ВСЁ в рот!
Маленькие дети все тянут в рот, это вполне естественно и является признаком того, что ребенок стремится познавать мир. В первый год жизни малыши непрестанно тестируют окружающие их предметы всеми органами чувств, в том числе и на вкус. Чем больше они перепробуют, тем больше знаний получат. Пока малыш еще не научился управляться с таким сложным инструментом как две руки и целых десять пальцев, ему приходится обращаться за помощью к своему рту, чтобы определить, твердый ли предмет, или мягкий, какая у него текстура и поверхность.
Безопасность. Чтобы уменьшить риск попадания инородных тел в горло, педиатры советуют не оставлять возле малыша маленькие предметы, которые он может полностью затолкать в рот. Для того чтобы узнать, достаточно ли велика новая игрушка, чтобы быть безопасной, не обязательно толкать ее ребенку в рот перед покупкой в магазине. Можно провести простой тест: если игрушка проходит через отверстие в рулоне туалетной бумаги, значит, эта игрушка слишком мала. Убедитесь, что все предметы, до которых может добраться ваше любопытное чадо, не содержат мелких частей и деталей, которые могли бы отломиться. Выпуская его погулять из манежа по комнате, лучше всего оцените свою квартиру с высоты полета малыша: на полу и под диваном могут валяться опасные предметы - потерявшиеся сережки, мелочь.
Микробы. Можете не волноваться, что, полизав мячик, валявшийся на полу у вас дома, ваш кроха заразится и заболеет. Микробы и бактерии не живут в пыли на поверхности предметов. Но будьте бдительны и не позволяйте малышу брать в рот игрушки, с которыми контактировал больной человек. Мойте руки и игрушки после контактов с посторонними людьми. Дети, играя вместе, заражают друг друга, поэтому эпидемии в детских садах практически неизбежны. Малыши трогают друг друга, любят совать пальцы друг другу в рот, обниматься и целоваться. Родители могут только изолировать ребенка в случае появления опасности заражения. (взято с
Поговорим об этих детях, которые, кстати, как правило, не вызывают беспокойства родителей: есть ли основания нервничать, если малыш не тянет руки в рот и не пытается попробовать на вкус окружающие предметы? Многие родители вздыхают с облегчением, считая, что это хорошо и очень гигиенично. Но правы ли они?
Как уже отмечалось, обычно дети начинают тянуть ручки в ротик приблизительно в 5-7 месяцев. Если малыш этого не делает, значит, он развивается слишком быстро, рано начинает вставать и ходить. И вследствие такого ускоренного развития 2-3-месячную стадию неторопливых поворотов головы, разглядывания рук и пробы их на вкус он обычно проскакивает.
Негативных последствий в этом случае два: хуже развивается саморегуляция приема пищи и медленнее происходит процесс «овладения» собственными руками. То есть ребенок вырастает неусидчивым, неразборчивым в еде, имеет неправильное чувство насыщения, и у него хуже развиваются мелкие движения руки.
Если вы заметили у своего малыша такую особенность, хорошо бы провести с ним ряд занятий, снимающих эти негативные последствия практически полностью. Условно мы разделили корректирующее обучение на три этапа.
Первый этап начинается с 6 месяцев. Он строится на механизмах подражания и стимуляции вкусовых ощущений. Иными словами, вы можете предлагать малышу попробовать на язык разные предметы. При этом вы ловите его взгляд и показываете, как пробуете сами. Ребенка привлечет не только ваше действие — лизнуть, прикусить, — но и выражение вашего лица, на котором надо максимально ярко изобразить удовольствие, неудовольствие, заинтересованность, удивление и другие эмоции. Параллельно нужно сопровождать это словами, описывающими ваше ощущение. В качестве «изучаемых» предметов можно давать деревянную ложечку, глиняную чашку, кусочек кожи, сушку, яблоко и так далее (если у ребенка нет диатеза — кусочек лимона, другие съедобные вещи, достаточно большого размера и не рыхлые, чтобы не подавился). Для развития рук младенца хорошо делать ему легкий массажик, проглаживая пальчики вдоль и ладошку по кругу.
