Наибольшая боль в мире, бесспорно, – боль от потери ребенка. Хюррем Султан потеряла, одного за другим, двух малышей, а так же двух взрослых детей, и это сильно повлияло на нее. Вся эта боль отразилась и на ее теле. Начиная с сильных судорог по всему телу, в дальнейшем у нее проявится множество других болезней. Свою последнюю зиму она провела в любимом с ее мужем Султаном Сулейманом Эдирне. После того, как ей стало еще хуже, она вернулась в Стамбул и поселилась в Старом дворце, в котором располагалась лечебница. В том же 1558 году, в возрасте 52 лет она навсегда закрыла глаза. По преданиям, Хюррем умерла от этих невыносимых болей в теле.
Хюррем Султан, заупокойный намаз по которой был отпет ЭбуСуудом Эфенди в мечети Баязида, была похоронена в мечети Сулеймание, а именно в той ее части, которая была обращена к Каабе. Она стала первым человеком, захороненном в этом мавзолее. Весть о ее кончине принесла скорбь жителям Стамбула. По приказу Султана Сулеймана на месте ее захоронения был построена усыпальница, а также были привлечены десятки людей для регулярного чтения аятов из Куран-и Керима. Ведь место, отведенное для усыпальницы само по себе очень знаменательное. Хюррем Султан покоится в той части мечети Сулеймание, которая обращена к Каабе, в той ее части, где находится Darülkurra (школа изучения Куран-и Керима). Создается такое впечатление, она желала слышать голоса детей, которые постоянно будут читать аяты из Куран-и Керима.
Произведения этой благодетельницы, которая построила свои вакфы во всех частях света, дошли до наших дней, и их и по сей день читает огромное количество людей.