Супер-активный ребенок или ребенок-оборотень
Глава первая. Даниэль.Довольно часто мне пишут, что у меня такой "чудо-ребенок и мне так блин повезло, что он у меня сидит смирно и ковыряется в песочке". Мда, такому ребенку и я бы позавидовала. Но поверьте, дорогие мои читатели, то что вы видите и читаете в моем дневнике про моего ребенка - это результаты длительных и муторных процессов, результаты тонн приложенных усилий, убитых безвозвратно нервных клеток, цветочки, острие вершины айсберга, а не ребенок у меня "волшебный". И то, что я не ною в каждом посте о том, как он меня местами изводит, не означает, что я живу легко и беззаботно, ковыряясь в носу на лавочке всю прогулку, а он потом бух! и засыпает, хоп! и сидит сам играет. Вы не знаете львиной доли и поэтому так лихо смеете писать мне в ответ:" Да у тебя такой ангел, ты нихрена, мать, жизни не вкусила".
И нет, я по-прежнему не буду писать как он меня местами изводит, а просто давайте покапаем, подумает и порассуждаем на тему воспитания активного ребенка и ребенка-оборотня (т.е. владельца смешанного темперамента).
Очень часто в ответ на какие-либо жалобы на непослушание ребенка или вредность я задаю вопрос:"А зачем вы сами позволяете ему это делать?". Ответ прост: "Ну он же у меня такой активный". Для меня, как для человека, всю Б читавшего "большими глотками" книжки про гиперактивных и активных детей, под веселую чечетку сына по кишкам, это звучит подобно "Мой ребенок может плевать взрослым в лицо, потому что он брюнет" или "Он может не слушаться и убегать с площадки, потому что у него серые глаза". Да-да, это именно так и есть! Темперамент и прочие свойства здорового ребенка никак не являются противопоказанием к воспитанию, приучению к режиму, прививанию правил хорошего тона, донесению мамой что в этой жизни можно, а что нельзя. И пока ребенок маленький и объяснения причины для него пустой звук, от ребенка стоит требовать исполнения без них.
Итак, основные темпераменты детей:
- сенситивный- активный
- реактивный
- восприимчивый.
Крайне редко дети бывают строго одного типа, чаще это оборотни: плавно переходят из одного в другой. Именно такой мой сын. Будучи более спокойным восприимчивым типом с возрастом он переходит в активный. И я как человек уже подготовленный к этому изначально с первых дней начала воспитание его как активного, и каждое мгновение ждала что вот-вот проснется его активность. Она проснулась как только он получил свободу на полу, в 5 месяцев. Сейчас он набирает все большие обороты и порой на 3 часу прогулки я начинаю выть от этого непоседы. Но я не знаю точно, какой именно путь он выберет и каким бы он был, если бы я как большинство мам потакала ему в каждом капризе и хотении, таскала бы на руках сутками, не научив самостоятельности, не довела до понимания слово "нельзя" и т.д.
Рассмотрим основные признаки активного ребенка. Не путать с гиперактивностью (болезнью), в которую часто (крайне часто) переходят именно активные дети, чьи родители закрывали глаза на воспитание ребенка, всячески потакали ему и отмазывались фразой "он у меня такой активный".
Еще раз хочу повторить, любой темперамент ребенка не является поводом не воспитывать его, не приучать к режиму, не прививать правила хорошего тона, не доносить до понимания что в этой жизни можно, а что нельзя.
- Активных детей меньше заботит собственная реакция на жизненные обстоятельства, больше интересует способность воздействовать на окружающий мир
- Они стремятся действовать и добиваться результатов.
- Им нужно непрестанно двигаться вперед, лидировать и делать все по-своему, а если ребенок еще и упрямый - то это еще больше усложняет ситуацию.
Что же делать и как вести себя с ним, чтобы потом не жаловаться направо и налево?
- Для начала понять, что каким бы ни был ребенок - он личность и у него с первых дней есть желание и нежелание, мнение. К нему нужно прислушиваться и строить свои отношения с ним и его режим с учетом этого, а не слепо и глухо потакая капризам, не идя на поводу.
- Активным детям требуется подготовка и структура, иначе они легко выходят из-под контроля и сопротивляются вашему авторитету. Т.е. если вы гуляете на площадке - вы гуляете только на ЭТОЙ площадке и это только так и никак иначе. Если тут игры закончились и ребенок хочет на другую вы сажаете его в коляску/велосипед/собираете игрушки и уходите. А не ребенок носится там где ему вздумается и когда захочется, а мама впопыхах за ним с сумками и игрушками. Это дает ребенку понимание рамок поведения, структуры прогулки и правил.
