6 лет

По гимназиям ностальгируете?

Это такой же вечный вопрос, как грудное вскармливание или искусственное. Никто никгода не знает не узнает, а есть ли польза от классиков. И если есть, то от каких именно и в какой конкретный год календаря. Поэтому по традиции переписывают программу литературы с прошлого года, пока не случается какой-нибудь революции. Но и в школьной обязаловке есть свой плюс - без нее мы бы даже и не узнали, что Достоевский классик, а не псих. Недавно слышала по радио - позвонила тетя, которая много лет работает в книжном магазине. И каждый год наблюдает родителей школьников, покупающих одни и те же книги для летнего чтения. А звонила она для того, чтобы призвать учителей открыть наконец глаза и увидеть ,что за 30 лет вышло много новых книг, достойных быть прочитанными... И я в свою очередь удивляюсь, глядя на список летних книг для первоклашек. Шарль Перро. Да кому он сдался, последние лет 50 так точно он не то, чем стоило бы занимать голову первоклашкам.
26.06.2018
Изначально я про аргументы и память) Вопрос не в конкретной пользе и в не "по накатанной". Читать же дополнительно никто не запрещает. Но к " накатанному" уже сложился пакет дополнительных материалов, причем написанных не методистами, не энтузиастами, а учеными) Что плохого в коте в сапогах? (Кроме возраста современного первоклассника) А современное... Ну, я читала заранее, мы почитываем вместе... До Питер Пэна не дотягивает) (и очень гендерно-девочкового много, и это я еще про излюбленные темы молчу) Посоветуй, а?
27.06.2018
Я люблю скандинавов нежно :) Память суть нейронные связи - сохраняются надолго только те, что получают постоянное подтверждение своей актуальности. Или те, которые подкрепились сильными эмоциями. Остальное все отметается как ненужное для выживания. Потому без разницы, классики или логорифмы. Попав в мясорубку типа "школа" лет за пять насобачиваешься просто соответствовать ожиданиям педагогов, общества и родителей, минуя багажи каких-то там знаний. Ни зачем другим школа вообще не нужна, только для воспитания рабов :) потому она и есть образца 200летней давности.
27.06.2018
Я бы логaрифмы убрала) Скандинавы явно сдают. Муммики и сейчас прекрасно читаются. Линдгрен - чем дальше в лес, тем больше под вопросом. Вестли - избави. К Петсону я всегда нейтрально. Мария Парр как раз девочковая. Ульф Старк хорош, но учителей подальше) А Простодурсен - я уже высказывалась крайне негативно.... (А судя по продвижению, у него все шансы оказаться российской классикой).
27.06.2018
Якоб Стрид?
27.06.2018
Ну это же совсем книжки-картинки) Меня не соблазнили. И вообще я между ними отличий почти не вижу. Только парочку выделяю особо.
27.06.2018
Надо еще полку книжную изучить. Мы сейчас как раз читаем ненавистных Шарлей, потому я так не вспомню, что у нас есть из нененавистного :)
27.06.2018
Я еще обратила внимание, что не хватает жесткого редактора. Если и неплохо, то длинноты или 2 истории в сборнике удачные, а 3 расстроили... Я понимаю, что и Носов неидеален, но там понятно, куда и как... Речь изначально шла про школьную программу. И в ней все эти недостатки заметнее...
27.06.2018
Разве еще есть редакторы? По-моему это пережиток... :)
27.06.2018
Вот и видно) На этом невозможно учиться
27.06.2018
Да, я об этом же думала не так давно.
27.06.2018
Это моя больная тема. В Италии на практике так и есть (интересно, как у вас будет). В учебнике - абсолютная сборная солянка, указывают фамилию автора и ... издательство. Поиск книг провален, потому что история взята из книги, выпущенной единожды лет 15 назад ( Вале понравилась история про ведьму...) Как результат, два (2!) обшеизвестных произведения: Данте и аналог ВиМ. О какой культурной идентичности может идти речь? Картинку из учебника я показывала... Не шедевр история) https://m.babyblog.ru/user/Denise/3163715
27.06.2018
А чего в том коте хорошего? :) чтобы читать и понимать те сказки надо знать фон. Кто такой мельник, почем кот хуже осла в плане наследства, что за зверь этот маркиз, почему карета с лошадями, что такое замок и почему людоед... Без ориентации в этом пространстве любая сказка позапрошлого века - просто связный набор слов. В этом отношении читать современные сказки в разы... логичнее, что ли. я так и не смогла ответить на вопрос Дана - чего крутого в принцессах, королях и прочих смешных названиях? По меркам последних 50 лет, когда вопрос голодной смерти меньшая проблема, чем вопрос самоопределения - ничего в них нет, в принцессах, торговая марка 19 века :)
27.06.2018
Это напоминает старые беседы о дурных невропатологах, которые показывают деточкам картинки с диcковым телефоном и на основании неопознавания ставят задержку) Нормальный кругозор. Хорошо, если есть. Король - некая условность "самый крутой". Принцесса - по аналогии) Конкретно кот в сапогах хорош тем, что все эти реалии минимально выражены. Если рассуждать так, то придется читать только рассказы о сверстниках. Но такой реализм - это скучно.
