Мастерим игрушки вместе с детьми: зачем?
В век изобилия любых игрушек на любые вкусы появилась тенденция увлечения игрушками домашними. Если сейчас заглянуть в магазины, количество товаров для детей ошеломляет родителей: «В наше время такого не было, только мечты про куклу, машинку, конструктор, железную дорогу… Сейчас пойду и всё куплю!» Поэтому теперь, когда, кажется, не проблема исполнить любой детский каприз, купить что угодно, где угодно, когда угодно, – тем более удивительно, что дети по-прежнему просят родителей делать игрушки своими руками.
Сейчас стали популярны hand-made игрушки: куклы, сшитые вручную, валянные из шерсти, дышащие теплом маминых рук, деревянные домики, созданные руками пап. Младшеклассники часто приносят игрушки в школу, показывают, хвастаются. Когда игрушки сделаны руками родителей, то конкуренции и сравнения меньше: игрушки уникальны, их труднее сравнивать, чем те, что куплены в магазине.
Не секрет, что каждая рукодельная игрушка чуть-чуть (а иногда и очень даже) похожа на своего создателя. Не потому ли так важна детям кукла, сшитая мамой и чем-то на маму похожая? В народных сказках повторяется сюжет, где куколка, сделанная матерью, помогала дочке в пережить самые тяжкие невзгоды… Дети с удовольствием играют «несовершенными», «странными» игрушками, пусть даже старыми, затёртыми, но всё равно любимыми. И с гордостью говорят: «Это мне мама сама сделала», «Это папа сам сделал для меня!»
Есть у меня мечта…
А что важного с точки зрения психологии в том, что родители создают игры, игрушки сами? Приведу случай из своей практики. Пришли ко мне родители с мальчиком Сашей. Ему 8 лет, он во 2-м классе. Родители рассказывают о том, что дом завален игрушками, а ребёнок один не играет, всё время просит то маму, то папу зайти и поиграть с ним, помочь, подсказать. А школьный психолог как раз рекомендовал для отдыха ребёнку играть больше. Отдыхать Саше необходимо – гиперответственный ребёнок, старается учиться, очень устаёт. И не очень умеет играть один. А в последнее время совсем стал скучный, замкнулся в себе, не рассказывает почти ничего, отвечает односложно: «Нормально у меня всё, ничего нового».
Мама с папой наперебой рассказывают о том, каких игрушек у
них не было, поэтому сейчас они покупают их сыну, а он не радуется так, как
они. Действительно, на вопрос, какая игрушка любимая, Саша отвечает, что таких
нет и не было. Их всегда было много, родители покупали то, что им нравилось, не
спрашивая, что ему важно и нужно, то, чего им самим не хватало в детстве. «А
какая твоя мечта?» – спрашиваю я у Саши. – «Чтобы родители со мной поиграли».
Общаются они мало, родители много работают. Когда Саша был дошкольником, совсем
мало их видел, сидел с няней, часто даже в выходные. Родители настроились на
трудовой подвиг, чтобы «ему не так тяжело было, как нам, когда мы росли».
По своим правилам
Контакт терялся, родители обижались: сын не ценит те дары, которые они приносят, стараясь его порадовать. Саша тоже обижался: не спрашивают, что ему хочется, о чём он мечтает. У Саши возникло ощущение, что родители как будто откупались от него игрушками, чтобы он не мешал им отдыхать, когда они дома. И вот тут им троим пришло время ответить на вопрос: о чём же всё-таки они мечтают? Выяснилось, что Сашина мечта – чтобы они с папой сделали сами «Монополию» и вместе в неё сыграли. «Зачем самим делать? У тебя же есть хорошая дорогая готовая игра, мы тебе недавно подарили!» Мама чуть не плачет и возмущается одновременно.
Почему же так расстроились родители, неужели им лень сесть
и вырезать карточки из картона? Заодно и денег бы сэкономили… Но, оказывается,
для мамы и папы всё это рукоделие ассоциируется с бедностью, от которой они
очень стараются уйти в жизни. Сами они в детстве много игр и игрушек делали
сами, так как ничего в магазинах не было, да и денег лишних не водилось. И им
было не очень понятно, почему Саше пришла такая странная фантазия – вместе с
родителями сделать что-то самим. Однако папа, человек ответственный, всё же
посвятил выходные созданию игры вместе с Сашей, и на следующую консультацию они
эту игру принесли. Она была уникальна, так как они её действительно делали с
душой и любовью. Ещё и правила придумали свои – так что получилось два варианта
игры. Саша светился радостью и гордостью, взахлёб рассказывая, как они всё это
вместе придумывали.
Так папе и маме пришлось вспомнить свои давно забытые умения: мама когда-то
шила игрушки себе и друзьям, а папа в школе занимался резьбой по дереву и
авиамоделированием. В результате у Саши появились деревянные шахматы, сделанные
и подаренные папой, и сшитый пингвин, подаренный мамой. И почему-то прошли
обиды, а Саша полюбил играть. Даже один.
А польза в чём?
Но не все же родители занимались в детстве шитьем или резьбой по дереву! Им-то как быть? Сейчас много рецептов можно найти в Интернете, книгах – от очень простых до сложных, например, мишки-тедди. Открылось много курсов по изготовлению игрушек. А если времени лишнего нет, но ребёнок просит игрушку, например, в поезде, самолёте? Всё очень просто. Берем обычные бумажные салфетки и нитки и придумываем кукол, зверей из скрученной бумаги. Не получилось в точности как задумано? Ничего страшного! Для детей важнее идеального результата что-то вместе с вами создавать.
Что полезного в таком творчестве для родителей? Конечно,
удовольствие от создания игрушки, отдых. Вместо заунывной песни «Ма-ам, па-ап,
ну купите… пожалуйста!» – «Не купим, ты всё равно всё ломаешь и теряешь»
появляется другое общение, конструктивное и интересное. Можно вспомнить
оригами, создав из бумаги всё, что знаете, а потом ребёнок, если захочет,
сочинит историю. И это поможет родителям понять, что его волнует сейчас.
Рукотворные игрушки помогают развивать творческое мышление и дают больше
свободы в игре. С их помощью дети учатся бережливости, более внимательному
отношению к миру, так как дорожат такими подарками.
Совместное творчество по созданию игрушек – ключ к пониманию и совместному
радостному общению. Вы приятно проводите время – и в награду получаете доверие
и радость своих детей. Давайте попробуем?
Автор статьи:
Журнал «Здоровье школьника»