История фотографии. 19 век. Возникновение фотографии . Ньепс, Дагер
ФотоОфициальным днем рождения фотографии считается 07.01.39, когда на заседании Парижской академии наук астроном Доменика-Франсуа Араго сделан сообщение о достижениях Луи Дагера.
Первым прочное изображение получил француз Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833). До 1813 года он работал над улучшением процесса литографии, которая была изобретена незадолго до этого, в 1778 году. Литографические изображения получали с помощью специального литографического камня, куда наносился рисунок. Такие изображения можно было тиражировать в большом количестве экземпляров. В этой работе ему помогал сын-художник. Когда же сына призвали в армию, Ньепс, не умевший рисовать, стал проводить химические эксперименты, стремясь добиться того, чтобы за художника рисовал свет. Ему удалось изобрести состав, чувствительный к свету. Первоначально это был асфальт в лавандовом масле. Нанося его на медные пластины ( позже стеклянные и свинцово-оловянные) и накладывая сверху полупрозрачный штриховой рисунок, он засвечивал их в течении нескольких часов. После этого пластину переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, в результате образуя рельефное изображение.
Данный способ был назван автором гелиографией (солнцеписью). Ньепс стал открывателем и в другой области – первым применил диафрагму для исправления дефектов изображения, которые получались при полностью открытых линзах. Однако это изобретение было забыто более чем на 50 лет.
Параллельно с Ньепсом получением стойких изображений занимался французский художник и изобретатель Луи Дагер (1787-1851).
Он считается изобретателем первого способа получения фотографических изображений на фотослоях с галогенидами серебра. Пользуясь для рисования камерой-обскурой, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в ней изображения. С 1827 Ньепс и Даггер становятся партнерами, а в 1829 подписали контракт о сотрудничестве на 10 лет. Серебрянные пластины с изображениями были названы «дагерротипами». Спустя почти 6 лет после смерти Ньепса 7 января 1839 года на заседании Парижской академии наук было сделано сообщение о новом изобретении.
Луи-Жак-Манде Дагер не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной.
В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.
Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света.
Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.
Этапы процесса Дагера были следующими:
Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди. Серебряная поверхность полировалась до блеска. Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету. Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру. Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем. Объектив открывался на время от 15 до 30 минут. Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке: Пластина помещалась в небольшую кабину под углом 45 градусов над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 150 градусов (по Фаренгейту). За пластиной велось внимательное наблюдение до тех пор, пока изображение не становилось видимым благодаря проникновению частиц ртути на экспонированную часть серебра. Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой. Пластина помещалась в раствор обыкновенной соли (после 1839 года заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем и немедленно взятым для использования Дагером). Затем пластина тщательно промывалась, чтобы прекратилось действие фиксажа.В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении — под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным. Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.
Чтобы получить максимум прибыли от своего изобретения, Дагер сначала попытался организовать корпорацию путем общественной подписки. Когда из этого ничего не получилось, он попытался продать свое изобретение за четверть миллиона франков, но для осторожных дельцов это показалось слишком большим риском.
Дагер вызывал своей деятельностью значительный интерес: с тяжелой камерой и громоздким оборудованием он делал фотографии на бульварах Парижа, и многие его знали. Но он не объяснял своего процесса, и бизнесмены оставались равнодушны к возможностям фотографии.
Тогда Дагер решил заинтересовать своим изобретением ученых, в частности, влиятельного астронома Доменика-Франсуа Араго (1786—1853). Араго, до которого дошли слухи о том, будто Россия и Англия сделали предложение закупить дагеротип, доложил 7 января 1839 года Академии наук о достижениях Дагера и предложил, чтобы французское правительство купило патент.
Сообщение о дагеротипе произвело сенсацию. Научные журналы опубликовали доклад Араго.
Дагер стал известен своим изобретением. Он показывал виды Парижа, сделанные дагеротипом, редакторам газет, писателям, художникам, которые превозносили его изобретение. Дагер запросил за свое изобретение 200 тысяч франков и сообщил Исидору Ньепсу, что в случае продажи он разделит эту сумму с ним, исключая сумму, которую Исидор занял у него после смерти отца.
Араго убедил Дагера, что пенсия французского правительства будет для него своего рода честью, национальной наградой в знак признания его изобретения. Он писал Дагеру: «Вы не пострадаете от того, что мы отдадим другим нациям славу за представление научному и художественному миру одного из самых замечательных открытий, которые делают честь нашей стране».
