Семинар для родителей от "Открытой Школы"
История на памятьСегодня я была на семинаре для мам малышей от года до 4 лет от проекта Домашнего ребенка "Открытая школа". Вел его Александр Михайлович Лобок ( доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ (г. Екатеринбург), профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (г. Москва), создатель комплекса уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка, автор известных книг по психологии детства («Подсознательный Маркс», «Антропология мифа», «Другая математика», «Вероятностный мир», «Лаборатория детской письменной речи», «Наука ученичества или Обратная сторона дидактики» (в соавторстве с Симоном Соловейчиком), «Алмазная земля педагогики Олонхо», «Картография внутреннего детства») и множества статей по проблемам современной школы и инновационной педагогики.)
И я, конечно, немного в состояние "открытия" просто какого-то. Мое материнство сегодня за три часа конкретно апгрейдили. И я хочу срочно все вынести на "бумагу", дабы систематизировать эмоции, знания, впечатления или просто сохранить на память)
Итак по порядку.
Предыстория такова. С некоторых пор в мою голову накрепко влезла (видать пришло время) мысль о том, что в обычную школу и детский сад я сына не отдам. Причины этому-ряд причин, они слишком яркие и сильные, чтобы хоть как-то пересмотреть решение в обратную сторону) Но вот где нам учиться я еще не решила. Хотя наметки появляются и дорога виляет виляет, но четко выруливает и упирается в "Домашнее образование". Но оно в себе несет тоже очень много смыслов. Я еще не увидела яркую картинку нашего будущего образования, но моя интуиция вырулит!В этом я уверена. И тут меня, опять же волею интуиции, заносит на проект "Открытая школа". Вот оно! Я тут же поняла, что это один из самых подходящих под мою внутреннюю картинку об образованиии вариант!
О проекте:
"
Вас не устраивает современная школа с ее усредненными стандартами и полным отсутствием уважения к уникальной личности ребенка?
Вы не готовы обрекать своих детей на принудительную социализацию в атмосфере массовой культуры?
А существующие альтернативные школы вам тоже не во всем близки?
Значит нам по пути
«Открытая школа» (Open School) это:
школа без школы мультиязыковая среда свободное образование без границ здоровый, активный и естественный образ жизни гармоничное сочетание научного и творческого подхода свобода творческого проявления во всех областях искусства путешествия по самым интересным уголкам нашей планеты собственные исследования, эксперименты и медиа-проекты самые яркие педагоги-новаторы и лекторы со всего мира природосообразная авторская педагогика с элементами домашнего образованияНаши принципы:
понимание неразрывности и глубинной взаимосвязи природы и человека широкий научный подход к познанию мира и гуманное использование современных технологий отсутствие религиозной или иной идеологии, но живое и глубокое познание мирового духовного и культурного наследия активная гражданская позиция и ответственность каждого человека за происходящее в обществе, государстве и во всем мире уважение ко всем людям, независимо от их национальности, религиозных убеждений, образа жизни, физических возможностей, доходов и других отличийОбразовательный процесс будет организован в любом, подходящем для этого месте (библиотеки, семейные центры, дружественные авторские школы, мировые экофермы и экопоселения, деревенские клубы, монастыри, музеи, театры…). Наше путешествие неограниченно ни пространством, ни временем. Мы вместе с самими школьниками, их родителями и командой педагогов будем продумывать наш образовательный маршрут.".
Это как вариант, мне очень интересен! Я всеми фибрами ЗА, правда еще остается куча вопросов, которые я уверена походу разрулятся.Всему свое время, а пока я просто тщательно отслеживаю новости, становление и мероприятия этого проекта. И вот вчера чисто случайно, а когда такие решения принимаются вот так спонтанно, в 10 часов вечера муж бежит в банкомат класть деньги и оплачивать семинар, который уже завтра днем, обычно такие решения становятся что ни на есть ПРАВИЛЬНЫми и Точными и приносят колосальные плоды! Вот так и получилось.
Александр Михайлович включил пространство сразу! У нас с первой же минуты начался активный диалог, тема которого волновала ВСЕХ! Мы начали с "родительских проблем" характерных для данного возраста. Самые популярные: дележ игрушек, капризы и истерики при раздевание-одевание, не хочет уходить с детской площадке, не слушается, когда воспитываешь и доносишь какую-либо информацию. Забавно, что для всех это актуально, а Александр Михайлович так жестикулярно и четко выводил нас на решение. Он ниразу не произнес нам вслух ниодного решения, он проложил маршрут наших мыслей своими вопросами так, что мы сами приходили к нему. И восторгались от того как же все оказывается просто! СТолько открытией! Мы и правда, как обещал нам семинар, открывали своих детей по новому! Мы учились их слушать и понимать, повторять в точности интонацию сказанной ими фразы, пытаться проникнуть в их мир, во внутренний мир ребенка. Я в восторге от нашего психолога, который так точно вписался в свою профессию! Только такой артистичный, харизматичный, открытый и моментально располагающий к себе может творить в данной мире, мире детских нюансов. И в течение всех 3х часов я вникала и радовалась, что пошла! Мне срочно хотелось побежать к своему ребенку и исправить все ошибки, которые я уже натворила и которые теперь отражаются в поведение моего ребенка...и только на семинаре я поняла почву этих казусов. Почему мне не приходило в голову это раньше?? Ведь многое из того, что я ОТКРЫЛА на семинаре, мы даже не обсуждали, просто полученные ресурсы и информацию, как ключиики подошли ко многим замкам в сознание и отворили двери и "Ага!!!Так вот оно как!". А все вокруг говорят, что не надо ходить на такие семинары, типо надо учиться на ошибках. ВОт блин..а ведь некоторые ошибки уже не исправишь, а они аукнутся в будущем! И некоторые так аукнутся, что задаешься вопросом, а что сложно было чуток времени посвятить тому,чтобы это не пустило корни???
