Скрытая цена эмоционального комфорта

Спасибо- хорошая тема для размышлений
22.01.2018
Света, спасибо! тут комментарии можно читать как дополнительный материал к размышлению.
17.01.2018
Я в целом Петраеовскую люблю! Но вот данная конкретная статья уж очень неоднозначна. Ну или мне кажется неоднозначной. Много воды, общих слов и т.д. А вот придумать хоть один пример не могу. Вот конкретно: умер блищкий человек. Все плачут, всем плохо. Негативное чувство. Тут бы наоборот детям объяснить, что это нам плохо, а ему хорошо, ничего не болит, если религиозная семья, то про Рай, ангелов, перерождение, Вальхгаллу и т.д. Т.е. вместо негатива попытаться найти позитив. Но нет! Надо дать ребенку пострадать, насладиться негативными эмоциями... Вот кто-то обидел. Плохое настроение, негативная эмоция. Ребенку надо объяснить, что мир не без идиотов и обижаться на дебилов нельзя. И т.д.
14.01.2018
Мне кажется, проблема еще и в том, что некоторые люди читают или смотрят о позитивном мышлении и принимают это буквально "нужно всегда улыбаться, всем не просто показывать , а громко демонстрировать , что у меня все хорошо и тогда так и будет" , но эти книги/программы ведь не об этом учат. В них говорится, что нужно принимать негатив, анализировать и находить в нем позитивное. Сша-страна, где, наверное , больше всего улыбающихся людей, но при этом и сколько новостей о расстрелах на улице и в школах? Везде должна быть грань.
13.01.2018
Как человек, пытавшийся игнорировать или давить негативные эмоции, вынесла на практике, что гораздо безвреднее для меня их честно прожить. А вот если запрещать их себе, то тоже самое прилетает, только умноженное на 10, если не на 100. Теперь учусь именно тому что описано в этой статье: ребёнку можно злиться, раздражаться, капризничать, печалиться, главное чтобы форма выражения всего этого была приемлемой. А клише "капризничать и вредничать нельзя" засело во мне с моего детства, меня так воспитывали, так что иногда прямо нужна большая работа над собой, чтобы ребёнкины отрицательные эмоции не подавлять. Статья хорошая.
13.01.2018
Мне понравилась статья Петрановской и ваши комментарии. Я с детства склонна к переживанию ярких негативно-позитивных эмоций, может у меня конечно биполярное расстройство))), но хочу порекомендовать две книги по теме Илле Санд "Близко к сердцу" и "Компас эмоций", в таком порядке читаются.
13.01.2018
не-а, не биполярное расстройство, а скорее всего просто Вы более эмоциональны, отклик больше, чем в среднем у людей. У меня дочка такая. Это видно на энцефалограмме, кстати, что эмоциональный отклик высокий. Но зато Вы переживаете яркую радость, счастье? А многим людям это недоступно.
13.01.2018
Спасибо вам за комментарий! Да, вы верно подметили про счастье! и очень интересно про энцефалограмму
14.01.2018
В детстве была замкнутым ребенком/подростком и при этом переживала много негативных эмоций, как обьективно обусловленных внешними обстоятельствами, так и чисто субьективных, обусловленных особенностями нервной системы (видимо). С возрастом стала более открытой, перестала сдерживать эмоции, стала выплескивать, проговаривать, по крайней мере в кругу близких и друзей. Но от этого эти эмоции быстрее не гасились. Особой разницы я не заметила. Зато окружающим разница очевидна. С негативными эмоциями жить тяжело в любом случае, независимо от того, скрываешь их или проявляешь. И какая разница, как их назвать "хорошие-плохие" или "приятные-неприятные". Суть-то от этого не меняется. Для меня ценность этой статьи тоже сомнительна.
13.01.2018
Дело в том, что нам - взрослым людям - важно не просто не подавлять свои эмоции, а проживать их и, что крайне важно, проживать их достойно. И детей этому на своём примере учить не за день и не за месяц, а всю жизнь. Лично для меня отличие между хорошие-плохие и приятные-неприятные, это как хочу/не хочу и полезно/не полезно )
13.01.2018
Я могу только по себе судить, не знаю, как у других. Подавлять негативные эмоции я вообще не умею. Могу скрыть от других. Но внутри буду переживать. И особенность моей натуры - гипертрофированность этих эмоций, и даже некоторое застревание в них. И для меня эти эмоции и "не полезны" и "не хочу", но сделать ничего с собой не могу.
13.01.2018
Подавлять - это вообще крайне неблагоприятный сценарий. Наверное, и хорошо, что не умеете. Я вот только во взрослом возрасте при работе с психологом начала учиться по-настоящему "дружить" с эмоциями себе во благо))) Не подавлять, но уделять внимание, не замалчивать, но и не выплёскивать фонтаном. Это тема, конечно, очень обширная, местами очень колкая, каждому при чтении об эмоциях отзывается что-то своё. Для меня эта статья - своего рода напоминалка - быть внимательнее к эмоциям ребёнка)
13.01.2018
Мне тоже именно психолог помог.