Второй этап — в возрасте около года. Здесь важно давать игрушки, различные по фактуре (из разного материала). Можно делать их и самим из подвяленной морковки или высушенных яблок. Хорошо также подсушивать хлеб, оставляя его мягким внутри и достаточно сухим и жестким снаружи. Подсушенный хлеб можно слегка подсластить, подсолить или смазать маслом.
Надо также более развернуто начинать игры с ручками — это и обычные «сорока-воровка», «кулачки» (сжать-разжать свои и мамины), игра «поймать ручку и хлопнуть по ручке», «ладушки» и так далее.
Как на первом, так и на втором этапе описанные занятия не потребуют от вас много времени — достаточно делать это 1-2 раза в день по 3-5 минут. Главное — регулярность. Заметим, что лучше не обставлять занятия как процесс обучения, а выбирать время в зависимости от ситуации: когда берете ребенка на руки, когда сидите за столом и особенно если вы заметили, что он сам пытается делать нечто подобное, — тут обязательно нужно поддержать его желание.
На третьем этапе, в старшем дошкольном возрасте, занятия можно сделать более продолжительными и более серьезными. Детям очень помогает лепка (лучше из воска, в летнее время из глины), им полезно перебирать и сортировать мелкие предметы, приклеивать наклейки и т. п.
Теперь рассмотрим другую крайность: вашему ребенку уже год, а он продолжает тянуть все в рот, стремится облизать и попробовать на вкус все окружающие предметы. Причины этого могут быть самыми разными, но суть одна — осязание и вкус для ребенка продолжают оставаться наиболее существенным и достоверным источником информации об окружающем мире. Что делать? Первое — проверить слух и зрение у специалиста, посоветоваться с невропатологом. Второе (делается одновременно с первым) — проконсультироваться с психологом.
Уровень психологического развития малыша можно проверить и самостоятельно. Ниже приводится перечень навыков и умений, которые ребенок должен приобрести к годовалому возрасту.
Первое. Смотреть, и достаточно долго — от 5 секунд до полминуты, на один и тот же предмет. Лучше всего — в глаза взрослому, можно на рот говорящего с ним. Малыш должен уметь долго разглядывать игрушку. Научно это называется — фокусировать взгляд, эта способность влияет на развитие таких качеств, как внимание, образная память и развитие речи.
Второе. Занимаясь с игрушками, не менее половины времени ребенок должен следить за своими руками. Это основное условие овладения произвольностью собственных действий.
Третье. Малыш должен пытаться повторять действия взрослого. Важна не столько точность воспроизведения, сколько стремление сделать нечто похожее. Основной механизм развития детей в этом возрасте — это подражание.
Если все эти характеристики у вашего ребенка имеются — значит, он развивается хорошо. Если же нет, ему необходимы дополнительные занятия. Ниже приводится их примерное описание.
Побольше говорите с ребенком, стремитесь при этом поймать его взгляд. Постарайтесь, чтобы ваша мимика была активной и четкой, специально артикулируйте произносимые звуки, производя выразительные движения губами. Говорите так долго, как только сможете удержать внимание ребенка. Такое упражнение, проводимое 3-4 раза в день, не только поможет ребенку, но и доставит вам обоим удовольствие.
Побольше играйте с ребенком. В игре вам будет легче добиться того, чтобы малыш повторял ваши действия, что, как уже отмечалось, очень важно в этом возрасте. Существующие в русской традиции игры максимально способствуют развитию: играйте в ладушки, прятки (закрывая лицо руками), игры-припевки, сопровождаемые движениями. Тут самый широкий простор для вашего творчества.
Привлекайте внимание ребенка к его рукам: предложите малышу разжать мамин кулачок, помахать рукой при встрече, сыграйте в «сорока-воровка кашку варила», в игру «накрой — поймай мою ладошку», попросите его показать что-нибудь и так далее.
Если вы введете все рекомендованные занятия в ежедневное расписание ребенка, то сможете получить положительный эффект практически через две-три недели. Ваш ребенок станет более общительным и будет реже тащить в рот посторонние предметы.
(взято с