Войти Регистрация

Светлана

Алиса — 6 лет 11 месяцев
Москва Россия

Вопросы образования

2 февраля 2016, 17:41   •   Мысли

В эти выходные прошла 2-я конференция «Альтернативное образование».

Хочу поделиться некоторыми мыслями, информацией, ссылками и идеями.

По правде говоря, я рассчитывала получить больше полезной информации или, как минимум, вдохновиться. Но часть спикеров, судя по всему, не до конца поняли, что от них требуется.

Обо всем за один раз я не смогу рассказать. Так что в этом посте только часть.

Обратите внимание на такую нестандартную личность, как Александр Лобок. Далеко не каждому он люб, но очень важные вещи говорит порой. Есть такая вещь, как образовательный инфантилизм, заключается он в том, что ребенок всё время ждет, что его «накормят» знаниями. По мнению Александра это вызвано чрезмерными стараниями мамы всячески развлечь ребенка, перманентными «хороводами и песнями». Смысл в том, что стараясь сделать обучение увлекательным, мы рискуем лишить ребенка его драйва, внутренней мотивации, заменяя ее мотивацией внешней, которая, как известно, не очень положительно отражается на способности ребенка самообразовываться.

Так что во всём нужно иметь меру и не заниматься развлечением ребенка 24 часа в сутки.

И трудности и скука весьма полезные гости в жизни ребенка.

Тема познавательного драйва задела меня за живое, так как в последнее время очень много об этом думаю, стараюсь разгадать, в чем же секрет. Как он появляется? Сам Александр, как бы внимательно я его не слушала, ответ не дал - либо он сам не знает, либо не посчитал нужным донести эту информацию до слушателей. А я пока не готова вынуть свои мысли наружу.

Но что точно могу сказать, так это то, что не стоит всё преподносить ребёнку на блюдечке. И, как говорит Женя Кац, ребенок тогда будет увлечен, когда он не будет чувствовать, что вам очень важно его научить чему-то.

И, пожалуй, приведу пример Александра о том, как он ходит с детьми в музей. «Приходя в музей, я разбиваю детей на группы, и говорю : «Даю вам 10 минут на этот зал. Найдите что-то особенно интересное, но такое, что никто другой не заметил». Годится даже ржавый гвоздь в углу зала».

Но даже в этом случае он отмечает, что «если я формирую ваш драйв, то это не ваш драйв».

Как бы там ни было, задуматься всё же стоит. Думать вообще бывает полезно, и очень здорово, если наши дети тоже будут уметь это делать)))

Больше информации об Александре на его сайте allobok.ru

Комментарии

США, Нью-Йорк

Эх, Света... К сожалению, не у всех детей есть стремление самообразовываться. Без прилежания, без усидчивости, без упорства многому не научишься. А эти качества- части исполнительной функции, которая у таких людей, как люди с СДВГ дефективна. И два факта: качество исполнительной функции- врождённое, а не приобретаемое, и людей с СДВГ становится всё больше каждый год. Т.е. его подход не будет достаточно продуктивен хотя бы с этой частью населения.

Россия, Котельники

Про внутреннюю мотивацию у меня есть своё мнение, подкреплённое лишь личным опытом. Вот мне кажется, что неважно, сколько информации и развлекух ребёнок получает. Важнее, как родители воспринимают то, что сами узнают. Я помню, мама моя, педагог физмат, завуч, приходила домой и взахлёб рассказывала, какую задачу решила, или решил её ученик, или что узнала... Было видно, что жить интересно, даже несмотря на то, что много из того, что мама рассказывала, я не понимала) А потом, перед первым классом, я прочла "Приключения Нулика" Лёвшина - это вообще было невероятно. И сейчас я с дочкой стараюсь так же, и она тоже взахлёб рассказывает о своих открытиях, собственных или кем-то рассказанных, ищет необычное. Это, мне кажется, и есть внутренняя мотивация плюс ощущение собственной уникальности - что именно ты можешь увидеть, узнать, сделать то, что другие не смогут. Я не претендую на абсолютность своего мнения.

Россия, Москва

Мотивация внутренняя, как явление врожденного свойства и качества , а чаще всего она имеет именно такую природу происхождения, неперебиваема и не поддаётся никоему влиянию, разрушению и воздействию, при всём желании сему способствующих.. Ещё называется детской одаренностью и чаще всего остаётся по жизни со своим счастливым обладателем) не прививается и не взращивается ни в каком виде... Она либо есть, либо нет... При благоприятном стечении обстоятельств бывает окружена способствующей атмосферой поддержки и понимания, при неблагоприятном - развивается вопреки) для меня этим давно не только все сказано , но и доказано) . С Ж.К. Знакома очень давно, преклоняюсь перед её воспитательным талантом, и в надежде вырастить целенаправленного математика - получить совершенно бесподобного, яркого гуманитария, а вообще разностороннюю личность - ровесницу и подругу моего старшего сына.