13.01.2018
Узнаю себя)) Я с детства склонна к переживанию ярких негативно-позитивных эмоций, может у меня конечно биполярное расстройство))), но хочу порекомендовать две книги по теме Илле Санд "Близко к сердцу" и "Компас эмоций", в таком порядке читаются.
13.01.2018
За рекомендацию спасибо. По-моему, когда и негатив и позитив одинаково ярко - это лучше, чем преобладание негатива. Маятник. А у меня как раз позитивные эмоции на средней волне, а негатив зашкаливает. Особенно, досадно, что умом понимаешь, что в большинстве случаев повод, вызвавший бурю негатива, вообще не стоит того, чтобы портить настроение себе и окружающим, но обуздать эмоции не получается.
13.01.2018
Знаете, с этим очень хорошо работают психологи. Это честное слово поправимо, если есть желание заняться. Но психолог обязательно должен быть Ваш, Вам по душе.
13.01.2018
Вот как раз Своего психолога как найти. В юности обращалась, но разочаровалась. Показалось пустой болтавней. Все, что мне говорили, я понимала умом и без них, до чего-то сама додумалась, что-то в книгах прочла. Каких-то конкретных шагов, техник, как теорию сделать практикой они мне не посоветовали.
14.01.2018
Ага. И в этой ситуации самое хорошее, что Вы можете для себя сделать - признать и принять их, ни в коем случае не борясь. И заняться своими делами. Например (справедливо для любой негативной эмоции, обида, печаль, страх): я испытываю раздражение по поводу ребёнка. Ребёнка я люблю и не имею ни малейшего желания раздражаться. Если я буду бороться с раздражением и корить себя за него, оно будет сильнее и останется дольше. Если я сознаюсь, что да, я не идеальна, я раздражаюсь, но ребёнка я люблю, и просто приму, что сейчас есть раздражение (а может и поговорю о своих чувствах с ребёнком, если он достаточной большой), а после этого займусь насущными делами - раздражение ослабнет и в конце-концов растворится.
13.01.2018
Это теория. А на практике я прекрасно понимаю, что люблю ребенка, но его поведение может быть такого, что раздражает постоянно. Я проговариваю и с ребенком обсуждаю, но ровно через 2 минуты он опять делает то, что выводит из себя. И так бесконечно. Я не корю себя за это, но и пребывать в постоянном раздражении тоже не хочу. И ребенок далеко не единственный раздражающий фактор.
14.01.2018
Не одна я, видимо, не люблю Петрановскую и тоже повторюсь, что ее темы уж слишком очевидны и лежат на поверхности. Ну не знаю... А эмоции дети скрывают, замалчивают и маскируют по настолько разным причинам! Это может быть и особенность характера, и окружающая "среда, и даже любовь и сочувствие к родителям! И это не проблема только сегодняшнего поколения, это было и будет всегда, так банально и просто. А ещё это яркая черта нашего менталитета. Русские люди более закрыты и скупы на эмоции, у нас мало говорят о чувствах и мало показывают их на людях, любого "отделившегося" от системы тут же начинают считать сумасшедшим. Поэтому и многим детям проще "подстроиться" к остальным, чем стать белой вороной. Кроме того, ребёнок тоже имеет право сделать вид, что все хорошо и не впускать в душу, если ему так комфортнее. Так и сильная сторона характера проявляется. Я не вижу вокруг картинки сплошь счастливых семей и таких же детей, обычные семьи и обычные дети, а те кто трясутся над своими чадами до потери пульса остаются в меньшинстве, Слава Богу...
13.01.2018
А кого любите, расскажите?) Соглашусь насчёт разных причин замалчивания эмоций. Насчёт менталитета...ну, не знаю - это, если в окружении именно такие люди - с ярким проявлением менталитета... Мне кажется более вероятностным перенятие ребенком форм поведения самых близких людей. Те качества, о которых вы говорите, как о качествах русского менталитета, больше относятся к поколению советского времени. Думаю, скоро это уйдёт ))
13.01.2018
ММне нравится, как разбирается в трансформациях души Лууле Виилма, Вадим Зеланд, например. Комаровский хоть и врач( не именно психолог), но тоже очень мудро говорит о детях и их взаимоотношениях с родителями и наоборот. Не согласна, что скрытность - это издержки советских времён, достаточно посмотреть нашу историю... Конечно, мир меняется, границы стираются. Люди стали больше путешествовать, больше видеть и понимать, меньше "закрываться", но это не искоренит нашу национальную черту, отнюдь не отрицательную, я считаю. Не понимаю, что вы подразумеваете под выражением " проживать дрстойно"? Разве есть эталон правильности проживания негативных эмоций? Это значит не рыдать годами после смерти близкого человека? Или игнорировать обиды и критику? Все это годами воспитывается и вырабатывается в человеке, "закаляется". Вот есть хорошие слова: все, что не убивает меня- делает меня сильнее. Отличные слова. Нельзя перепрыгнуть с первого курса на пятый и стать супер-специалистом. Лишь пройдя все ступени, можно постигнуть вершину, а прыгать - так можно и сорваться... Мы можем обьяснять ребенку 1000 раз, но лишь наступив на собственные грабли, он "проживет" и прочувствует саму суть. Это не значит- не надо обсуждать с ребёнком проблему, но не стоит ждать что за один день, посаженное зерно взрастет.
