Иногда встречаю статьи, в которых советуют предлагать настольные игры детям только после 5-6 лет. Отчасти я согласна с авторами этих статей - суть многих игр (или даже не столько суть, сколько приемы, помогающие выиграть) дети поймут именно в старшем дошкольном возрасте (или в школьном, зависит от игры). Но именно только многих, а не всех! Во-первых, сейчас выпускают много игр для малышей (например, производитель Djeco), в которых очень простые правила, есть игры, подобные лото, или игры, где надо собрать картинку (фигурку) по образцу и др. По большому счету, это тоже настольные игры, потому что в них могут участвовать несколько игроков, есть соревновательный момент, определяется победитель. Во-вторых, многие детские головоломки начинаются с очень простых уровней (например, из тех что у нас есть "Цветовой код", "Камелот", моя дочь простой уровень в них проходила еще в возрасте до 4-х лет). И в-третьих, указанный на коробках возраст для игры бывает завышен - дети в 4-5 лет осваивают игры (хорошо понимают смысл), которые рекомендованы на 7-8 лет. Не всегда, конечно, но бывает. Поэтому я за то, чтобы предлагать детям выборочно настольные игры с 3-4 лет (а то и раньше).
Расскажу о тех играх, что сейчас любит моя дочь (в которые играем чаще других). К сожалению, простые игры-"ходилки" у дочки пока совсем не пользуются популярностью.
Безусловным хитом на протяжении всей зимы у нас была игра Зверобуквы (вариант 4+), так как дочка заинтересовалась буквами.
Надо сказать, что игра хорошо способствует их запоминанию. Подробнее об игре
писала здесь. Сейчас у Ксюши в почете другая игра с буквами, но о ней расскажу позже.
***
Вторая игра, в которую одно время играли каждый день, это Уно.
Вот игра, на коробке которой написано 7+, но четырехлетний ребенок отлично справляется. Я убрала из игры только "дикие карты вытяни 4". Поначалу дочка не прятала свои карты, и я волей-неволей в них заглядывала, после чего иногда трудно было совершить ход - и поддаваться не хочется и пользоваться ее наивностью тоже. Тогда и я открывала свои, но ребенок не понимал своей выгоды. В конце концов я ее все-таки научила карты прятать, тогда игра пошла легче. Я не поддаюсь, тем не менее дочь часто выигрывает. Ей прямо удовольствие доставляет положить мне "пропусти ход" или "возьми 2 карты", а особенно эти 2 карты подряд :).
************
Любимый многими детьми Доббль. У нас самодельный.
Снова игра "не по возрасту", рекомендуют детям от 6 лет, но ребенок освоил в 4. Здесь есть нюансы - если с ребенком будут играть двое и больше взрослых, то взрослые соревнуются еще и между собой, в этом случае у них больше шансов выиграть, чем у маленького ребенка. Поддаваться не хочется, ведь тогда играть неинтересно. Но мы играем с дочкой вдвоем, я не слишком тороплюсь, но и не поддаюсь, поэтому играем примерно на одном уровне - Ксеня азартно, ей хочется меня обыграть (иногда к нам присоединяется бабушка, у которой тоже, бывает, глаза от картинок разбегаются). Играем, в основном, в первый вариант, когда нужно взять себе как можно больше карточек. Потом считаем, у кого больше (хорошая тренировка порядкового счета, так нужная нам сейчас).
***********
Мемори. Вариантов множество, у нас уже очень давно любимы Медвежата (за дизайн).
Правда, дочка понемногу из нее вырастает - карточек всего 24 (12 пар), пора увеличивать количество. Пока ничего такого же красивого, но с большим количеством карточек мне не попадалось.
*************
Еще одна игра, которую часто берем - Веселые осьминожки. Вариантов правил тут несколько. Первый - опять же мемори. Карточек тут 36, то есть 18 пар. Играть гораздо сложнее, чем в предыдущую, и не только из-за количества карточек - картинки очень похожи, довольно трудно запомнить расположение одинаковых осьминожек.
На фото я выложила 8 пар, а на самом деле дочка просит выкладывать все 18. Это уже для искушенных :). Мы справляемся, но перед этим много раз открываем одни и те же карточки, т.к. забываем, какой именно осьминожек на них нарисован.