Россия, Москва

Мне кажется,возможно, внутреннюю мотивацию можно попытаться уловить в старых черно-белых детских фильмах...Может, я немножко не так понимаю внутреннюю мотивацию, но мне всегда было интересно,глядя эти фильмы (или читая тот же "Кортик", "Два Капитана") вот как в таком возрасте дети были уже такими сознательными и целеустремленными...

Россия, Москва

Понимаю, о чем здесь пишите. Со старшей мы прохолим все это, но на мой взгляд сначала нужно напитать ребенка информацией, опытом игры. Вот с 7 лет может и раньше он правда будет чем-то увлекаться сам.

Россия, Москва

У нашей пошла мотивация. Здесь видимо о внутренней свободе.

Россия, Москва

Логично. Мотивация внутренняя куда сильнее внешней. Но как?

Возможно, в работающей монтессори-группе, кстати, драйв формируется ребенком. Но и там есть среда, есть материалы и презентации. Других примеров для школьников я найти не могу. По крайней мере в чистом виде, а не для отдельных проектов.

Россия, Москва

мне думается, что в вопросе с внутренней мотивацией мы может заразить личным примером или хотя бы личной моделью поведения, отношения к знаниям и к их добыванию.
И еще кажется важным - это наличие времени и пространства у ребенка) А в остальном, наверно, это мало поддающиеся управлению, процессы.
Замечала у Алисы особые периоды в творчестве, когда она даже двигаться никуда не может - вот рисует без остановки, сюжет за сюжетом - я стараюсь ее не трогать в такие моменты, только бумагу оставляю на видном месте ))) Но вот откуда это возникает и что ее так вдохновляет, я не знаю)

Россия, Москва

Конечно, личный пример - это вообще краеугольный камень в воспитании. Даже не "пример", поскольку именно голый пример воспринят не будет, а просто жизнь родителей, их мысли, мотивация, желания.

Но, но, но … У моего восьмилетнего Андрея, большого фантазёра, таких периодов, как ты описываешь, много. Но это не учёба. Он может вдохновиться. Но чем-то своим.
Без школы не обойдись. У него вальфдорский класс, но и там нет чистой внутренней мотивации. Даже напротив, еще более, чем обычно, сильна личность педагога.
Я читала, правда, в теме про анскулинг (не домашнее обучение, а именно анскулинг) похожие мысли. Но это … хммм.. чересчур альтернативно )
Россия, Москва

Да, в том-то и суть, что не явный пример )
В рамках обучения в школе с внутренней мотивацией бывает как-то сложно))
Хотя педагог из монтессори-школы рассказывал, что дети 1-2 классов ею обладают и задача педагогов ни в коем случае ее не подменить мотивацией внешней, хоть и очень часто возникает соблазн.
Анскулинг - тема интересная, но я вот, наверно, пока к ней не готова ))

Россия, Орел

Вот и я все время замечаю, что первоклашки просто горят желанием учиться, но что же потом с ними происходит, что они превращаются в апатичных, пассивных подростков, у которых одно желание - лишь бы их не трогали? Что стоит за этим переходом?

Россия, Брянск

Наша система образования)

Россия, Москва

Ну вот и я сразу подумала о монтессори-школе. Хотя в наших реалиях это все равно аттестация, и что-то типа "чек-листов". Но по крайней мере максимально приближенно. Да и по сути Мария Монтессори об этом и пишет.

Анскулинг - тема очень интересная ))) Я уж точно не готова. Но интерес есть, конечно )
Света, а ты на фейсбуке есть или только в ИГ?
Россия, Москва

Мне пока по душе оказалась монтессори-школа Наши пенаты )) Но аттестация есть, конечно. Однако же индивидуальное расписание для каждого ученика меня подкупило )))
На фейсбуке есть, но я там не оч активна - в смысле сама почти ничего не пишу )
https://www.facebook.com/sv.rizhikova
Беларусь, Новополоцк

А я вот почему-то про ТРИЗ подумала при словах внутренняя мотивация.

Италия, Катания

Очень интересная информация, спасибо. За такую наводку, надеюсь, что с введением прикорма я закончила чтение на эту тему, и смогу почитать что-то интересное и для себя😉 А тема учёбы меня очень волнует в последнее время

Россия, Москва

Оксана, не за что ))

Россия, Москва

Жутко интересно. Ждём продолжения.

Россия, Москва

Написала еще один пост о Жене Кац )

Арулько, Ольга

Света, а как Алиса сейчас? Любит учиться? Не прошёл драйв?

Россия, Москва

Алиса любит - да )) Она вообще за любой кипишь))
Но она больше всего посвящает времени творчеству, архитектуре и конструированию )