Рисование с маленькими детьми
Рисуем вместе с дочкой...Впечатления и понимание через призму прочтения статей А.М. Цвелика и книги Марины Озеровой
О том, что так давно хотелось написать...
Всем доброго времени суток, уверена, что неравнодушных мам к такой теме, как рисование, практически нет. Но вот насколько по-разному происходит этот творческий процесс в каждой семье, мне даже представить сложно. Я буду очень рада вашим комментариям. Начну издалека..
Когда-то давно, когда мне было всего 10 лет, родители не спрашивая, отдали меня в художественную школу, уроки в которой проходили после общеобразовательной примерно 2-3 раза в неделю...прошло столько лет, а я как сейчас помню скрип тяжелой открывающейся двери в художку, запах в каждом кабинете, очередь в маленький тесный туалет ,чтобы поменять воду в банке на чистую, наклонные парты, старые очень много повидавшие, мольберты, помню кабинет рисунка...немного полутемный с серыми стенами, кабинет живописи на солнечной стороне здания с очень подходящими ему персиковыми тонами на стенах, маленький кабинет композиции, густо пропахший гуашью, просторный кабинет для еще какого-то предмета и подвальную мастерскую, где мы лепили из глины и потом отправляли свои фигурки в огромную печь, стоявшую там же. Помню даже странную маленькую комнату, где я была всего раз, там еще ниже, чем подвальчик для глины, прятался кабинет для гравюры. Помню шуршание плотного ватмана, замятые уголки, большую папку из фанеры, которую сделал мне папа. И рисунки рисунки...под кроватью, на шкафах...тугие рулоны формата А1, тонкие папки с акварельной бумагой и вечная нехватка белил в коробке с гуашью..Все эти воспоминания навсегда в моем сердце и, конечно, первые успехи, любимые рисунки, учителя, плэнеры..эта жизнь в художке очень отличалась от школьной жизни...там мы, подростки, словно преображались...только сейчас, спустя годы я понимаю ,что только там в длинные часы тишины и внимания к постановке, к пропорциям мы были самими собой. Словно открывались душой навстречу искусству, чувствовали себя в гармонии вслед за движением кисти или карандаша. Сколько забавных историй пряталось в этих стенах, сколько настоящего неподдельного счастья и искренности было в этих годах учебы. Я всегда буду благодарна родителям за то, что я рисую.
..в годы художки мне очень хотелось посещать и музыкальную школу, которую посещали многие мои школьные подруги, а в доме, где мы жили этажом выше проживали две девочки постарше меня, которые как раз занимались в музыкальной школе и в их комнате (прямо над моей) стояло фортепиано, которому, надо сказать пришлось несладко....порой очень агрессивные выплески эмоций на клавиши будоражили всех соседей, но случались и удачные дни и в эти минуты я стояла, затаив дыхание, выключив свет и словно дышала этой музыкой, так мне нравилось. А приходя к моей лучшей подруге, тоже счастливой ученице музыкальной школы, всегда просила ее немного поиграть...и так мы сидели..она играла на фортепиано, а я тихонечко слушала и наполнялась этой музыкой..
Что касается моих родителей, то мама никогда не любила мои работы, критичным взглядом оценивала все, что я приносила из художки...конечно, мне было очень больно и обидно, она не говорила, что ей не нравится...просто смотрела так..что все было ясно.А однажды мне просто стало все равно...или мне так казалось.
Даже сейчас какой-то сухой комок подкатывает к горлу, вспоминая подарки недавних лет, когда я снова видела тот же взгляд и нарисованная мной с большим старанием и любовью, оформленная в багет картина пряталась подальше в шкаф...Мне сложно осознать ,как самый близкий человек может так критично относится к творчеству собственной дочери, конечно были рисунки, которые по словам мамы, ей нравились, но я почему-то не верила в это. Зато она очень гордилась моими школьными успехами, всегда дает мне очень дельные советы, к которым я прислушиваюсь, помогает в любых ситуациях, безумно любит свою внучку.
А папа...вот к кому я всегда бежала ,чтобы поскорее показать! и он с таким удовольствием смотрел, словно рассматривал каждую деталь..спрашивал, интересовался, часто просил рисовать то, что ему нравится...деревню, в которой он вырос, людей, лица.. Вот, кто вешал мои работы на даче и у себя на работе, кто беспокоился о том, не нужна ли папка побольше и всего ли хватает в плане оснащения материалами...
После рождения дочки я задумалась о том, с чего начать в нашем рисовании, как придти к правильному выбору и не сомневаться в нем, как постараться не упустить время. Не так давно я написала вот такой пост, который называется Акварель моей души, он появился после моего знакомства с дневником Александра Михайловича Цвелика, арт-терапевта из Самары, преподавателем живописи и вальдорфским педагогом.
