Право на чтение
О духе и душене могла пройти мимо, давнее уже, но познавательное...
ЖУРНАЛ ⁄Архив ⁄2013 ⁄РУССКИЙ МИР.RU №6, Июнь 2013 ⁄
Автор: ЕВГЕНИЯ ГЛАДКАЯ
Эти права сформулировал французский писатель Даниэль Пеннак в своем эссе «Как роман», написанном в 1992 году. По мнению автора, эти простые, хотя и шокирующие читателей «старой закалки» права помогут вернуть интерес современных детей к книге, от которой они все чаще равнодушно отворачиваются.
О том, что современная российская молодежь не любит читать и не берет в руки книг, не сказал за последние пятнадцать лет только ленивый: «книги никому не нужны», «компьютер вытеснил чтение», «уровень грамотности падает». Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment. – Прим. ред.) только подтверждает самые пессимистичные оценки: в 2009 году по степени читательской грамотности среди 15-летних школьников Россия находилась на 41-43-м месте среди 65 стран, принявших участие в исследовании. Опубликованные в 2005 году социологические исследования «Левада-центра» также засвидетельствовали катастрофическую статистику по итогам 2003 года: 52 процента россиян никогда не покупают книг, а 37 процентов их никогда не читают.
«Человек читающий» = «человек разумный»
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, разработав проект «Успешное чтение», решили разобраться, что мешает современным детям подружиться с литературой и как их привлечь к чтению.
– В России начали официально констатировать кризис чтения десять-пятнадцать лет назад, – говорит один из авторов проекта «Успешное чтение», доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Татьяна Галактионова. – За границей тревогу по поводу отказа от чтения забили почти на полвека раньше. В 1983 году в США уже был подготовлен доклад «Нация в опасности», посвященный проблемам функциональной неграмотности. Но в 90-е годы в нашей стране, наоборот, был своего рода читательский бум, связанный с социальными, культурными и политическими событиями того времени. На рынок выплеснулась запрещенная литература, много было переводной и зарубежной литературы. Но потом все пошло на убыль. Первым наступление на книгу начал телевизор, потом к нему присоединился компьютер.
Сегодня вопрос именно детского чтения стоит особенно остро.
– Чтение как увлечение, как вид досуга активно вытесняется другими возможностями, – отмечает Татьяна Галактионова. – С появлением компьютера это приобрело уже серьезные масштабы и последствия. Ведь само чтение – это мощный интеллектуальный навык. Известный социолог культуры и чтения Сергей Николаевич Плотников обобщил данные исследователей о типичных отличиях читающих людей от не читающих. Оказывается, первые отличаются от вторых уровнем развития интеллекта. Читатели способны схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения ученого, чтение формирует качества духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Александр Пушкин против Дэна Брауна
Утрата интереса к художественной литературе особенно для России чревата ни много ни мало утратой национального самосознания, так как нигде российское самосознание не высказывается в такой степени, как в национальной литературе.
– В России через произведения литературы традиционно транслировались духовно-нравственные ценности, – говорит Татьяна Галактионова. – Как написала в своей работе одна исследователь из Свердловской области: «Наше национальное богатство – художественная литература, «создавшая феномен русских мозгов», отвергнута современным русским человеком». Семейные ценности тоже передаются через классическую литературу – из поколения в поколение. Существует литература, которая является общим текстом: это читали бабушки, родители, это же читают дети. «Помнишь, как у Маугли?» «А что сказал Вини-Пух?» Если этого нет, то у разных поколений в семье становится все меньше общего.
Несмотря на ставшую расхожей фразу о том, что российские дети перестали читать, серьезные национальные социологические исследования на эту тему не проводились – чаще всего учителя и родители высказывают лишь свои наблюдения. Специалисты, изучающие проблемы детского чтения, отмечают важную тенденцию – изменилась модель чтения. Уходящая модель детского чтения (ее называют «литературоцентристской») просуществовала не менее века. Именно этой модели до сих пор придерживаются многие взрослые, в том числе и учителя. Для нее характерны любовь к чтению, престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения, наличие домашней библиотеки. У детей, и особенно у подростков, сюда добавляется общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие «литературных героев» в качестве жизненного ориентира. У большинства сегодняшних детей и подростков совсем другое восприятие книжной культуры. Книга для них – не учебник жизни, а одно из средств информации. Не случайно из массового чтения уходит классическая приключенческая объемная литература (Дюма, Майн Рид, Купер, Жюль Верн). Психологи объясняют это тем, что современный ребенок является носителем совершенно новой – визуальной, «мозаично-клиповой» – культуры, требующей постоянной смены движения. Для культуры современного школьника важны не описания, а быстрая смена декораций, приближенная к мультфильмам и компьютерным играм. Отсюда – любовь к комиксам у младших подростков, тяга к чисто развлекательной и остросюжетной литературе у старшеклассников.
