Про детскую игру
Размышления о материнстве и детяхСегодня написаны тонны книг о детской игре: как играть с ребенком, во что играть с ребенком, как правильно играть с ребенком. Уже можно диссертацию написать по детским играм. В иг сотни мамочек каждый день делятся тем, как они играют со своим детьми. Тематические недели...ролевые игры, поделки, игры со льдом, игры с песком. Креативу мам нет предела. Я не пишу сейчас о том, что это плохо. Я сама много чего придумываю, много чем развлекаю дочь. Но вот вопрос? А полезно ли это? Нет... Я сейчас не о раннем развитии, не о занятиях с детьми. Я про детскую игру. Умеют ли играть наши дети сами? Понимаем ли мы ли до конца смысл детских игр? В нашей жизни порой совсем не остается места для самостоятельной детский игры - наши дети заняты в развивающих центрах, гуляют с другими детьми, дома мы им тоже заготовили занятия.... А когда же они играют сами? Чтобы на пустом месте взял и придумал игру, играешь не ради результата и познания чего-то нового, а ради процесса. Сразу вспоминается наше детство-когда мы придумывали посудку из подручных материалов, играли в магазин на лавке, делая деньги из листиков. И дело тут даже не в развитии фантазии. Дело в ПОЗНАНИИ СЕБЯ РЕБЕНКОМ, в процессе такой игры. Сколько всего мной было прочитано о детских играх, везде только вскользь говорится о самостоятельной игре. А ведь это заложено природой. Везде написано, что основная деятельность детей до школы-это игровая деятельность. Но не путаем ли мы, мамы,-игру и развитие? Особенно хорошо смысл игры стал понятен после лекций Ньюфелда. И еще более стало понятно, что время для познания себя у наших детей нет совсем. Многим кажется, если ребенок играет с другими детьми в детском саду или на дет кий площадке-это тоже самое. Но, увы! Познать себя возможно только в самостоятельной игре наедине с собой. Всегда интересно наблюдать, как играют дети разного возраста. С 1,5 до 2-игра понятна только ребенку... Он может переставлять предметы с места на место, ходить по кругу, относить и снова приносить какую то игрушку. Все эти действия не имеют цели, но их значение на столько велико, на столько много всего происходит в голове ребенка, что не одна методика не позволит достичь конечного результата такий игры: понятие своей ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. И что часто происходит при раннем помещение ребенка в детский коллектив на продолжительное время-ребенок сливается с этим коллективом, он не идентифицирует себя. У него интересы такие же как у детей, более досконально исследовавших себя, они хотят игрушки, которые есть у других, они не знают что нравится на самом деле им сами. Поэтому ребенку надо играть одному, но тут тоже не должно существовать перекосов. Я глубоко убеждена, что с детьми до 3 лет должна быть мама. Мама-проводник в этом мире. И мама может показать, предложить, увлечь. Но чем ближе ребенок к 3 годам, тем больше и больше он играет сам. И здесь уже нет маме места. Есть такой интересный факт-если родитель полностью занимает своего ребенка в раннем возрасте и если родитель считает, что ребенок должен играть только сам и не делает ничего, кроме покупки игрушек-результат один и тот же. После 3 лет ребенок сам уже не играет. Он требует постоянной вовлеченности, ему надо предлагать игры, его надо развлекать, с собой наедине ему скучно. Ребенок, исследовавший себя в процессе игры до 3 лет-продолжает этот процесс и дальше, но в большом объеме. Взрослый ему уже не нужен так сильно, его физические функции полностью развиты. Надо понимать, что самостоятельная игра не имеет правил, не имеет цели и вся сущность этой игры в УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в распорядке дня нашлось место и такому занятию. Это ничуть, а даже важнее лепки, игр на моторику, музыкальных занятий и прочее