Так в нашей жизни появилась акварель, долгожданная и настоящая. А еще появилась я сама. Проснувшаяся не от усталости находить,копировать и печатать материалы по Шичиде, а наполненная вдохновением от давно забытого, но такого родного. А начала я с подарков ко дню рождения и покупок таких манящих нераскрашенных деревянных фигурок, которые так и манили этой безликостью, позволяя мне выплеснуть всю энергию, которая так долго пряталась. Я снова почувствовала эту необыкновенную свободу внутри, наполнилась вдохновением собственного творчества. Словно окутывая теплой вуалью, кисточка дарит фигурке цвет и фактуру мазка..какое удовольствие наблюдать эти тонкие древесные круги под кистью, смотреть как они незаметно проглядывают под первым покрытием, сколько гармонии на душе от результатов ... Как сладко кончики пальцев пропечатаны краской, а тем временем под рукой уже первая удавшаяся фигурка... Как я скучала по этому запаху гуаши, как ново и приятно знакомство с использованием пищевых красителей в раскрашивании фигурок, которые таким нежным редким перламутровым переливом скользят по дереву, оберегая его истинное лицо от плотности покрытия, заполняют периливами цвета.
Заказала вот такие деревянные фигурки в Лукоморье (раскрашенные мной выложу завтра)
Вместо тигра shleich, которого дочка просила давно в качестве продолжения коллекции ,а покупка как-то откладывалась я решила нарисовать вот такой эскиз (на основе понравившегося немецкого Oschteimer), перед этим чоень долго искала "своего" мастера на сайте Ярмарка Мастеров, было сложно, так как тут нужен очень индивидуальный подход, но в тоже время демократичная цена, а все те, кто делает недорогие деревянные изделия для детишек очень сильно заняты заказами или предлагают простецкую плоскую фигурку, на скорую руку, выпиленную лобзиком, что мне категорически не подходила. И я нашла моего чудесного мастера и вскоре получила долгожданную фигурку на почте, а потом..наслаждение творчеством))
Мною был выбран верхний тигр из липы.
Я уже жду новые фигурки по своим эскизам
О продолжении моего творческого начала как-нибудь в другом посте, а теперь, наконец-то об именах в заголовке поста.
И хоть начала я с Александра Цвелика ,все-таки вернусь к нему в завершении поста, а начну с Марины Озеровой. После прочтения А.М. Цвелика, я в общем-то не нуждалась больше ни в какой информации для размышления, но известность этой книги еще в прошлом году заставила меня приобрести ее и я начала читать.
В самом начале в предисловии от автора, Марина Озерова говорит о том, что "спустя много лет, с педагогическим образованием и опытом работы, я пришла к мысли, что вместе с ребенком нужно учить рисовать и родителей"(с)
Далее будет много выдержек из книги, поэтому весь текст я возьму в скобки.
Марина говорит о том, что "ребенок изображает свое эмоциональное состояние, а не предметы, рассказывает как влияет рисование на развитие ребенка.
Подчеркивает важность создания новых образов, в контексте развития интеллектуальных способностей,
развитие воображения в рисовании-способность мысленно представлять зрительные картины,
проговаривание во время рисования для развития речи,
а также умение наблюдать объект, что очень важно для развития восприятия в детском возрасте.
Последний фактор-зрительное восприятие очень важный, от него зависит представление и передача зрительного образа. Восприятие связано с предметными действиями и объект воспринимается благодаря всестороннему изучению его доступными средствами, поэтому так важно знакомиться со свойствами вещей в деятельности и накапливать запас представлений-образов.
Подробно представлены особенности развития зрительного восприятия каждого периода возраста (младенчество, от 1-3, 3-7, 7-10, 10-16 лет)
Описаны этапы зрительного восприятия, необходимость осязательного и двигательного представления о предмете для получения представления о нем.
Мне очень понравилась глава о формировании зрительного образа, где говорится о важной роли сенсорного опыта.
Чем больше динамических картин окружающего мира видит ребенок, тем богаче зрительный образ. Здесь же Марина говорит о недостатке различных методик обучения ребенка по дидактическим карточкам-отсутствии взаимодействия их с окружающим миром, пустой сенсорный фон.
Здесь же критике подвергается компьютер и телевизор, мультфильмы. Просмотр телевизора-нефизиологический для нашего зрения процесс, в 1 секунду на экране мелькает 24 кадра, а за 10-минутный фильм получается огромное число , которое мозг попросту не успевает критически обработать и образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Поэтому так важно для полноценного развития уделять больше времени рисованию лепке, теневым представлениям.
