Дневник читателя 4 года 4 месяца. Часть первая
КнигиИнтересно, когда мы успели столько прочесть?
Вот за все лето прочитали только 6 книг Волкова, ну, может по мелочи еще, но никаких стопок не было. А сейчас стала перебирать, откуда эта гора?
На чтение у нас отведено около часа перед сном строго, а в остальное время как придется, иногда совсем ничего (если днем в садике), иногда еще около часа за день.
А стопка набралась приличная, я сама очень удивилась! Пришлось разбить на три части.
Правда, практически ничего не перечитывали, все по одному разу.
Ну разве что про Вселенную, ее - раз этак сто восемнадцать
Итак, часть первая, познавательная.
По книжкам получается, у нас сейчас два энциклопедических интереса: вселенная и животные.
"Мы изучаем Вселенную", ЗОП, изд.АСТ
Для нас не новая, впервые прочли где-то весной, с тех пор периодически возвращаемся.
Вот с нее и начался у Олеси интерес к космосу и происхождению всех объектов во Вселенной.
Не очень наглядный рисунок Солнечной системы, мы свой рисовали, чтобы понять, как она устроена. Но порядок и названия планет Олеся запомнила с пол-пинка.
Вполне понятное объяснение смены дня и ночи.
Довольно много информации про ракеты, космические корабли и станции, о космонавтах, их подготовке, жизни на орбите.
Маловато сведений про собственно Вселенную, но для начала очень даже хорошо.
Олеся (что запомнилось):
- Космонавты высасывают еду. Прямо высасывают! Чтобы она не разлетелась по кабине. И еще что на космической станции есть спасательная ракета. Если там что-нибудь произойдет, то космонавты улетят на Землю. И еще что космический корабль поднимает в космос ракета!
Полистать в Лабиринте (отсутствует, как и везде уже)
"Серьезные рассказы плюшевого мишки", Г.Цыферов, Росмэн
Купила летом, Олеся с ней познакомилась как раз в октябре. Прочли один раз, никакого интереса книга у нее не вызвала, больше не вернулись.
Я думаю, я просто припозднилась с этой книжкой, учитывая подкованность дочки в вопросе.
Хотя, если честно, сам текст мне тоже не очень понравился. Задумка хороша, написано от имени медвежонка, к которому явно доверия больше, чем к какому-то дядьке :)
Но связность повествования меня смущает.
"Поссорился я как-то со своим другом осликом. Поцеловал он меня в ушко и сказал: "Прощай!.." Сел на пароход и уплыл.
А я тянул, все тянул себя за поцелованное ушко, чтобы видеть ослика и его кораблик. Так, держась за ушко, я поднялся вначале на холмик, потом на сосну, а затем даже а небо... на шарике".
Как-то очень закручено для малышей. Не знаю, кто как, моя дочка логику прослеживает обычно, и начинает задавать вопросы типа "почему поссорился" и "он что, сам себя за ушко поднял?". Я, кстати, в первый момент сама не поняла, зачем он себя за уши дергает. Не проще ли было написать, что так скучал мол, что полез повыше, чтобы не упускать из виду друга, ухватился за воздушный шарик и полетел. И ссориться с другом было не обязательно, к чему там это?
Или вот это. Медвежонок увидел, что Земля круглая.
"Я знал теперь, что куда бы ни уходил мой ослик, он обязательно вернется ко мне...и поцелует в другое ушко". Сказано просто - вернется. Ну, дети так и воспринимают, как написано, ушел - пришел назад. Без связи с формой Земли. Нигде не написано, что он обойдет Землю вокруг и вернется, потому что если идти вперед, вперед и вперед, то придешь туда, откуда вышел, только с другой стороны.
Да, да, я зануда :)
В сказках и прочих рассказах фантазировать можно сколько угодно, но когда идет попытка доступно изложить непростую для ребенка тему, я предпочитаю логичный связный и простой текст. Может быть, я не права :)
И две книги, два хита, по которым я писала отдельные обзоры: "Как все начиналось на Земле" и "Вселенная для детей в рассказах и картинках"
Особенно налегали мы в октябре на Вселенную. Я и сама уже почти разобралась, что такое нейтронная звезда, и чем белый карлик отличается от красного гиганта :)
Олеся всех достает блещет знаниями направо и налево, чем повергает окружающих в немалое изумление. Все (почему-то!!!) понимающе кивают: "Папина заслуга!", хотя на этих книжках мозоль на языке себе заработала как раз мама!
- Олеся, расскажи, пожалуйста, о чем эти книги? Что тебе запомнилось?
- Ни о чем! Ничего не запомнилось! Потому что Дима родился в год Тигра!!!
Двумя минутами раньше Олеся узнала про существование восточного календаря, и не смогла смириться с тем, что ее брат посмел родиться в год ее обожаемого тигренка. Поэтому, интервью не состоялось:)
"Динозавры. Самая первая энциклопедия", Росмэн
От старшего брата у нас осталась куча книг про динозавров и прочих тварей, но все они как-то сложноваты для 4-х лет и начального знакомства.
Представляете, мы лет до трех с половиной вообще не знали о динозаврах практически ничего! Я как-то намеренно не педалировала эту тему (со старшим, что ли, наелась). А потом Олеся сама докопалась на айпаде до развивающего мультфильма про динозавров и стала уже приставать с расспросами.
