Развиваем память карточками
Примерно месяц назад мы с Яной добавили к нашим занятиям еще одну забаву - мемори. Думаю, большинству эта игра знакома, но я хочу описать наш вариант и правила эффективного запоминания. Суть игры классическая - выкладываем карточки с изображениями, затем предлагаем ребенку их запомнить. После того как запомнили, переворачиваем рубашкой вверх и предлагаем найти, где какое изображение спрятано.
Начинали мы играть с 3-ёх карточек. По мере того, как Яна справлялась с предложенными карточками, я наращивала их количество. На данный момент, при правильном настрое, справляемся с 16 карточками. Частенько они угадываются все, и у меня появляется желание увеличить количество, но пока останавливает нестабильность результата.
На видео вы можете посмотреть, как Яна угадывает 12 из 15 карточек:
UPD: спустя неделю после съемки этого ролика мы осилили 20 карточек.
Настройка и эффективность работы памяти
А теперь подробней о том, как сделать запоминание более эффективным. Уже при первых попытках нарастить количество карточек в игре я столкнулась с тем, что Яна их не запоминает. Я уже хотела махнуть рукой и убрать игру из арсенала, но случилось чудесное стечение обстоятельств, и при следующей игре Яна внезапно легко угадала предложенные 5 карточек из 5, затем 6 из 6, 7 из 7, 10 из 12! При выяснении причин такой эффективности, я поняла, что у Яны в тот момент была идеальная настройка.
На данный момент я считаю, что большинство детей способны запоминать это количество карточек в возрасте Яны без особой подготовки. Главное чтобы ребенок был настроен и понимал правила игры.
Как настроить ребёнка, чтобы лучше запоминалось
Под правильной настройкой я имею в виду не только интерес ребенка к игре, а также готовность мозга к запоминанию. Яна всегда с радостью воспринимает идеи поиграть в карточки, но далеко не всегда хорошо их отгадывает. Это удивительно, но даже интерес к игре у ребенка не дает такой эффективности, как настройка мозга. По сути, требуется и то и другое.
Теперь несколько советов о том, как мозг ребенка настроить на игру. Мы используем элементы настройки из методики Шичиды. Поэтому тут, забегая вперед, я приведу несколько конкретных советов, а подробно это будет описано в статье о Шичиде. Рекомендации по настройке на эффективные занятия с памятью:
- Убедитесь, что ребенок не перевозбужден. Перевозбуждение - первый признак, что занятие не удастся. Идеальное время для игр на память - сразу после сна.
- Для более эффективной активизации мозговой деятельности включите фоном музыку с добавлением альфа волн. Это еще одна большая и интересная тема, которую должны знать мамы заинтересованные в развитии памяти и я обязательно о ней в будущем напишу. Для тех, кто незнаком с этой темой, можете просто скачать композиции в альфа-обработке Джеффри Томпсона, которые слушаем мы. Тем, кто знаком с Шичидой, эта фамилия, возможно, известна. Но я хочу обратить внимание на то, что Томпсон занимается обработкой музыки волнами разного типа. Не стоит включать любую его композицию, думая, что она альфа. Внимание, несмотря на то что, это музыка кажется успокаивающей, она активизирует работу мозга, поэтому слушать её целыми днями или во время сна категорически нельзя. Я включаю обычно её за 10 минут до начала занятия и оставляю играть фоном все занятие.
- Предложите ребенку дыхательное занятие - задувать свечи, пускать мыльные пузыри, булькать трубочкой в стакане с водой (если ребенок не пьет воду, для эффектности можно добавить шампунь) и т.п. Важно, если эти занятия ребенку предлагаются редко или впервые, то скорей всего они вызовут перевозбуждение и запоминание будет затруднено. В идеале дыхательные занятия должны проводиться регулярно и быть источником не перевозбуждения, а успокоения.
- Предложите ребенку представить или вспомнить какую-нибудь историю. Необходимо добиться, чтобы ребенок погрузился в образы своих воспоминаний или фантазий.
Правила игры
Основные правила мемори всем знакомы, но я хочу рассказать о наших вариантах. Не факт, что они подойдут всем, но у нас именно они вызывают наиболее эффективное запоминание.
- Каждой маме, занимающейся развитием хочется, чтобы ребенок использовал фотопамять для запоминания массивов. Но у Яны фотопамять пока работает не так как заявлено в книжках по развитию . Если я просто показываю массив карточек и затем переворачиваю, при отгадывании остаются пробелы. Для развития фотопамяти у меня в запасе есть другой тренажер, о нем я напишу в следующий раз, так как пока экспериментируем. Для того чтобы исключить пробелы в «фотографии», при запоминании карточек, я прошу Яну поочередно показать карточки. Это делается для того, чтобы она неоднократно проводила взглядом по всем карточкам, загружая их тем самым в память. Этот момент увеличивает количество запоминаемых карточек.
- Вторая уловка используется для привлечения интереса. Отгадываем мы карточки в игровой форме. На этапе отгадывания, я рассказываю историю с действием персонажей и объектов, изображенных на карточках, а Яна их находит. Так же мы пробовали варианты с вопросами. Я просила найти не конкретный объект, изображенный на карточке, а произносила признак объекта или действие совершаемое с ним. Например, найти того, у кого длинные уши и любит прыгать. Дети любят загадки, и это увеличивает интерес к игре.
- Не переигрывать и использовать одни и те же карточки как можно реже! Анализируя ошибки Яны, я обнаружила, что зачастую она мне выдает положение карточки, из предыдущих расположений. Мне в голову пришла мысль, что фотопамять работает хорошо, а я не умею ей пользоваться, создаю путаницу в голове ребенка. Для того чтобы память о разном расположении одних и тех же карточек не накладывалась, я ввела несколько правил: 1. Максимально длительно не повторять одни и те же карточки. 2. В один день играть ограниченное количество раз. По достижении 15 карточек, на мой взгляд, 2-3 раза в день оптимально.
- Изображения на карточках должны быть яркими и разнородными. Например, ряд из карточек лужа, вьюга, метель, ветер, небо, облака запоминается очень сложно. Ведь на каждой из них изображен пейзаж и они похожи друг на друга. На каждой из них есть небо, деревья, линия горизонта.
- На рубашках наших карточек написаны слова для использования методики Домана. Мне удобно играть с такими подсказками, потому что моя память работает хуже :-), а Яна пока их не понимает.
В завершение
Помимо того, что мемори развивает память, её можно использовать в качестве инструмента для отслеживания прогресса развития памяти. Для этого надо с определенной периодичностью вести записи результатов малыша в дневник его развития. Интересных вам игр и хорошей памяти!
Если понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта mamazanuda.ru.
П.С. предвижу вопросы о наших карточках, в выложенном видео используются суперкарточки от Умницы. Также для мемори мы используем наиболее понятные в нашем возрасте образы из «Мира на ладошке».