Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Зара — 5 лет 4 месяца
Великобритания
Поделилась постом 14 декабря 2014, 22:25

"После трёх уже поздно" читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.

Так вот.

Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.

В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: "Ребенком надо заниматься!" "Занимайся", - охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.

И я стала читать... На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте - тематические недели.

Примерно такой же ужас я испытала в преддверии Алисиного года, когда решила подготовится к празднованию этого самого года. Из интернета на меня свешивались всяческие плакаты, гирлянды, колпачки, шары, гигантские буквы, какие-то самодельные хреновины для украшения стен, штор, батарей и прабабушки. Красоты всё невероятной. Нет, я честно. Это же уму непостижимо, сколько там сил и бессонных ночей вложено. И на всех фотографиях из детского стульчика торчит безучастный герой торжества, которому всё это, в силу возраста, вообще нафиг не нужно.

Я вот, например, не могу есть торты с орехами. Умираю тут же, без предупреждения, потому что аллергия. И вот эти годовасия для годовасиков, всё равно что торт с орехами для меня на мой день рождения. Ни радости, ни вкуса и немой вопрос на лице ДОКОЛЕ? Только память "я и торт" на всех фотографиях, "торт и я".

Поэтому на первый дочкин день рождения я надула кучу шаров, разбросала их на полу и запустила в них Алису. Вы только не подумайте, что я осуждаю кого-то или смеюсь. Я восхищаюсь. Честно. Но и, одновременно, несколько не понимаю.

Всевозможные ранние гипертрофированные "развивашки" для меня - это что-то вроде дней рождений годовасиков. Гипертрофированные здесь - ключевое слово.

Когда спустя пару месяцев изучения всех этих систем, я поймала себя на мысли, что больше всего на свете хочу создать дома Монтессори-среду (читай, заставить всю квартиру по периметру стеллажами, на которых круглосуточно, в открытом доступе, будут лежать разные суперразвивающие игрушки, стоять рис в мисках и всяческие манки в тарелках), я сказала себе "стоп". Стоп я сказала как раз после того, как на полном серьезе прикидывала, десять мне надо купить столиков в Икее или двенадцать.

Я много думала об этом. Потому что ребенок первый, экспериментальный, и напортачить, ой, как не хочется. Я насыпала полный тазик риса и сажала рядом Алису. Я даже добавляла в рис фасоль, чтобы усложнить задание. Алисе было меньше года и она решила, что задание - это сожрать фасоль на скорость. И второй уровень - рассыпать рис по всей квартире так, чтобы мы находили его даже у себя в трусах. Рис в трусах - это факт нашей семейной жизни. Нет, она, конечно, пересыпала его из стаканчика в стаканчик, раза три четыре, а потом брала его в ладошки и делала салют, как будто мы на свадьбе, а я невеста. Вот где драйв! Вот где счастье! Какие стаканчики??

Буду предельно честной, но меня хватило не надолго. В истории с пальчиковыми красками меня хватило ровно на половину меньше.

Я много размышляла о раннем развитии, читала кучу статей, говорящих о его вреде и тому подобном. Читала статьи опровергающие это. Неврологов, психологов, педиатров... Но остался вопрос, на который я нигде не нашла ответа. Что не так с Эйнштейном? Что не так с Да Винчи? С Ломоносовым? С Бахом? С Диснеем? Со мной, в конце концов, что не так? Не в том смысле, что я причисляю себя к гениям, а в том, что не отношу к клиническим дурам. Никому из них не показывали карточки, никому не насыпали рис в тазики и им не приходилось жрать сырую фасоль в возрасте 8-ми месяцев.

Ладно, уберем гениев в сторону. Возьмем нас, обычных людей. Возьмем мой класс. Из 30-ти человек мы имеем несколько посредственностей, пару гениев в физике, троих отличников в математике, несколько грамотеев, одну отличницу-зубрильщицу и одну наркоманку, умершую от передозировки в 18 лет. Мы все были абсолютно разные, с разной степенью гениальности, вплоть до её полного отсутствия. Но объединяло нас только одно - нам не показывали карточки в детстве и мы не вылавливали из риса фасоль.

Эти мысли не дают мне покоя по сей день, потому что я до сих пор не нашла ответа на вопрос, что такое тотальная гениальность или повышенные способности к тем или иным предметам, откуда она берется и, самый важный вопрос, - влияет ли она на уровень счастья отдельно взятого человека.

