Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Мишенька — 18 лет 6 месяцев
Илюша — 15 лет 7 месяцев
Платончик — 11 лет 4 месяца
Москва Россия

Мамам НЕ-вундеркиндов посвящается.

2 апреля 2009, 22:06   •   1_Михаил

Давным-давно, в далекой юности, когда у меня еще не было никакого жизненного опыта, зато было высшее педагогическое образование, я была свято уверена в том, что дети, с которыми регулярно занимаются - просто не могут не быть успешными в школе. То есть, другими словами - занимайся с ребенком, учи читать-писать, разговаривать-думать-рассуждать, считать-угадывать-строить, - и все будет более чем прекрасно.

И значит, те родители, дети которых звезд с неба не хватают - сами виноваты. А вот потому что занимались бы с самых первых дней, да даже еще до рождения читали ребенку в животе сказки и включали классическую музыку - сейчас бы таких ужасных проблем не имели.

Почему-то, пока не имеешь своего печального опыта, в голову не приходит простая в общем-то мысль, что есть люди, которые занимаются с ребенком день и ночь - просто для того, чтоб малыш держался в каких-то нижних границах нормы.

Именно для того, чтоб удержаться за эту нижнюю границу, как за подножку уходящего поезда, некоторые мамы годами платят значительные деньги логопедам и бесконечно отрабатывают скучные упражнения, водят ребенка на занятия по ИЗО, лепке, чтоб хоть немного развивалась мелкая моторика, к психологам, дефектологам, два раза в неделю по любой погоде тащатся с баулами в детский бассейн, занимаются дома по разным пособиям и штудируют специальную литературу.

И тем не менее успехи весьма скромны. Именно нижняя граница нормы.

- Куда это вы? Снова на занятия? вундеркинда растишь? - усмехаются не особо посвященные в проблемы окружающие. - Оставь ребенку детство. Я вот свою ни по каким занятиям не таскала, в школе всему научили. А твой что будет в школе делать?

Как будто на разных языках, точно. Сытый голодного не разумеет.

Да хоть бы взяли его еще в эту школу. Да хоть бы еще после первого класса не выгнали. Или в коррекционный класс не перевели. А мы бы уж в лепешку разбились... Занимались бы не поднимая головы. Ведь умение читать - это ерунда, когда у ребенка каша во рту, карандаш в руке не держится, куча проблем с вниманием, памятью и прочим... Вундеркинда ращу, ага...

Иногда, правда, какой-нибудь очередной очень внимательный врач-невролог удивится: "Смотри-ка, логика у него неплохо развита... Читает, говорите? А ну-ка расскажи мне, детка.... А сделай так и вот так... Да, мама, вижу, поработала на славу. При таком анамнезе и таких симптомах ребенок выглядит вполне, вполне... Где вы занимались?"

И мама горда и рада. Еще бы. Ну не избалована она подобными похвалами. С самого начала, когда ровесники уже садились, вставали, ходили, говорили, и их мамы с гордостью и такой немного показной грустью ("Ах, ну куда он так спешит...Пополз уже, в 6 месяцев! Теперь глаз да глаз...") рассказывали об этом на площадке - ей нечего было сказать. Хвастаться тем, что Ванечка вчера сказал долгожданное "мама", когда ровесники уже шпарят наизусть Чуковского - как-то даже унизительно. Потому что собеседники тут же пускаются в пространные рассуждения о том, что с ребенком надо заниматься, разговаривать, читать ему книги - вот как они, и все будет в порядке.

Да занимается она, и ничуть не меньше, а часто гораздо больше среднего. Потому что уже напугана, уже в панике - ну все уже сидят, встают, ходят, а мы-то что? Ведь мы и массаж сделали уже, и по врачам пробежались, а толку пока что-то не особо много. Врачи, сильно не вникая, прописывают препараты горстями, которые давать страшно, и не давать еще страшнее - вдруг сейчас упустишь время, а дальше уже не наверстаешь? И спросить особо не у кого. Не хотите, дескать, не пейте, но потом - к нам, пожалуйста, никаких претензий. Решайте сами, вы же мать.

"Ну вы же мать, - чуть позже скажет какой-нибудь психолог. - Вам должно быть интуитивно ясно, как поступить в таком случае. Что хорошо с одним ребенком, с другим - недопустимо. Рецептов здесь нет..."

Значит, что? - плохая мать? У хороших-то матерей и проблем нет.

