Обещанное занятие по Шичиде №1.
Недавно я рассказывала о нашем плане занятий по методике Макото Шичиды. Каждое такое занятие занимает не более часа, проходит в быстром темпе, но требует тщательной родительской подготовки. Такое масштабное занятие мы проводим 2-3 раза в неделю. Наверное, занятие можно проводить и 1 раз в неделю, как делают в школах Шичиды в Японии, Индонезии, Австралии и других старнах. Но сразу же оговорюсь: чем чаще проводятся с ребенком подобные уроки, тем они эффективнее, и тем быстрее ребенок втягивается. Например, в японском центре Шичиды мне сказали, что карточки надо показывать ежедневно. В самой школе за одно занятие прогоняют от 250 до 300 карточек на самые разные темы, но родителям обязательно дают "домашнее задание". Карточки не должны повторяться как можно дольше. В идеале - никогда, почти в идеале - три месяца. Но даже если вы не успели подготовить новые картинки, то лучше показать старые, чем ничего вообще.
Как правило, ежедневно я показываю карточки и даю несколько игр из "программы", но не в быстром темпе, а просто для поддержания активности мозга. Например, игру на поиск пары, пазл или сортировку и интуицию. Как и в случае с карточками, игры не должны повторяться. То есть, смысл игры всегда остается один и тот же, а вот средства и предметы для игры - разные. Поэтому у меня есть большая коробка материалов для занятий, которые я раскладываю по файлам и папкам, а после занятия убираю, чтобы они не попадались Алисе на глаза. Материалы - это чаще всего бумажные карточки, вырезанные картинки, недорогие пазлы и пособия, бумажные лото, различные шарики-перышки-помпончики и самодельные игры.
Перед занятием я обязательно раскладываю все материалы по стопочкам в том порядке, в котором мы будем заниматься, поэтому мне остается только менять их: убирать одно и подсовывать другое.
К сожалению, не все действия я смогла проиллюстрировать фотографиями, потому что это очень отвлекает от занятия. Кое-что нам помог сфотографировать папа пока был дома, но, например, показ карточек требует полной сосредоточенности, да и брать фотоаппарат, оставляя ребенка с горящей свечкой наедине я не рискнула. Поэтому о некоторых пунктах я расскажу лишь на словах.
Итак, поехали:
1. Включаем медитативную музыку. Я включила Deva Premal – Jai Rada Madavan. Обнимаемся и быстренько переходим к упражнению Шар Энергии.
2. Шар Энергии. Выглядеть это упражнение может так:
или так:
Я сажаю Алису к себе как на втором видео, делаю быстрые движения ее ладошками и приговариваю что-нибудь вроде "Трём-трём ладошки, собираем энергию в шарик, побольше, много-много, собираем-собираем, хорошую энергию, делаем шарик, катаем шарик, поднимаем над головой - умываемся, купаемся, снова собираем-собираем, иии - раз в ротик, скушали! Ням-ням-ням, теперь энергия в животике! Нам ее хватит на целый день!" В общем, особо не думаю, что говорю, просто сопровождаю действия словесным потоком)
3. Упражнение на дыхание. Сегодня я зажигала свечу, а Алиса ее задувала - это самое любимое упражнение. Проделали около 5 раз.
4. Воспоминания. За прошедшие праздники впечатлений было столько, что хватит их надолго. Я открыла на компьютере папку с фотографиями из океанариума, где мы были накануне. Мы рассматривали их, я проговаривала все, что могла вспомнить сама, потом мы искали на фотографиях маму, папу, Алису и рыбок.
5. Интуиция. Я вырезала из цветного картона два облачка и солнышко. Алисе предстояло угадать, где спряталось солнышко. Если она угадывала, я выдвигала солнышко пальцем из-за тучки, проговаривая свои действия. Ну то есть: "Урааа! Молодец, угадала! Вот и солнышко вышло из-за тучки и засияло!"
Кстати, раньше я просила Алису угадывать, в какой руке или под каким стаканчиком предмет, и ей это казалось скучным. Как только я додумалась сделать картонные картинки, у Алисы проснулся небывалый азарт, она стала их просить сама, ей понравилось угадывать, получать угаданный предмет и разглядывать его. Процент угадывания увеличился с никаких 50-60 до 90, а иногда бывает и 100%! То есть если я вижу, что ребенок сосредоточен и ему интересно, он с большой долей вероятности угадает. Как правило, я даю угадывать около 5 раз, но если вижу, что интерес не пропадает, то иногда и до 10 раз.
Когда я показываю эти картонки, я не смотрю на какую-то конкретную из них, я стараюсь смотреть сквозь них, на Алису, но не фокусируясь, и одновременно пытаюсь передать мысленно проекцию спрятанного предмета Алисе.
Как всегда, напоминаю, игрушка не должна наскучить, поэтому лучше ее не повторять хотя бы ближайшие 10 занятий, если они регулярные. Для этого я села и за раз настригла кучу предметов, которые надо найти.
6. Пазлы и лото.
В этот раз мы искали пары. Сначала просто одинаковые предметы.
Потом предметы из одной группы. Вставить ровно пазл у Алисы пока не получается, поэтому я помогаю.
Затем задачу усложнили. Я дала книжку, где на каждой страничке предметы определенной группы: одежда, мебель, обувь, посуда, игрушки. Надо было отыскать все предметы одной группы.
