Сегодня Всемирный День Культуры
Удивительный мир по имени РЕРИХС Праздником, дорогие друзья, единомышленники и все, кому небезразличны высокие понятия Красоты, отраженные в проявлении человеческого гения в виде произведений искусства, научной и философской мысли, а также просто в проявлении лучших человеческих качеств!
Это уже стало традицией - я каждый год напоминаю в сообществе об истоках этого Праздника, о Человеке, чьё имя легло в основу Международного Закона, ставшего и основой Всемирного Дня Кульутры. Я не буду нарушать эту традицию и сегодня снова, пусть даже повторяя неоднократно сказанное, я зову вас вспомнить историю подписания Пакта Рериха, другими словами, Пакта Культуры. Также мы вспомним еще один древнейший символ человечества - Знак Триединства, известный еще со времен неолита практически всем народам и культурам разных стран.
Знак Триединства .Здесь же поговорим об его многочисленных значениях.
Сегодня, 15 апреля 2013 года, исполнилось 78 лет со дня подписания Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников - Пакта, носящего имя нашего великого соотечественника - многопланового учёного, философа, художника, путешественника, государственного деятеля и величайшего гуманиста ХХ века Николая Константиновича Рериха.
Я хочу особо подчеркнуть, что Николай Константинович Рерих - это единственный человек за всю историю человечества, чье ЛИЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ легло в основу Международного Закона, который сегодня назван его именем.
Николай Рерих
15 апреля 1935 года ровно в полдень в Вашингтоне, в Белом Доме представителями правительств всех государств двух Американских континентов во главе с президентом США Франклином Рузвельтом был подписан первый в истории международный договор о защите культурного наследия - Пакт Рериха и утвержден символ Пакта - Знамя Мира.
Рерих Н.К. Пакт Культуры. 1931
Согласно этому охранительному плану, все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники, общественные и частные художественные и научные коллекции, памятники природы, красивейшие места планеты следует считать нейтральными объектами, и как таковые их должны защищать и уважать государства, присоединившиеся к договору.
Проект Пакта Мира, или Знамени Мира, предложенный Рерихом, организационно напоминает проект Красного Креста. Главная его цель - защищать ценности культуры, искусства и науки всего мира от разрушений и варварства, которые проявляются не только во время войны, но зачастую и в мирное время.
Для того, чтобы обозначить памятники культуры как нейтральные объекты, по эскизу Рериха было создано Знамя Мира, которое предполагается водружать над всеми выдающимися учреждениями культуры, искусства и науки. Подобно тому, как предложенное швейцарцем Анри Дюнаном Знамя Красного Креста является символом великого человеколюбия и защищает больных и страждущих всего человечества, заботясь об их физическом здоровье, точно так же Знамя Мира Рериха призвано защищать духовное и культурное здоровье человечества, охраняя культуру и красоту.
Николай Рерих писал: "Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. То же и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения".
Свою идею о великой необходимости защиты памятников культуры Н.К. Рерих высказал публично еще в 1904 году в докладе о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране, сделанном им в Императорском Русском Археологическом обществе. В течение ряда лет Рерих неоднократно обращался к состоянию памятников старины и написал несколько статей, посвященных плачевному состоянию храмов.
Призывая к охране памятников истории и культуры, Рерих рассматривал их, прежде всего, как один из главных факторов, способствующих духовному развитию человека. Он убедительно доказывал, что великие произведения творцов всех времен и народов несут в себе особую энергетику Красоты, способную влиять на внутренний мир человека, пробуждая и проявляя в нём лучшие его качества и устремления.
Общеизвестно выражение Достоевского о том, что "красота спасёт мир". Но Николай Константинович Рерих сделал существенную поправку к этому изречению, сказав, что лишь "сознание Красоты спасёт". Сама по себе Красота не может спасти мир. Мир может быть спасён только при условии, что миллионы людей пожелают наполнять сознание не безобразием, не ненавистью, не насилием, а прекрасными устремлениями. Красота, введённая в сознание, осмысленная Красота - это божественная энергия Мироздания, могучая космическая энергия, синтезирующая в себе все высшие, т.е. все духовные, энергии.
Пакт Рериха явлен самым массовым гуманистическим движением XX века. Даже своими первыми шагами по планете он сделал своё великое спасительное дело.
Пакт Рериха - это начало пути человечества к объединению сознаний во имя высшей цели, во имя Культуры, являющейся единственной панацеей от прогрессирующего огрубления нравов, от омрачения сознания и разложения духа. И лишь будущие поколения смогут по достоинству оценить всю высоту космо-планетарного подвига Автора Пакта.
Впервые Пакт под именем Рериха был обнародован 24 марта 1929 года в г. Брюгге (в Бельгии). Там же, в соборе Святой Крови, было освящено и Знамя Мира.
