Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Зара — 5 лет 4 месяца
Великобритания
Поделилась постом 14 декабря 2014, 22:25

"После трёх уже поздно" читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: "Ребенком надо заниматься!" "Занимайся", - охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать... На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте - тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные хреновины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще нафиг не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память "я и торт" на всех фотографиях, "торт и я".

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные "развивашки" для меня - это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь - ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе "стоп". Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание - это сожрать фасоль на скорость. И второй уровень - рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах - это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров... Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось жрать сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно - нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, - влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос - нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом - ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию - ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга - браво!

Но!

Если у мамы руки из жопы и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины - хрен с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой "Животные Арктики". Ваня пускает слюни и хочет сисю, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что "Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз".

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым "как все".

Воспитание - это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую хрень, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать хрень по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что фиг разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.

Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, - лучшая "развивашка" для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет "я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет". Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:

1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью "Круг", под прицелом фотоаппарата.

Всем добра и насыщенной творческой жизни

Alena
Комментировать

Комментарии

Россия, Москва

Алена, здорово! Как же я так пропустила этот пост у Вас? Стараюсь каждую неделю проверять — нет ли чего-то новенького ) И хотя моей доче почти семь и актуальны уже немного другие вопросы, читать о малышне в Вашем исполнении безумно интересно!

К теме об увлекательной игре в пакет из Пятерочки (может, это здесь где-то уже и было, но мне очень нравится))) —  http://prikol.bigmir.net/view/290357/




Ответить
Россия, Санкт-Петербург
О, да!)) Мы для этих целей еще любили икеевскую стучалку-забивалку использовать.
Ответить
Украина, Кировоград

Ой как я насмеялась!)

Спасибо Вам!)

Побольше бы таких позитивных и живых мам, а не затюканных и замучанных мамаш.

Подписалась на Ваш блог — буду с нетерпением ждать новых записей)




Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Рада, что вам нравится :)
Ответить
Россия, Рязань
когда то на Вашу страницу меня направила подруга с ББ, это был период глубокой беременности и расшатанных нервов(как я себя успокаивала что это гормоны)....короче исцелилась после заглавного поста Вашего!!!И еще добавлю,что не случайно "ожидаемая" Софья быстро переросла в рожденную Алису.Спасибо за интересные,веселые посты-жить проще читая Вас))))
Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Мне так удивительно и приятно это слышать, что вы даже не представляете. И слова мне очень сложно найти. И вообще я теряюсь) Спасибо вам большое! Спасибо, что так чувствуете!

Ответить
Россия, Рязань
super_smilies086.gif
Ответить
Оксана 1 декабря 2014, 19:24
Россия, Самара
Интересно...
Последние 2 месяца я усердно работаю на дому. Не потому что нет денег, а потому что скучно. И потому что я скоро начну говорить "мама, бу-бу-бу" и пускать слюни на пол. Так вот мой день начинается с того, что я отпускаю проснувшегося ребенка на пол ползать и дальше сплю. Потом он меня все таки будит и мы идем играть. Точнее он играть, а я досыпать и проверять почту по работе. Мы смотрим мультики(они идут фоном) — я люблю мультики! Правда) Мишка не обращает на них внимания. Мы играем рисом и фасолью с 5 месяцев, потому что раскидывать их по дому — весело обоим, а подмести все вдвоем еще веселее. Мы вместе шьем на машинке — я шью, он смотрит и пытается забрать ткань. И шью я не потому что люблю шить или умею, а просто моя старая куртка пошла на "вынос " и раз уж пошла такая пьянка, я решила соорудить зимний полукомбез для ребенка. А еще, пока я мою полы, наливаю ему в тазик воды и даю там ковыряться\разливать по ванной комнате и играть. Мне не сложно убрать, если ему весело. А еще он ест сам. Вот сам. Потому что мне лень кормить — в это время я ем сама. И убрать за ним мне снова не сложно(+ я просто несу ребенка в ванную, ставлю и ополаскиваю душем...). Он не носит памперсы, потому что они доставляет ему дискомфорт, а я не напрягаюсь от ежечасной смены марлевых подгузников(тут у меня вообще отработанная схема — я марлю засовываю в оболочку памперсов, предварительно выковыривая изнутри все содержимое). А еще он спит с нами. Потому что мне лень перекладывать его. И мы не устраиваем тематических недель, потому что они меня напрягают. Я считаю нормальным позволять ребенку играть с нашими крысами, кошкой и трогать руками грязь и тесто, не смотря на хаос в доме, последующий за этими действиями.
Но в определенный момент мне сказали, что я ужасная мать и не занимаюсь с ребенком. Какая прелесть... Работаю 6-8 часов в день, 

держу в порядке дом, себя, мужа и ребенка, получаем все удовольствие от жизни, но  я плохая мать.