27.06.2018
Не, сравнение неверно :) просто нынче книжек больше чем времени на них, и есть из чего выбирать. И я не вижу особых таких причин выбирать в пользу золушек и бременских музыкантов.
27.06.2018
Я тебе такую причину скажу, в тему ветки) Филологическую. Сказки построены однотипно. Особенно русские (чище записаны). И Лучи давно легко предсказываеь сюжеты; у него благодаря сказкам сформированы идея композиции и навыки анализа текста на автомате. Валя до сложных сказок не дошел. И я переживаю, что для него это остается просто текстом и развлечением. Утешает только, что крестики в школьных заданих ставит верно. Авторское (хорошее) ориентированно на оригинальность, на них не развить чувство типического. Большинство книжек-картинок все же сюси-пуси, они типические, но не захватывают, не включают лобные доли.
27.06.2018
Про память не поняла) Да, багаж знаний нарабатывается, никуда не денешься. Но если отличных от воспроизведенного учителем материалов нет, то получится как ты сказала. Не меняется, потому что других вариантов, работающих в критических случаях, не появилось.
27.06.2018
Что толку, что мы все это читали. Анализировать никого все равно не учили. Сейчас учусь во взрослом возрасте.
26.06.2018
Меня учили. В обычной школе. Это как кому с педагогом повезло.
26.06.2018
Лёгко проанализируешь любой текст? Впрочем у тебя гуманитарное образование. Я раз за разом ошибаюсь. Читала статью про Джойса, все поняла, естественно. А когда пытаешься ответить на вопросы - о чем действительно текст, и выбрать вариант - полный провал. На бб 99,9% людей не понимает написанный текст, даже простой, на бытовом уровене.
26.06.2018
Не понимать Джойса не стыдно даже для начитанного человека. Это очень специфичнский пример. Мы тут про Толстого, Камю, Лермонтова говорим.
27.06.2018
Я не написала, что читала Джойса )
27.06.2018
Мне кажется, можно его и не читать))) и все эти 99,9% с бб, подозреваю, как раз мимо Толстого с Лермонтовым прошли. Максимум главу в учебнике осилили. И вот он итог - простейший текст понять не могут. Кроме самих произведений хорошо критику почитать. Как пример анализа. Тогда и навык будет. Это все вполне осуществимо в стенах школы даже на примере нынешней программы.
27.06.2018
Можно и не читать, да. Я писала про понимание текста.
27.06.2018
Так в школе и учат. На примере классических текстов. Грубо говоря "прочитал текст-прочитал пару статей критики-обсудили всем классом". У меня было так и полагаю, это эффективно.
27.06.2018
Даже не знаю что сказать
27.06.2018
Прочитала книгу "Бестселлеры" литературного критика вполне однородного пласта современной литературы, филолога по образованию Юзефович. В главе про Америку и Пулитцеровскую премию она пишет, что часто ошибается. Причем речь идет не о выдающихся с художественной точке зрения произведениях, а вполне кон'юнктурных (по ее же словам). Анализировать текст книжка не научит, рекомендовать к чтению не буду. А уж крестики ставить) Вопрос формулировок и совпадения с составителем теста.
28.06.2018
Формулировка меняет смысл, зачастую. Как «казнить нельзя помиловать»
28.06.2018
послушайте подкаст Лекториум. передача на маяке. вот там есть цикл про школу и книги, про книгу и личность и так далее. безумнооооооо интересно! не пожалеете. и вот как раз недавно там обсуждали классическую литературе в школе. И лектор рассуждает, что его сын-профессор 30 лет, воспитываемый с книгами ,вдруг обнаруживает, что Война и мир оказывается такое глубокое и безгранично великолепное произведение.
26.06.2018
Спасибо! Ниже про ВиМ разродилась..
26.06.2018
Но ведь свой вклад и в 15 они вносят. Дело ведь не в том, чтобы понять раз и навсегда. А чтобы вырасти человеком, который хочет и пытается понять. Возможно ли это без классики в 15 - вопрос. Задача педагогики - показывать, расширять горизонты. Как негативный пример - мой муж. Я чувствую огромную пропасть в этом плане между нами. Он и сейчас не способен понять ни Толстого, ни поэтов серебряного века, ни рок-музыку. Музыку понимает, а слова - игнорирует. И чувства у него все такие простые. И жить легко...
25.06.2018
А я в таком случае думаю, что я, например, политику не понимаю. Каждому -свое)))
25.06.2018
Имхо, жить легко это отлично и похвально. И чувства простые тоже самое оно, без всяких надрывов и самокопаний. В 15 лет на волне готической меланхолии я таааааак понимала поэтов Серебряного века и Бодлера наизусть учила. А сейчас мне кажется, что это какие-то страдания от незнания, куда себя применить в этом мире были. Где-то с 20 из худлита моя любимая книга - трилогия Финансит, причем любовные части я припускаю при перечитывани :) Войну и мир, впрочем, до сих пор не осилила в некратком изложении и, подозреваю, что не осилю никогда.
