Накануне визита к неврологу
Сегодня мы с сыном изучаем следы на снегу, а завтра нам предстоит ответственный день...
Завтра мы едем на консультацию к одному серьезному неврологу. Два месяца ждали очереди... И вот - этот день уже завтра!
Мы уже давно не посещали врачей. С августа. За это время ситуация очень сильно изменилась. И вполне возможно, завтра мы узнаем, что у Леши все в порядке. А небольшие проблемы скоро уйдут сами собой. Не хочется загадывать... Посмотрим!
В мае нам впервые один невролог сказал: "Похоже на аутизм. Но до 3 лет рано делать выводы, пока ставлю задержку психо-неврологического развития".
В августе мы поехали к психиатру, которого нам рекомендовали. В надежде прояснить ситуацию. Ждали очереди месяц... Тогда мне казалось, что у сына уже очень большой прогресс. Ему было 2 года, мы только что научили его показывать пальцем кошку, собаку, маму, папу, стол и некоторые другие предметы.
Более того, Леша начал говорить первые слова. В 2 года появились первые 10 слов. Правда, он использовал их неправильно. Например, все вокруг мог называть "кошкой", "лампой" или "бананом". Особенно нравилось ему слово "лампа". Какое-то время он был фанатом ламп, кругом показывал лампы, на улице ему тоже где-то на деревьях мерещились лампы... И когда он просто хотел высказаться, он громко повторял: "Лампа! Лампа! Лампа! Лампа! Лампа!"
Леша не мог ответить на вопрос "хочешь яблоко?" - ни звуком, ни жестом, ни как-то еще. Зато мы начали осваивать вопрос "что это?", и Леша мог назвать своих троих известных животных.
В 2 года Леша еще категорически не реагировал на свое имя, не замечал папу, не понимал просьб типа "положи лопатку в машину" (зато уже знал "дай лопатку"!), очень плохо повторял движения, совсем не интересовался игрой.
Однако, мне казалось, что все не так уж плохо. Потому что в 1,10 ситуация была гораздо, гораздо хуже.
Так вот, тогда, в августе... Мы приехали в НПЦ ДПН к психиатру. Мне психиатр понравилась. Она была очень доброжелательной.
Сначала она открыла шкаф с игрушками и предложила их Леше. Леша не сдвинулся с места. Тогда психиатр перестала обращать внимание на малыша, беседовала со мной. Постепенно Леша слез с моих рук, пошел двигать стол. Игрушки его не волновали, он двигал, двигал и двигал стол.
Потом психиатр все же смогла войти в контакт с сыном, предлагала ему паровозик, какие-то еще штуки. Леша выстраивал игрушки в рядочки и яростно сопротивлялся всем другим вариантам игры.
Я плохо помню уже, как психиатр тестировала сына, но помню, что он показал себя во всей красе. Называл все предметы "кошкой", демонстрировал плохое понимание речи, неумение собирать сортеры/матрешки/пирамидки, быстрое истощение внимания, нулевой диалог, негативизм... В конце встречи специалист старалась быть оптимистичной, утверждала, что не все так плохо. Говорила, есть шанс, что все выправится. Однако на мой прямой вопрос, есть ли РАС (расстройство аутистического спектра, или кратко говоря, аутизм), психиатр ответила: "Да. Однозначно"
И вот теперь мы идем к совсем другому неврологу. Уже завтра. Теперь сын говорит предложениями из 2-3 слов. Радуется приходу папы. Умеет имитировать чужие движения. Более-менее научился отвечать "да/нет" на простые вопросы. Недавно стал реагировать на свое имя. Выполнять бытовые просьбы. Значительно расширился пассивный словарь...
Иногда мне кажется, что никаких проблем нет. Но все-таки есть сложности с диалогом. Леша говорит очень-очень много. Но очень редко адекватно отвечает на вопрос. Да и понимание речи пока явно не на 2 года.
Например, из сегодняшнего:
"Леша, ты пойдешь гулять, или останешься дома?"
"Карточка"
"Леша, ты видел, какой на улице снег?"
"Лопата"
"Ты гулять хочешь?"
"Лиза копать снег"
Вроде, не катастрофа. Ребенок говорит ведь! Но и не норма. Адекватные ответы у Леши - редкое явление. Насколько все серьезно - узнаем завтра. Именно для этого мы записались к этому неврологу.