Развитие речи от 2 до 3 лет (моя выборка).
Развитие речи
Создать игровую обстановку можно и на диване, и на скамейке в парке. Уютно устроившись с малышом на руках, приступайте к игре. Сначала нежно погладьте, помассируйте каждый пальчик и ладошку крохи, ласково приговаривая: "Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний... А вот ладошка: теплая, мягкая..." Повторите все со второй ручкой. Затем попросите ребенка сжать кулачки и скажите: "Ох, какие крепкие пальчики! Попробую их разжать!" Обычно дети изо всех сил сопротивляются этому. А взрослый, изображая усилие, старается высвободить по очереди каждый пальчик и снова говорит: "Вот так силач большой пальчик! И указательный, и средний... Никак не могу разжать твой кулачок!" Кроха будет в восторге. Затем поменяйтесь ролями: пусть сын или дочь попробуют освободить пальцы из маминого кулачка. Победа порадует малыша. Такие тренировки помогут крохе не только укрепить пальчики, но и запомнить их имена.
---
Новая игра - "Освободи пальчики". Покажите ребенку свои сжатые в кулак пальцы и скажите: "Никак не могу разжать кулачок! Давай попробуем освободить пальцы по очереди. Сначала - большой, теперь - мизинчик, указательный, безымянный, средний".
----
Мышцы артикуляционного аппарата укрепляют мимические упражнения.
Погримасничайте, притворяясь то кошкой, то злой собакой, то заносчивым петушком, то лупоглазой совой. При этом показывайте крохе картинки с их изображением. Кошка облизывается, лакает молоко, шипит, собака высовывает язык, когда ей жарко, рычит. Не забудьте, что все упомянутые животные издают звуки. Продемонстрируйте их малышу, а потом предложите повторить поточнее. Проделывая эти нехитрые упражнения, вы и позабавите кроху, и значительно укрепите его артикуляционно - голосовые органы.
----
Не забывайте и о практических умениях малыша, показывайте как и что нужно делать и комментируйте все свои действия6 "Сейчас мы с тобой построим башню. Что мы построим? Правильно - башню. Вот смотри, мы кладем один кубик на другой. Теперь еще один. Ой, упал кубик! Что упало? Что случилось с кубиком? Он ..." и т. д.
----
Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности. Вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания. Попробуйте чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему кофточку, вывернутую наизнанку или застегнутую. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте озвучить все свои действия. Если по вы задали вопрос, то обязательно дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе не только взрослым, но и детям.
----
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.
---
Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
----
Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
----
Карточки
----