Что касается книжных иллюстраций, то здесь важно помнить о том, что рисунок для ребенка - это эстетический эталон.
...например в нашем опыте был жуткий период книжек картонок до года с пластмассовыми глазами в центре книги, компьютерными иллюстрациями, от которых меня сейчас бросает в дрожь, а дочка очень любила до года смотреть эти книги издательства проф-пресс, а все дело в том, что она просто любила книги, иллюстрации, а качество их уже зависело от меня. Я очень рада своевременному знакомству в очень качественными книжными обзорами на bb и тому, что с года дочки мы полностью обновили библиотеку и она пришлась по вкусу маленькому книголюбителю, а выбор мамы стал невероятно тщательным и осознанным. ...
Игрушки, по словам Марины, являются для детей вымышленными персонажами и сказочными героями, дети прочно запоминают образ того, с кем играют? поэтому достоинство игрушки в том, что она позволяет манипулировать ею, а не манипулирует ребенком сама. Поэтому Марина обращает внимание на антропософские куклы с нейтральными выражениями лиц, на максимально обобщенных животных в том же стиле. И еще важный пункт-спокойный и позитивный образ игрушки.
Далее автор приводит список игр:
-на формировании у детей целостного образа предмета (напр. пазлы, головоломки)
-совершенствование зрительного анализа (напр. теневое лото, игра "найди пару", поиск отличий)
- развитие зрительной памяти (напр. игра что было)
- формирование зрительного образа (напр. волшебный мешочек, что на что похоже)
После главы "открытие детского рисунка" следует описание стадий развития детского рисунка от каракулей до правдоподобных изображений.
В книге много говорится о том, что чем естественней происходит формирование рисунка, тем лучше для интеллектуального развития ребенка и не нужно мешать ни на каком этапе, а тем более показывать как надо или не надо рисовать, нужно просто пустить все на самотек, при этом, обеспечив, комфортные условия рисования.
Рисование для малыша-наглядный результат взаимодействия с миром, факт собственного существования в данном пространстве.
Марина советует поначалу предлагать ребенку один цвет, целая палитра все равно не будет задействована. Самым удобным материалом автор называет гуашь и пастель (напр. масляная) -самая толстая, чтобы легко обхватить кулачком, а фломастеры лучше не давать раньше 6-7 лет.
...мне очень нравится в книге, что почти после каждой главы идут вопросы к автору и ответы на них, например приведены ответы вот на такие вопросы: "Вы не рекомендуете учить правильному захвату ,а если ребенок так привыкнет держать карандаш, ведь потом не переучишь?" или "ребенок не проявляет интереса к рисованию, в чем причина? и продолжать ли предлагать?"...
В описании периода бесформенных изображений.автор акцентирует внимание на поиске ребенком смысла в рисунке, а также смена его на желание изобразить что-то конкретное. Ответы на вопросы родителей, к примеру "Вы не рекомендуете использовать раскраски вообще, как ребенок подготовит руку к письму?", "Во время рисования я пытаюсь разучить с ребенком названия цветов, но он их все время путает. Ему почти три года, но до сих пор не различает даже основные цвета. Это нормально?"
Ответ мне очень понравился, правда он не совсем походит для сообщества раннее развитие, но может заставит кого-то сесть и задуматься. Как-то я уже писала о внимательном отношении к своим занятиям с ребенком и что немаловажно осторожности в этих самых занятиях, после этого поста с тонким намеком на мою неправоту и нелогичность посыпалось несколько постов в категорию Шичида метод. Мне жалко, что девочки, у которых я сама училась когда-то и перенимала опыт, не захотели меня услышать. Здесь, внутри этого поста, я позволю себе еще раз добавить цитату, которая напугала меня, заставила задуматься и остановиться в какой-то момент, перестав эксперементировать над собой и собственным ребенком.
Вот она:
"В течение первого семилетия человек направляет свои душевно-духовные усилия на формообразующую деятельность в отношении своих внутренних органов, которая началась в период внутриутробного развития и продолжается приблизительно до 6-7-летнего возраста. И если в этот период родители или воспитатели ребенка способствуют его ранней интеллектуализации, то, силы на эту интеллектуальную деятельность, которая в первом семилетии еще не является обусловленной уровнем психического и физического развития ребенка, отвлекаются как раз из этой формообразующей деятельности".