Внимание! Если ребенок еще не умеет этого делать, вы проделываете это вместе все равно, вы не требуете от него ответа, вы помогаете ему или даже делаете сами, но при этому удерживая его внимание и интерес к тому, что вы делаете. Именно так он учится.
7. Тренировка для глаз перед демонстрацией карточек. Я взяла обычный яркий шарик, поводила им из стороны в сторону, зигзагами и по кругу. Потом несколько раз подбросила вверх и кинула об пол и стену. Мы вместе поймали мячик, пару раз кинули его друг другу и перешли к карточкам.
8. Флеш-карты. Сегодня я показывала их вручную. Как обычно, около 150 штук, включая математические карточки с точками.
Показ карт в идеале должен выглядеть примерно так. Смотрите с 1 мин 55 сек.
У меня так не получается, но я очень стремлюсь к этому. Более того, Алиса не пытается никуда убежать только если она сидит у меня на коленях и ест баранку, тогда мне проще всего вернуть ее внимание обратно к карточкам и не дать ускакать.
9. Игры на мгновенную память:
Я выложила перед Алисой три карточки, поочереди медленно назвала их и дала посмотреть несколько секунд, затем быстро перевернула и попросила угадать, где бабочка. Затем перемешала и проделала тоже самое еще несколько раз.
Главное в этой игре - давать знакомые предметы. Если вы делаете это упражнение впервые, не пугайтесь, что ребенок не понимает правил или не угадывает. Это приходит со временем, просто продолжайте и помогайте ребенку. Выбирайте за него, если требуется.
Игр Фото Мемори, Линкин Мемори и Танграм сегодня у нас не было, мы оставим их до другого раза, так как физически не успеваем сделать все за одно занятие, да и правила Алиса еще не очень хорошо понимает, поэтому пока мы делаем их вне основных занятий, а просто приобщаемся.
10. Мандала. Мандала - это игра для детишек постарше. Вероятно, от 2 лет. Поэтому мы сейчас заменяем ее подготовкой к мандале - сортировкой по цветам и всяческими играми с изучением цвета. Я выкладываю перед Алисой несколько цветных карточек и коробку с заранее собранными по всей квартире предметами этих цветов. Пока получается неидально, приходится часто подсказывать, особенно, когда отличаются оттенки.
11. Пока Алиса сортирует последние фигуры, я уже раскладываю рядом на столике следующую заготовленную композицию. И мы читаем стих про лягушку, помогаем лягушке получить суконные зеленые в крапинку штаны, чтобы согреться, проведя пальчиком по дорожке. Теперь, правда, Алиса не садится читать эту книжку без лягушки и штанов.
12. Затем мы перешли к блоку Монтессори. Достали крупу и приспособления для пересыпания. Сначала все шло хорошо, а потом как всегда - баловство.
Набаловались - учимся подметать.
13. Еще пара маленьких игр на мелкую моторику. Сначала мы одели шляпки на желуди.
Потом выложили дорожку от собачки к хозяину. Выкладывала больше я, а Алиса пыталась приспособить камень мальчику на козырек. Но несколько камушков все-таки выложила.
Смысл таких маленьких игр - очень частая смена деятельности. Поиграли один раз - и на месяц забыли. Поэтому не удивляйтесь, что много игр здесь как бы ни о чем. На самом деле они имеют значение для ребенка. И именно поэтому я стала на время барахольщицей, и не выкидываю хлам, в который можно поиграть, а пропускаю его через наше занятие, и уже потом на свалку)
14. Дальше мы переместились за стол, хотя обычно мы и другие игры проводим за столом. Я выдала Алисе мягкие помпончики, лоток от яиц и ложку. Задача - разложить все при помощи ложки. Алиса мухлевала - она брала помпон рукой, с наслаждением жмякала его, и только потом отправляла в ложку и распределяла в ячейки.
15. Еще одна игра на моторику: нанизывание на шнурок. Сегодня у нас были бусины. Сначала сделали бусы и примеряли их.
А потом из остатков построили башню и сломали ее.
16. Занятия по Монтессори часто включают в себя подготовку ко взрослой деятельности, формируют навыки самообслуживания, поэтому мы не только подметали за собой крупу, но еще и почистили яйцо:
17. Затем я выключила музыку и села читать Алисе ее любимую книжку "Идем ловить медведя" (в Лабиринте, в Риде, на Озоне). Сначала я читаю ее на русском языке, следуя тексту в книге, а затем второй раз на английском. Английский текст можно найти в интернете, например, тут.
Вообще, я пришла к выводу, что очень удобно покупать детские книги зарубежных авторов, читать их на русском, а потом искать перевод на английском языке. Для тех, кто уже смотрит мультики - тоже самое можно проделать и с мультфильмами.
18. И вот занятие подходит к концу, и в завершение я выдала ребенку пластилин, а сама села читать Алисе "Кошкин дом", периодически регулируя деятельность малыша.
А из деятельности у нас было следующее. Поиск бобов, закатанных в кусок пластилина:
Выдавливание прессом макарон:
Кстати, отвлекусь! Пластилин и пресс для пластилина мне нравится от Play-Doh. Иногда я делаю пластилин сама, иногда покупаю этот, он мягкий, его не надо разминать, у него приятная фактура и он приемлемо стоит.
В самом конце я "раскатала тесто для пирога", а Алиса вдавливала начинку поглубже.
Ну и, конечно, финишные обнимашки завершили наше занятие, которое чуть затянулось из-за возни с пластилином.
В общем, как-то так)