Для меня однозначный ответ на последний вопрос - нет. А это самый важный вопрос в воспитании ребенка, который я ставлю перед собой, как перед матерью. И это самое важное, что я вычленила из своих размышлений о раннем развитии. Я не против него. Я не за. Я за счастливые глаза своей дочери и за увлеченную интересную маму. Если мама увлечена рисом - ради бога. Если мама спит и видит, как сделает новую аппликацию - ура! Если мама готова полночи шить тактильные мешочки и визжит от восторга - браво!

Но!

Если у мамы руки из жопы и она терпеть не может шить, вязать и клеить, но при этом на скорость печет блины - хрен с ними с тактильными мешочками. Дайте ребенку пакет из Пятерочки и успокойтесь! Не корите себя, не вините, не заливайте слезами монитор при виде сказочных гигантских букв. Потому что это ужасно, когда из стульчика торчит и хлопает глазами девятимесячный Ваня, а пред ним выступает мама с программой "Животные Арктики". Ваня пускает слюни и хочет сисю, а невыспавшаяся мама позирует на камеру с фотокарточкой оленя. И Ваня вместе с оленем здесь на втором плане, потому что мама хочет блины, а папа задолбался с фотоаппаратом и делает уже 45-й кадр, потому что "Ну ты что, не видишь что ли, у меня опять глаза закрыты, а Ванечка на оленя не смотрит! Давай еще раз".

И совсем иное дело, когда подобное творит увлеченная мама. Мама, для которой рисование северного оленя в три часа ночи, интереснее, чем чтение, вязание или прыгание на одной ноге. Мы все разные и это прекрасно. Чудовищно, когда мы затыкаем свою интуицию и начинаем следовать моде или гнаться за пресловутым "как все".

Воспитание - это такая многогранная штука. Это, одновременно, так сложно и так просто, что я где-то понимаю всех тех, кто фанатично бросается от одного занятия к другому. И точно так же понимаю тех, кто офигевает от бесконечных фотоотчетов в ленте и забывается после этого тревожным материнским сном.

Я за то, чтобы всё происходило в своё время. Ребенку в год не интересно приклеивать кусочки ваты к нарисованному дереву. Ему интересно взять какую-то белую хрень, пожамкать её, пососать, сморщиться, выплюнуть, а потом с наслаждением размазать хрень по столику. Он не понимает, что это чудесный снег. Не понимает, что снег должен красиво лежать на ветках нарисованного дерева. Он снег то последний раз видел в три месяца из коляски и тут же заснул. Но в три года это же занятие приведет ребенка в восторг.

Важно удовлетворить именно сегодняшнюю потребность маленького человека в впечатлениях/знаниях/ощущениях. Сейчас Алисино любимое занятие собирать камни в парке и тащить их домой. У нас дома уже целый склад щебенки и одна засохшая какашка. Потому что в Питере такая осень, что фиг разберешь, где что. Она несет камни домой в ладошках. Грязные и мокрые. Вторую половину великодушно разрешает нести мне и я несу, потому что сейчас это важно для нее. Дома она их моет, складывает на полочку и тут же забывает. На следующий день история повторяется.

Иногда я задаю себе вопрос. Вот если бы не было интернета и не было бы доступа ко всем этим сокровенным знаниям про рис, фасоль, карточки и всякие тематические штуки? Что тогда? Человечество обрекло бы себя на деградацию? Глупо же, да? Ведь всё гениальное просто.

Рис с фасолью заменил бы песок и камни на земле, колючие шишки и тугие каштаны. Или каша! Знаете, я очень-очень долго позволяла Алисе бесчинствовать с едой. Я позволяла ей всё: макать руки в кашу, полоскать в ней панду и носорога. Я позволяла ей купать уток в компоте. Разрешала засовывать руки в йогурт а потом долго рассматривать, как он блестит и смачно чавкать ладошками. У меня такой дзен вырос, что он теперь болтается аж до пола и я вынуждена обматывать его вокруг ноги, иначе невозможно ходить.

Когда появился интерес к рисованию, мы стали рисовать. На пике любви к куличикам, мы купили кинетический песок, чтобы наслаждаться ими и дома. Мы тащим домой ветки, ставим их в воду и ждем когда появятся листья. Жизнь, окружающая нас, - лучшая "развивашка" для человека. И не важно, сколько ему лет: год или двадцать восемь.

Я не против искусственного привнесения этих тактильных и эмоциональных ощущений в жизнь ребенка. Я против передозировки этими ощущениями, насилия себя и выноса себе мозга на предмет "я плохая мать, потому что все делают тематические недели, а я нет". Ты плохая мать если кидаешься вытаскивать ребенка из песочницы, когда он взял песок руками. Ты плохая мать, если всю прогулку со скучающим лицом стоишь у качелей, а не показываешь ребенку, что камень можно бросить в воду и от этого появляются круги. Или что осенние листья можно пинать и разбрасывать, а шишки прятать в укромное место, за деревом, а на следующий день находить их там.

Ребенком надо заниматься. Не так. С ребенком надо заниматься. Прислушиваться к нему, присматриваться, предлагать что-то новое и убирать это тут же, если рис в трусах мешает интимной жизни. А еще надо давать ему свободу, а не затюкивать бесконечными занятиями.

В общем, по итогу двух лет я пришла к следующим субъективным правилам и принципам:

1. Никакая из систем не подходит нам с Алисой полностью, потому что, после трех лет, впереди и так 20 лет системы, правил и обязанностей. Можно человека хоть в начале жизни не доставать и дать ему просто жить и наслаждаться?

2. Мы взяли ото всюду по чуть-чуть, полностью проигнорировав Домана.

3. Да, карточки у нас тоже есть.

4. На сегодняшний день мы хаотично и по настроению: много читаем, рисуем фломастерами, карандашами, мелками, лепим, собираем пазлы, рамки-вкладыши и прочие пирамидки, клеим наклейки, играем в Лего и в ролевые игры со всем, что попадется под руку и иногда балуемся готовыми наборами, типа приклеивания пластилина к нарисованному дереву.

5. Алиса не смотрела и не будет смотреть мультфильмы до 3-х лет, исключая форс-мажорные ситуации а-ля самолет, очередь в поликлинике и т.д.

6. У нас нет абсолютно никакого режима в занятиях. Всё по настроению и по взаимному желанию обоих участников.

7. В играх с ребенком действует закон Парето. 20% усилий приносит 80% результата. И наоборот. Тактильный мешочек, который вы шили полночи, может вообще не заинтересовать ребенка, а пакетом из Пятерочки он будет шуршать целый час. Дорогая кукла, которую вы с трудом заказали во Франции и вам ее доставили через Германию, не вызовет вообще никаких эмоций у дочки, в отличие от советской куклы Даши 83-го года выпуска, с отсутствующим левым глазом.

8. Крутить круглое колесо у машинки интереснее, чем смотреть на нарисованный круг с подписью "Круг", под прицелом фотоаппарата.

Всем добра и насыщенной творческой жизни

Alena
Комментировать

Комментарии

Россия, Санкт-Петербург

Фууух... Ален, ты прям меня спасла этим постом!!!! super_smilies054.gif Я уже начала считать себя недоматерью и лентяйкой... Потому что недавно меня спросили про эти самые карточки и тактильные мешочки... Я уже с ужасом представляла себе исколотые в кровь пальцы и кособокие хреномешочки... super_smilies046.gif кстати, моей дочке вмего 4 месяца...
В общем, спасибо тебе огромное!!! Ты меня спасла!!! super_smilies082.gif
Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Насыпаешь в носок фасоль, завязываешь его — тактильный мешочек готов! Всему вас учить надо, молодых...
Ответить
Россия, Санкт-Петербург

конечно учить!!! И опытом делиться)))
Ответить
Катерина 13 ноября 2014, 08:19
Россия, Самара

Готова подписаться под каждым словом! Только словами, мне кажется, до молодых мам не достучаться, все со временем приходит, с опытом))) С ребенком главное расслабиться, тогда и удовольствие придет))) 

Ответить
Беларусь, Минск

Восхищаюсь отсутствием мультиков. А мы их часто и вместе смотрим)

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
То, что вместе — это, кстати, очень хорошо)
Ответить
Россия, Москва

Ох я над старшим сыном поиздевалась с этими карточками Домана)) Теперь валяются где-то, выбросить же жалко, сама все писала огромными красными буквами. Алена, все верно написано — действительно есть мамы, которым это все очень нравится, а есть те, у кого других дел хватает или интересы другие есть. И все они правы, и дети в определенном возрасте сравняются — все будут в первом классе учиться писать и читать независимо от того, балду они гоняли до этого или жили тематическими неделями)

Ответить
Россия, Санкт-Петербург
Посмотрела на возраст старшего сына и поразилась! Неужели уже тогда это всё было популярно?
Ответить
Россия, Москва
Не так популярно, как сейчас, но книги Домана были в книжных магазинах, а карточки приходилось делать самостоятельно. О Монтессори я узнала только когда родился второй сын, после 2005 года.
Ответить
Россия, Пермь

со многим согласна!))