Потому что - ну не ребенок же плохой, правда же. Ребенок плохим быть не может.

И как легко любить чистенького, опрятного малыша, которого хвалят все возможные педагоги, который занял все возможные места на всех олимпиадах, кроме того, делает успехи в английском и танцах, даже на соревнования ездит в другие города. И как больно после этого смотреть на свое вихрастое чудо, которое вылазит вечно невпопад, у которого весь пиджак в клее или пластилине, ручки текут, карандаши теряются. Вот он опять вышел без тапочка в мешке, без пенала и без задания в дневнике. И значит, опять надо бежать по школе и собирать свои вещи, а потом еще звонить кому-то из класса - "Извините, это мама такого-то. Скажите, а по математике задавали сегодня что-нибудь им? А что, не подскажете?.. да нет, мы не болеем, просто не записали ничего.... Спасибо вам огромное... Да, наверно, буду звонить, придется, спасибо..."

Любить и верить. И не раздражаться, и находить во всем этом хорошее, и как-то хвалить и поддерживать. Потому что - а кому он нужен-то, такой вот весь угловатый. Кто ему еще доброе слово скажет?...

А эти бесконечные вопросы от окружающих: "Оооо, в первом классе уже? ну и как? Учимся? Нравится?". Люди просто не понимают, что для некоторых это больная тема. Разве в первом классе может быть тяжело, плохо, неприятно??? Разве может первокласснику не нравиться школа??? Да полноте.

А вот и может. Не нравится. Не учимся, а мучимся. Можно хотя бы в выходные об этом не говорить?

А эти разговоры бабушек, слегка посвященных в проблему? Эти рассказы как бы невзначай - "Видела тут Юльку, соседку, ее Андрей профессионально занимается (плаваньем, боксом, китайским языком, рисованием...). Он, кажется, на полгода младше нашего? Ну да. Так вот, поехал сейчас на сборы. Вася, ты слышишь? Помнишь Андрюшу Иванова?.."

Легко быть мамой отличника. "Яяяя? Домашние задания с ним делать??? Да никогда! Я сразу сказала - с первого сентября только сам. Как хочешь. В детях, знаете ли, надо воспитывать самостоятельность...". Стенгазету рисовать? - с чего это, я работаю, мне некогда. Класс мыть - да вы вообще с ума посходили, нате вам сто рублей, наймите уборщицу, я не собираюсь. И вообще, что это за поборы еще, я вот сейчас разбираться пойду.

Хорошо, что есть мамы НЕвундеркиндов, бессловесный народ, которые готовы и класс с коридором бесплатно драить каждую субботу, и костюмы шить, и рефераты писать, и ехать на другой конец города за рабочими тетрадями на печатной основе для всего класса, и денег сдать сколько нужно хоть на учебники, хоть на видеонаблюдение, хоть на портрет господина Медведева, да даже на его конную статую, - только вы уж, Марья Иванна, потерпите нас,а? Будьте так добры! Ну сложно нам все дается, что ж поделаешь. Но мы - стараемся...

...И верить, что когда-нибудь - гадкий утенок обязательно превратится в Белого Лебедя...

Комментировать

Комментарии

Елена 3 апреля 2009, 01:17
Россия, Омск

Согласна на все 100% и ни потому что чем то отличаемся от  сверстников, никогда этим не заморачивалась+никогда не гуляла возле песочницы с другими мамашами (ну ни мое это!, я лучше 100 кругов по кварталу дам чем сидет буду с ними), а все равно коснулось, в начале года разговор с начальницей: "Лена, вы в школу уже пошли? Нет, только в сентябре пойдем! Уже читаете и  пишите? Нет, на курсы пойдем учиться! Как ты могла, мои дети уже в 4 читать умели, а ты девочку запустила!" Пипец! А может я и ни хотела ее заставлять читать, писать и т.д., я  считаю что детсво должно быть детсвом! А на сегодняшний день мы и читаем, и пишем, и считаем, при том далеко ни хуже тех кто начал это делать в 4 года! Ущербным ребенка не считаю!

Ответить
Россия, Комсомольск-на-Амуре

Ох, Лен... Мой разговаривает очень плохо. Когда знакомые мамочки начинают снисходительно разглагольствовать о том, что нужно с ребенком разговаривать больше, книжки читать, моторику развивать... Чесслово, хочется ударить чем-нибудь тяжелым

Ответить
Украина, Николаев

И я...мама не вундеркинда! Но сама я виновата, распустила, гулять? Пожалуйста! Мальчик устал, жалко...итд, теперь жду, когда сам осознает, что образование необходимо! Но он уже работает после школы, считает, что поймал свою синицу! Жаль, потенциально, как даже учителя говорят, оч. способный ребенок!

