Про учебу.
ШколаПолучая сейчас образование во втором классе со старшим сыном, частенько вспоминаю свои школьные годы. И учителей, конечно. Горестно вздыхая и покачивая головой, они сокрушались, отчитывая нерадивых десятиклассников:
- ... Эх, Вася, Вася. А ведь небось о высшем образовании думаешь, в институт собираешься. А там, в институте, знаешь ли, никто бегать за вами не будет, Вася. Как за малыми детьми. Как вот в школе бегают. Уговаривать выучить и сдать, или напоминать, что двойку надо исправить. Там взрослые люди учатся, сознательные...
И те, кто попал в вуз, в принципе убедились в правоте этих слов. В большинстве вузов действительно была достаточно жесткая система проверки знаний и подготовки к экзаменам. Лекция - семинар - сдача темы. За пропуски лекций или семинаров предусматривалась "отработка". За "неотработку" - карательные санкции и недопуск к экзаменам.
Ну наверно все, кто учился на дневном очном, эту систему ощутили.
А сейчас примерно такая же система и в школе. Во втором классе, ага.
"Прошли" на уроке стихотворение - дома его надо выучить и "сдать" назавтра. То есть не просто - ответить, если спросят на уроке, а именно сдать. Не успел на уроке - на перемене лови учителя. Бегать за тобой никто не будет, сам бегай. На перемене не сдал - подходи после уроков...
- Так, кто не сдал мне стихотворение Майкова и пересказ Пришвина - жду последний день. Завтра не сдавшим выставлю двойки в журнал.
По окружающему миру задали подготовить доклад (!!! - 2 класс) о любом русском ученом. Надо сказать, по-божески задали - за неделю. Дали время на подготовку.
"Фигня-вопрос!" - подумала я. - "Нынче, в век компьютеризации Залезу в интернет и найду пару - тройку абзацев вот хоть о Павлове с его собачками. Или о Попове. Или о Менделееве. Да мало ли...".
Как водится, задание было оставлено на последний день.
- Ну ладно, Миша, дописывай упражнение, потом минут десять передохнешь и будем учить окружающий мир. Я пойду тебе текстик распечатаю. Об ученом...
... Я действительно не думала, что это будет проблемой.
Нет, в инете информации, конечно, море. И на каждый запрос о конкретной фамилии гуру отечественной науки поисковик исправно выбрасывает тысячи сайтов. Среди которых, между прочим, не только порнографические, но даже вполне по теме - добротные такие рефераты о жизни и деятельности данного гуру.
Беда только, что они совсем не адаптированы, скажем так, для восьмилетних детей. Там даты, регалии, полные названия трудов и произведений, академии и награды.
Не, ну выучить, конечно, можно. Говорят, и медведей учат; хоть и непросто, но реально. Выучить можно, но зачем?
Выручила старая добрая детская эциклопедия 196-какого-то года издания. Там разные ученые описаны более-менее внятно. По крайней мере, эти тексты, если отбросить фразы про торжество советской науки и руководящую роль КПСС, все-таки реально воспроизвести второкласснику.
Сначала я замахнулась на Павлова. Но, прочитав про нейроны, синапсы, физиологию, условные и безусловные рефлексы, а самое главное про вскрытие живых собачек и вживления им в мозг электродов - я сочла подобную информацию несколько преждевременной.
Так же по разным причинам, но в основном ввиду труднопроизносимости и малопонятности терминов мною были отвергнуты кандидатуры Попова, Циолковского и Менделеева... Я судорожно листала тома энциклопедии в поисках более-менее вменяемого текста для доклада. Мой ребенок уже несколько раз подходил с вопросом:
- Ну что, мам, как? Готово? Нет? Можно еще поиграть?
За окном медленно сгущались сумерки.
Наконец меня осенило, что надо брать ученого, жившего как можно раньше. Когда наука еще была попроще.
В результате мы пришли к старому доброму Ломоносову, сделав акцент на путешествии из Архангельской губернии (а что такое губерния? - спросил ребенок в Москву пешком с обозом рыбы ("Что такое обоз? А почему тогда пешком? На телеге! И что, ему даже сесть на телегу не разрешали?..." - "Учи давай быстрей, девятый час! Умничать будем, когда сдадим!!!"). А также на изобретении телескопа, молекулярной теории ("А что это..." - "Короче, Склихосовский! Некогда уже! Молекулы - это маленькие частицы, понял?? Учи быстрее!"), художествах из цветного стекла и грамматике русского языка.
Выучил. Сдал. Пятерка.
- ...Так, товарищи родители, и еще одно, последний раз напоминаю - есть еще такие, кто не сдал мне доклад об ученом... Фамилии говорить не буду, знаете сами, кто... Ничего не знаю... Жду еще до пятницы, потом выставляю в журнал. Пятница - последний день, все слышали?...
****
- Мам, мам! Я сдал сегодня пересказ! На пятерку!... Мам! А если я уже сдал, это можно уже забыть, да? Совсем?... А то у меня в голову стихотворение уже не поместится...