эти недели и буквы с пирогами на праздники таким малышам приводят меня в ужас.

когда я отбросила все угрызения и вину, что мой ребенок "скучает", расслабилась и по вечерам стала смотреть "Клона", она стала еселее тоже. предложу почитать, порисовать, полепить и т.д. — хочет, делает, я сижу рядом смотрю сериал и помогаю, если надо. не хочет — ну и ладно. она и сама найдет занятие себе и предложит мне это. может и одна играть, и со мной. тоже по ее настроению...

и знаете, она как-то меня сразу больше стала любить. целовать. обнимать. иногда зовет мамой. радуется мне. ищет меня. смеется как-то больше.

раньше я думала, что папа с ней днем только мультики смотрит. нет! он смотрит Дискавери и играет на телефоне. она бегает и играет, вовлекает его когда ей надо. они гуляют, бесятся, бегают, он там ее тренирует как-то на турнике, я подглядывала) на улице он с ней разговаривает и показывает всякую ерунду. мне это рассказали соседки. ая думала, что он только качает ее на качелях.

в общем, паника по поводу развития отступила. у нас нормальный умный хороший ребенок, ему не скучно. его очень любят, и он это знает и постоянно чувствует.

а все это развивающее — от нечего делать, многим мамашкам некуда деть свою энергию.

Ответить
Украина, Киев
а почему иногда мамой называет?
Ответить
Россия, Пермь

а кем должна называть?)))

недавно вот начала только))

Ответить
Украина, Киев

поздно как то)
Ответить
Россия, Пермь

спасибо, конечно

погрубить-то все любим, да)

Ответить
Украина, Киев

просто удивилась,честно))) у нас просто был период в вашем возрасте дочка мужа по имени звала,думала может у вас так)
Ответить
Россия, Пермь

каждый со своей скоростью разивается, а вы намекнули, что типа мы недоразвитые. мужа она тоже зовет тятя с года, потому что он с ней сидит, а я работаю. а меня вот так... и я считаю, что все у нас прекрасно.

Ответить
Украина, Киев
Что то у вас комплекс .не читайте между строк
Ответить
Россия, Пермь

ну как же) вы обзываетесь, а у меня комплекс)

если ребенок кричит мама с года, это не значит, что вундер растет. нечем хвалиться...

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Ален ну очередной респект тебе. Я вообще не смотрела никакие развивашки. У нас была кастрюля,горох и ложка. Зато можно успеть было чаю выпить. Это папа первое время рвался к развитию. Но я отвоевала свободу от этого.  Сейчас нам 5. И что то не отличается он от детей с фасолью в рисе ))))

Ответить
MamaMarusya 13 ноября 2014, 07:15
Россия, Хабаровск

Плюсуюсь к каждому слову! Так красиво и зажигательно писать увы не умею, а в голове эти мысли крутятся, как только покинула сообщество Образ жизни беременных. Хотя ,наверное, как каждую маму посещает желание поразвивать.

Со старшей прочитала методику Никитиных, позанимались чуть чуть. Доман не привлек, а "После трех уже поздно" прочитала, но как-то не зажгло. 

Посты по развитию читаю и даже в закладки утаскиваю, но все время думаю: "А когда эти мамочки спят?" 

Ответить
Россия, Фрязино

Вот, прям на 1000% согласна! Написано просто изумительно! )

Ответить
Россия, Москва

Отличный пост! Ключевые слова — "вместе с ребенком" и "от души", и не важно, чем вы вместе занимаетесь. Теплота, любовь, искренний интерес к совместной деятельности — и не важно, что это: "салюты" из риса и фасоли или совместное мытье полов:)))

P.s. Я — поделочный психманьяк, как раз из серии "до трех часов ночи вырезать из картона заготовку мамонта" (потому что мне самой интересно:)))) фотаю только смешные моменты для семейного фотоархива или когда дети просят "фото для бабушки":)))

Ответить
Россия, Новосибирск

Алена, браво!!!

Ответить