А теперь, снова Марина Озерова: "Забудьте о том, что в три года ребенок "должен" что-то знать. Сейчас самое время внимательно рассматривать окружающий мир, а не заучивать определения. "
После главы с подробным разбором изображения человека, автор отвечает на следующие вопросы: "Наш ребенок не прошел стадию головоногов, мы сразу научили его рисовать человека со всеми частями тела. Ему почти шесть, но он до сих пор рисует этого человечка без изменений. Как быть?", "Вы говорите, что головоногов ребенок рисует уже в три года. Нашему четыре, до сих пор только каракули. Это нормально?", "Вы не рекомендуете показывать ребенку, как рисовать человека. А если ему показывают друзья в садике?" и многие другие ответы на вопросы..что делать ,если ребенок рисует молча, у детей рисующих вместе все время одинаковые картинки , ребенок рисует молча, почему нельзя говорить ребенку о неправильных пропорциях в изображениях, есть ли смысл учить ребенка рисовать с натуры, как мотивировать подростка к рисованию, что нужно делать, если ребенок получает плохие отметки за рисование, при этом очень любит рисовать, не помешает ли рисовать дома абстракции при обучении в школе, где нужно изображать конкретные предметы...
Далее Марина описывает приемы и техники рисования с детьми, освещая темы: Когда начинать рисовать, чем?, выбор материалов для каждого возраста ребенка, как организовать рабочее место ...и подбирается к теме "как заниматься с ребенком рисованием, не умея рисовать", почти все они абстрактные по сути (напр. смешение цвета, поиск нового оттенка или нестандартные задания на ощущения), то есть автор книги не предлагает рисовать ничего конкретного, чтобы не навязывать ребенку различные шаблоны.
Очень полезно почитать о том, как мотивировать ребенка к рисованию, как правильно реагировать на рисунок.
Очень и очень много идей для расширения инструментов для рисования, ассортимента художественных средств, фактур, исследования свойств красок и возможностей кисточек. А также целый список того, что можно рисовать, как превратить в занятие все вокруг, различные темы для занятий, преодоление страха перед ошибками, а в заключении интерпретация детского рисунка."
Вот такое получилось описание книги, уверена, что очень многим захочется ее прочитать и не раз, с карандашом в руке. Она заняла, несомненно, достойное место в моей библиотеке родителя, но в некоторых вещах, я буду не столь фанатична к Марине Озеровой и приведу очень ценные, на мой взгляд, цитаты из статей Александра Михайловича Цвелика, благодаря которому я узнала также о Вальдорфской методике и поменяла свое отношение и направление в нашей жизни и наших занятиях с дочкой. Более полная информация вот здесь, а я приведу основные цитаты.
Для начала самая важная, по-моему мнению, статья:
1.Чтобы цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен,красив, дышал и переливаться."
2. Чтобы кисточка была "по руке", была достаточно широкая, упругая, и чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой. Лично я предлагаю плоские кисти, щетинные, ШИРОКИЕ, номер 20-22. Да, да! Никаких беличьих и остреньким кончиком круглых кистей ребенку не нужно для того, чтобы почувствовать краску!
3.Нужно, чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже грязных) кюветочек в пластмассовой коробке. И вобще, в большом количестве красок можно голову потерять... В стандартных коробках их СЛИШКОМ МНОГО, и в них нет там никакого ясного порядка - случайный набор цветов.
Те материалы, которые получают обычно дети для рисования, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ для живописи. Это подменные, третьесортные эрзацы, которыми и мастер ничего толком сделать не сможет. Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый молоток - от настоящего. Гвоздя им не забьешь.
Вы видели хоть одного серьезного художника, который работал бы таким набором, который предлагается детям? Набор не пригоден, это - фальшивка, сделанная по принципу - "идиоту все сойдет, а ребенок - идиот".
"Вы не правы! - закричит иная мама. "Я не считаю своего ребенка идиотом, он для меня - всё! Я уважаю его, как личность! И я пошла с ним в художественный салон, мы купили ему самые дорогие, самые лучшие краски и кисти, бумагу, мольберт! Вы воображаете, что во всем разбираетесь! А мы советовались с продавцом, там работают специалисты, и они уж знают, что нужно художнику - не какие-то там ваши щетинные кисти! Теперь он ходит в студию раннего развития, и его рисунки уже взяли на конкурс!" -
Бедная мама... Она не видит в своем ребенке того, что ему КАК РЕБЕНКУ, требуется, а видит фетиш, которому надо поклоняться, и приносить дорогие жертвы. А ему надо дать не то, что нужно мастерам-специалистам - но и не эрзац-материалы, а ТО, ЧТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРЫ И ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА. Ему хотелось бы поиграть в цвет - а его муштруют сюжетами и формами, не давая насладиться переливами, красотой и волшебством цвета! Ему "прививают навыки и умения" - исподволь подсовывая дрессуру и шаблончики в "занимательной форме, конечно - во все "занятия" - вместо того,чтобы позволить получить ПОЛНОЦЕННЫЙ опыт восприятия игры. Ибо игра есть единственный путь развития ребенка, его уже подвергают обработке и "прививкам".
