Из книги Ньюфельда. для себя
Детская психологияМы портим детей не когда потакаем всем их прихотям или дарим слишком
много подарков, мы портим их, когда игнорируем их потребности.
Правда
такова, что в высшей степени неуверенные дети могут требовать от нас
чудовищно много времени и внимания. Родитель может мечтать о передышке, а
не о взаимодействии. Парадокс в том, что внимание, которое родитель
отдает в ответ на запрос ребенка, никогда не удовлетворяет: оно
оставляет ребенка с неуверенностью, с мыслью, что родитель только
выполняет его требования, а не отдает себя ребенку по собственному
желанию. Запросы только растут, а эмоциональные потребности, которые
лежат в их основе, не удовлетворяются. Решение состоит в том, чтобы
ухватить момент и пригласить ребенка к контакту именно тогда, когда он
не просит об этом. Или, в ответ на запрос ребенка, родитель может взять
инициативу на себя, выражая больше интереса и энтузиазма, чем ребенок
ожидал: "О, это отличная мысль. Я как раз хотел провести время вместе с
тобой! Я так рад, что ты это придумал!" Вы удивите ребенка, заставите
его почувствовать, что это вы его приглашаете к общению
От себя скажу- это точно работает у нас. если с радостью и долго с ней поиграть, потом долгое время может быть одна.
-----------
Поощряйте зависимость.
Когда малыш достаточно подрастет,
предложите ему зависеть от вас, протянув руки, будто хотите поднять его,
и ждите реакции. Если его инстинкты привязанности успешно активированы,
он ответит, поднимая руки, выражая тем самым желание близости и
готовность зависеть. В этом танце привязанности движения обоих
участников процесса, родителя и ребенка, интуитивны.
В целом,
пригласить малыша к зависимости означает сказать: "Слушай, давай я
понесу тебя. Я буду твоими ногами. Ты можешь положиться на меня. Со мной
ты будешь в безопасности". Пригласить к зависимости ребенка постарше -
значит внушить ребенку, что он может доверять нам, рассчитывать на нас,
опереться на нас, разрешить нам позаботиться о нем. Он может обратиться к
нам за помощью и ожидать от нас поддержки. Мы говорим ему, что готовы
помочь и что одобряем его потребность в нас. Но если мы не заручимся
перед этим доверием ребенка, мы не добьемся положительных результатов.
И
тут на нашем пути встает модное сегодня увлечение независимостью. Мы
можем принять зависимость младенцев от нас, но по окончании периода
младенчества нашей первой задачей становится развитие самостоятельности
ребенка. Мы стремимся к формированию их независимости - или того, что мы
считаем независимостью. Мы боимся, что поощрять зависимость - значит
поощрять регресс вместо развития. Но таким отношением мы не стимулируем
развитие истинной самостоятельности - мы формируем лишь независимость от
нас. Зависимость передается группе ровесников.
Мы тянем наших детей к
взрослению и подталкиваем к нему, подгоняем их, вместо того чтобы дать
отдохнуть. Мы предпочитаем отталкивать их от нас, а не притягивать. Мы,
взрослые, никогда не смогли бы построить отношения друг с другом, если
бы сопротивлялись зависимости. Вы можете себе представить, как
отразились бы на наших отношениях сообщения вроде: "Не ожидай, что я
буду помогать тебе с чем-то, что ты можешь или должен делать
самостоятельно"? Вряд ли такие отношения смогли бы окрепнуть. Ухаживая
за кем-то, мы постоянно повторяем: "Слушай, давай я помогу тебе", "Я
сделаю это для тебя", "С радостью сделаю то, что ты просишь", "Твои
проблемы - мои проблемы". Если мы способны на это в отношениях с
взрослыми, почему же мы не можем поощрять зависимость в наших детях,
которые действительно нуждаются в опоре и поддержке?
Возможно, нам
легче поощрять зависимость взрослых, потому что мы не несем
ответственности за их взросление. Мы не отвечаем за их прекращение в
независимых людей. В этом состоит суть проблемы: мы берем на себя
слишком много ответственности за достижение зрелости нашими детьми. Но
независимость - это плод созревания; наша задача по воспитанию ребенка
заключается в том, чтобы удовлетворять его потребности в зависимости.
Когда мы выполняем нашу работу по удовлетворению истинных потребностей в
зависимости, природа выполняет свою - по стимулированию взросления.
Упуская из виду, что рост, развитие и взросление - это естественные
процессы, мы теряем перспективу. Мы начинаем бояться, что наши дети
застрянут на месте и никогда не вырастут.
Мы не сможем достичь
независимости, сопротивляясь зависимости. Только когда все потребности в
зависимости будут удовлетворены, начнется движение к истинной
самостоятельности. Сопротивляясь зависимости, мы перекрываем движение к
независимости и откладываем ее наступление. Наш отказ поощрять
зависимость детей от нас приведет их в руки друг друга.
СЛЕЗЫ ТЩЕТНОСТИ
Когда ребенок не может справиться со своими эмоциями, вызовите слезы вместо того, чтобы пытаться преподать урок.