- Им всегда нужно знать план действий, правила и кто главный. Т.е. перед выходом на прогулку даже маленькому 6-7 месячному крохе говорите (да-да, пусть это выглядит глупо и он забудет отвернувшись) "Мы идем гулять, давай оденем панамочку, потому что идем на солнышко на площадку и т.п.". Режим дня и его соблюдение играют очень важную роль: ребенок всегда должен знать что будет дальше: после прогулки обед, потом обязательно спать. После сна прогулка. Одевать только на одном диване (например, или кресле), обуваться только на стуле в коридоре, а не мама носится с ботинком за ребенком по квартире.
- Необходим "план игры". Если он есть, такие дети очень охотно и активно идут на сотрудничество. Чтобы преодолеть сопротивление такого ребенка, нужно заранее задать ему ограничения, правила и направление деятельности. Т.е. перед входом на площадку сразу оговариваем "Сейчас гуляем только на этой площадке, договорились? если ты захочешь на другую - мы соберемся и пойдем" или "мы сели кушать и пока мы не доедим из-за стола не выходим. Если ты уйдешь, то еду я убираю и до обеда не дам. Так что как наешься/поешь - пойдем играть."
Как формировать режим такого ребенка?
В первую очередь отталкиваться от ребенка. Не надо укладывать спать ребенка, который не устал, который не хочет спать, любыми путями от сиськи до укачивания на фитболе. Гораздо полезнее ребенку сон, как и еда, по его потребности, а не вашей. Когда он уснет сам, потому что вымотался - это будет более здоровый, спокойный сон, чем насильно укачанный до потери сознания. Для этого, если вы изначально не общались со своим ребенком правильно и не знаете, после чего и через сколько он вырубится на ходу, выбираем один день и после завтрака начинаем развлекать его активными играми, пока он САМ не будет засыпать на ходу. Это важно! Не будет ныть и проситься домой, а там снова скакать по кровати. А будет в буквальном и полном смысле слова вырубаться.
Получив заветное время (от 2 часов до 18 в зависимости от возраста до 3 лет), начинаем выстраивать график сна и бодрствования. Деткам до 1-1,5 года нужно 2 дневных сна. Это может быть по 30 минут, это может быть 3 часа. Главное, чтобы 2 раза в день нервная система вашего ребенка отдыхала и вы вместе с ней. Дальше смотрим по ребенку. У меня сын спит временами и 2 раза по 3 часа. Лучше уложить ребенка попозже к ночи, вымотав его активными играми и после поиграв в тихую настольную игру, чем укладывать спать разыгравшегося и возбужденного.
Если ваш ребенок пробегав 2 часа из 3/4/5(...) прогулки, которые вы считаете правильными и нужными для него, начинает ныть и капризничать от усталости, но вы видите и знаете, что он не хочет спать, то будьте хитрее него. Через час прогулки посадите его в коляску (для деток до 2 лет) или на лавочку/велосипед (после 2 лет), дайте воды и пусть посидит/полежит.
Хочется сделать акцент для тех, кто ответит "он не сидит". А вы не предлагайте и не спрашивайте. Посадите и займите например книжкой или разговорами о птичках. Это в ваших руках и интересах, а не сам ребенок должен изъявлять на это желание.
Предложите сходить в ТЦ (вовсе не значит, что надо что-то покупать), на другую площадку, в магазин за хлебом. В это время ребенок будет сидеть отдыхать на воздухе, а время идти и вернувшись на площадку он продолжит играть и отыграет запланированные вами 2/3/4 часа прогулки.
Каждый Божий день проговариваем ребенку каждый этап нашего режима. Не ленимся! "Сейчас я накрашусь и мы идем гулять. Идем гулять? идем гулять! на площадку, там качели, горки, песочница и детки. Где наши игрушки для песка? Что берем сегодня?". Идем домой "Мы идем домой с тобой. Сейчас будем обедать. Вкусно-вкусно! какой ложкой будешь есть зеленой или синей? а сок какой яблочный или компот?" и т.п.
Мне очень помогли в выборе политики следующие советы, которые дают родителям именно гиперактивных детей. Но я их адаптировала к своем и учла при построении режима и воспитании.
:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты за беганье и прыганье. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, планшетник), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея. Не жалейте денег на разные спорттовары, потому что сегодня ребенку интересно бегать с одним мячиком, а завтра он ему надоел, но он с таким же большим интересом погоняет другого цвета. Не запрещайте ребенку лазить на игровые комплексы, даже если ему один год и его еще сносит сквозняком. Не ленитесь сходить с ним за ручку туда, потому что поднявшись по лестнице он потратит много энергии, а не имея страха перед горками быстрее научится безопасно выплескивать на них энергию.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Надеюсь мой пост будет полезен вам. Как обычно, отвечу на все вопросы.
Книжки, которые я очень совету прочитать всем, кто замечает в своем малыше повышенную активность:
- Ломакина Г. Р. «Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой»
- Джон Грей "Дети с небес"
- В. Оклендер "Окна в мир ребенка"
- Болотовский, Чутко, Попова "Гиперактивный ребенок"