Урок 1 Экспозиция
Экспозиция (в фотографии, кинематографе и телевидении) - количество актиничного излучения, получаемого светочувствительным элементом. Для видимого излучения может быть рассчитана как произведение освещённости на выдержку, в течение которой свет воздействует на светочувствительный элемент: матрицу или фотоэмульсию.
На том урок и завершим
Эгегей! Вы все-таки залезли под кат? А вам свойственно любопытство, как я погляжу. Ладно, я пошутила. Надо ж было вас напугать. Сейчас объясню все по-человечески:)
Если не вдаваться в дебри терминологии, то экспозиция это то количество света, которое попадает к нам в фотоаппарат на матрицу в тот момент, когда мы щелкаем кнопку спуска и открываем затвор.
Если света попало избыточно, то такую фотографию называют переэкспонированной, или по русски говоря пересвеченной. Кстати, мы с мужем дико ржали, когда выбирали имя сыну и в списке имен нам попался Пересвет. Оно, конечно, красивое имя, но профессиональная деформация трактует его однозначно - "перестарались".
А если света в кадре не хватило, то тогда фотография недоэкспонированная или недосвеченная.
Я, к сожалению, не спела сделать специально примеры фотографий, но нашла парочку, на примере которых можно показать как выглядит гистрограмма, если фотография пересвечена или недосвечена. В данных примерах это сделано сознательно, как художественный прием.
На первой фотографии гистограмма сильно смещена влево в область светов, а на второй вправо в область теней. В идеале, гистограмма должна выглядеть как холмик посередине.
Что-то вроде этого, но без пиков и бугров.
На самом деле, идеальной диаграммы я так ни разу и не сделала, но это меня лично нисколько не смущает, если мне нравится, как смотрится кадр.
Так вот.
Для регулировки экспозиции у нас есть три инструмента. Диафрагма, выдержка и исо. На каждом из них я остановлюсь подробнее, а пока расскажу об их взаимодействии.
Представим, что мы собрались освежить квартиру. Со вздохом отложили книжку и отправились в ванную набирать воду. И вот мы взяли ведро и открыли кран с водой.
Чтобы набрать одно и то же ведро воды мы можем пойти двумя путями. Либо пустить тонкую струйку и заиметь еще десять минуток на чтение книжки. Либо открыть кран на полную в считанные секунды набрать ведро.
Теперь меняем дырку в кране на диафрагму, а время набора воды на выдержку и сразу становится ясна взаимосвязь. Мы можем открыть дырку (то бишь диафрагму пошире). То есть установить ее минимальное значение. Либо установить более долгую выдержку.
А как же iso скажете вы. А iso мы временно представим в виде тряпки. Скажем, микрофибра впитывает воды меньше, то есть ее надо мочить дольше, но и вытирать ей приятнее. А губка впитывает много, но и мыть ей без разводов весьма проблематично.
Таким образом, за губку мы схватимся только в том случае, когда воды у нас ограниченное количество и надо, чтобы ни капли не пропало даром.
В жизни поднятие iso выражается в противном зерне, которое появляется на фотографии. Это зерно можно убрать в специальных редакторах, но все равно качество заметно снижается.
Кстати, кто снимал когда-нибудь на пленку, наверное, помнят надписи на коробочках "200" и рядом значок солнышка. "400" и значок тучки и тд. Вот это то самое iso и было. Сразу с подсказкой.
Теперь вернемся к диафрагме и выдержке. А точнее на том, как они влияют на кадр.
Диафрагма влияет на глубину резкости. Чем больше значение диафрагмы, тем более четким будет все за (и перед) тем предметом, на котором мы фокусируемся. Чем меньше значение - тем более размытый фон мы получаем.
Выдержка у нас влияет на "заморозку предмета в кадре". Если мы снимает статичную елку, то мы можем поставить выдержку хоть минуту и никуда она от нас не убежит. Однако, если мы снимаем быстро движущийся объект (все поняли, о ком я?), то я бы не советовала ставить выдержку длиннее 125 (т.е. 1/125 секунды).
И на диафрагме и на выдержке я планирую остановиться подробнее в следующих уроках. Сейчас я хочу описать алгоритм подбора параметров.
Например, я иду со Львом в парк нормальный такой солнечный день. Первым делом я выставлю iso на минимум. Потом я подберу нужную мне диафрагму. Например, если я хочу отделить Льва от фона, то я выставлю диафрагму 1,8 и буду подбирать под нее выдержку.
Если мне нужно, чтобы четким были и Лев и какие-нибудь белки неподалеку, то я буду выставлять большее значение диафрагмы и соответственно увеличивать выдержку. (то есть я прикрыла дырку и мне надо дольше набирать воду). Выдержку может подобрать и сам фотоаппарат, если его перевести в режим "приоритет диафрагмы". О режимах я также расскажу подробнее чуть позже.
Или вот вышли мы на прогулку вечером. И мы помним, что бегающего ребенка надо снимать с максимально короткой выдержкой. Но света не хватает. Что делать? Открываем по-максимуму диафрагму (устанавливаем минимальное значение) и поднимаем iso до тех пор, пока количество света в кадре нас не устроит.
И таким образом мы подбираем параметры под каждую ситуацию.
Я, надеюсь, к выходным, смогу проиллюстрировать каждый пример более подробно. На текущий момент я просто торопилась написать пост, пока у меня появилось время и вдохновение. Надеюсь, хоть что-то мне удалось объяснить внятно. В любом случае я готова ответить на все ваши вопросы и принять критику.
А теперь задание для вас.
1. Посмотреть где на вашем фотоаппарате ручной режим. Научиться менять выдержку, диафрагму и Iso. Не регулировать пока, а просто уметь менять значения. Это нам очень нужно, чтобы заниматься дальше.
2. Выбрать десяток кадров, которые вам нравятся по свету и посмотреть на каких параметрах они сняты. Это вы должны сделать для себя, но если напишите в комментариях будет только в плюс.
3. Вывести наиболее часто используемые параметры. На какой диафрагме вы чаще всего снимаете? А на какой у вас больше удачных кадров? Аналогично с выдержкой. Iso в расчет не берем, это побочный инструмент.
Вот теперь я, действительно, заканчиваю наш первый урок. Очень жду ваших отзывов, предложений, вопросов и ответов.