– Изменился текст, читатель и социум. Эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания нового «человека читающего», – говорит Татьяна Галактионова. – Самый простой и проверенный временем способ – об этом говорят и у нас в стране, и за рубежом – читать вместе со своими даже выросшими детьми. Например, в отношении своего младшего сына – ему 14 лет – я, воспитанная на классике, считала важным, чтобы он, как любой культурный человек, прочитал «Капитанскую дочку». Однако я чувствовала, что это его не сильно вдохновляет. Поэтому просто стала читать ему вслух, обсуждать, пояснять. Когда заканчивалось наше чтение, он открывал и читал дальше уже самостоятельно, правда… увы, другую книгу – «Код да Винчи» Дэна Брауна.
«Брось все и читай!»
За рубежом уже давно пришли к выводу: все средства хороши, лишь бы книга и ребенок встретились друг с другом. Когда петербургские педагоги стали изучать опыт своих западных коллег, то были поражены разнообразием идей. Например, в США в некоторых школах практикуют материальное поощрение – за чтение книг детям дают талоны, которые в конце полугодия ребенок может обменять в специальном магазине на игрушки или канцтовары. В одной из школ Финляндии для создания атмосферы «вокруг книг» устраиваются «ночи историй» и «вечера книги» (дети в спальных мешках собираются вместе, учитель читает им вслух, потом все вместе обсуждают прочитанное), даже названия школьных кабинетов взяты из детской литературы («Ривенделл» из «Властелина колец», «Косой переулок» из «Гарри Поттера», «Сто акров леса» из «Вини-Пуха»). В Норвегии учителя организовывают чтение историй о призраках в темноте на улице, чтение стихов у камина. В Японии каждое утро обязательно десятиминутное чтение. Большой успех у учеников и учителей имела программа «Брось все и читай!» – во время урока выделяется 15 минут, когда и учитель, и ученики откладывают в сторону учебники и тетради и погружаются каждый в свою книжку. Количество прочитанных книг учитель записывает и вывешивает списком в конце полугодия.
Библиотеки тоже не сидят сложа руки. Например, во Франции практикуются «библиотеки без стен», когда книги выносят на улицу рядом с детскими площадками, чтобы дети и их родители могли без лишней робости с ними познакомиться. Большим спросом пользуются книги, которые приносят в очереди к врачу в поликлинике. По всему миру создаются литературные парки и музеи литературных героев – например, Долина Мумии-троллей в финском городе Тампере, Музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне, Музей Тома Сойера в США и Робин Гуда в Англии.
Даже «злейший враг» книги – компьютер – может стать союзником в приобщении к миру чтения.
– Самая распространенная ошибка современных родителей, отчаявшихся заставить своего ребенка «полюбить» читать, это запрет на пользование компьютером, – говорит Татьяна Галактионова. – Даниэль Пеннак описывает стандартную для любого родителя ситуацию – ребенку дается книга со строгим наказом: «Пока не прочитаешь от сих до сих, за компьютер не сядешь!» Неудивительно, что у подростков накапливается негатив по отношению к чтению, а компьютер становится недосягаемой наградой.
В своих исследованиях петербургские педагоги предлагают термин «открытое чтение» – то есть чтение, не противопоставляющее себя другим способам получения информации, а сотрудничающее с ними. Например, в Великобритании есть специальный сайт с технологией интуитивного интерфейса. Пользователь выбирает книгу не по автору и названию, а согласно своим запросам: «Я бы хотел прочитать очень романтичную книгу, со сложным сюжетом, немного печальную…» По результатам запроса сайт предлагает каждому свою книгу, выбрав ее из 20 миллионов комбинаций.
«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения»
Вооружившись мировым опытом, петербургские исследователи, не желая соглашаться с утверждением, что «никто больше не хочет читать», создали в 2007 году проект «Успешное чтение».