Стоит сказать, что Пакт Рериха немедленно поддержали многие выдающиеся люди, чьи имена являются всемирно известными. Среди них Альберт Эйнштейн и Джавахарлал Неру, Рабиндранат Тагор и Ромен Ролан, Бернард Шоу, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие выдающиеся деятели науки и искусства.
Идея Пакта очень быстро распространилась по миру.
В 1930 году был опубликован и разослан в правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения всего мира текст проекта с сопроводительным обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам всех стран. В Париже и Брюгге были созданы Комитеты Пакта и Знамени Мира.
В 1931 году в Брюгге создаётся Международный союз Пакта Рериха под руководством члена комиссии по охране памятников Бельгии К.Тюльпинка.
В сентябре 1931 г. в Брюгге прошла Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, в которой приняли участие представители ряда европейских государств. На этой конференции был разработан план пропаганды идей Пакта в учебных заведениях, были установлены контакты с Международным комитетом по делам искусства и с оргкомитетом конференции по ограничению вооружений.
В августе 1932 г. в Брюгге состоялась Вторая международная конференция, посвященная Пакту Рериха. В работе конференции приняли участие 22 страны. Конференция постановила основать в Брюгге специальное учреждение для всемирного содействия проведению в жизнь идей Пакта Рериха. Она приняла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа.
Делегаты Второй международной конференции, посвященной Пакту Рериха. Брюгге. Август, 1932 г.
15 ноября 1933 г. оргкомитет Третьей международной конференции, посвященной Пакту Рериха, нанес визит к президенту США Ф. Д. Рузвельту, а 17- 18 ноября в Вашингтоне была проведена Третья международная конференция, поддержанная 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствами всех стран.
В декабре 1933 г. в Монтевидео (Уругвай) прошла Седьмая конференция Панамериканского союза, где была принята резолюция, рекомендующая правительствам Америки примкнуть к Пакту Рериха. А 4 апреля 1934 года был одобрен доклад Специального комитета правления Панамериканского союза по Пакту Рериха.
11 августа 1934 г. Президент США Франклин Рузвельт уполномочил министра сельского хозяйства США Г.Э. Уоллеса подписать Пакт Рериха от имени Соединенных Штатов Америки.
Осенью 1934 г. был создан Комитет по продвижению Пакта и Знамени Мира в Харбине (Маньчжурия) и Болгарии.
И наконец, 15 апреля 1935 года в Белом Доме Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики подписан Договор "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)".
Выступая по радио Президент Рузвельт сказал:
"Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа".
Подписание Пакта Рериха в Белом Доме 15 апреля 1935 г.
(в центре: Президент США Ф.Рузвельт)
В феврале 1951 года, в самом начале Холодной войны, поставившей человечество перед угрозой ядерного уничтожения, Всемирный Совет Мира принял Обращение, в котором потребовал заключения Пакта Мира между правительствами пяти великих ядерных держав: СССР, США, Китая, Великобритании, Франции и призвал людей доброй воли поставить свои подписи под этим Обращением.
За два года (к 1953 г.) на этот призыв откликнулось более 620 миллионов жителей планеты.
14 мая 1954 года в Гааге была подписана Международная конвенция Об охране Культуры, в основе которой был так называемый Вашингтонский Пакт от 15 апреля 1935 года.
Гаагскую конвенцию подписали 39 стран, в том числе, СССР. К 1 апреля 1968 года под Пактом Рериха подписалось уже 59 государств.
Отличительным символом Пакта Рериха является Знамя Мира, созданное по эскизу Николая Константиновича, которое должно было подниматься во время военных действий над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами, символизируя нейтральную территорию. Оно должно стать совестью человечества, напоминающей людям о священной неприкосновенности сокровищ культуры и духа и о том, что подходить к ним надо с огромным уважением и бережностью, и не только в общественной, но и в частной жизни каждого человека.
На предложенном Рерихом Знамени изображён древнейший символ человечесвта - Знак Триединства (Знак Триединости).
Всемирно известное Знамя Мира - это три соприкасающихся амарантовых (красных) круга в Большом Круге на белом полотнище.
Знак Триединства был выбран Рерихом для Знамени Мира не случайно. Этот символ очень древний и встречается в культурах многих народов.
Испокон веков, еще со времён неолита, раскинут этот Знак по всему миру. И, действительно, распространенность этого символа среди различных народов впечатляет. Он изображался на китайских кувшинах V-III тыс. до н. э., на греческих чашах V века до н. э., на коптских древностях. Он находился на одежде жрецов в Древней Индии и на царских предметах Древнего Египта, в Древней Греции и на древних монетах и печатях, а также украшениях скифов и славян.
Китагава Утамаро (1754–1806 гг.). Аранжировка цветов. XVIII в. Период Эдо. Токийский Национальный музей.
