Как чтение книг сделать более активным,чем просто слушанье...
РазноеС сайта Лены Даниловой "Раннее развитие":
"При чтении книги возникает много возможностей для того, чтобы подтолкнуть ребенка к более активному участию, чем просто слушанье. Бывает забавно сделать в чтении паузу и поговорить о картинках, найти в них что-нибудь странное и нелепое. Похоже, что иной раз оформители книг бывают не прочь пошутить. Может быть какая-то деталь подскажет вам новый поворот в сюжете, например, мышка, которая остается печальной посреди всеобщего веселья. По ходу чтения задавайте ребенку вопросы к рисункам типа: “Кто же там живет в этом домике?”, “Как ты думаешь, куда летит эта стрекоза?”
Даже при первом чтении книги в некоторых местах можно предвидеть, что будет на следующей странице. Попробуйте превратить чтение в отгадывание сюжетных линий, дайте ребенку возможность высказать свое мнение о дальнейшем ходе сюжета.
Чтобы
ребенок не воспринимал диалог по поводу прочитанного, как ситуацию экзамена
(что и как он запомнил и понял), — воспользуйтесь куклой. Пока вы читаете,
кукла (то есть вы за нее) вмешивается со своими вопросами и комментариями.
Потом
она переходит к ребенку, и вы задаете ей вопросы.
Обсуждая истории, вы можете подвергнуть сомнению душевное состояние персонажа: “Похоже, она совсем потеряла голову”. Вы можете сравнить с ним себя: “Я бы не стала так делать: уж очень это опасно” или предложить ребенку высказать свое мнение. Вы можете включить себя и ребенка в ход повествования: “Тигр такой страшный! Уж лучше я залезу от него повыше на это дерево. А ты?”
Чтение
станет интересным и для вас и для малыша, если вы объедините свое воображение с
воображением автора. Скоро у вас появится уверенность в ваших способностях
рассказчика. Если же вы в роли рассказчика чувствуете себя неуверенно,
попробуйте применить один из следующих способов:
•
вспомните о каком-то событии из недавнего прошлого. Например, что вы с ребенком
делали вчера, или перескажите приключение не очень отдаленное во времени.
Измените подробности или придумайте необычное окончание истории;
•
придумайте свою историю на основе книги, которая понравилась и вам и ребенку.
Продолжите приключения главных героев, включив в повествование членов вашей
семьи;
•
расскажите историю на основе одного из рисунков вашего ребенка. Вспомните, что
он вообще любит рисовать, используйте это в вашем рассказе.
Экспериментируя со своей ролью рассказчика, привлекайте к этому и
малыша. Детям обычно очень нравится придумывать персонажи, имена для них,
решать, где они живут, какие они, а также определять — будет ли конец
счастливым или грустным.
Укладывая
ребенка спать, обязательно постарайтесь почитать с ним хотя бы несколько
страничек на ночь.
Можно использовать технические средства. Купите
книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записью (сейчас это
не проблема). Научите ребенка включать магнитофон, и у него появится новая
уникальная возможность — слушать озвученный текст и самостоятельно
просматривать картинки в книге. Если вы увидите, что ему это понравилось (а
нравится практически всем детям), то вы сами можете записать на магнитофон все,
что сочтете нужным.
Если вашему малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он плохо запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним необходимо заниматься, и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий берите небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. Переводная литература для этой цели не очень подходит. В принципе, очень хороши «Рассказы из азбуки» Толстого и «Рассказы для детей» Ушинского, потому что они созданы именно для этой цели, но многим детям не нравится их дидактизм. В этом случае можно взять, к примеру, «Денискины рассказы», детские рассказы Зощенко, совсем маленьким – небольшие сказки о животных («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят»). Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным, легко запоминающимся. Прочитайте текст медленно, выразительно. Потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чем он. Если трудно, помогите сформулировать главную мысль, задайте наводящие вопросы. Можно разыграть рассказ в лицах с той степенью подробности, на которую способен ваш малыш (будет еще интереснее, если вы попробуете смастерить для этой цели немудреных кукол). Может, ребенку будет проще, если вы будете говорить «за автора», а он от лица героев. Особенно удачное представление можно показать и домашним. Если малышу все-таки трудно запомнить даже коротенький сюжет, попробуйте нарисовать «мультик» – пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и нарисует, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм. Если у малыша хорошее чувство юмора, можно предлагать ему какие-то совсем абсурдные варианты развития сюжета; смеясь, он, возможно, вспомнит как было дело. Ни в коем случае не ругайте малыша за неудачи и не торопите: расстройства речи исправляются крайне медленно. Если же вы увидите, что ваши занятия вообще не дают результатов, обязательно обратитесь к специалисту-логопеду, ничего позорного в этом нет, а если вы упустите время, поправить дело будет намного сложнее.
Пусть одной из ваших семейных традиций станет традиция совместного чтения и обсуждения книг. Любовь к одним героям и ненависть к другим, общая взволнованность за судьбы своих “любимчиков” очень помогает не только воспитанию малыша, но, что не менее важно (а может быть и более!), устанавливает прочные эмоциональные связи и доверительные отношения между родителями и детьми. Обсуждение прочитанного без поучений, на равных правах, споры, в которых вы внимательно выслушиваете мнение ребенка, уважаете его точку зрения, соглашаетесь или доказываете, что он не прав, — лучший способ ненавязчивого, незаметного руководства детьми."
Еще можно почитать замечательную книгу "Как роман" автор Пеннак Даниэль.
Можно ее скачать: