Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Зара — 5 лет 4 месяца
Великобритания
Поделилась постом 14 декабря 2014, 22:25

"После трёх уже поздно" читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: "Ребенком надо заниматься!" "Занимайся", - охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать... На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте - тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные хреновины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще нафиг не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память "я и торт" на всех фотографиях, "торт и я".

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные "развивашки" для меня - это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь - ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе "стоп". Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание - это сожрать фасоль на скорость. И второй уровень - рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах - это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров... Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось жрать сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно - нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, - влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос - нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом - ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию - ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга - браво!

Но!

Если у мамы руки из жопы и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины - хрен с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой "Животные Арктики". Ваня пускает слюни и хочет сисю, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что "Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз".

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым "как все".

Воспитание - это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую хрень, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать хрень по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что фиг разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.

Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, - лучшая "развивашка" для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет "я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет". Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:

1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью "Круг", под прицелом фотоаппарата.

Всем добра и насыщенной творческой жизни

Alena
Комментировать

Комментарии

Юлия 13 ноября 2014, 20:55
Россия, Астрахань

Абсолютно согласна)

Ответить
elo4e4ka 13 ноября 2014, 20:43
Россия, Новокузнецк

Мы тоже ни черта специально развивающего не делаем и ветки с камнями в дом таскаем, только не моем))) Это мне близко: я разрешаю и камни, и по лужам, и попой в кусты, и мордой в сугроб и еще кучу всего в качестве развития) Да и один раз какашку подобрали но я вовремя разглядела)))Искренне не понимаю тех мам, что карточки показывают а камень подобрать не дадут!) тут еще вопрос в том, что таким мамам их нормы не дают позволить ребенку " детские" поступки, а  по "схеме" с рисом они могут)))

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Не, вы меня не так поняли) Мы всякое развивающее делаем (помимо камушков и какашек), просто не по системе и для души.

Ответить
elo4e4ka 14 ноября 2014, 06:45
Россия, Новокузнецк

Как раз поняла, потому что наши занятия именно такие, когда хотим без систем)))  У нас тоже есть Школа семи гномов, и пластелин, и краски пальчиковые... Нет фанатизма))) И если мой ребенок играет с кухонной утварью, то делает он это просто так, а не в рамках тематического занятия)))))

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Тогда всё ок))
Ответить
elo4e4ka 14 ноября 2014, 14:50
Россия, Новокузнецк

Да, только у нас папа в отличие от вашего, настаивает на развивающих занятиях))) То мне планшет купит, чтоб карточки Домана показывать, то колонку на батарейках чтоб классику слушать, то еще чего))))А потом еще обижается, что мы не в системе))) Гения хочет вырастить))))

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Какой продвинутый папа)
Ответить
elo4e4ka 14 ноября 2014, 18:50
Россия, Новокузнецк

Ему бы мамой быть, он бы по ночам мешочки шил))))

Ответить
Warm Happiness 14 ноября 2014, 23:06
Россия, Тула
big_smiles_111.gif
Ответить
Франция, Ренн

Наконец-то долгожданные Нафигашки Развивашки увидели свет)))))! Весь кайф мне испортило только то, что я как раз вчера стояла со скучаюим лицом, пока сын выгуливался. Эх! В остальном согласна полностью.

 

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
После вчерашнего заплыва в песочнице, ты имела полное право даже отвернувшись к качелям стоять))
Ответить
Франция, Ренн

Оляля, так у меня тогда каждый день повод есть. Сегодня, например, пока я меняла Лизе памперс, сын нашел резиновые сапоги, еще невымытые после прогулки по лужам и грязи, надел их и---- залез ко мне в кровать под одеяло! Мама же обожает пару -тройку раз в день поменять белье!