Ребенку
много чему нужно учиться: делить свою маму со своими братьями и
сестрами, оставлять для них место, справляться с фрустрацией и
разочарованием, жить с чувством несовершенства, отступаться от своих
требований, отказываться от желания быть в центре внимания, воспринимать
слово «нет». Помните, одно из основных значений слова «дисциплина» -
это обучение. Значительная часть нашей миссии как родителей заключается в
том, чтобы научить наших детей тем вещам, которые они должны знать. Но
как?
Эти жизненные уроки в гораздо меньшей степени являются
результатом правильного мышления, чем адаптации. Ключ к адаптации - в
том, чтобы тщетность проникала в наше сознание, когда мы пытаемся
добиться чего-то недостижимого и изменить что-то, над чем мы не властны.
Когда адаптационный процесс разворачивается так, как должен, уроки
усваиваются спонтанно. Родители не работают в одиночку.
Адаптационный
процесс достигает своей задачи «дисциплинирования» наших детей
несколькими естественными способами: прерывая цепочку неэффективных
действий; делая ребенка способным к принятию ограничений и запретов;
ускоряя отказ от нереализуемых требований. Только через такую адаптацию
ребенок может приспособиться к обстоятельствам, которые нельзя
изменить. С помощью этого процесса ребенок также открывает для себя, что
жить с нереализованными желаниями возможно. Адаптация позволяет
ребенку излечиться от травмы и горя потери. Этот урок не усвоится, если
пытаться обучить ему напрямую, с помощью доводов или негативных
последствий. Это истинный урок для сердца, который усваивается, только
когда тщетность проникает в сознание.
Родитель должен быть одновременно проводником тщетности и ангелом успокоения.
Чтобы
ускорить адаптацию, родитель должен провести ребенка к слезам, к
отпущению и к чувству облегчения, которое приходит, когда мы примиряемся
с ситуацией.
Первая часть «танца» адаптации - показать ребенку
«стену тщетности». Иногда мы должны это сделать сами, но очень часто
она складывается из реальности и ограничений повседневной жизни: «Твоя
сестра отказалась», «Это не сработает», «Я не могу позволить тебе
сделать это», «Этого недостаточно», «На сегодня хватит», «Он не звал
тебя», «Она не хотела тебя слушать», «Маша выиграла», «Бабушка не может
приехать». Это реальность, которую нужно представить решительно, чтобы
она не вызывала желания спорить. Говорить неопределенно - уговаривать,
объяснять, оправдывать -значит упустить возможность дать ребенку что-то,
к чему он должен адаптироваться. Если есть хоть какой-то шанс, что
ситуацию можно изменить, стимула для адаптации не появится. Здесь важно
помочь ребенку приспособиться к тому, каково реальное положение вещей, а
не к тому, как он - или даже вы сами - хотели бы их видеть.
Отсутствие
достаточной твердости в ситуациях, когда что-то нельзя изменить,
заставляет ребенка искать варианты ухода от реальности, и таким образом
срывает процесс адаптации. У вас будет много времени, чтобы привести
свои доводы, но только после того, как невозможность изменить ситуацию
будет воспринята ребенком.
Вторая часть адаптационного «танца» -
прикоснуться к опыту фрустрации ребенка и обеспечить ему комфорт. Как
только стена тщетности будет выстроена - твердо, но спокойно - наступит
время, чтобы помочь ребенку найти за фрустрацией слезы. Вашим
намерением должно быть не преподать урок, а превратить фрустрацию в
печаль. В этом случае, урок будет извлечен автоматически. Можно сказать
что-то вроде: «Так тяжело, когда что-то не получается», «Я знаю, ты
очень хотел, чтобы все получилось», «Ты так надеялся, что я отвечу
иначе», «Это не то, чего ты ожидал», «Мне жаль, что не по лучается
по-другому». И снова: гораздо важнее наших слов - дать ребенку понять,
что мы на его стороне, а не против него. Если вы в нужное время добавите
немного печали в свой голос, это освободит дорогу к слезам и
разочарованию. С опытом вы научитесь чувствовать наступление нужного
момента; излишняя спешка или многословность могут сыграть против нас.
Этому мы тоже учимся путем проб и ошибок.
Бывает, что родитель
делает все правильно, но ему все равно не удается запустить в ребенке
процесс адаптации. Проблема может быть в том, что ребенок не
воспринимает родителя в качестве безопасного и комфортного источника
привязанности. Еще чаще, слезы не появляются, потому что адаптационный
процесс остановлен: такое случается с детьми, слишком защищенными от
уязвимости. Ощущение тщетности не проникает в них.
Адаптация -
двусторонний процесс. Иногда нам, родителям, бывает нужно
адаптироваться к недостаточной адаптивности наших детей. Когда процесс,
который способствует установлению естественной дисциплины, не
активирован в ребенке, нам необходимо излечиться от наших попыток
проталкиваться вперед. В такие моменты нам нужно почувствовать нашу
собственную печаль и выпустить наружу наши тщетные ожидания. Отпустив
то, что не эффективно, мы с большей вероятностью отыщем что-то новое.
Если знаки, свидетельствующие об адаптации, отсутствуют: если глаза
ребенка не увлажняются, когда ему не удается исполнить задуманное, если
потери не будят печаль, если злость не превращается в грусть, родителям
нужно найти другие способы создания порядка из хаоса. К счастью, такие
способы существуют.