Пятничные вопросы
и даже пятничные ответы (успела, уффф. Да и не задали вы мне много. Завтра все равно не смогу, буду не у большого компа)
1. Как уберечь ребенка от опасностей, не травмируя при этом. Как не транслировать и не навязывать им свою тревогу, но при этом дать представление о том, что в мире существуют не только розовые пони, но и зло? И, что самое главное, как научить распознавать зло, выбирать стратегию поведения при встрече со злом, когда бить, а когда уклоняться от схватки?
Во-первых вопрос распознавания и выбора стратегии должен освещать для ребенка тот, кто отвечает за безопасность, т.е отец (или лицо его заменяющее, тренер лучший выбор для одиноких мамочек).
Во-вторых уберечь от опасностей не получится, а не травмируя совсем уж утопия. Нужно научить способам успешного выживания. А еще можно выбрать путь когда травмы способствуют шлифовке индивидуальности, благодаря которой мы и ценны. Каждый из нас.
Лучше всего, на мой взгляд, это описал Иван Охлобыстин:
Аксиома: ваши дети никому, кроме вас, не нужны. Ни элитные лондонские школы, ни престижные спортлагеря, ни дипломированные няни-полиглоты не дадут того результата, которого способны достичь безграмотные, бедные, но любящие родители. Всякий раз, когда вы находите способ дать своему ребенку пожить «самостоятельно», вы совершаете преступление. Человек по определению существо общественное. Так что выбор невелик: либо ваше общество, либо чужое. Возражения типа «работа» или «общественная деятельность» не принимаются. Котируется только смертельный недуг, да и то в своей завершающей стадии. Потому что человек, имеющий детей, прежде всего родитель, а уже потом все остальное.
Аксиома: мир не желает вашему ребенку добра. Правда, зла он тоже не всегда желает, но «не всегда» для родителей недостаточно. А посему я прежде всего внушаю своим детям, что, каким бы ни был чужой человек - добрым, открытым, проверенным годами общения, он все равно чужой, и ни при каких условиях нельзя позволять ему себя контролировать полностью. Это отнюдь не упраздняет понятия христианской жертвенности и общественной морали, более того, наделяет их смыслом.
Аксиома: дети должны безоговорочно верить, что окружающий мир принадлежит их родителям и по нелепой случайности или по желанию самих родителей не управляется ими напрямую. Это святая правда: мы дарим нашим детям жизнь вместе с этим миром.
Ну, пожалуй, теории достаточно. Перейдем к практике.
Тренинг 1. Потерялся (для самых маленьких)
Под предлогом оздоровительных мероприятий я предпочитаю обходить пешком вместе с детьми пространство, окружающее временное или постоянное жилище. По дороге обращаю их внимание на особо приметные объекты, по которым можно ориентироваться на местности. Также не оставляю без внимания места укрытия на случай потенциальной угрозы: узкие проходы между гаражами, пожарные лестницы, воздуховоды, решетки водостоков и т. д.
Они знают, что, если потерялся, обращаться за помощью можно только в людном месте, в границах обзора видеокамеры (банки, магазины, учреждения и т. д.). Знают, что нужно дожидаться, пока за тобой не придут. Знают, что в крайнем случае, когда силы совсем на исходе или тебя преследуют, разумно расколотить витрину в каком-нибудь нарядном месте и дождаться милицейского патруля. Без этого прецедента к милиции лучше не обращаться. Есть у меня родительское опасение, что конвейер насильственной трансплантации органов работает не без участия некоторых органов правопорядка.
Тренинг 2. Контакт
Периодически мы практикуем с детьми игру в «единорога». Смысл игры заключается в следующем: выбирается сухое дерево, и дети по очереди тычут что есть силы в него отверткой. «Ручки ставим». Они знают, что наиболее уязвимое у насильника место - живот, и при попадании в эту область отверткой у насильника останется 12-15 минут на поиск ближайшего хирургического отделения для срочной полостной операции и совсем не останется времени на насилие. Да и последующий поиск агрессора значительно упрощается. Вообще, отвертка всем хороша: ее можно носить в портфеле без опасения случайно порезаться, чего нельзя сказать о ноже.
