В помощь новичкам
Столько много уже выложено информации и о самом методе и о его применении (одни фото-отчеты Юлии чего стоят!), а люди всё равно постоянно задаются вопросами "с чего начать?" и "что делать?" Я решила написать не большую шпаргалку для новичков и изложить своё видение на методику Шичида.
Обращаю Ваше внимание, что Вы читаете мои личные мысли основанные на моих личных наблюдениях и предпочтениях. Я не специалист по раннему развитию, я не потомок Шичида и я даже не японка! Я обычная русская мама. Моё изложение носит повествовательно – рекомендательный характер, а не является руководством к действию.
Небольшое, но важное отступление. Все мы разные и у нас разные детки. Разные по возрасту, по характеру и с разными физическими данными. Мы живём в разных климатических и социальных условиях. У кого-то полная семья, а где-то мама вынуждена пойти работать и ребёнка воспитывают бабушки или детский сад. Кто-то может себе позволить нанять японскую гувернантку с многолетним опытом в раннем обучении, а кто-то уложив детёныша спать идёт на кухню вырезать карточки. Поэтому не стоит сравнивать своих детей и чужих, не стоит гнаться за чьими-то мифическими успехами и пытаться повторить чей-то опыт.
Господин Шичида разрабатывал свою методику для японских деток, игры подбирались соответственные, в их школах на протяжении долгих лет проводятся уроки по раннему развитию, учителя досконально знают, что и когда преподнести ребёнку, у них наработана куча материалов. Школы эти довольно скрытые и своих секретиков не выдают, а в книгах описаны только общие черты и направления методики, да и книги эти выпущены, похоже, при Царе Горохе. При этом обратите внимание, что в книге Шичида рекомендует, например, прослушивать иностранную речь с 2-х лет, а в описании урока в Школе мы встречаем заметку, что преподаватель – японка говорит с детьми на английском, вступительную песню они слушают на японском, а при занятии музыкой слушают музыку на французском. Сплошные вопросы.
Так что наша с Вами непростая задача состоит в том, чтобы разработать свою собственную программу исходя из возраста ребёнка, его интересов и из собственных сил и возможностей, придерживаясь, конечно же, главных принципов метода Шичида.
Если дальше по тексту Вам встретятся не понятные выражения, то скорее всего Вы не читали еще книгу Шичида. Обязательно прочитайте её потом и все вопросы снимутся.
Начнём знакомство с занятиями, пожалуй, с флеш-карточек, так-как они вызывают больше всего споров и вопросов. Исследователи пишут, что у человека начинает доминировать левое полушарие мозга примерно с трёхлетнего возраста, а также, что показ большого количества флеш-карточек переключает работу мозга на правое полушарие. Логично предположить, что у 6-ти месячного ребёнка ничего настраивать не надо, у него и так всё работает как нужно. Я думаю, что детям до года нужно показывать карточки просто для набора энциклопедических данных и для этих целей прекрасно подойдут любые печатные материалы и в разумных количествах. Постепенно с ростом ребёнка количества можно увеличивать и удобнее всего перенести их показ на компьютер или телевизор. Я сильно сомневаюсь, что 5-10 минут просмотра экрана в день могут нанести какой-то вред годовалому ребёнку. Бывают семьи, где техника вообще под запретом, но таких единицы, всё равно мы смотрим телевизор и пишем вот статьи всякие. Дети, конечно же, всё это видят и хотят нам подражать. Моему сыну полтора года. Он давно умеет включать телевизор, компьютер и даже любые попавшие в цепкие лапки телефоны. Более того, он и на телефоне может сам загрузить детскую игрушку и поиграть, благо в телефоне у меня детские игры, а не голые тётки. Это я к тому, что раз уж хочет что-то посмотреть, то пусть уж смотрит что-то полезное и доброе.
Извините, отвлеклась. В любом случае, карточек понадобиться не мало. Где же их столько взять? Для тех, кто предпочитает печатные издания, но нет возможности распечатывать самостоятельно, могу посоветовать карточки по методу Домана от Wunderkind Baby – прекрасное качество и разные форматы, «Мир на ладошке» от Умницы, также можно насобирать на просторах интернета и воспользоваться услугами фото-ателье, не трудно найти такие, где стоимость фото 10*15 около 2-х рублей. Тем, кто не боится «голубого экрана» рекомендую посетить проект Елизаветы supermom.ru, у нее с миру по нитке собрана огромная библиотека, еще мне очень нравятся презентации на DVD от Wunderkind Baby. Об этих изданиях можно почитать в интернете. Так же можно воспользоваться программой PowerPoint и изготовить собственные презентации на любые интересные Вам темы. Лично я показываю и печатные карточки, и компьютерные, и телевизионные. Мой малыш не сильно любит эту «игру», сказывается моё не нормальное рвение при прогоне курса математики и чтения по Умнице. Решение, что именно посмотреть сегодня, принимаю, исходя из его настроения на момент занятий.