Можно было бы развести растворы красок, полюбоваться, поставив их на свету, какие они красивые, прозрачные! Покрасить в разные оттенки лоскутки ткани, повесить их на окне сушиться - порадоваться, тому, что получилось...
Или покрасить оттенками акварели лист бумаги, а потом свернуть из него фонарик, и вечером, поставив внутрь свечку, погрузиться в это волшебство цвета...рассказывая сказку на ночь...
Ему купили скрипку Страдиварри, но не сможет ли он на ней играть? А нужен то был всего лишь набор из красок из трех- шести колокольчиков - но настоящих, звонких, а не пластмассовых фломастерных имитаций..
.Вы ведь знаете :
4. Сухой лист бумаги в предлагаемых "альбомах для рисования" сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить тотчас размокает, раскисает до дыр, верхний слой задирается.
5. Тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать основу поверхности, бумаги, быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге.
(Цитирую из переписки мам: "Вот и с кисточкой у нас не сразу получалось,нажимает как на карандаш,а ведь надоне нажимать,кисточкой, аручку на весу держать, чтобы по бумаге не чирикать железкой :-) Все это развивает ребенка... ) - Только не развивает его, а мама сидит рядом и напрягает - "не ширкай железкой, не дави, неправильно делаешь, держи руку на весу..."
Вместо этих вливаний в голову надо просто дать подходящий инструмент, чтобы ребенок его чувствовал, и инструмент сам подскажет - упругую щетинную плоскую кисть, шириной 20-22мм.
6. Рисующему хочется порадоваться цвету - а для этого нужно накладывать большие плоскости цвета. - Небо, вода...(Они-то и есть самые красивые...Так хочется яркого, сочного! Пылание заката, голубизну небес...Переливы зелени...) Но тут совсем беда: На мягкую кисточку из красок-"таблеток", жестких, - цвет или никак не наберешь, - или, наоборот,когда краски размокнут - попадает куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается. А тут еще бумага капризничает - то слишком сухая - и у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь - и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка, - грязь, гадость...
"Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей! " говорит внутренний голос. Но вас обманули... Вам просто подсунули негодные методы и инструменты, и вы поверили...
Материалы, которые обычно покупают детям, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ, или последнего - т.е. второго - сорта! Они НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок).
Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ великим МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, предусмотрительности на каждом шагу...
ЧЕГО НЕ НАДО ХОТЕТЬ ОТ ДЕТЕЙ, НО ЧЕГО ХОТЯТ ОТ НИХ ВЗРОСЛЫЕ
Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет- "ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?" - спрашивают они. Можно ответить -я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще,и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там - прозрачнее: стало свежо и прохладно. Для этой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ,жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению. Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не подойдет плотная, кроющая - гуаш иь.Такая подготовка "кухни" цвета Такая "кухня" цвета дает "распробовать", и подняться над штампованым бескультурием "елочек" и "цветочков" гос.садика и "уроков рисования" начальной школы. Насаждается ложный метод - так называемое "рисование"- малевание условными формами и шаблонными цветами: зеленая травка, голубая водичка... Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись - это не раскрашенные в "НУЖНЫЕ" цвета контуры предметов!
К творчеству отношения все это "обучение"не имеет. Основа этой "образовательной" дяетельности - сбор средств с родителей за временную сдачу детей на пребывание в кружках. А на деле- дрессировка и натаскивание на стандарт, убивающая собственную фантазию и творчество, веру в себя.
Сколько детей ходило в кружки, чтобы сказать: Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ. И навсегда отложили краски, решив: Я БЕЗДАРЕН. Им предстояло жить с этим обманом..
Мне возразят, скажут - в студиях есть результаты! - КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так "учили-мучили", как у нас!.
Учили С РУК, и сначала ученик просто ТЕР КРАСКИ, разводил и пробовал их наносить, подобно тому, как это делают дети на фото внизу.
Ученик вначале просто знакомился с красками, встречался с цветом и - волей-неволей, растирая краски, нанося фоны - играл с ним....Сотни живописцев взросло в этих школах, тысячи картин вышло из их рук... Только загляните на сайты Италии - все в ней дышит живописью... Стены, мебель, ковры... Картины, краски везде...