Пенсия была определена в размере 6000 франков в год пожизненно Дагеру и 4000 франков Исидору Ньепсу. Предложение было представлено палате депутатов 15 июня 1839 года, а спустя месяц одобрено королем Луи Филиппом. 19 августа Араго сделал доклад на заседании Академии наук, в котором рассказал об удивительном методе Дагера получать фотографические изображения природы во всех деталях без участия руки художника — картины, нарисованные самим солнцем. Доклад Араго вызвал большой интерес, особенно демонстрация дагеротипов, сделанных Дагером. Араго рассказал об истории фотографии, сделав при этом несколько ошибок (так, он приписал изобретение камеры-обскуры Делла Порту и приуменьшил вклад Ньепса), но он по-научному и детально обрисовал дагеротипный процесс. С четким внутренним убеждением он предсказал значение этого процесса для будущего, рассказал о его значении для регистрации исторических событий. Он закончил свою страстную речь следующими словами: «Франция усыновила это открытие и с самого начала продемонстрировала свое благородство, щедро предоставив его всему миру». Араго, очевидно, не знал, что всего пятью днями раньше, 14 августа, Дагер уже получил патент в Англии.
Фотопортретирование появилось почти сразу, хотя людям приходилось нелегко: они падали в обмороки, получали тепловые удары, т.к. приходилось сидеть по 20 минут на ярком солнце неподвижно. Люди часто получались с закрытыми глазами.
Дагер сконцентрировал свои усилия на объяснении дагеротипного процесса, устраивая показательные сеансы для ученых и художников, при этом упрощая его научную сущность, которую полнее излагал Араго, и, естественно, демонстрировал образцы своего искусства. Дагер начал делать детали для дагеротипа вместе со своим родственником Альфонсом Жиру. Книготорговец Жиру быстро забросил свои дела и полностью посвятил себя сборке камеры.
Самуэль Шевалье полировал линзы, на камеру ставился штамп с порядковым номером, ставилась подпись Дагера, и камера становилась официальной. Половина всех доходов шла Дагеру, и он щедро делился половиной своей части с Исидором Ньепсом.
На следующий день после того, как Араго сделал свой доклад, Жиру опубликовал наставление Дагера, состоявшее из 79 страниц. Все имевшиеся у него камеры и наставления были распроданы в течение нескольких дней. Во Франции наставление переиздавалось тридцать раз. Не прошло и года, а наставление было переведено на все языки, напечатано во всех столицах Европы и в Нью-Йорке.
Камеры расходились. Открывались ателье. Как правило они располагались на верхних этажах или чердаках (мансардах) и имели стеклянную крышу и (или) полностью стеклянную стену, т.к. необходимо было как можно больше света.
Длинные выдержки заставляли моделей подолгу сидеть неподвижно. Поэтому для облегчения использовались держатели для головы.
Также на дагерротипах того времени часто можно увидеть человека, опирающегося на столик и поддерживающего голову. Эта поза даже перекочевала из фотографии в живопись.
Камеры сначала ставили на высокую полку, но к началу 40-х годов появились штативы.
Дагерротип стоил 2-4 доллара. Это было существенно дешевле, чем живописный портрет. Дагерротипы ретушировали, раскрашивали вручную, оформляли в красивые рамки, паспарту и ценные шкатулочки. Их любили и ценили.
Художники, ученые и простые любители вскоре улучшили и модифицировали процесс Дагера, сократив время экспозиции до нескольких минут, и создание портретов из возможности превратилось в действительность.
Применение призмы позволило перевернуть изображение, и теперь портреты смотрелись нормально, а не зеркально. Решительным шагом вперед было создание к 1841 году аппарата меньшего размера, что привело к уменьшению веса оборудования до 10 фунтов против 110 фунтов. Были улучшены средства, предохранявшие поверхность дагеротипа от повреждений и царапин. В 1840 году Ипполит Физо стал тонировать изображение хлоридом золота. Это не только сделало изображение более контрастным; создавался превосходный глубокий серебряно-серый тон, который, окисляясь, превращался в богатый пурпурно-коричневый.
Признание и слава Дагера росли по мере того, как его изобретение повсюду покоряло воображение людей. Сам он, однако, ничего не внес в фотографию после опубликования данных о своем процессе. До самой своей смерти в 1851 году он жил в уединении в шести милях от Парижа. В 1843 году он заявил, что усовершенствовал мгновенную фотографию и может снимать птицу в полете, но не привел никаких доказательств в правдивость этого заявления.
Изобретатель дагеротипа покоится в усыпальнице местечка Бри, похороненный согражданами 10 июля 1851 года.
Источники:
1. Лекция Ирины Толкачевой
2. http://anufriev.my1.ru/publ/1-1-0-3
3. http://photo.far-for.net/content.php?r=2&p=5