А летом мы планируем с ребенком поехать в абхазию и на несколько дней на грушинский фестиваль — жить в палатках и играть на гитаре. И от этих слов многие мамы падают в обморок. Особенно от намерения жить в палатке с ребенком. Все в этом мире относительно) И мне кажется, материнство должно быть в радость, и только тогда ребенок будет развиваться гармонично и своими темпами.

Ответить
KIRA_MAXIMOVA 1 декабря 2014, 17:44
Россия, Москва
Очень интересно пишите. Не поняла только одно — про мультики. Почему вы решили до трех лет их не показывать дочке?
Ответить
tigrena83 29 ноября 2014, 21:14
Россия, Санкт-Петербург
подруга кинула ссылку на вашу запись, хорошее настроение обеспечено на весь вечер)))))))))) еще пол года назад я была той самой нервной мамашей,которая пыталась угнаться за всякими тн и тз)))) сейчас я пришла в себя,радуюсь жизни,стараюсь чувствовать своего ребенка и делаю все так как именно нам интересно и удобно))))))))спасибо за постик!
Ответить
Россия, Рязань
вот и меня так подруга направила на страницу Алены)
Ответить
Анюта Науменко 29 ноября 2014, 02:35
Россия, Сергиев Посад

Реально забавляет, сколько мам сразу нашли себе оправдания)) А ведь пост совсем не о том, что нафига нужно развитие, забейте на занятия и пусть ребенок растет как есть. Пост о том, что заниматься нужно тем, что обоим интересно. Но я считаю, что если не попробуешь, то и не узнаешь, интересно это вашему ребенку или нет. А то получается, сперва мамы себя корят целыми днями, что толком нифига не делают, а потом такие уфф, ну слава богу, разрешили,буду и дальше ничего не делать. Разумеется, это не касается тех мам,кто просто не следует методике (ибо это вовсе не обязательно), но ответственно подходит к развитию ребенка. Каждый раз смешно читать про "выравнивание к школе",ну в самом деле, вы будто в ней не учились. Много там было одинаковых? И ведь дело даже не в том, кто потом станет успешным или счастливым, а скорее в том, чтобы ребенку все давалось, все получалось, чтобы память была хорошая, мозг быстро решал задачи, реагировал. Ну кто  в самом деле скажет, что хочет, чтобы его ребенку было в школе посложнее, мол, чтобы готовился к взрослой жизни? Сомневаюсь.