13.01.2018
Благодарю, что поделились именами тех, кому доверяете. Проживать достойно - конечно, нет эталона - достойно - для каждого зависит от развития его личности. А мерилом выступаем только мы сами. Это не имеет отношения к тому, сколько лет рыдать после смерти - совсем никакого ))) Про детей - я не говорила про объяснять, я говорила показывать на собственном примере. А что касается фразы похожести на время - без этого никуда, но пока мы для ребёнка авторитеты, мы в силах показать детям лучшее, что есть в нашем-его времени. Если совсем просто - кто-то на Новый год ведёт ребёнка на шумные, мигающие, мультяшные шоу, а кто-то на Новогодний бал в музей или прекрасный спектакль. Кто-то включает канал "карусель", а кто-то тратит время и подыскивает хорошие качественные мультфильмы... Это так - лишь крупицы. Но мы очень многое может заложить в ребёнка, просто выбирая из того, что предлагает нам время)) И самое главное - это здорово, что есть разные мнения, разные понимания одних и тех же вещей. И спасибо, что Вы не равнодушны и имеете свой взгляд на положение вещей.
13.01.2018
И вам большое спасибо!
13.01.2018
И ещё отличные слова: ребёнок больше похож на "свое" время, чем на своих родителей.
13.01.2018
Вот не люблю я Петраровскую:) так же как не люблю Гиппенрейтер. Мне кажется они популяризируя некую идею, отходят от сути... констатируют какие-то банальные и очевидные вещи, но опускают самое главное. Что такое вообще эмоции и какая у них функция? В первую очередь- сигнальная. "Позитивные" эмоции говорят нам, что мы идём безопасным правильным путём, а "негативные", что что-то не так, мы в опасности. Так же как ощущения... как боль, холод и любой дискомфорт. И тут важнее даже не углубляться в пояснения своих эмоций и их природу, а сверять компас. Нам хорошо- на правильном пути. Нам плохо- надо менять курс. Но, попятное дело, у нас такой переизбыток информации, так сбиты Настройки, что мы зачастую "хорошо" и "плохо" (я имею ввиду "комфортно"/"дискомфортно") внутри себя отличить не можем... а статья предлагает нам учить детей чувствовать тонкие эмоции, идентицифировать их и проживать... мне кажется, это за гранью реальности просто. И мне кажется, проблема не тенденции "позитивного мышления", которая вообще ничего общего с отказом от своих эмоций не имеет... и не в навязанных стереотипах "безоблачной семейной жизни", а в том, что вместо того, чтобы внутренне расти, принимать ответственность и развивать в себе добродетели, мы поголовно хотим "принять себя" и "быть собой"... хотя даже понятия не имеем, что это значит. Ну как-то так:!
13.01.2018
Делитесь, кого любите? Эмоция - сигнал - согласна. "Нам плохо- надо менять курс" - без выяснения почему нам плохо? А как тогда менять курс, если мы не знаем, куда двигаться? Это я про взрослых. А почему бы не учить этому детей? Мы их учим многим сложным вещам, несмотря на то, что они сложными нам кажутся. На это уходят годы. Так же и с эмоциями - почему бы на собственном примере не учить этому детей - не год, не два - может быть 10 и больше лет на это уйдет. Важно ведь не просто выплёскивать эмоции, а уметь их проживать, проживать достойно. Не так?
13.01.2018
Потому что когда мы учим детей, то начинаем с них результат требовать... ну или ожидаем, что он будет:) Я учусь у детей... стараюсь побольше учиться у них и поменьше их учить) Наблюдаю... мой сын в почти в три года с трудом может на уровне сознания определить такие свои потребности, как голод и жажду. Чувствует дискомфорт, а понять что именно надо сделать не выходит у него... а если я буду учить его распознаваться более сложные эмоции и ощущения, то вряд ли это приведёт к положительному результату скорому. Старший сын прошёл через такое "научение") тогда я старалась объяснять ему его чувства, чтобы он понимал... но я столкнулась с тем, что это невозможно до определенного момента зрелости. Когда он чувствует дискомфорт и реально не может описать, что он хочет. Он рыдает и говорит: "я сам не знаю, чего я хочу сейчас!". Но дискомфорт даже в детстве- это сигнал! Сигнал в первую очередь для взрослых, которые оказались рядом. Когда ребёнок капризничает, когда он расстроен- это не про то, что нужно "научить его распознать причину", это про то, что "нужно помочь ему с этим что-то сделать". Мне так кажется. Я люблю очень Владимира Леви! Мой любимый детский психолог)
13.01.2018
О детях, родителях, педагогах и мотивации...