Часто к 3-м годам у детей бывает "залипание" на каких-то словах или звуках. Как будто их распирает изнутри великое нечто, но они никак не могут быстро облачить это в звуковой ряд.
- Я-я-я-я-я-я-я... гулять я хочу!!!!!
- Это-это-это-это... я не знаю, что это.
- Но-но-но-но я не буду есть кашу!
- Вот-вот-вот-вот ты неправильно делаешь самолетики!
И до поры до времени всё нормально, если:
• Ребенок не испытывает психологических затруднений при разговоре – не стесняется говорить, не дрыгает ногами и т.д.
• Приступы заикания не постоянны, они могут то проявляться, то пропадать на долгое время.
• Ребенок охотно разговаривает и не избегает общения.
• Ребенок легко повторяет короткие фразы и слова.
При этом важно помнить, что мы сами зачастую формируем у малыша заикание. Вместо целительной силы материнской любви - вливаем в ребенка неуверенность и страх.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
1) НИКОГДА не заострять внимания на этой особенности его речи. Он такой же, как и всегда. И говорит так же здорово, как и всегда. И от общения друг с другом вы получаете радость. Не одергивайте ребенка, не заставляйте повторять "залипнувшую" фразу правильно, не говорите ""Говори медленнее/чётче/тише/плавнее и тд".
2) Заикание - это ни в коей мере не проблема ребенка. Это задача, которую надо решить родителям.
3) Прежде чем скакать галопом по врачам и вкармливать в ребенка фенибут и прочую гадость - изменяем свою речь. Обязательно замедляем ее, делаем ее более четкой, плавной, грамотной и текучей. Собственно, в общении с ребенком мы становимся как "медленный газ". Общаясь с нами, ребенок волей-неволей встраивается в более медленный темп беседы, и то великое нечто, пересидев в головном мозгу малыша лишние 5 секунд - успевает облачиться в правильную речевую форму. Ребенок начинает успевать подбирать слова под свои мысли. Его не распирает изнутри, напряжения нет. Он успевает обдумать и первую свою фразу, и вторую. Иногда даже и третью, если мы слишком сильно притормаживаем.
4) Пение. Можно петь с ребенком нехитрые песни. Музыкальный ритм захватывает ребенка, подсказывает ему, когда надо делать вдох, когда выдох. Ведь зачастую заикаться малыши начинают как раз на вдохе.
5) Обеспечить в доме гармоничную эмоциональную атмосферу. Чтобы не было ни слишком сильного ликования, ни рыдательных истерик с трясущимся подбородком и закатывающимися глазами. Относительно ровный эмоциональный фон делает великое нечто чуть менее великим, следовательно - проще выражаемым словами.
6) {Я, конечно, не могла обойтись без этого} Наполните дом ароматами эфирных масел. Подойдет валериана, лаванда, нероли, мирра, сандал, иланг-иланг, шалфей мускатный, ладан, розовое дерево, корица и много что еще. В зависимости от характера ребенка, от корня проблемы. То или иное эфирное масло поможет быстро и совершенно безопасно скорректировать ситуацию. Цитрусовые - отличные подниматоры настроения. Они вводят в состояние добродушности, нормализуют тонус. Шалфей, иланг, мирра, ладан, сандал - достаточно густые наполненные ароматы. Обволакивают и погружают в состояние расслабленности. Корица - согревает. Розовое дерево - освежает и выравнивает настроение. Благородное масло - благородное действие. Лаванда хороша. И в компании других эфиров, и сама по себе. А с валерианой и так всё понятно))
7) Тактильный контакт: обнималки, игры в ладушки и любые, требующие прикосновений, массаж, поглаживание и т.д. Касайтесь своего ребенка. Неважно, что у вас нет образования и навыков. У вас есть гораздо больше: любовь к своему малышу. И материнские руки не сделают хуже.
8) Диалог. Каждый миг вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, а не "угукаете", глядя в сторону от него. Смотрите ребенку в глаза, жестикулируйте, заинтересованно слушайте, переспрашивайте, если не поняли о чем ребенок говорит. Предлагайте совместные игры сами и не отказывайтесь от предложенных игр ребенком.
9) Проговаривайте свои действия. Практически все. "Я иду на кухню. Открываю шкафчик, беру кастрюлю. В этой кастрюле мы с тобой будем варить суп. Сейчас из морозилки достаем кусочек аппетитной телятины...." и далее по списку.
10) Проводите инструктаж среди людей, с которыми ребенок будет общаться (бабушки-дедушки-воспитатели-няни-тети-дяди-друзья семьи и иже с ними), дабы они придерживались той же линии поведения, что и вы.
11) Верьте в своего ребенка. Он лучший. Он справится. Тем более, что заикание - это совсем не его проблема. Это задача для родителей.
Когда заикание становится проблемой:
• Когда у ребенка при разговоре проявляется некоторая «внутренняя борьба» - ребенок может говорить с усилием или напряжением, гримасничать, махать руками, дрыгать ногами и т.д. Блоки - это задержки в разговоре, вызванные остановкой звука и воздуха, часто связанные с блокированием движения губ и языка. Блоки появляются позже и связаны с мускульными усилиями.
• Ребенок избегает некоторых слов или ситуаций, в которых нужно их произносить. Некоторые дети при заикании так успешно избегают трудных ситуаций и слов, что их даже трудно заподозрить в заикании.
• Ребенок отвечает «Не знаю!» на очевидные вопросы или меняет слова в ответе на синонимы – тоже своего рода форма избегания некоторых слов. Очень часто при заикании дети показывают высокий уровень тревоги, страха перед даже небольшой запинкой в разговоре.
• Ребенок часто заполняет паузы между словами, используя междометия или вводные слова «Э-э-э…», «Вот…» и т.п.
• Ребенок тянет гласные в словах.
• При разговоре у ребенка прерывается дыхание.
Специалисты, к которым необходимо обратиться: невролог, психолог, логопед. Только найдя истинную причину - можно избавиться от следствия.