Ответить
Германия, Берлин

Лена, тебе не надо объяснять. что все дети разные.

То, что для одного норма, для другого - подвиг!!!!

Для меня это больная тема - школьная уравниловка.

Я работала когда-то в школе, где не было отметок до 7 класса. Дети развиваются относительно себя, а не равняясь на отличника.

А в моей теперешней школе троих ребят ( довольно непростых, но обучаемых) сплавили с рук, как только я ушла в декрет! Одного из 3класса перевели во второй, двоих отправили во вспомогательную школу. Прямо в конце января! В середине учебного года! Обидно было для слез. Столько сил в них вложила...

Ответить
Россия, Суоярви

Да уж...хочется конечно ( как и всем ) чтоб были самые лучшие....но раз нет то нет...школа не показатель это раз, некоторые найдя свою нишу -по душе дальше в жизни ТАКИХ успехов достигаю,"мама не горюй" а в школе- троешники...

Только расхлябанность и лень не путать с " не дано"

А мамами такими восхищаюсь....это труд ...

 

Ответить
Россия, Москва

Я мама отличницы,но вот драить коридоры,рисовать стенгазеты и пр. и пр. приходится очень часто.Дело здесь не в успеваемости ребёнка - есть ответственные, как я их называю "адекватные" мамы,вот на их плечи и ложится весь этот общественный труд. А насчёт "я работаю мне некогда": некогда помыть коридор - постирай шторы.Как говорится - было бы желание.

Ответить
Россия, Нарьян-Мар

Точно, при самой длинной рабочей неделе, я как-то умудрилась попасть в число самых активных родителей, впихнута была во все  советы и комитеты.

Ответить
Германия, Гамбург

Мне самой приходится себя останавливать в сравнениях, когда сашкины ровесники считают, скажем, до 50, а мы до 15 - никак! Да и ладно. Гуманитарий растет

Ответить
Россия, Москва

Мне кажется, это вообще в природе человека "пиписьками меряться". И все самое интересное ложиться на плечи родителей. И никто их не поймет и не подбодрит лучше, чем они сами. Даже родители супер-пупер-вундеркиндов - тоже несут определенный "крест": ребенок развит не по годам, со сверстниками скучно, да и вообще от чрезмерного напряга еще неокрепшего мозга начинается разброд эмоций. Вся эта похвальба - скрывает под собой и бессонные ночи, и нежелание родителя тащиться через весь город на китайский язык/в бассейн/карате и тЭдЭ, и капризы ребенка...

У каждого человека свои возможности. Развить их надо по максимуму. И за каждый маленький успех маленького человека радоваться, как за большой.

Не все гадкие утята вырастают белыми лебедями... НО менее любимыми от этого не становятся.

Ответить
Россия, Вологда

да-а-а, хорошо давать советы, когда все и так получается. Это касается всего - и детей, и лишнего веса (проблемы у меня сейчас такая )))) )

"это потому что ты не делаешь ничего (не так делаешь), посмотри на меня, ай да я!!!"

Ответить
Россия, Уфа

Думаю, что у каждого ребенка свои способности, которые нужно развивать, заниматься тем, что по душе самому малышу. Но без фанатизма. Ясный пень, что в школе программа и нельзя выбирать, будет наш ребенок учить математику или русский язык, придется проходить и то и это, и пятое, и десятое. Но чаще всего ребенок более проявляет себя в чем-то одном, ну паре-тройке предметах и направлениях, на них и нужно делать акцент. Не верю, что есть совсем бездарные дети, так же не сильно верю, что умственные способности сильно зависят от того, что вдалбливают в ребенка родители (хотя со своими стараюсь регулярно заниматься, но не насильно и не против воли), также не исключаю природные способности и задатки детей, с которыми вовсе никогда не занимались, но которые вопреки всему всё схватывают на лету. Всё очень индивидуально. В школе учатся все, но кто-то становится врачом, кто-то учителем, кто-то профессором, кто-то изобретателем, инженером, архитектором, программистом и т.д. и т.п. Главное поймать ту ниточку, которая приведет наших детей к любимому делу, которое, надеюсь, поможет им неплохо зарабатывать на жизнь.

Ответить