– Мы попытались найти непривычные, новые технологии, которые стали бы поводом для чтения книги, – объясняет Татьяна Галактионова. – Сейчас конкуренция между книгой и другими возможностями проведения досуга такова, что если нет повода, то редкий ребенок заглянет на книжную полку. Если же повод есть, и повод для ребенка привлекательный, то он начинает читать, и появляется надежда, что это станет его потребностью. Мы придумывали разные интересные для школьников события, но, чтобы стать участником этого события, нужно что-то прочитать. Конкурс, постановка, выставка, диспуты, дебаты. Один из главных принципов «Успешного чтения» мы взяли опять-таки у Даниэля Пеннака: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения». Чтение должно быть добровольным и доставлять удовольствие. Поэтому мы часто отталкивались от того, чем увлекаются дети. Например, ты не очень активный читатель, но тебе нравится музыка – сделай музыкальный клип к книге. Собери фрагменты, запиши музыкальную дорожку. Это круто? Но ты не можешь это сделать, не прочитав книгу. Для того, кто любит рисовать, поводом к вдумчивому чтению может стать иллюстрация к книге.
Петербургские педагоги разработали несколько программ для школьников разного возраста, пытаясь задеть те струны детской души, которые могут разбудить потребность к чтению. Для начальной школы методика называется «Хорошее время читать» – дети становятся обладателями «Портфеля читателя», за каждую прочитанную книгу из списка и выполненные задания они получают жетоны и все выше поднимаются по «лестнице успеха».
– Обычно программа рассчитана на несколько месяцев, занятия и обсуждения проводятся во время внеклассного чтения, – говорит Татьяна Галактионова. – Учителя всячески подстегивают соревновательный элемент – у кого больше всего жетонов, кто выше поднялся по «лестнице успеха»? Проводятся выставки, беспроигрышные лотереи, игра в читательские «крестики-нолики» – чтобы заполнить поле, нужно ответить на вопрос, связанный с прочитанной книгой, или разгадать ребус.
Школьники постарше участвуют в проекте «Реклама книги» – выбирают книгу по вкусу и создают рекламный ролик про нее. Еще один популярный проект – «Горячая десятка», когда ученик выбирает десять книг, которые больше всего повлияли на его жизнь, и презентует их своим одноклассникам. Read and art – конкурс рисунков, фотографий и видеоклипов на тему чтения. «Книга на сцене» – песни, танцы, пантомима, музыкальные номера на тему чтения.
– Изначально петербургский проект уже давно стал общероссийским, а наши методики успешно применяются в десятках российских городов, – с гордостью рассказывает Татьяна Галактионова. – Учителя и родители, которые оказываются причастны к этому, фиксируют положительную динамику. В чем это выражается? Например, если до проекта дети обсуждали на переменах блокбастеры, ужастики, стрелялки, то постепенно тот или иной сюжет или книга становятся темой для разговоров. Еще дети начинают обмениваться книгами, это становится престижным.
Бабушкины книжки
«Успешное чтение» сейчас существует на волонтерских началах – российские учителя-энтузиасты, услышав про эту программу, просят прислать им учебные пособия и рабочие тетради для школьников.
– С помощью издательства «Просвещение» мы хотим выпустить учебно-методическое пособие для пятиклассников, – делится планами Татьяна Галактионова. – Идея такая: портфель читателя для пятого класса будет посвящен теме семейного чтения и будет называться «Книжное дерево моей семьи». Какие книги в 10 лет читали бабушки и дедушки, какие книги в этом же возрасте читали мамы и папы, что читают сами пятиклассники. Цель – создать в семье повод для разговора о книге и чтении. Чтобы бабушка сняла с полки какую-то книжку, рассказала, чем она интересна, может быть, прочитала вместе с внуком. А бабушка, может быть, прочтет историю о Гарри Поттере, чтобы говорить с внуком на одном языке.
В Петербурге есть идея перевести программу «Успешное чтение» на «официальные» рельсы, предложить ее в школах почти как обязательную.
– Мы всегда были «вне системы», теперь с коллегами собираемся разработать надпредметную программу для школ, – говорит Татьяна Галактионова. – С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, есть определенные риски. Одно дело, когда «успешно читают» учителя со своими классами по своей воле, а другое – когда указание приходит сверху. Главное, чтобы чтение не превратилось в «обязаловку», а оставалось удовольствием…