Из книги М.Аромштам "Азбучные сказки"...
Читаю сейчас книгу (в электронном виде) М.Аромштам "Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет".
Решила кое-что для себя сохранять на память. Пост по мере прочтения буду дополнять...
Знакомиться с буквами автор предлагает не раньше 5 лет.
... В некоторых педагогических системах (например, в вальдорфской педагогике и в Монтессори-педагогике) принцип «интеллектуального голода» является методом обучения: чтобы ребенок хотел узнавать что-то новое, его нельзя пичкать информацией. Нужно создавать условия, при которых ему потребуется добывать эту информацию самостоятельно. Только тогда она будет для ребенка личностно значимой.
Методика образного преподавания предполагает, что педагог, решившийся по ней работать, умеет играть. Не «организовать игровую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением, ее азартом, ее интригой. Для этого недостаточно иметь перед собой тексты на сказочной подкладке. Нужно именно уметь почувствовать, как восковой мелок на ладони превращается в волшебную палочку. Нужно уметь видеть, как звуки порхают, заставляя воздух вокруг дрожать от взмахов своих крылышек. И как они застывают в образе букв, исполненных внутренней тайны.
Гласные звуки предоставляют педагогу прекрасную возможность связать изучение грамоты с психогимнастикой и дыхательными упражнениями, которые будут использоваться на протяжении всего курса «Азбучных сказок». Что же касается упражнений на узнавание букв, они могут носить совершенно «материальный» характер. Одна учительница, например, как-то принесла в класс корешок растения и попросила детей отгадать, какую букву она отыскала в лесу. Это была буква к. Точно так же можно предложить детям отыскать букву в алюминиевой ложке. Буквы обнаружатся и в циркуле, и в треугольнике, и в колючках кактуса.
Игры с буквами
Рукотворные буквы
Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.
Буквенный лабиринт
Играющие выбирают юлящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю что»
Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».
Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:
«Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!»
Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.
Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составляют.
Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.
Буквенные барельефы
Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.
Дорисуй букву
Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
Буквенный след на спине
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.
Буквы на песке
Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.
Буквы вверх ногами
Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква.
Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.
Заколдованные буквы
Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
Расти, буковка!
Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - уменьшить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.
Учить писать дошкольника? Категорически нет!
Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.
Марьяна Безруких: Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.
Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.
Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.
Марина Аромштам:В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.