Если поразбираться во многих методиках получше, то можно понять одну простую вещь: они не ставят целью научить читать в год или считать в полгода. Все занятия направлены на развитие мозга. Если начать "учить читать" с рождения, то поначалу это будет способствовать развитию зрения, малыш будет хорошо фокусировать взгляд, потом он постепенно привыкнет, что карточки с мамой — это весело, забавно, интересно. И уже к году это так прочно войдет в его жизнь (наравне с гуляниями, обнимашками, прятками-догонялками и поеданием песка в песочнице), что он любые ваши предложения "а давай почитаем, посмотрим, полепим" будет воспринимать с радостью. И он будет считать, что "заниматься" — это не скукотень, а то, что для него привычно и весело. Скажу о своем сыне: я как раз и тех, кто "занимается", и начали мы очень рано. Без насилия, без давления, просто скучно было дома, а гулять с коляской ходил папа по вечерам. И успехи у нас были и есть очень хорошие, и вовсе не в том, что сын знает\не знает формы-цвета-буквы. Он у меня, как оказалось, редкостный шилопоп. Ни минуты не сидит на месте, как пополз в 5,так и все. Он все время носится, залезает везде и все такое, ну думаю многим знакомая картина. Так вот, благодаря нашим занятиям (не сомневаюсь), благодаря тому, что с самого малышкового возраста у нас было любимое "а давай смотреть карточки", и сын визжал и гулил от радости, так у нас и сейчас: несмотря на шилопопость и то, что он может например час прыгать на кровати без устали и передыху, на мои предложения "посмотрим слова? давай смотреть цвета? хочешь машины смотреть? может посмотрим, кто у нас где спрятался?" и прочие занятия он несется к дивану и садится, ерзая от нетерпения, и с радостью принимает во всем участие, моментально раскладывает лото, подбирает палитры к карточкам, знает все буквы и цифры, читает простейшие слова типа мама, папа, ёж, кошка итд, обожает карточки с цветами и их оттенками, знает очень много марок машин и вообще у него отличная память,он всему учится с радостью, все схватывает на лету. И с года он спокойно слушал даже объемные произведения, сидя рядышком, хотя все оставшееся время он на месте вообще не сидит. И я очень сомневаюсь, что начни Я с НИМ после года или даже двух, что вообще бы удалось его привлечь за книгу или занятия. Он сам постоянно таскает меня к нашим кармашкам с пособиями и просит позаниматься. Из последнего — очень нравится запоминать флаги. Как бы я узнала, что ему это нравится, не предложи я ему это?

Разумеется, мамы, если вы попробовали и вашим детям это все не подошло, это не означает, что все плохо или что я тут поучаю вас, что вы неправы, вовсе нет. Меня скорее зацепили комменты многих о том, что ну и слава богу, продолжим не заниматься. Одно дело, когда ребенку не подходит или мама работает, или ей не интересно это, а интересно другое. А совсем иное дело — когда просто лень и клево утешать себя статьями типа "раннее развитие губит детей". Не РР их губит, а родители, которые давят с РР или насаждают против воли, требуют результатов, сравнивают и муштруют или занимаются РР "штоб как у всех, нам надо и карточки, и музыку, и спорт, и попробуй только к году не выучи мне все планеты солнечной системы". Если РР в радость обоим, то хоть с утробы матери начинайте, все пойдет впрок)

Ну и добавлю, вот я читаю с трех лет (просто часто все цепляются именно к чтению почему-то). Научили спокойно через буквы-слоги, никому не казалось, что это рано. Методик тогда никаких не было. В школе я училась хорошо, в старших классах вышла на медаль. И никогда ни единого раза я не ощутила в себе скуку от того, что типа я тут самая умная, что я здесь делаю. У меня конечно были и любимые предметы, и нелюбимые, но любимые были как раз те, где у меня было больше всего знаний и где лучше всего все получалось.И мне кажется,я в этом не одинока. А вот скучно, скучно было тем, кто нифига не понимал, с трудом читал, с трудом вникал в суть задачек, а я делала уроки за 5 минут и бежала играть-гулять-читать. В итоге ВСЕ, кто пришел в школу с хорошим багажом знаний (не по физике, а вообще: читали, знали что-то о мире, знали самые простые правила написания типа жиши), те и остались впереди, легко учились, занимались чем-то помимо школы (я вот два языка учила). А те, кто пришел "в школе научат", те остались в троечниках и с трудом тянули программу, забивали на уроки итд. И неважно, что кого ждет потом, это уже к делу не относится. Троечник может оказаться блестящим столяром, но это не отменяет того, что ему было дико тяжело в школе первые 9-11 лет. А отличница может никогда не выйти замуж и остаться несчастной или ошибиться с выбором профессии и пролететь с карьерой,но это, как говорится, совсем другая история.

Сумбурно написала, но я долго решалась и наконец решилась) Алена, простите за сей опус. Мне ваш пост понравился, а спорю я тут скорее с комментаторами. 