Качество не Ravensburger, конечно - карточки тонкие, у нас они слегка выгнуты . Но играть вполне можно.
Второй вариант игры - на логику. Выкладываем 18 непарных карточек (почему-то на фото у меня попали не все), под одну из них первый игрок прячет пуговицу (монету и т.п.), второй игрок в это время отворачивается. Задача второго игрока - понять, где спрятана пуговица. Чтобы это выяснить - он задает вопросы: осьминог синий (имеется в виду тот осьминог, под которым спрятана пуговица)?, у осьминога есть ушки?, у осьминога есть рыба? и т.д. Первый игрок отвечает "да" или "нет". Мы пока не ограничиваем количество вопросов, дочка задает до тех пор, пока не поймет, где пуговица, а затем переворачивает нужного осьминога. А вообще, нужно стараться найти нужного осьминога за наименьшее количество вопросов. Игру можно вести на счет.
Когда отгадываю я, то стараюсь не смотреть на Ксюшу, потому что она выдает себя - смотрит на нужного осьминога :).
Третий вариант игры на поиск одинаковых признаков, тоже интересный, но у дочки особой популярностью не пользуется. Каждому игроку нужно раздать по 5 карт. Цель - собрать на руках "друзей", то есть осьминогов, у которых совпадал бы 1 любой признак (цвет, наличие ушек, рыбы, шляпы и т.п.). Нужно выбрать среди своих карт те, где есть совпадающий признак, остальные карты сбросить. Затем все игроки из колоды снова добирают карты в руку до пяти, выбирают тех осьминогов, которые подходят под тот же признак, остальных сбрасывают. И так далее, пока у кого-то на руках не соберется 5 осьминогов с одинаковым признаком. Это победитель.
***************
В почете у дочки любые игры, где нужно найти что-нибудь на ощупь. По-прежнему любима
Кот в мешке, о которой я писала год назад, и
Волшебный мешочек, который вообще не помню, как давно куплен.
С этими фигурками играем по-разному, можно выдумать много вариантов. Один из них: первый игрок дает второму задание, что найти (всем фигуркам мы уже давным давно дали названия), берем песочные часы, и второй игрок ищет нужную фигурку в мешке на ощупь (или 2, или 3, можно усложнять), пока сыпется песок. Затем игроки меняются ролями. Заранее обговариваем, сколько будет раундов, затем подсчитываем очки.
****************
Известная уже всем игра - Барабашка (мы ее иногда "Привидение" называем).
Если раньше мы для игры выбирали только 20 карточек, на которых цвет одного предмета совпадает, то теперь берем все 60 - Ксеня научилась определять (и довольно быстро), какой именно предмет требуется схватить. Однако, я все-таки определяю быстрее (пока), поэтому я бы отложила игру (хотя и горжусь тем, что ребенок уже в уме - молча - выстраивает логическую цепочку) до тех времен, когда будем играть на одном уровне. Но дочка достает игру и просит играть. И я играю (немного поддаюсь, но мы об этом никому не скажем:)).
*****************
И последняя игра, о которой хочу сегодня упомянуть (она тоже в числе тех, что берем чаще других), - Веселые пираты. Игра на поиск заданных признаков, на внимание и реакцию.
Думаю, многие если не имеют дома подобную, то отзыв в сети точно встречали. Есть вариант для девочек - с феями, но мне по описанию больше понравились именно пираты. Суть - быстрее соперников найти карточку, которая соответствует выпавшей на кубиках комбинации признаков - персонаж, цвет и количество.
Если выпал капитан, то нужно хватать фигурку капитана. Выигрывает тот, кто быстрее соберет 5 карточек. Игра интересная и недорогая. Но есть и недостатки - тонкие карточки, не слишком привлекательные рисунки, и нужно постоянно следить, какие карточки уже вышли из игры (то есть уже находятся в копилке у игроков), и в случае, если выпадает та же комбинация, перебрасывать кубики. Но это все мелочи, на которые обращаю внимание я, но не дочка. Ей в процессе очень интересно. И в этой игре я не поддаюсь.
Интересных вам игр!