Теперь рассмотрим занятия в школе Шичида по порядку.
Дыхательные упражнения и «шар энергии». Про пользу дыхательных упражнений думаю нет смысла говорить, а вот к «шарику энергии» у наших родителей возникают вопросы. Я лично уверена, что «что-то такое» всё же есть в нашей жизни и если я этого не умею, то это совсем не значит, что не умеет мой ребёнок, так почему бы и нет. Никакого вреда это упражнение нанести уж точно не может, так что мы собираем энергию в шарик и моему малышу эта игра нравится. И еще это упражнение очень помогает настроится на остальные игры. Как, например, Вы же поёте малышу песенку на сон, вы расставляете баночки с краской прежде чем начать рисовать, так почему бы не проводить подобную настройку и перед Вашими занятиями по Шичида. Также соблюдение любого ритуала дисциплинирует и помогает малышу высказать свои желания. Когда мой сынок хочет заниматься, он сам тащит коврик, который мы используем только для Шичида игр или ходит и изображает, что катает тот самый «шарик».
Упражнение для лёгких. Когда я представила, как буду делать бумажных балерин, меня аж дрожь пробрала. Тогда я пошла в швейный магазин искать замену и купила набор декоративный перьев. Но мой мальчик отнёсся к ним очень настороженно и даже брезгливо и дуть на них отказался. Тогда я предложила ему флейту, а потом детские праздничные дразнилки (дуешь, а она раскатывается, как язычок, не знаю, как она называется). Эти игрушки ему понравились и мы теперь пользуемся только ими.
Если Ваш ребёночек старше 2-х лет, то после разминки показывайте ему флеш-карточки, если совсем маленький, то показ карточек можно перенести в середину или конец занятия.
Упражнение на воображение. В школах Шичида наверняка этих «динозавров» тьма-тьмущая и они могут каждый день давать детям нового. Мы с моим веретеном достаточно воображаем в течении дня, так что эти занятия мы пока пропускаем. Детям постарше, думаю, можно предлагать для развития фантазии любые картинки и вместе сочинять по ним истории.
Тренировка экстрасенсорики. Очень рекомендую это упражнение хотя бы из тех соображений, что развитая интуиция никому еще не вредила. Тут я придумываю разные игры. Две картинки с мышкой, под одну прячем кусок сыра, два дерева, за одно «залетела» пчела и т.д. – пока не угадывал почти не разу. Беру два магнитика – красный и жёлтый, один загадываю, щупаю малыша и прошу угадать – тут дела гораздо лучше, гораздо чаще угадывает, чем нет. У нас есть парные картинки с геометрическими фигурами (красный треугольник, синий квадрат и т.д.) прячу одну в конверт, а перед ним раскладываю несколько вариантов. Даю потрогать конверт и прошу показать, какая фигура там спрятана – тут тоже результаты отличные. Я не могу с уверенностью сказать, но все вещи в мире имеют свои свойства и вибрации, что ли, назовём это так. Равномерно окрашенная четкая фигура скорее всего даёт четкую же вибрацию или тон, а «картинка с домиком на лесной опушке в окружении лютиков и фиалок» даст целую симфонию звуков, полутонов и еще чего-нибудь. Это мои догадки, но для меня они объясняют успехи моего сына с однотонными простыми фигурами и не успехи с пёстрыми картинками. В любом случае мы в эти игры играем и они не надоедают.
Запоминание образов. Я накачала с интернета кучу парных картинок «найди отличия». Показываю одну, спрашиваю: Запомнил? Потом показываю обе и узнаю, какая была сначала. Тут главное самой не перепутать, так как ребёнок угадывает с точностью в 80%. Мандала – это узор из геометрических фигур разного цвета (например синий круг, а внутри желтый ромб). Вам понадобиться цветной образец и ч/б дубликат с контуром для раскрашивания. Показываем цветную картинку, прячем, выдаём крохе контур и мелки и просим повторить. Обе эти игры безумно нравятся моему мальчику.
Тренировка музыкальной памяти. Этот талант нужен безусловно не только будущему скрипачу, но и любому человеку. Я хочу, что б мой ребёнок мог различать Шуберта и Баха, стрёкот кузнечиков и жужжание шмеля, рокот двигателя дорогого спорткара и тарахтение отечественной посредственности, качественную музыку и попсу. В мире безумное количество звуков и я хочу, что б он их слышал. Я долго искала хоть что-то приемлемое для развития слуха, пока не натолкнулась на программу «Маленький музыкант». С подробным изложением о ней можно ознакомиться в моём посте «Методики раннего развития BrillKids», он находится в разделе «Полезные ссылки (ресурсы, блоги, материалы для раннего развития)». Не буду повторяться. Эта программа нас покорила и теперь за нашу «музыкальную память» я спокойна.