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Я читала, но не успела прокомментировать))) А когда ты меняешь белье, он, наверное, с визгом и хохотом скачет по кровати и не дает ничего застелить? ;) Чувствуешь, к чему я клоню? Всё продумал! А ты говоришь, развивашки))
Ответить
Франция, Ренн

Дададад! Он сегодня так скакал, пока я перестилала, что рухнул на пол и покатился в рулоне из одеяла — как в мультике Ну, погоди! Поверишь, до чего достал, если родна мать, я хохотала, когда он, рыдая, катился по полу! (правда, он не ушибся, он был весь обмотан толстым одеялом).

У тебя дочь такая же? Или это мальчишки такие стихийные бедствия?
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Точно такая же! В жопе дым, в волосах ветер) Она и в животе такая была. Я со своим темпераментом как черепаха Тортилла на ее фоне.
Ответить
Франция, Ренн

Этот твой коммент могла бы написать я))

Ответить
Россия, Саратов
По-апплодирую )) Я такое не пишу только потому, что боюсь меня тапками закидают ))) 
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Тебя закидают? Человека, который всякие штуки руками творит? Нее))
Ответить
Россия, Саратов
Ахаха)) ну рукотворчество меня вряд ли тут защитит ))
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Всё равно вы одной крови))
Ответить
Россия, Саратов
Спасибо за комплименты ))))
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
super_smilies086.gif
Ответить
Россия, Пермь
согласна с вашими взглядами полностью!) тоже что-то не чувствую в себе сил темат.недели закатывать и Монтессори штурмовать. Я за естественное развитие! 
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Монтессори совсем не игнорьте. Хорошая система, если в меру и с удовольствием)
Ответить
Россия, Пермь

Ок, присмотрюсь ;)

Ответить
Украина, Сумы
    Согласна с каждым словом,хотя сама три дня определяюсь,какие же именно сенсорные кубики взять,в это время моя барышня прекрасно играет с коробочкой и бутылочкой из под капель,а я штудирую отзывы про эти кубики,дабы помочь ей развиваться,ну не психоз ли))а на самом деле ей сейчас больше пользы от бессмертных *ладушки-ладушки*,чем от картинок с тенью зверей по всей квартире,но нет же))...о чем же тогда разговаривать с мама-подругами на прогулках.
короче,все эти развивашки больше для нас самих, чем для малышей))
Ответить
Украина, Житомир

насчет сенсорных кубиков. я поступила так: накупила прикольных пуговок и бусинок, отрезала рукав от тенниски, пришила их туда. короче, получится что-то вроде подушечки сенсорной.

Ответить
Россия, Брянск

Так и есть...

Ответить
Анжела 13 ноября 2014, 18:21
Россия, Новочебоксарск
Алена, а про отказ от мультфильмов до 3 лет, ты интуитивно подошла к этому? или ( как обычно у тебя это бывает) после разностороннего изучения этого вопроса? спрашиваю, потому что тоже считаю, что до 3 лет лучше не показывать, а почему именно (кроме ребенок портит зрение) ничего сказать бабушкам не могу? если не сложно, можешь скинуть ссылку на статью, где данная тема хорошо раскрывается?

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
В каком-то из предыдущих постов эти ссылки в комментариях были.
Ответить
Анжела 13 ноября 2014, 20:43
Россия, Новочебоксарск
В Вашем посте? на какую тему не помните? Читала все посты, а данную ссылку не помню 0039.gif
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Да, мой. Пост про путешествие с 2-летним ребенком.
Ответить
Наталья 13 ноября 2014, 18:11
Беларусь, Минск

А что не так с мультиками до трех лет?)

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Вредно)
Ответить
Украина, Киев

чем?
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Вот такая страшилка есть :)

Требования ВОЗ к организации телепросмотра для детей:

Младенцы и ранний возраст — 0-3 года — ЗАПРЕТ
Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день
Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день
Старшие школьные возраста (11 — 18 лет) — 1-3 часа в день

Физиологические последствия телепросмотра в раннем возрасте:
Недоразвитие корковых отделов мозга
Нарушение зрения и зрительного восприятия
Проблемы с крупной и мелкой моторикой
Нарушение осанки
Недоразвитие мышечной массы
Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%)
Синдром дефицита внимания
Гиперактивность, агрессивность
Несформированность границ своего «я»
Аутизация, нарушения общения

