Юлия Бунина
10 лет
О речевом развитии
Зареклась переживать и заморачиваться по поводу развития, да и Роберт смышленый для своего возраста, однако... Вот что нашла о речевом развитии. Может, кому-то будет полезно.
К 12 месяцам большинство детей умеют говорить хотя бы одно слово, поэтому случаи, когда 18-месячный ребенок совсем не говорит, являются редкостью. Но это не означает, что в такой ситуации вы обязательно должны начать волноваться. У мальчиков до двухлетнего возрастаречевые навыки формируются медленнее, чем у девочек. А некоторые дети, которые по характеру более замкнуты и осмотрительны, не говорят до тех пор, пока не начнут понимать значительную часть из того, что они слышат.
Обратите внимание на следующие признаки речевого развития:
- Показывает ли ребенок пальцем на предметы? Если ребенок указывает на определенные предметы или на картинки в книге, значит, у него начинает формироваться речь.
- Кажется ли вам, что ребенок понимает, о чем вы говорите? Способность понимать речь предшествует способности ее воспроизводить. Если вам кажется, что ребенок понимает многое из того, что говорят окружающие, он скоро начнет говорить.
- Использует ли ребенок при общении мимику и жесты? Многие дети выражают свои потребности и желания невербально. На самом деле, большинство детей в возрасте от года до трех владеют целой системой невербальных сигналов. Тот факт, что ребенок в два года прилагает определенные усилия, чтобы общаться и быть понятым, гораздо важнее большого словарного запаса.
- Бормочет ли ваш ребенок? Такой вопрос может показаться странным, но последние исследования показывают, что невнятное бормотание и лепет, когда малыш показывает на картинку или играет с игрушками, являются своего рода комментариями к действиям. У детей, которые совсем не бормочут и не лопочут, существует больший риск задержки речевого развития.
Этапы развития речи
Речь
Ваш малыш будет постепенно учиться использовать слова для описания того, что он видит, слышит, чувствует и думает. Так происходит умственное и эмоциональное развитие, а также социализация. Ученые теперь знают, что задолго до того, как ребенок произносит свое первое слово, он узнает правила языка и то, как взрослые им пользуются для общения.Когда развивается навык
Дети учатся говорить в течение первых двух лет жизни. Малыш использует язык, губы, небо и каждый появившийся зуб для извлечения звуков. В первые два месяца это будут звуки «ооо» и «ааа». Лепет начнется чуть позже. Вскоре эти звуки станут настоящими словами. В возрасте 4-5 месяцев малыш может произнести «мама» и «папа», чем вызовет у вас слезы умиления. Начиная с этого момента кроха будет учиться у родителей и у всех окружающих новым словам. А между первым и вторым днем рождения он начнет строить предложения из двух-трех слов.Как развивается навык
Плач малыша при рождении - это первая попытка использовать язык. Так ребенок выражает шок, который он испытывает, попав из матки в новое, незнакомое место. С этого момента малыш начинает впитывать звуки, интонации и слова, которые позже сформируют его речь.Речь неразрывно связана со слухом. Слушая речь других людей, малыш узнает, как звучат слова и строятся предложения. На самом деле, многие ученые считают, что понимание языка начинается в утробе. Когда малыш привыкает к биению вашего сердца, он настраивается на звук вашего голоса. Уже через несколько дней после рождения кроха может отличить ваш голос от других голосов.
1-3 месяца
Сначала малыш общается посредством плача. Пронзительный вопль может означать, что ребенок голоден, а хныканье служит сигналом, что пора сменить подгузник. По мере взросления малыш начинает производить огромное количество разных звуков: воркование, вздохи, бульканье. Что касается способности понимать язык, то лингвисты утверждают, что в возрасте четырех недель малыш различает похожие слоги, например, «ма» и «на».
4 месяца
В этом возрасте кроха начинает лепетать, совмещая согласные и гласные звуки: «баба» и «дада». Малыш может впервые сказать «мама» и «папа». Ваше сердце наверняка растает, но ребенок не отождествляет данные слова с вами. Это произойдет позже, примерно когда малышу исполнится год.
Попытки ребенка говорить будут похожи на поток бессмысленных монологов на чужом языке, бесконечные слова, связанные вместе. Вокализация - это игра для малыша, который экспериментирует с языком, зубами, небом и голосовыми связками, производя разнообразные смешные звуки. В этом возрасте лепет звучит одинаково, говорите ли вы на русском, английском, французском или японском. Вы можете заметить, что малыш предпочитает определенные звуки, например, «ка» или «да», и повторяет их снова и снова, так как ему нравится их звучание и ощущения во рту при их произношении.
6-9 месяцев
Сейчас вам может показаться, что в лепете малыша есть смысл. Это происходит, потому что он использует интонации, похожие на ваши. Поощряйте и поддерживайте лепетание малыша, читая ему книжки.