----------------
Ребенку вначале нужны податливые материалы - как молоко, а еще не твердая пища младенцу. Податливая, но не до такой степени, чтобы "уносить его мозг". Податливость, позволяющая осмысленно играть материалом, а не бороться с ним! Играть, постепенно им овладевая! И нужен пример взрослого - который поможет организовать КУХНЮ, на которой готовится театр цветов....
Посмотрите здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=K0n1RSl-u |
http://www.youtube.com/watch?v=kwj10zGmd |
Влажный лист, приготовленный к работе, ровно накатанный на столе, охотно принимающий на себя яркие - но не кричащие - прозрачно-играющие полужидкие , заранее разведенные акварельные краски, играющие плотностью и прозрачностью тона...
Совершенно противоречит этой полноценной встрече с цветом, когда задаются сюжеты, ставятся постоянно вопросы о предметах (А что ты тут нарисовал?!). С другой стороны - если предлагаются жесткие, непрозрачные, кроющие, резко-формообразующие материалы - гуашь, акрил.. Или фломастеры - кричащие цвета, острые линии, резкие пятна.
Посмотрите, наверняка вам знакомы примеры этого студийного и детсадовского "высокого творчества"...
Почувствуйте разницу...
А вот и образцы для подражания, от мудрых педагогов. Первый - из руководства для дет.сада. Богатство фантазии поражает. Квадратная голова детям гарантирована....
СТОРОННИКИ "СВОБОДЫ ДЕТСКОЙ ФАНТАЗИИ"
В чем же дело? Может, не надо тогда усложнять, вводить какие-то процедуры? Как это делают в некоторых студиях - просто дадим краски, а еще лучше - ведра с краской, пусть поливаются, мажутся... По-американски - "Да здравствует, дескать, свобода творчества!" Пусть и знакомятся, мажут - обои, себя, старую машину... Только это не свобода. И не игра.Это, как теперь говорят - "вынос мозга".
Представьте: вы приводите ребенка 2-4 лет на кухню, и распахнув шкафы, говорите: "Вот мука, зерно, макароны, яйца, тесто. Знакомься со всем этим, и начинай - пеки пироги, торты, вари себе суп - и кушай на здоровье! Твори, проявляй свою детскую фантазию!" - а потом разворачиваемся и уходим заниматься своими делами. Не страшно?
- Но именно так поступают сторонники "свободы" с цветами! Они ОТСТРАНЯЮТСЯ.
На самом деле этим "светочам свободы детской фантазии" просто нечего дать детям,кроме наркоза отлетного головокружения, то что называется "оторваться по полной", Они также.как и сторонники квадратно=гнездового обучения, ничего не знают о том, что нужно ребенку. Они судят "от своего пупка", как и те, которые делают академиков в коротких штанишках. Ни тем, ни другим не приходит в голову, что надо исследовать не свои позывы и потуги из детей сделать что-то, что хочется ИМ, а смотреть и изучать ПРИРОДУ РЕБЕНКА. Да и зачем ее изучать, если создав маркетинговый ход, и моду, можно спокойно крутить свой "педагогический лохотрон".
Природа страдает с двух сторон - как от хаоса, так и от казармы. Причина - ее незнания, суждение по себе "что мне хорошо, то и ребенку нужно". Незнание природы детства родителями - и педагогом, проталкивающем либо свой доход через шоу-развлекательный бизнес, либо вставляющий "перпендикулярные палочки" шаблонов в головы детей.
А. Гуашь, столь любимая всеми "творчесткими детскими мастерскими".(подробно о причинах этой "любви" - ниже).- Материал густой,плотный, кроющий. Цвет - константный, при разведении его водой почти не дает разницы: локален, без переливов, В отличие от акварели, почти не поддается изменению прозрачности.
Высветление тонов по технологии достигается не водой,а с помощью добавления белил, смешения с ними на палитре что требует практики и продуманного рассчета, недоступного маленькому ребенку. На листе образует сразу же густые мазки, резко сформированные по контуру, тем самым провоцируя обводку и границы, "душащие" движение цвета.