Я почему то верю. И еще длинную-длинную статью на эту тему читала, но ссылку сейчас не найду.
Ответить
Россия, Москва

Че, даже Тини Лав и Бэби Энштейн нельзя?((( а я показываю, пока мне надо кашу приготовить и сын уже голодный и бесится:-((( ну или если мне надо белье повестть на балкон... Ээээх... Все-таки несовершенная я мать, хоть и фасоль подсовываю((

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Говорят, вообще ничего нельзя. Но, думаю, просто во всём важна мера.
Ответить
Россия, Москва

Про меру — факт)

Ответить
Украина, Киев

ясно)))) могу вам сказать, мы мультики рано начали смотреть, но не много,как  то она не любитель. а сейчас они постоянно фоном работают) но развивается мой ребёнок как пятилетний) опережает во всём и физически и умственно и психологически)) ) мультики уже не интересны, насмотрелась)))) 

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
А мы на "вы" что ли? Ужас какой)) Надо на "ты" срочно, не смотря на то, что с мультиками у нас не срослось)
Просто, помимо всего прочего, нам еще и окулист очень-очень рекомендовал до 3-х лет максимально всё это ограничить. Пока держимся)
Ответить
Украина, Киев

давай на ты))))с радостью
Ответить
Россия, Санкт-Петербург

То же самое:). Окулист сказала — до 3 ни-ни.:)

А другая окулист вообще до 7 рекомендовала никаких гаджетов и телевизоров в руки не давать) но тогда, наверное, придется на необитаемый остров уехать, чтобы соблюсти:)

Мы тоже держимся... вот правда грешим — изредка по скайпу с бабушками общаемся:)

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Перевозбуждение нервной системы. Страдают развитие воображения, мышления, внутренней речи, творческих способностей. Подробнее можно поискать в интернете: есть подробные грамотные статьи на этот счет.

Ответить
Украина, Киев

угу)
Ответить
Россия, Казань

я тебя обожаю!))))

Ответить
Украина, Киев
мы занимались в меру всегда, но у меня очень усидчивый ребёнок и в год она складывала огромные башни из кубиков, рисовала исключительно на бумаге за столом и никогда на стене и других поверхностях. с ней грех не заниматься, она сама требует, впитывает как губка, тематических недель мы не делали, но энциклопедии читаем с года, сейчас нам 3,5 мы читаем по слогам и пишем буквы, пока корявые, но пишем. складываем и вычитаем в пределах 10, специально языки не учим, но она иногда просит сказать на английском или немецком что либо, повторяет. любимые книги — логика,математика. такой ребёнок , чего мы делаем много, так это лепим,красим, рисуем, режем,клеем и т.д. мы посещаем много разных секций и я ума не приложу что делает ребёнок дома, если с ним не заниматься. ну поиграет (моя играет только в ролевые игры с куклами,домики и кухню с посудкой.) а в остальное время что? 

Ответить
Россия, Барнаул
а тут смотря что понимать под словом "заниматься". большинство людей "поговорить с ребенком", "почитать с ребенком книгу", "построить с ребенком башню" не называют развивающими занятиями. где-то в комментариях давно было "тематическое занятие по выпечке хлеба — а раньше это называли, мы с мамой пирожки пекли"
Ответить
Украина, Киев

я чтение книг,выпечку,разговоры называю нормальным времяпровождением с ребёнком. Занятия всё же немного другое)))
Ответить
Россия, Барнаул
ой, да ну ладно. тогда у нас в день штук по восемь ТЗ, правда на разные темы))) и книжки ж разные бывают) а уж разговоры — тем более.
Ответить
Украина, Киев

я не знаю что такое тз)))) мне никогда нет деда до чужих детей и их развития.честно) меня волнует только мой ребёнок)
Ответить
Россия, Барнаул
и это правильно) а про ТЗ не заморачивайтесь — ерунда все это, мамское хобби. просто уже в глазах рябит от ТЗ и ТН в ленте)
Ответить