МОТОРИКА С ПОНИМАНИЕМ
Этапы понимания
Становление речи напрямую связано с развитием внимания и формированием представлений об окружающей действительности. Но наиболее интенсивнее этот процесс происходит, когда малыш общается со взрослыми. Пока он совсем маленький, общение носит односторонний характер, но вызывает у малыша потребность вступить в контакт и выразить свои желания.
Вначале ребенок учится понимать речь. К 1 году он различает знакомые голоса, название отдельных предметов и игрушек, выполняет простые просьбы «покажи, где мама?», «поцелуй папу», «дай ручку», «возьми кукла». К 1,5 годам может показать на картинках предметы, которые часто видит вокруг, определить, о каких действиях идет речь в определенной ситуации: «Покажи, кто спит», «Кто сидит?».
В 2 года ребенок справляется с «двухступенчатыми» заданиями: «Сходи на кухню, принеси тарелку», «Возьми платок, вытри нос». К 2,5 годам ребенок усваивает значение некоторых предлогов и отвечает на несложные вопросы, в которых они используются: «С кем ты гуляешь?», Во что играешь?». В этом возрасте дети способны устанавливать причинно-следственные связи.
А в 3 года ребенок может ответить на простые вопросы по прочитанным сказкам или рассказам. Если ребенок не научится понимать чужую речь, результатом может стать задержка в развитии его собственной речи. Поэтому очень важно, как малыш реагирует на слова, жесты и мимику.
Учим слышать и понимать
Прежде всего необходимо выяснить, соответствует ли уровень понимания речи вашим ребенком его возрасту. Заметив отставание начните именно с этого момента. На этом этапе вы вполне можете совместить роль мамы с ролью логопеда. Параллельно расширяйте знание ребенка об окружающем мире. Совсем не обязательно рассказывать, что ветер дует из-за разницы атмосферного давления. Обращайте внимание малыша на новые предметы, действия, явления, четко проговаривая каждое значение. Знакомьте его с разными людьми.
Очень полезна игра «Покажи предмет»:попросите малыша несколько раз внимательно посмотреть на какую-либо вещь, назовите ее, затем положите на видное место в комнате, покружите ребенка и предложите показать, где она находится. Эту игру можно проводить и по картинкам. Постепенно задания можно усложнять: «Покажи, где идет снег?», «Дай мне фотографию бабушки», «Найди, где сидит кошка?» Если игра наскучит малышу, используйте различные хитрости: «Ах, я никак не могу найти свою чашку. Где же моя чашка?». Ребенок обязательно захочет помочь.
Руки помогут говорить
Специалисты отмечают, что речь тесно связана с мелкой моторикой – движениями пальцев рук. Например, умение указывать пальцем на предмет – один из показателей нормального интеллектуального развития малыша.
Движение руки совершенствуется по этапам. Первая двигательная функция – хватание. В 4-5 месяцев ребенок целенаправленно хватает предметы, но всей ладонью, как обезьянка. Только в 8-9 месяцев, ребенок начинает брать их пальцами, а в11-12 пытается использовать по назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой.
К концу первого – началу второго года жизни малыш начинает внимательно наблюдать за новыми для него действиями взрослого, а затем стараются повторить их. Вначале его неловкие движения неточны, но постепенно они становятся более координированными и четкими. Уже в 1 год и 3 месяца малыш берет предметы, как взрослый.
Говоря о движении рук, очень важно упомянуть о действиях с предметами. К 1 году малыш умеет перекладывать их из одной руки в другую, уверенно использует: катает машинку, качает куклу, строит домик из кубиков. Он начинает осваивать сложные движения пальчиками – этот процесс будет продолжаться на протяжении всего периода детства.
К 2 годам ребенок способен удержать два предмета в одной руке, переворачивает и страницы книги, чертить карандашом, ребенку очень нравится выдвигать все ящики и вываливать все содержимое.
Мама 3-летнего малыша замечает, что ребенок с удовольствием играет в песочнице, возится с глиной, пластилином, отрывает крышки, держит карандаш пальцами, красит пальцем, нанизывает бусы.
Все погладим и помнем
Развитие движения рук ребенка – сложный процесс, с одной стороны, безграничного терпения родителей, а с другой стороны, - простота действий малыша. Очень важную роль в этот период играют тактильные ощущения. Спрашивайте малыша, что он чувствует, когда прикасается к различным материалам, текстурам и поверхностям: колючей шерсти, пушистому меху, глиняному горшку, стеклянному стакану, поделке из дерева. Хорошее воздействие оказывает массаж: различные разминания пальчиков, пощипывание, поглаживание и похлопывания.
Детишкам очень нравится игра «Волшебный мешочек». Возьмите несколько предметов, дайте ребенку их потрогать, а затем сложите их в мешочек и попросите на ощупь угадать, какой из них попал к нему в руки. Сначала берите разные по форме и материалу предметы, постепенно усложняйте задачу, опуская в мешочек все более похожие, чтобы труднее было определить.
Не менее важно совершенствовать и сами движения рук: учите малыша возить и толкать предметы, мять и рвать бумагу, открывать и закрывать коробки, ящики. Пусть манипулирует предметами и играет с ними: собирает пирамидки, строит башни из 3- кубиков, переворачивает страницы книг, помещает детали в узкие отверстия, бросает и ловит мяч, учится работать с карандашом и ножницами. Важно и развитие движения пальцев. Купите ребенку детское пианино, различные игрушки с кнопочками. Чем более ловкими будут пальчики и ручки малыша, тем успешнее станет формироваться его речь, словарный запас и умение грамотно строить фразы.