26.06.2018
Чего все прицепились к ВойнеИмиру? По-моему, вполне подростковое произведение. И героев молодых достаточно. Огромадную философию замысла и взрослый читатель не факт, что без об'яснений и комментариев уловит. А надо ли? А правда ли в ней? А ребенку вполне надо прочитать хорошие критические тексты (как образец), которые к ВиМ в изобилии прилагаются. Я Гранатовый браслет перечла. Ээээ Ну то, что хотел сказать автор, можно приинимать только в эпоху романтических грез и соплей. До чего же еще доросли подростки, если не до этого? Поэтому не надо снижать планку.
26.06.2018
Подростковое? Ну может быть, я значит ещё в детстве. Я не сильна в подростковой психологии, могу говорить только за себя. ВиМ мне казалась унылой тягомотиной, скучной и устарелой, так же как и Пушкин (за пределами сказок), Лермонтов, Тургенев и ко. Эта вся романтика балов и чистых нежных созданий не вызывала даже смеха. Я считаю, что литература все же устаревает и эти ребята для меня устарели, они скорее для профильного изучения людьми с профессиональным интересом и детьми в "литературных" классах. А вот мифы Древней Греции это на века :) Хорошо шли Гоголь, Чехов, короткие рассказы Булгакова и "Мастер и Маргарита", Гарри Поттер тоже отлично.
26.06.2018
Я больше по Лермонтову, хотя и не по балам) Ну когда еще читать про Печорина? И сами герои, и авторы недалеко ушли от второго десятка, все ближе к подростку. Гранатовый браслет очень ярко это показал. Прочитай) ох, плеваться будешь! "хорошо шли" - это для чтения по собственной воле. А школа - пользы для. Сейчас никто хорошие и взвешенные комментарии не пишет. Так что лучше ограничиться ранее созданным. Умение работать с текстом = умение работать с огромными объёмам разноплановой, противоречивой информации. Полезно. Про профильные классы... Там не Лермонтова по своей воле читают, и не Поттера. Модно - сложное и на острие. Я Камю читала. Сейчас вряд ли на такой подвиг сподоблюсь, но вспоминаю с удовольствием. Чтение об'емного - это такой же спортивный навык, как чтение на скорость в началке. Не заставят - не начнешь никогда. ВиМ для этого вполне подходит.
26.06.2018
У Камю "Чума" или "Посторонний" вполне, кажется, лет для 15 подойдут. "Чума" особенно.
26.06.2018
Да, но посложнее же. И выбрать: война или мир, - не получится.
26.06.2018
Зато короче и все на одном языке) у меня всегда 20 век лучше шел. Кафка еще, думаю, хорош в старших классах. А тем, кто помладше, всякие Хэмингуэйи-Ремарки. Ну серьезно: ближе к 20 годам старика Эрнеста и "Трех товарищей" поздновато, нет?
26.06.2018
А как же РОДНАЯ литература? Это все - за пределами школы, что логично.
26.06.2018
Нуу, а как без них-то расти? "По ком звонит колокол" - хорошая подростковая книга, хорошо написана. Вместо снов Веры Павловны можно было бы впихнуть в программу. Или даже, замахнусь пожалуй, Недоросля какого-нибудь подменить.
27.06.2018
Это ведь о том, что в программе много сложного и непосильного для школьника? Я не согласна. Полностью понять и осмыслить Толстого с Достоевским что в 15, что в 40 лет практически нереально. Можно перечитывать сто раз и каждый раз открывать что-то. И в 15 поймешь и вынесешь одно, в 30 другое, в 40 третье. И даже самый поверхностный пласт хорошей классической литературы никак не навредит подростку. Разовьет умение понимать, думать, формулировать, обогатит речь. Я читала в старших классах "Войну и мир" и "Каренину", у меня не было ощущения, что это ужасно. Над Достоевским да, пострадала немного, но тоже не думаю, что это было напрасно. И я не понимаю, какие альтернативы? Не Коэльо же с ними читать? Или вариант с фрагментами.. Может, лучше поменьше произведений, ноцеликом?
25.06.2018
Нет, я про то, что аргументы не меняются) Честно говоря, думала, что вколачивали на века. У меня шок и кризис...
25.06.2018
Двоечники, которые валят все на плохую программу и злых преподов, были всегда)
26.06.2018
Судя по дальнейшему тексту, там совсем не случай супер-талантливого троечника)
26.06.2018
Именно так написала дочь в эссе на подобном ЕГЭ. Нам настоятельно рекомендовали выкинуть такую ересь из головы))) . Достоевский в 14 или Горький в 15 не могут быть ошибкой педагогов и школьной программы)
25.06.2018
Здесь много умных... 1915 год