И вот что я вынесла из семинара:
- Ребенок никогда не плачет просто так. Если у него истерика от того, что вы его одеваете-раздеваете, то тут зарыта глубоко какая-то проблема, которую надо расшифровать! Причина может быть в потере связи с матерью. Ребенок -это единственное в мире голое животное, у которого кожа -это один из самых главных органов информации и тактильный контакт с матерью для него очень важен, это его защита! А мы, одевая его в "скафандр", лишаем этой защиты, причем во всех частях. А надо хотябы, пока не вышли на улицу, ручки оставить открытыми и держать в своих руках и играть ими, передавая любовь, тепло , заботу...какбудто напевая малышу, что мама рядом, что все хорошо и волноваться не надо, а потом выйдем на улицу и там отвлечет новое пространство.
- Надо понять раз и навсегда, что ребенок всегда сочиняет! Любое действие, поведение, игру, подвиг - это его сочинительство и он может увлеченно сочинять что-то просто смотря на дырку в поле...Родитель уже места не находит от скуки торчать на одном месте из-за того, что его чадо воткнуло в одну точку уже на пол часа. И вы часто сталкиваетесь с тем, что уже пора домой, а ребенок так включился в свое сочинительство и для него это так важно!! А вы его сбиваете и ведете домой. КОнечно, истерика. И вот нас учили сначала повлиять на состояние ребенка, свести на минимум его неуправляемое бешенство, на спокойное состояние и только в таком состяние стоит уходить домой. А вот как переключить на такое состояние - это ТОНКОСТЬ) Этим надо учиться владеть чувствуя своего ребенка. Индивидуально, ибо каждому свое. Но нам, как вариант, предложили игру "в домике" ))) Заманить ребенка в "свое пространство", какой-нибудь круг возле себя обозвать домиком, переключить внимание на себя и он начнет успокаиваться. Успокоился-можно менять пространство)
- Моя проблема была, как донести до ребенка, что так брать щенка, как его берет он -нельзя, ибо ему больно. На этом примере мы пытались решить проблему, послушания ребенка. И я так поняла, что для каждого конкретного случая свое решение. Меня, главное, вывели на причину того, почему АРтем так хочет носить щенка. И делает это порой очень жестоко. А он просто не умеет еще расчитывать свои силы. Но, что самое интересное, он играет именно так с щенком потому,что у нас с ним в приоритете контактные игры: бесилки, догонялки, подкидывания и т.д. Мы это делаем очень эмоционально, а малыш транслирует это на щенка.
- Образцы поведения. Это к проблеме системы Ребенок-игрушка-другой Ребенок, владелец игрушки. НАм очень четко и граммотно продемонстрировали правильную модель поведения взрослого, который хочет показать как надо попросить игрушку у другого ребенка, чтобы тот дал поиграть, и как отреагировать, если не дал. Это надо видеть, тут очень много тонкостей. Тут надо просто правда проникнуть в доверие владельца игрушки, осторожно, с уважением и интонацией попросить "Можно...?"
Александр Михайлович попросил маму показать своему сыну пример поведения в данном контексте, а потом продемонстрировал сам. В первом случае ребенок четко отказался, а когда попросил Александр -согласился, более того включился в совместную игру.
- Нас многому учили и переключали. У всех мам очень здорово развеяли миф о том, что мама должна играть с ребенком постояно, дабы он развивался, а многим мама это скучно, хочется заниматься своими делами, которые интересны мамам, а не ребенку..И как не чувствовать угрызения совести. Это мега актуально))И вот нас учили играть именно так и когда нам интересно! хочется. Наблюдать за ребенком и фиксировать ежедневные удивления, которые он вызывает у нас. Ведь каждый день наше чудо что-то такое вытворяет, от чего нам хочется тут же рассказать всем знакомым, мужу, но мы поликуем пару минут и забываем. А надо записывать!Причем в деталях, с датами и всеми подробностями. Снимать на камеру фотоаппарат не только важные события, а его победы, его позитивные действия, которые вас очень удивляют! Обязательно вести эти записи каждый день!
Ооох. еще много чего я впитала за эти три часа. Я пришла домой и посмотрела на своего сына по новому. Пересмотрела все свои прошлые ошибки и сделала соответствующие выводы. А на семинаре, повторюсь, ко мне нераз пришло озарение, почему Артем стал вести себя так-то и так-то с негативным контекстом. И это очень важно. Получается, благодаря семинару, я выросла за сегодня как мама) ВОт я считаю ,что полезно устраивать в своей жизни такие дни, проживя которые, ты смело можешь сказать, что этот день принес еще несколько кусочков пазлов для составления целой картины!
P.S. Обязательно пойду на продолжение. И еще скорее всего на семинар для более старших детей, чтобы видеть перспективы и запоминать все тонкости взаимодействия. Говорят как раз там интенсив нереальный.