Тогда я быстренько просмотрела ДК, нашла у кого-то в отзывах эту книгу и немедленно купила. К сожалению, совершенно не помню, у кого, помню только, что приставала с просьбой показать развороты. Спасибо огромное!! Если отзоветесь, скажу еще раз :)
Пока что она удовлетворила все наши запросы. Вот прям самое то, и не совсем малышковый текст, и без лишней информации и непроизносимых слов. Ну, насколько это возможно, учитывая названия динозавров :)
В книжке 32 страницы. Каждый разворот отвечает на заданную тему: Кто такие динозавры, Властители моря и неба, Свидетельства прошлого (о том, как раскопки сохранившихся скелетов помогают узнать больше о динозаврах), Длинношеие гиганты, Страшные хищники, Родительские заботы и так далее.
- Как жаль, что я не утконосый динозавр! - чуть не со слезами в голосе восклицает Олеся, глядя на следующую страницу:
- Почему? - серьезно спрашиваю я, давясь от смеха.
- Я бы тоже смогла издавать рокочущие звуки!
Иллюстрации одновременно красочные, относительно нестрашные и реалистичные.
- Что тебе больше всего понравилось? - спрашиваю я Олесю.
- Мне больше всего понравились ди-но-зав-ры! - отвечает она.
- Ну а что ты больше всего запомнила?
- Рисунок, как на Землю падал метеорит. И что динозавры были разные!
"Животные и их детеныши, Зачем? Отчего? Почему?", АСТ
Эту книгу мы тоже читали весной, в октябре снова до нее добрались.
У Олеси сейчас пора интереса к связке "мама-малыш" во всех ее проявлениях. Сколько умиления и нежности у нее к детенышам, прямо материнский инстинкт бьет ключом. "Мой бананчик любимый", называет она своего тигренка (сама придумала! бананами у нас никто никого не зовет!) и подсовывает его к своей груди: "У меня в одном соске компотик, а в другом молочко" (это мы прочли в развороте про кенгуру, что у мамы-кенгуру в молочных железах вырабатывается молоко разной жирности - для младшего и старшего кенгуренка).
Поэтому, книжка идет на ура. Из нее мы почерпнули много занимательных и интересных фактов о рождении, выращивании и воспитании детенышей в животном мире.
Единственное, что регулярно омрачает наше чтение этой книги - факт, что кукушонок выбрасывает из гнезда остальных птенцов.
- Не люблю кукушек! - каждый раз сердится Олеся. - И кукушат тоже не люблю, противный какой!
Но зато неизменно радуется львятам, медвежатам и прочим малышам:
- Ах, какие они мииилые! Посмотри, как его мамочка облизывает! А крокодильчики во рту у мамы своей!
В конце книжки мини-викторина с вопросами о животном мире.
Хочу предупредить особо впечатлительных, что в книге аж в трех местах показан процесс родов детенышей: у кошки, у жирафа и у дельфина. Поначалу мы успешно пропускали эти рисунки, но потом Олеся присмотрелась и констатировала, что у кошки котята появляются "из попы" (простите). Я не стала комментировать пока.
Олеся:
- В этой книжке в самом начале львятки! Один львеночек убежал от мамы-львицы, а она его ам! и назад вернула. А слонов я не люблю. Зато люблю жирафов. Когда маленький жираф только рождается, он на коленях стоит.
"Кто в море живет", С.Сахарнов, изд.Мелик-Пашаев
Эту книгу представлять не надо, ее знают все.
Мы ее начали читать с год назад, потом какое-то время она лежала на полке, и вот недавно Олеся снова ее отыскала и принесла.
Мои любимые здесь - дюгонь (просто потому, что я ее знать не знала раньше, и скорее подумала бы, что это ламантин
И прыгающая рыба в мангровых зарослях - потому, что видела это своими глазами в Тайланде.
А Олеся готова зарыдать над бедными черепашатами, которым ТАК далеко бежать к воде!
Растекается в розовых слюнях на развороте с котиками:
- Сейчас мамочка придет и кормить будет маленьких!
И обожает белую медведицу с медвежонком.
Позавчера у нас были гости, и Олеся на правах старшей учила двухгодовалого Марка:
- А белый медведь любит есть рыбу! Он бьет лапой по воде вот так: ррраз! ррраз! И рыбу вытаскивает для своего малыша.
"Животные. Энциклопедия с секретами", Росмэн
Не ищите, ее давно нигде нет.
Ее читаем, наверное, лет с полутора, с перерывами. Долгое время это была любимая Олесина книжка про животных. Сейчас она ее снова вытащила, потому что там тоже есть картинки про мам с малышами.
В два года она обожала разворот про морских жителей и рассказывала так:
- Никто не съест рыбу-еж! Если кто-то хочет съесть рыбу-еж, то она надувается, как мяч. И тогда никто не съест рыбу-еж!
Видите, мы эту рыбу-еж (справа вверху) до того залюбили, что таки оторвали окошко.
Продолжение следует.
Спасибо за внимание! :)
П.С. Продолжение: Часть 2, стихотворная, Часть 3, сказочная