Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Зара — 5 лет 4 месяца
Великобритания
Поделилась постом 14 декабря 2014, 22:25

"После трёх уже поздно" читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: "Ребенком надо заниматься!" "Занимайся", - охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать... На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте - тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные хреновины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще нафиг не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память "я и торт" на всех фотографиях, "торт и я".

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные "развивашки" для меня - это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь - ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе "стоп". Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание - это сожрать фасоль на скорость. И второй уровень - рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах - это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров... Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось жрать сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно - нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, - влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос - нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом - ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию - ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга - браво!

Но!

Если у мамы руки из жопы и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины - хрен с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой "Животные Арктики". Ваня пускает слюни и хочет сисю, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что "Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз".

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым "как все".

Воспитание - это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую хрень, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать хрень по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что фиг разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.

Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, - лучшая "развивашка" для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет "я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет". Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:

1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью "Круг", под прицелом фотоаппарата.

Всем добра и насыщенной творческой жизни

Alena
Комментировать

Комментарии

Вот всегда была такого мнения ... И также действовала , за исключением мультиков ;)

Ответить
МамаБубуки 21 сентября 2016, 21:45

Юмор поразительный)))! Смеялась от души. Но все, что вы делаете из описанного в конце , это и есть развивашки: вплоть до камешка в ладошке))).

Ответить
Россия, Бикин

Большое спасибо за такую статью! Очень вовремя наткнулась на неё:) и сама уже больше склонялась к такому мнению. Занимается по мере сил и желания сына:) сынуля с рождения умненький и внимательный:) потому и карточки рассматривает с интересом (есть один пробный набор), и книжки слушает, и песенки разные (как детские, так и классику). Но в основном, что дома нашли, тем и играем, будь то пришепки, мамины ремни, свой или папины ящик с одеждой, пакет с продуктами из магазина, таз с бельём и т.д., и т.п.:)

Ответить
mermaid88 26 апреля 2016, 13:32
Украина, Днепропетровск

Читаю уже раз в пятый, с большими интервалами, для коррекции настроек в голове относительно занятий с ребёнком. Спасибо вам!)

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Приходите еще :)

Ответить
Саша 25 февраля 2016, 22:53
Израиль, Хайфа

Классная статья! Смеялась и узнавала себя, хоть еще не мама а только в пути. Но уже поняла, что мне кажется надо заниматься тем что интересно родителям и ребенку а не тем чем занимаются все просто потому что "так надо". Очень хочу чтоб получилось действовать по правилу "слушать ребенка, видеть что его интересует и развивать этот интерес" ну и конечно знакомить его с новым и смотреть как он на это новое среагирует.

Я одна из мам у которых руки из жопы и которая до беременности уже знала что первый ДР мы праздновать как все не будем :)

Ответить
Юля 22 сентября 2016, 10:13
Россия, Москва

Я даже не задумывалась над развивашками)))) от старших осталась всякая хрень, но пока наше существование зажато между расписаниями старших.

Вообще из всех троих Тимур меньше всего интересуется игрушками и больше всех реальными предметами быта -пылесосами, розетками, так что я как-то успокоилась -ребенок уже пытается подметать и столько раз видел как мыть машину ,что если дать тряпку -сам пойдет мыть.

Ответить
Россия, Реутов


Ответить
Россия, Москва

Я прошла стадию "корить себя и засыпать тяжелым сном" и перешла в стадию "пальчиковые краски сын съест и размажет по обоям". За год и восемь месяцев поняла, что нельзя насильно ребенку читать стихи, если они вообще его не интересуют. Со временем появилсч интерес и к книгам, и к стишкам. А рис дааа... по всему дому и во рту) В общем, согласна по всем пунктам!

Ответить
Татьяна 12 февраля 2016, 16:20
Россия, Белгород

Уж не знаю как я добралась до Вашей статьи сейчас.Но добралась!)))
Я хохотала пока читала, восклицала "да" и улыбалась до ушей!))
Здорово написано! Остроумно и тысячу раз точно в цель!)
Особенно актуально по поводу первого Дня Рождения для нас сейчас)))

Ответить
Россия, Москва

Жирный плюс! Вообще смотрю на детей вокруг - им ничего не интересно, они всё знают, а то больше твоего. Их затаскали по всем клубам и прочим увеселительным мероприятиям, хотя в полной мере все это и оценить еще не могут, а к тому времени как смогут - они везде побывали раз по -цать и уже не интересно. У нас и дома столько всего увлекательного - даже суп мешать в кастрюльке уже целое событие, это же СУП и она учувствует в его приготовлении, он же так классно пахнет и там столько всего цветного внутри - пади угадай что именно :))

Ответить
Надинка 21 января 2016, 11:49
Россия, Волгоград

Алена, Вы молодец! Крыша действительно улетает с этими многомудрыми советами и фото супер мам))) я думала меня это уж точно не коснётся))) я конечно изучаю литературу сейчас и изучала во врем беременности, отбирая то, что считала верным.. Но! Моей дочке сейчас 3,5месяца всего, а у меня уже литры пролитых слез на тему, что я уже все сделала неправильно и сломала ей жизнь ( во, до чего дошёл прогресс) в итоге вывод я сделала такой: наблюдай за ребенком, слушай свою интуицию и все будут счастливы! Кроме мамы никто не знает, что лучше малышу и самой маме а тут наткнулась на Ваш дневник и эту публикацию, почитала комментарии девчонок и поняла, что я не одна такая "ненормальная", и только уверилась в правильности своего решения! Растим счастливых деток

Ответить
Татьяна 30 декабря 2015, 15:32
Россия, Мытищи

Прочитала и посмеялась от души! Вот прям про нас. Сколько времени и денег я перевела на скачивание, печать этих карточек, развивающих лото и остальной атрибутики. Не спала до 3 ночи, а моя годовалая дочка взяла все раскидала и отказалась на прочь заниматься по ним, как я не старалась. И как я мучилась сознанием, что у всех дети занимаются, а моя нет! Все боялась упустить время для раннего развития (модное нынче слово). Гоняла мысли, что мной вообще особо в детстве не занимались и ничего, вроде не тупая и на хорошей должности. Вообщем взяла себя в руки, пережила и успокоилась. Полностью с Вами согласна, что хорошо для одного, для другого может быть абсолютно не приемлемо, все мы индивидуальны.

Ответить