12-17 месяцев
Малыш говорит одно или больше слов и знает их значение. Он даже может менять интонацию, задавая вопрос или просясь на ручки. Ребенок осознает важность речи и то, как полезно уметь рассказать о своих нуждах.
18-24 месяца
Словарный запас малыша содержит около 200 слов, в основном это существительные. В возрасте 18-24 месяцев дети выучивают 10 и более слов в день. Некоторые запоминают новые слова каждые 90 минут, поэтому следите за своей речью. Малыш соединяет два слова, строя простые предложения, такие как «Неси меня». К двум годам ребенок составляет предложения из трех слов и поет простые песенки. Развивается самосознание малыша, и он начинает говорить о себе: что он любит и не любит, что думает и чувствует. Местоимения ставят малыша в тупик. Вы можете заметить, что он их избегает, говоря: «Малыш идет» вместо «Я иду».
25-36 месяцев
Какое-то время ребенок может говорить слишком тихо, или, наоборот, слишком громко - ему непросто определить оптимальный уровень громкости своей речи, но он быстро научится. Ребенок начинает использовать местоимения: «я», «мне» и «ты». В возрасте двух-трех лет словарь малыша расширится до 300 слов. Кроха соединяет существительные, глаголы и наречия, формируя полные, но простые предложения, такие как: «Я иду сейчас».
К трем годам речь малыша станет более сложной. Он сможет поддержать беседу, используя интонацию, речевые конструкции и словарный запас и изменяя их в зависимости от того, с кем он разговаривает. Например, при общении с другим ребенком кроха будет использовать простые слова, а в разговоре с вами - более сложные. В этом возрасте ребенка, вероятно, уже можно легко понять. Он легко называет свое имя, возраст и с готовностью отвечает на просьбы.
Что будет дальше
Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он будет болтать. Вы уже с трудом будете вспоминать время, когда малыш не умел разговаривать. И с удовольствием будете слушать рассказы о занятиях в детском саду, о том, что подружка Катя съела на обед, что малыш думает о Золушке и ее злой мачехе и обо всем, что приходит в голову. Также ваш ребенок начнет овладевать более сложнымнавыком письма.
Ваша роль
Она проста: говорите с ребенком. Ученые доказали, что дети, с которыми в раннем возрасте активно разговаривали родители, имеют значительно более высокий уровень IQ, чем другие. Словарный запас таких детей также более богат по сравнению с теми, с кем родители общались мало. Вы можете начать уже во время беременности, чтобы малыш привык к звуку вашего голоса. Читайте книгу вслух или пойте малышу, когда вы в ванной. После рождения говорите с ребенком во время смены подгузников, кормления или купания. Дождитесь, когда малыш ответит улыбкой или посмотрит вам в глаза. В возрасте около пяти месяцев вы заметите, что кроха внимательно наблюдает за вашим ртом. Продолжайте говорить, и вскоре малыш начнет пытаться вам отвечать.Вы можете иногда говорить по-детски, но не забывайте и о нормальной речи. Ваш ребенок будет хорошо говорить, только если вы его этому научите. Не избегайте сложных слов. Когда вам приходится упрощать свою речь, чтобы малыш вас понял, помните, что лучший способ для малыша расширить свой словарный запас - слышать от вас новые слова. Это касается также детей старше и дошкольников, речевые навыки которых продолжают развиваться, пока вы стимулируете их разговором.
Чтение - отличный способ развить речь ребенка. Младенцы радуются звуку вашего голоса, малышам постарше нравятся интересные истории, а дошкольники сгорают от нетерпения рассказать вам, о чем рассказывается в книге.
Поводы для беспокойства
Иногда к трем годам малыш продолжает опускать согласные, произнося, например, «ко» вместо «кот». Или заменяет один звук или слог на другой, например, «кок» вместо «кот» или «хлаг» вместо «флаг». Иногда это свидетельствует о проблемах со слухом или речью.
Екатерина. Мой птенчик
Мне тоже актуально:) В свои полтора у Яны в активном лексиконе: мама, ам-ам и да, которыми она очень умело выражает все свои нужды и эмоции:) Ну и поёт конечно:)))
01.07.2014
Ответить
Елена
Несколько пугает информация про 18-24 месяцев. Не могу представить, что будет 200...
01.07.2014
Ответить
Юлия Бунина
ну. не у всех же будет именно к 2 годам, у кого-то к 2.5... главное. тенденция к увеличению словарного запаса
01.07.2014
Ответить
Елена
Это ладно. Просто неврологи могут ставить задержку речевого развития, если сколько-то слов не говорит по нормам... У меня так было.