Тактильные способы защиты разумно поддержать боевой психоделикой. Мы регулярно практикуем «цыганский гипноз». Метода не нова, но эффективна: втыкаешь в стену ту же отвертку или нож и заставляешь детей 5-10 минут неотрывно, не мигая смотреть на него. Это помогает во время атаки удерживать взгляд на переносице преступника, что подсознательно, на время, мешает ему собраться с мыслями. Кстати, это так же хорошо работает и в случае общения с целью убедить, просто надо научиться «топить приказ» типа: «да я опасно вот когда меня жду маму нельзя она скоро трогать это придет опасно потом».
При систематической тренировке этот навык можно довести до совершенства, и если у преступника психика разбалансирована, а чаще всего так и есть, его можно убедить в чем угодно. Хотя, конечно, талант нужен. Вот, например, у Вари он есть.
Тренинг 3. Страх
Мы мудро устроены. Страх помогал человеку выжить. Но во всем хороша мера. Периодически мы проводим с детьми в тире при магазине «Кольчуга» стрельбы, и дети не боятся звука выстрелов, хотя отдают себе отчет в смертельной опасности этого звучания.
Вариант вербального устрашения, без демонстрации оружия или применения силы, частично купируется тем же «цыганским гипнозом» и непрестанной внутренней молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Помимо своей мистической подоплеки, непрестанное повторение про себя одного текста создает некий ментальный фон, совершенно чудесным образом дезориентирующий противника. Он подсознательно чувствует, что что-то происходит, а что именно - не понимает, поэтому начинает спешить и уклоняться от ранее опробованной схемы психологического давления, иначе говоря, это делает его неуверенным.
Тренинг 4. Пленение
Не дай Бог, но может случиться все. Мои дети знают, что, если на них будет направлено оружие, до удобного момента необходимо воздерживаться от любого намека на сопротивление, а когда этот случай представится, необходимо приложить все усилия для ликвидации преступника, всеми доступными мерами, безжалостно по отношению к себе. Потому что совершающий преступление в отношении ребенка - демон, а уничтожение демона - дорога в рай. Но это только слова, а на практике в форс-мажорной ситуации реакция и физические способности человека многократно увеличиваются, и самый надежный вариант выжить - это смириться с возможностью пожертвовать собой ради других. Вот для этого и нужны «только слова».
Главное. Самое главное
Все, чем я поделился, подходит только для детей из воцерковленных семей, с молоком матери впитавших интуитивную, христианскую ответственность за мир, в котором мы живем, и уважение к живому существу. В ином случае вы рискуете воспитать чудовищ.
P.S. Пройдут годы, мои дети забудут большую часть того, чему я их учил. Но когда у них появятся свои дети и опять возникнет необходимость в этом знании, то у моих детей не будет проблем заново обрести его в Интернете. Пользуйтесь, детки, папа обо всем позаботился.
2. Какие есть практики или способы избежать сотой ненужной покупки игрушек, если ребенок привык что-то просить в магазине?
У меня действует такой способ:
- я прошу выбрать одну игрушку. А то у нас обычно "хочу. Хочу эту. И еще это. НУ пожааалуста. О, еще это и это". Хорошо, я понимаю, что все это тебе нравится, но определись какую из них ты хочешь по-настоящему.
- теперь посмотри на игрушку внимательно. Запомни детали (цвет, сколько полосок. цветочков, бантиков, дверей, колес и т.д) Причем я сама называю то, что надо запомнить.
- если тебе эта игрушка действительно понравилась и это не минутное желание просто здесь и сейчас, потому что в магазине, то ты сможешь описать и сегодня вечером и завтра и послезавтра. Так ведь?
- давай так, если ты вспомнишь про нее и сможешь описать через (срок устанавливается в зависимости от возраста ребенка и ценности игрушки), то мы ее купим обязательно.
Исходные - при возрасте ребенка от 2 до 3 лет срок для мелочей - завтра, для крупных и серьезных игрушек от з-х дней до недели.
при возрасте ребенка от 3 до 5 срок для всех игрушек - неделя.
Далее варьируется, мелочи - неделя, крупные и дорогие игрушки от недели до месяца.
Я не случайно упомянула "дорогие" после достижения ребенком пяти лет. До пяти нет смысла встраивать понятие цены в его систему ценностей. Да и далее надо иметь четкую схему, какое именно отношение к деньгам вы собираетесь воспитывать у своего ребенка. Думаю, что мы об этом еще будем говорить. Сейчас лишь обращаю особое внимание на тот факт, что до пяти лет не стоит акцентировать внимание ребенка на цене игрушки. Можно упомянуть размер и сложность. Пример - маленькая машинка и большая машинка, простая кукла и нарядная кукла.