Материал по своему апредназначению - ДЕКОРАТИВНЫЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, ПЛАКАТНЫЙ, КРАЙНЕ ВЗРОСЛЫЙ. Подчеркиваю - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, т.е. подразумевает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ, РАСЧЕТ, ПЛАН РАБОТЫ, ЭСКИЗ - ЧЕТКО ПРОДУМАННУЮ В ГОЛОВЕ КОМПОЗИЦИЮ. Изрядную сноровку в работе. Все это никак не возможно требовать от детей, от начинающих. Работая с этм материалом, ребенок 1. не получает полноценного переивания освобождения ЦВЕТА из КРАСКИ (цвет гуаши всегда остается густ, он выкрашивает предметы, приучая их "раскрашивать" - чайник чайниковым, дерево - деревянным, склоняет постоянно к шаблону, остающемуся затем на всю жизнь- дерево должно быть зеленым, вода - синей.. - Цвет в гуаши не дышит и не парит над листом, он МАТЕРИАЛИСТИЧЕН. Эти шаблоны восприятия впоследствии буквально ослепляют человека - он не видит - буквально - не видит - в траве другие оттенки, кроме зеленого, в небе - кроме синего. Все эти гуашевые работы вызывают ощущение какого-то "спертого воздуха", в них как будто начинаешь задыхаться, как будто дышишь чем-то застоявшимся, затхлым...
Импровизация гуашью затруднена, из-за изрядного сопротивления этого материала. Можно сказать, материал "молчалив" - он внутренне пассивен, что хорошо дляисполнителя по задуманному эскизу, но плохо для всматривания, для поиска разнообразия воспрития... Для меня гуашь по сравнению с акварелью - как кубик Рубика из анекдота: "для высшего командного состава: Все грани зеленые и неподвижные". А ребенку от цвета нужно получить разнообразие, игру консистенций и оттенков -чтобы ИГРАТЬ и притывать его игру и переливы, ДЫШАТЬ его движениями...
Б. Фломастеры цветные. Опять же,материал, дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, не реагирующую на нажим руки.
Как правило, кричаще-яркого цвета, что бьет по восприятию и притупляет чувство цвета. И то, и другое не соответствует конституции маленького ребенка.
Инструмент почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии , что приводит к характерному"черканию"и жестко-судорожному "клешневому" захвату фломастера не кончиками пальцев, а всей кистью руки, с сильным однообразным ее напряжением. Что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть ребенка, приучает к напряженности, которая перетекает в душевное переживание процесса рисования. (Рисовать - это ТРУД - говорит тело душе.)
Попробуйте писать шариковой ручкой на листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист.Примерно так же устроен механизм зажима руки при работе фломастером.В последствии дети так же начинают писать в школе, зажав ручку. как рак клешней.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
Самые главные пыточные инструменты "урока рисования", способные
полностью отбить охоту, показав тебе ВСЮ ПОЛНУЮ БЕЗДАРНОСТЬ и
НЕСПОСОБНОСТЬ СОЗДАТЬ что-то настоящее...-
- Набор 8-12 сухих акварельных красок в одной коробочке, в комплекте с тонкой МЯГКОЙ кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.
чередь в ощущении души во всем, а не в грубой материи. (Замечу в скобках, что в гос. Системе образования очень много - и печально успешно, потому что теперь в массе это считается «детским творчеством - уделяется внимания именно рисованию с детьми плотными материалами, - гуашь, теперь акрил, приучение к жестким формам - аппликация, раскраски, склеивание, монтаж игрушек из частей - желудей, листьев… Но именно жесткий монтаж, втыкание частей по шаблону, а не пластика. При помощи материалов детей приучают мыслить рамочно, жестко и материалистически). Цвет теряя оттенки, прозрачность, светоносность утрачивает свое изначальное питающее душу воздействие. Цвета должно быть МНОГО И ШИРОКО он должен расстилаться, играть перед глазами. Много - это как раз не много разных красок разом - а один - два гармоничных цвета, с их оттенками - лучше, чем грязная мешанина из 12 цветов…
И ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДРУГИХ СТАТЕЙ:
Основной педагогический закон «Хочешь, чтобы у ребенка были хорошие привычки, работай над своими».Иными словами дети за нами все повторяют и до определенного возраста мама - их главный кумир. Хотите, чтобы формировалась душа, ставьте перед собой высокие цели, каждый раз опережая ребенка. Но нельзя давать то, чего у тебя нет. Не надо покупать краски и впихивать их в ребенка. Купите их для себя и садитесь рисовать сами. Малышу станет интересно, что делает мама, и он с удовольствием будет перенимать ее опыт.
Есть спонтанное рисование: мелки, ручка, ребенок рисует каляку - маляку. Это идет из его тела. Формируется тело - формируется рисование и по рисункам это четко видно. Пошел в рост позвоночник - рисует множество повторяющихся форм-кружочков, лесенок, не важно, что он при этом представляет - машинку или корабль с множеством иллюминаторов. Появляются башни, высокие краны и дяди с двадцатью пуговицами. Режутся зубы - рисует острые формы: заборы, волны... даже облака и деревья на картинке немного заостряются. Или вдруг появляется кораблик с окошками, где каждое из них перечеркнуто этакой снежинкой - звездочкой. Рисует то, что растет.