Главное — не запихивать совесть поглубже, выискивая в статьях и блогах себе оправдания. Все хорошо в меру, и эта фраза относится не только к тем,кто перебарщивает с занятиями,но и к тем, кто с ними недобарщивает)))

Ответить
Светлана 17 декабря 2014, 19:18
Россия, Москва

Это у вас просто ребенок откликнулся на ваши старания. Мы вот пытались почти с рождения осваивать набор книг "Школа 7 гномов". Так вот моя дочь при условии ежедневных занятий, моего упортсва к году эти книги только ела))) то есть эффекта НОЛЬ)) после года я плюнула.. через два месяца она всему научилась без книг и вообще с моим малейшим участием

Ответить
Россия, Москва
у нас уже парочка разорванных в клочья таких книжек))))
Ответить
Россия, Пушкино
Я вот думаю, что дети развиваются не только благодаря маминым стараниям) И разные мы все потому, что дано всем по разному, а не потому что с кем-то возятся и развивают. Тут хоть сто раз показывай краски и рисуй, а нет у ребенка к этому тяги и не будет. Или любое другое занятие.
Мама меня учила читать довольно рано — в 3,5 я могла сама по буква нормально читать слова и не оч длинные фразы.И мне в том возрасте нравилось читать! Но мне это совершенно не помогло)) Я до сих пор читаю вслух ужасно плохо, вообще медленно читаю, да и ошибок делаю 100500. Так что все в радость и без фанатизма. Дети все равно станут теми, кем им надо. Не важно был рис и пальчиковые краски в жизни или нет.
А вот прогулки по лесу с папой и его рассказы о природе... Это да.. Это реально оч развило кругозор и любовь к природе. 
Думаю важнее всего любить. И у каждого своя любовь.Для каждого гармоничное родительство разное. Кто-то гуляет до посинения, а кто-то рисует пособия по ночам.
А школааа... это отдельная тема. Кто из этих "впереди" был счастлив? Я помню только несчастных заучек и мам из родительского комитета, которым надо было пятерочных деток. Мою подругу только в школе научили читать)) А сейчас она успешный дизайнер). И училась весьма хорошо со своей сомнительной подготовкой.

Ответить
Оксана 1 декабря 2014, 19:27
Россия, Самара
я читаю с двух. И не благодаря раннему развитию, просто у мамы была сессия, а я наседала с вопросами — а это какая буква.
Так моим первым букварем стал учебник по фармакологии...
Ответить
Россия, Москва
Согласна на все 100%
Алена, спасибо Вам за Ваш чудесный блог. Просто бальзам для души.
Ответить
Россия, Троицк

Алена, в очередной раз восхищаюсь твоей стптьей)) ну честно, все, что я обдумывала, но боялась сформулировать есть в ней. У меня в друзьях тут есть девочки, которые уже с первых недель развивают детенка по разным методикам, а у меня все по-другому, и с ужасом думала, что я плохая мать. Но ведь ребенок улыбается, растет и познает мир, а это главное! Спасибо за то, что идешь против тренда и не боишься сказать, то, о чем многие думают и делают, но стесняются признаться, что они по-своему подходят к воспитанию, но детки у них счастливы! 

Ответить
Россия, Щербинка

Ален,я тебя обажаю ))) вот смотрю я на Ксению и понимаю, что без интренета, как то спокойнее ребенка воспитывать))) а с Варей -все пыталась выше головы прыгнуть))) что б не хуже , как все!! а сейчас плюнула — буду как получается и что интресно ребенку. Я не понимаю тематических занятий для годовалого ребенка — это такоооооой бред!!! У Вари тематическое занятие — это размазать кашу или суп по столу, вытащить все труселя из шкафа и надеть их себе на голову, застучать хомяка в клетке, и потоптать кошку, померить ботинки папы, залезть в мусорку и рассортировать мусор))) порвать и пошуршать бумажки, а ну рис с фасолью — это святое!!!!! 

и конечно же сбор палочек, камушек, листочков,какашек на улице))) 

Ответить
Россия, Барнаул
ага. у самой годовас... бред бредовый ТЗ, ТН, ТД и т.д. и т.п.
Ответить
Ирина 27 ноября 2014, 23:03
Россия, Москва
Хорошая статья. Но я с сожалением из нее вынесла, что я плохая мама — я могу стоять скучающе у качелей по полчаса, потому что ребенок их обажает и игнорирует все остальное. Но при этом мы системно ходим на занятия по ВТ, СР и ЧТ + в пятницу в ясельный бассейн, от которого оба в полнейшем восторге. и мне нравятся занятия в развивалке + занятия с психологом, логопедом и  педагогический подход к развитию
Ответить