01.07.2014
Ответить
Юлия Бунина
ну и пусть ставят, ох уж эти врачи... мама все равно лучше своего ребенка знает
01.07.2014
Ответить
Татка (Наташа Митрофанова)
А я тоже никак не могла раньше понять, как это ребенок не говорит? А недавно на площадке играли с мальцом, года два ему. И вот у него оч много звуков, но тарабарщина какая-то выходит. Хотя видно, что все понимает.
30.06.2014
Ответить
Юлия Бунина
А мне сложно представить себе, как это говорит. Недавно играли с мальчиком, которому скоро 2 года, он говорит короткими фразами "пойдем сюда". Мама сказала, что начал говорить именно после 18 мес
01.07.2014
Ответить
Татка (Наташа Митрофанова)
Поля старается все новые слова выговаривать. Тарабарщины у нее мало, хотя тоже, конечно, есть. Т.е.или молчит или говорит «аблоко», «шапа» (шапка), «утя» (утка) и т.д.
01.07.2014
Ответить
Юлия Бунина
о как! у всех по разному.. а Роберт весь день не умолкает, но ни одного настоящего слова типа "машина, яблоко и т.д."
01.07.2014
Ответить
Ольга
Блин блинский... Моему уже получается 17 месяцев и ни одного слова((( ни мама, ни папа... Лепечет это да, адябадя, песни подпевает(всегда поражаюсь как он мотив определяет)). Зато уже сам показывает кто что чем должен сделать и куда идет тот кто ничего не делает Пожаловалась на днях врачу, что ни слова не говорит, она сказала отстать от ребенка до двух лет. Тенденция говорит растет с каждым годом, что уже и девочки начинают к двум годам говорить, а чего уж ждать от мальчиков
30.06.2014
Ответить
Юлия Бунина
Хороший у вас врач! Обычно сразу препараты любят назначать, перестраховываются. Раз бормочет и все понимает, значит, паниковать не надо, все норм..
30.06.2014
Ответить
Юлия Бунина
нет или почти нет... мама только, когда ноет или на руки просится. не знаю, можно ли за слово считать...
30.06.2014
Ответить
Юлия Бунина
Нет, все время "разговаривает", бормочет, как тут написано. Ну и оперирует своим лексиконом — младенческим жаргоном))) А почему спрашиваешь? У меня про его речь в отчете про 17 мес написано немножко
30.06.2014
Ответить
Екатерина
просто пытаюсь представить, как ведут себя дети, которые не говорят круглосуточно "мама,баба,деда"))
30.06.2014
Ответить
Елена
У меня племянница 1 и 6, не говорит ни одного слова) даже мама не говорит... Никого это не парит)) хотя учитывая какая я мамаша, я бы с ума сошла)
30.06.2014
Ответить
Юлия Бунина
вот смотря что считать за слово... Роберт явно называет качели бааа ба! ничего похожего на настоящее слово, но именно так он обозначает этот предмет
30.06.2014
Ответить
Елена
Я думаю еще успеется всё)) у них порой такие названия предметов что взрослый и не поймет))
30.06.2014
Ответить
Ирина
Спасибо, интересно! Пока у нас все в норме, по всем пунктам. Конечно, приятно было бы похвастаться стихами в исполнении Михаила, в крайнем случае фразой: налей мне чаю, мама! Но увы, у меня обычный ребенок: мама, папа, баба, деда, дай, отдай, пока и другие указания пальчиком))) ждемс!
30.06.2014
Ответить
Ирина
Невролог сказала, что это нормально! Главное, что Миша понимает обращенную речь: не трогай, иди к маме, дай игрушку, где носик, пойдем кушать! Пантомимой показывает желаемое. Она прямо покатывалась, когда он упрашивал меня и Колю включить Xbox: прыгал, махал руками, грёб, вертел попой и заламывал ручки, закатывал глазки, приносил два пульта, орал.
30.06.2014
Ответить
Юлия Бунина
xbox это что-то! у меня муж любит, уже мечтает с Робертом играть, но я не очень одобряю
30.06.2014
Ответить
Ирина
Джойстик мы выкинули на шкаф куда-то. Оставили только кинект (управление телом), это такая аэробика!!! Я попрыгала один раз минут пять, у меня все болело!
01.07.2014
Ответить
Татка (Наташа Митрофанова)
Мама, чаю..и побыстрее! *и перст указующий на чайник* ))))) представила ситуацию)
30.06.2014
Ответить
Ирина
Ты не поверишь, но у моей подруги дочка в 1,8 именно так и говорит! Нам до такого еще ого!
01.07.2014
Ответить
Татка (Наташа Митрофанова)
да поверю, почему нет.. а что, за три месяца все еще может измениться))) так что, мама, готовься подавать чаю)))
01.07.2014
Ответить