Обучение скорочтению и счёту. По математике мы прошли, и весьма успешно, курс Умницы. Так что сейчас я ограничиваюсь показами цифр и количеств где придётся – на номерах домов, кабинетов, на деньгах, на коробках конфет. Иногда делаю презентации с примерами в PowerPoint. До скорочтения руки пока не дошли – планирую заняться этим вопросом в ближайшее время, наверняка можно найти какие-то готовые и качественные пособия. Если кто-то знает о каких-то интересных материалах, очень прошу поделиться!
Сетка памяти. Для этого я использую обычные советские лото. Показываю образец и выдаю сыну картонку с пустыми квадратиками и карточки с картинками. Он должен по памяти разложить картинки.
Цепочка памяти. Вы показываете ребёнку пять не связанных между собой картинок и придумываете абсурдную историю. На следующий день к этим пяти добавляете еще пять и история продолжается, на следующий день еще. В теории ребёнок должен запомнить всю последовательность. Я думаю, что эта игра будет более интересна детям, которые уже говорят и могут эти истории придумывать сами. Меня же пока хватает на 5-10 картинок, потому что чаще всего мой кроха смотрит на меня с подозрением, когда я ему всё это озвучиваю. Но я, конечно не унываю, всему своё время. Я стараюсь делать так – где-то в начале занятия раскладываю, озвучиваю и сразу убираю, а по конец достаю опять и прошу его помочь мне сложить последовательность. Так я могу убедиться, что старалась я не зря. Или зря. Раз на раз не приходится.
Ещё мы собираем (пытаемся) паззлы из 2 – 3 частей, разглядываем тематические картинки (например, виды Москвы), играем в «найди пару». Каждое занятие материал я меняю, как, собственно, и виды игр. Вооот….. J
Ну и напоследок еще пару советов:
Когда Вы решились начать заниматься по данному методу, следует провести тщательную подготовку – определиться с флеш-карточками, распечатать побольше картинок, поискать материал в окрестных магазинах, найти музыку с альфа - волнами. Определите для себя место в доме где вы будете заниматься и найдите какую-нибудь особую подушку или одеялко, что бы малыш знал, что это для Вашей игры. Мы стелем на полу коврик и сооружаем «трон» из длинной подушки для кормления, а все заготовки для игр я кладу сверху на полку, что бы пупс их не видел раньше времени. Подули в дудку, спрятали, показали картинки и тут же прячете, по мере возможности, или обратно на полку или под коврик. Каждая игра должна длиться 1 – 2 минуты. Начинайте с небольшого набора игр – если ребёнок не сбежал после трёх, на завтра предложите ему 4. Сначала все игры должны быть самыми простыми – увидели, что он может разложить 4 картинки подряд, давайте 5, смог угадать спрятанную фигуру из 2-х, пусть попробует их 3-х. Но не забывайте, каждый день все материалы должны быть разными, иначе малышу всё это быстро наскучит.
Будьте готовы к тому, что не всё будет получаться сразу, что ребёнок может устанавливать свои правила игры, что он будет уползать или рвать Ваши творения. Ко всему относитесь спокойно. Безусловно, наилучший результат можно достичь при систематичном подходе, но маленькие дети меняются каждую неделю, то хочу, то не хочу – это известно каждой маме. Старайтесь не перегружать его и ни в коем случае не заставлять что-то делать. Я узнала о методиках раннего развития, когда сыночку был почти год и практически помешалась. Три месяца я заставляла практически силком моего малыша учиться, учиться и еще раз учиться! Не спала ночами, психовала и похудела на несколько кг (это при том, что нормальный вес у меня всего 45!). Не стоит повторять этот мой опыт. Методика Шичида очень щадящая, Вам нужно просто провести серию игр в любое удобное время. Нет ничего страшного, если вы пропустите день или неделю. Поверьте, Ваш ребёнок ничего не забудет и сам будет просить «эту игру». У меня всегда наготове лежит набор игр и выбрав удачный момент, мы занимаемся, не сложилось этого момента сегодня – ничего страшного, ведь мы сегодня уже танцевали, рисовали, занимались английским, катались на бублике, смотрели на трактор и собирали из Лего самолёт, а ещё надо приготовить ужин, искупаться, поймать кота и переделать ещё кучу других важных дел, каждое из которых само по себе является бесценным уроком для малыша. Играя с маленькими детьми Вы можете также столкнуться с проблемой, что ребёнок элементарно не может понять, что Вы от него хотите. Экспериментируйте, подходите с другой стороны, меняйте правила или отложите эту игру на 2 недели. За этот незначительный для взрослого человека срок наши детки совершают гигантский скачок в развитии.
Как завещал кто-то из мудрых – «Путь в тысячу миль начинается с одного шага». Так что запасаемся терпением, фантазией и за дело! Ничего не бойтесь, доверяйте своему сердцу и своему крохе.