Про образование.
А вам не кажется, что роль образования в нашем мире сильно раздута?
Действительно ли оно так важно? И правда ли то, что без образования - никуда?
Вот, допустим, человек имеет какой-то талант от природы, и не имеет образования. Ну, например, он педагог от Бога, закончивший политех. Или даже строительное ПТУ, неважно. Ему интересно с детьми, и, год отработав по специальности или там проболтавшись в каком-нить магазине продавцом-консультантом, летом он едет в детский лагерь вожатым, потому что для него это отдых.
И там он, конечно, тут же выделяется из общей массы. У него образцовый отряд, дети смотрят ему в рот и ходят за ним по пятам, он постоянно что-то придумывает и проводит какие-то мероприятия, игры, конкурсы. Он интуитивно чувствует, что на Ирочку нельзя повышать голос, Таню надо хвалить при всех за каждый вздох, Олегу неплохо бы поручить что-то важное, а Петьке можно и нужно дать подзатыльник, ему это только на пользу. И, хотя вся педагогическая наука в шоке, этот подзатыльник действительно решает столько проблем, сколько не могли решить до этого много лет ни семья, ни школа. Руководство лагеря смотрит на его работу с одобрением, его приглашают на следующий сезон, а зимой зовут поработать в образовательный центр. Он с восторгом соглашается - ему это интересно гораздо больше, чем сидеть в своей конторе. Педагогическая карьера его идет в гору, и только через несколько лет какой-нибудь дотошный кадровик вдруг спохватывается - так у Иванова ведь нет никакого педобразования, надо же. А мы его хотели на областной конкурс отправлять.
- Так ты поучись! - говорят ему. - Обязательно. Хоть заочно. Мы тебе тогда зарплату увеличим, категорию дадим другую.Выдвигать будем. На конкурс пойдешь. Ты ж у нас талант!
И он идет и учится, получает педобразование, и тем не менее лучше не становится. Он и так легко находит общий язык с детьми, любит свою работу, у него все получается. Да, теперь он знает историю педагогики, теорию обучения и теорию воспитания, он сдал возрастную психологию, детскую литературу и методику обучения грамоте. Однако в своей практической работе с детьми он все так же в основном опирается не на эти новые теоретические знания, а на свою потрясающую интуицию. И всегда выигрывает.
Умного учить - только портить?
Ну или человек - талантливый писатель. Сам по себе, без образования.
-Ты замечательно пишешь! - твердят ему со всех сторон. - Тебе надо книгу писать, не задумывался? А зря. Ты попробуй! У тебя получится.
И он пробует, и - вот чудо-то! - получается. У него выходит одна, другая, третья книга, его хвалят читатели, издательства наперебой предлагают ему контракты. Ну может поначалу и не наперебой, но - есть вполне реальные предложения. В то время как рядом скрипят перьями и осаждают издателей десятки дипломированных филологов и лингвистов, и - без особого успеха.
Или вот совсем простой пример - врожденная грамотность. Не секрет, что есть люди, которые не знают ни одного правила и пишут грамотно. В то же время, если человек не чувствует внутри себя, как надо написать то или иное слово, он будет писать "извЕните" и "агеНСтво" без всякой задней мысли, даже зная наизусть все правила и проверочные слова. Не смотря на то, что это материал второго класса, а уж два-то класса образования мы имеем все.
Образование дает престиж, да. Мнение о человеке, о котором известно, что он "закончил МГУ с красным дипломом", или "получает второе высшее", или "пишет докторскую" - оно изначально лучше, что бы там ни говорили. И тем не менее, это совсем не означает, что он - лучший специалист, чем кто-то, кто не имеет образования, но имеет определенный талант.
Образование дает какие-то связи - может быть. Закончив более-менее престижный вуз, как бонус, получаешь "нужные" знакомства, которыми потом в жизни вполне можешь воспользоваться.
Образование учит работать? - большой вопрос.
Безусловно, есть какие-то сферы деятельности, где образование первично. Не закончив мединститут, никогда не откроешь в себе таланта хирурга, например. Но таких сфер сравнительно немного.
...Очень часто молодые мамочки, рано родившие ребенка, рассуждают о том, что, дескать, надо скорее поднимать малыша на ноги и идти учиться, в смысле получать в/о. А для чего учиться? - чтоб работать. Работать кем? - ну, не знаю. Все равно. Работать. Лишь бы не полы мыть и не рыбой торговать в павильоне. И вообще, чего пристала? Разве ты не знаешь, что без образования нынче никуда? ну вот, я и пойду - получать образование.
В результате она действительно учится в поте лица, пристраивая малыша по бабушкам и подружкам, получает образование какого-нибудь менеджера по туризму или психолога-социолога - что-то маловменяемое и громкозвучное, одним словом. И самое главное, весьма далекое от реальной жизни. Усилий тратится море, впрочем, как и денег, и нервов, и в результате наша героиня идет продавцом в павильон. Или офис-менеджером (читай, завхозом) - в какую-нибудь контору.
Я понимаю, что даже завхозом в контору не возьмут с улицы да без образования. И тем не менее ведь работать на этих должностях и после школы вполне реально. Некоторые и работают.
В то же время тысячи человек с советским еще, добротным образованием сидят и не знают - кем быть :). И даже в голову не приходит идти искать работу по образованию - химиком, например, или инженером-механиком. Зачем, спрашивается, в свое время учились, сдавали экзамены, возможно, заняли чье-то место? - ну как, нужно было образование получить, вот и получили. Работать химиком??? - иди сама, ты вообще представляешь, о чем говоришь? На химзавод??? Ни за что.
Образование - просто очередной фетиш? Как вы думаете?