Он же - на гербе Самарканда, на скалах Монголии, на тибетских перстнях, на нагрудных фибулах народов гималайских нагорий, на щитах крестоносцев и гербах тамплиеров (членов католического духовно-рыцарского ордена), на знаменитых кавказских клинках гурда, на тамге (знак собственности, тавро) Тамерлана, на гербе Папы Римского. Знак в Мексике и Японии, в Эфтопии и Египте, на Кавказе и в Средней Азии. Он же и на масонских предметах.
Знак использовал Тамерлан как свою государственную печать (тамгу). На данной гравюре знак можно видеть на короне Тамерлана.
Герб Самарканда
Он виден на пагодах Китая и на стене заменитого мнастыря Шаолинь. Его можно встретить на православных иконах, на старинных картинах западноевропейских художников с религиозными сюжетами: он и на груди Христа в знаменитой картине Ханса Мемлинга (нидерландский живописец), он и на груди Мадонны в Страсбурге (Франция), на полотнах Дирка Боутса, Ян ван Эйка, Тициана и др. художников.
На православных, католических и буддийских храмах, соборах, часовнях, монастырях, на мечетях, на тибетских знаменах. Он и в Храме Неба в Китае, он и в Тибете, в Юго-Восточной Азии, конечно, на Гималайских нагорьях.
Церковь. Бельгия.
Буддийский храм в Корее
Рижский Домский собор. Фрагменты.
Никола Зарайский с житиём. XVI в. Неизвестный мастер.
Доска с ковчегом, паволока, левкас, яичная темпера. 99,5х74х2,5.
Он встречается на английских монетах и в готичесской иконографии, а также на коронах правителей и святых с раннего средневековья и до наших дней.
Православная традиция нераздельно связана с символом триединства. Он встречается на омофорах святых, одежде архангелов и на изображении Богоматери. Он же и на церковной утвари и в украшении храмов. На "Троице" А. Рублева.
Везде, где должна быть охранена Культура, духовное достояние, мы будем видеть этот знак.
Николай Рерих писал: "Вообще замечательно, что именно этот знак в своей символике является не только западным знаком, но и восточным, а всякое такое объединение, конечно, чрезвычайно ценно в качестве знака мирового".
Этот очень древний знак за долгие века вобрал в себя множество смысловых аспектов. Вот, только некоторые из них:
· Единство Времени - Прошлого, Настоящего и Будущего в едином аспекте Вечности.
· Единство Плотного, Тонкого и Огненного Миров.
· Отражение Идеи Единства Материи, Духа и Разума в Вечности и Бесконечности совершенствования.
· Троица:
o в религиозном аспекте это Святая Троица древних индийцев (Тримурти –Три Лика Единого Бога) в неразрывном Единстве: Бог-Создатель (Брама), Бог-Охранитель (Вишну), Бог-Разрушитель старых форм для создания новых (Шива);
o в христианстве у Святой Троицы есть своя интерпретация: Бог-Отец, Бог-Дух, Бог-Сын;Хаос (материал для Творения Мира) -Теос(Божественный Творец) - Космос (само Творение);
· Наука, Искусство и Философия, объединенные в Кольце Культуры...
Ещё одним из сокровенных аспектов этого Знака являются три Буквы, слагающие слово "АУМ".
АУМ – это символ триединства высших энергий. С точки зрения Восточной Философии это три Звука, сливающиеся в пространстве в один бесконечный таинственный Звук Космического Океана, который звучит как ОМ.
«АУМ» является синонимом слова «Мысль».
В наши дни Знамя Мира, как символ единства и согласия народов Земли во имя благородной идеи мира, все больше завоевывает общественное признание. Оно находится в Организации Объединенных Наций, в Государственной Думе Российской Федерации и других правительственных и культурных учреждениях.
Вручение Знамени Мира Кофи Аннану
Знамя Мира неоднократно облетело вокруг Земли вместе с экипажами, в том числе интернациональными, космической станции Мир (впервые – 11 февраля 1990 г.)
Вручение Знамени Мира, побывавшего на борту космической станции «Мир», спикеру Парламента Индии Шри Сомнатх Чаттерджи по случаю 100-летия С. Н. Рериха. Слева направо: Герой РФ С.Залетин, В.Афанасьев, Шри Сомнатх Чаттерджи, Президент МЦР Ю. М. Воронцов
Знамя Мира было поднято альпинистами на многих горных вершинах мира, включая самую высокую - Эверест. Экспедиции полярников доставили и установили его на Северном и Южном полюсах Земли.
В заключении хочу привести две цитаты из очерков Николая Рериха о Культуре и Знамени Мира:
«Культура есть почитание Света.
Культура есть любовь к человеку.
Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты.
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Культура есть оружие Света. Культура есть спасение.
Культура есть двигатель.
Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».
________
«Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному, бодрому сотрудничеству. О международности, о всенародности говорят. Ждут ее как панацею. Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние!»
С Днем Культуры! Спасибо всем, кто дочитал до конца!