Сценарий ТЗ „Блинчики“ (артикуляционная гимнастика)
На этой неделе, наверное, почти все мамочки играют со своими детками в Масленицу. Мы - не исключение. Я подготовила для дочки занятие, в основу которого положила отрывок из пособия Е.Косиновой "Гимнастика для развития речи", дополнив заданиями на моторику, графомоторику, закрепление знаний о мире. Если у кого-то еще нет своего сценария на все масленичные дни, вам может пригодиться мой, тем более, большой подготовки от вас не потребуется.
В пособии Е.Косиновой в очень доступной форме сказок о язычке даны артикуляционные упражнения, которые используются логопедами и очень важны для развития речи. Долгоиграющая книжка, ведь сначала нужно освоить все упражнения, а потом можно обыгрывать их в различных ситуациях. Объективно эти упражнения подходят деткам от трех лет. Поэтому мы занимаемся только выборочно. Если вы никогда не делали с ребенком артикуляционных упражнений, выполняйте их в первый раз с зеркалом, чтобы малыш видел, как у него получается.
ТЗ "Блинчики"
1) Знакомство с язычком
Сначала познакомимся с язычком. Легко постучим по щечке малыша: "Тук-тук, кто дома?". Появляется язычок, кивает: "Привет-привет!". Мы с Настей проигрываем ситуацию несколько раз, ей нравится и стучать, и свой язычок показывать.
2) Упражнение "Месим тесто"
Язычок приглашает нас к себе в гости. А в доме пахнет чем-то вкусным… Конечно, ведь идет Масленица и каждй день мама готовит тесто для блинов и пирогов! Язычок помогает ей месить тесто и скалкой его раскатывать.
Давай и мы поможем Язычку.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Мы сделали упражнение, а потом стишок использовали как логоритмический. У Насти уже хорошо получается повторять некоторые строчки, а особенно - считать. Руками показываем действия, при счете показываем соответствующее количество пальцев.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять
Не пора ли вынимать?
О. Хинн
3) Упражнение "Блинчики"
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму. О. Хинн
5) Подвижная игра
Мы взяли две сковородки и блинчики - кружочки из фетра. Нужно было, как заправский шеф-повар, перевернуть блинчик в воздухе. У Насти, конечно, не получалось, но играла она с удовольствием. Как вариант мама может кидать блинчик, а ребенок ловить. Или наоборот (Насте больше понравилось самой кидать). Если нет сковородок, и тарелки подойдут.
6) "Эмоциональные блинчики" (мимическая гимнастика)
Блинчики напекли, да не простые, а… вот какие!
Сначала я попросила Настю найти два одинаковых блинчика. А потом мы стали создавать разные личики и пытаться их повторить.
Заодно говорили, какую эмоцию испытывает этот блинчик.
Вместо "эмоциональных блинчиков" здесь можно предложить творческую деятельность: слепить блины из пластилина, раскрасить или украсить заготовки из картона и т.д.
7) Упражнение "Вкусное варенье"
Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
8) Варим варенье
Что нам нужно, чтобы сварить варенье? Ягоды и фрукты. Тут можно предложить ребенку любое задание на классификацию: разделить ягоды, фрукты и овощи. Можно сделать задание на цветовосприятие. Или на мелкую моторику: собрать ягоды-фрукты.
Мы же для начала собрали такие парочки-пазлы. Потом отправились в лес к нашей яблоне и набрали корзинку яблок.
Вернулись домой, заглянули в шкаф на кухне. Да у нас же и здесь полно овощей и фруктов! Выбрали только фрукты и ягоды. Фрукты на липучках еще и разрезали. Потом я сказала Насте, что сейчас покажу ей волшебные яблоко и клубнику. Мы их разрежем без ножа и ножниц (задания из теради Kumon. Let´s fold!). И еще раз повторили, что к чему относится (на фото видно, откуда скачано задание).
9) Упражнение "Чашка"
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
10) Посуда
А что еще нам нужно, чтобы накрыть на стол? Мы с Настей отправились на детскую кухню, рассмотрели всю ее посуду и сказали, что как называется и для чего используется. Потом я попросила ее обвести разные виды посуды разными цветами. (Задание с замечательного сайта grow-clever.com).
Еще на этом этапе можно проиграть с ребенком процесс сервировки стола. Можно внести творческую нотку и, например, украсить одноразовые тарелки и стаканчики.
11) Чаепитие
Тут уж и мы заметели, что проголодались. Настя быстро замесила тесто и напекла куклам блинов, а я сходила на кухню и принесла блинчики и компот для Насти. Вкусно! - сказали и куклы, и Настя))
12) Альтернативно предыдущему пункту или как завершение занятия: упражнение "Чистим зубки"
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, поел блинчиков, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»
Перед сном Язычок пошёл умываться и... правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
После того как Язычок почистил зубки, он принял ся полоскать ротик. Давай ему поможем!
Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.
Умылся Язычок и пошёл спать.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Так как Настя у меня уже начала играть в ролевую игру с готовкой-угощением кукол, мы этот пункт опустили.
Девочки, это занятие мы проводили одним днем, так как включенные в него артикуляционные упражнения Настя уже знает и ей нетрудно было следить за "сюжетом", несмотря на обилие дополнительных заданий и игр между упражнениями. Если ваши детки таких упражнений еще не делали, советую разделить занятие на два дня. Например, в первый познакомиться с язычком, напечь блины и закончить 7-м пунктом. А во второй начать с повторения "сюжета", то есть сделать с самого начала все артикуляционные упражнения, и закончить второй частью занятия.
Еще хочу сказать, что пособие Косиновой выкладывал кто-то здесь на ББ, но я, к сожалению, не помню, кто. Если вы знаете, напишите мне, пожалуйста, я сделаю ссылку.
Всем веселых и полезных игр!