Брошюра Рисуем пером
Каллиграфия LetteringВ 1996 году в России была выпущена брошюра "Рисуем пером", автор Сергей Ловягин сопроводил её вступлением:
"Поводом для написания этой тетради стали последствия событий 30-летней давности. Тогда, в 1968 году, по мнению авторов, случилась беда. Первоклассникам разрешили писать шариковой ручкой. Сто лет до того дети писали перьями - и ничего. Выводя каллиграфические буквы пером, дети решали сложные пластические задачи. Перо нельзя вести вперёд, его то и дело нужно окунать в чернила. Выводя разные части букв, на перо нужно нажимать по-разному и поворачивать его в разные стороны. На перо приходится нажимать по-разному в зависимости от того, много ли чернил на нём осталось. Мозг ученика постоянно контролировал тонкие движения руки. Бывали, впрочем, и кляксы, и пятна на мундире.
Когда после долгой борьбы за прогресс (право ребёнка писать шариковой ручкой) перо проиграло и ушло из школы, дети перестали приобретать соответствующие навыки координации тонких движений руки и согласования зрительного и моторного мышления.
Пагубным последствием отказа от пера было не только обеднение спектра навыков тонких движений, но и возрастание утомляемости. Психолог и физиолог Базарный сообщает (1991), что ряд исследований показал, что переход от отрывного письма с переменным нажимом к безотрывному с постоянным нажимом (переход от пера к шариковой ручке) привёл к повышению утомляемости школьников".