В это рисование взрослому ( маме, воспитателю, шаблонам и раскраскам) любые образцы «правильного рисования» подобны наложению лубков и шин на здоровое тело, вмешиваться нельзя.
Большая беда состоит в том, что взрослые сразу хотят добиться от детей, чтобы они красками РИСОВАЛИ - формы, предметы. Здесь у родителей царит величайшее заблуждение, губящее на корню детские способности к развитию. И форма, и предмет препятствуют драгоценнейшему переживанию, в котором нуждается детская душа - переживанию САМОГО ЦВЕТА, - чистого, сочного, играющего оттенками, радужного, волшебного, питающего душу ощущением красоты высшего мира. Цвет, будучи сразу же пришпилен к предметности (водичка синяя, травка зеленая… - вранье это!) загнан в тюрьму контура, спрессован в кричащую линию фломастера… загнан в непрозрачные, кроющие, типа гуаши, краски, замешан в пластилин… Цвет - это душа краски, как сказал один художник. А ребенок нуждается в первую очередь в ощущении души во всем, а не в грубой материи. (Замечу в скобках, что в гос. Системе образования очень много - и печально успешно, потому что теперь в массе это считается «детским творчеством - уделяется внимания именно рисованию с детьми плотными материалами, - гуашь, теперь акрил, приучение к жестким формам - аппликация, раскраски, склеивание, монтаж игрушек из частей - желудей, листьев… Но именно жесткий монтаж, втыкание частей по шаблону, а не пластика. При помощи материалов детей приучают мыслить рамочно, жестко и материалистически). Цвет теряя оттенки, прозрачность, светоносность утрачивает свое изначальное питающее душу воздействие. Цвета должно быть МНОГО И ШИРОКО он должен расстилаться, играть перед глазами. Много - это как раз не много разных красок разом - а один - два гармоничных цвета, с их оттенками - лучше, чем грязная мешанина из 12 цветов…
Что вы думаете о раскрасках?
Это «железный обруч» для детского рисования.
Ваши пожелания начинающим художникам?
Любить цвет и его движение. Цвет - душа краски. Форма - это застывшее, остановленное движение. Гете говорил: «учиться рисовать - это учиться видеть». И в другой раз добавил - Цвета - это деяния и испытания Света». Древняя же мудрость гласит: «Материя есть сотканный Свет. Душа же есть растворенная любовь». Это не пустословие.Начнем с того, что утверждение, что "по идее выбрать его должен сам ребенок" - это не так! - это ложное положение является источником массы бед! (Смысловой акцент у взрослого, конечно же будет на слове ВЫБРАТЬ!)
Дело в том, что ребенок до определенного возраста не в состоянии заниматься деятельностью выбора. Он не выбирает, он просто берет.
Разница чрезвычайно тонка, взрослому понять ее очень трудно, потому что взрослый почти всегда выбирает. Ребенок же живет в ЭМПАТИИ (сродстве и притяжении) к миру, его организм, его внимание открыто навстречу ВСЕМУ. Выбор же предполагает предпочтение - и, значит, сознательное отвержение некой части бытия. Для отвержения нужен инструмент отсечения. И это - сознание, которое и обладает тем самым "отталкивающим", отсортировывающим свойством. Но прежде чем отвергать, выбирать - ребенку как воздух требуется испытать и испробовать мир во всей полноте!
И ребенок, как говорили раньше, ЗАРАЖАЕТСЯ ЭТИМ ИНТЕРЕСОМ.
НО - О УЖАС!!! ЧТОБЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ИНТЕРЕСОМ - НАДО ЕГО ИМЕТЬ...
Для этого нужно
1.самому заинтересоваться для чего "это" -
2.заняться этим предметом, делом...- но для этого нужно -
3.отставить в сторону все остальные мешающие "интересы" - типа - а вот научусь сегодня рисовать, и научу завтра и ребенка - надо позволить себе ВСЕЦЕЛО УВЛЕЧЬСЯ САМОМУ этим занятием
4.чтобы позволить себе увлечься, надо перестать думать о том, что детям полезно, и начать делать то, что просит сердце - петь, танцевать, рисовать,мастерить... ИГРАТЬ.
Способ выбора очень простой! Так же, как вы выбираете. что ребенку сказать, куда пойти гулять сегодня, или надо ли ему улыбнуться? Или произнести какое-то слово? В основе этого "способа" лежит то, что ребенка на этот свет и привело - его изначальное ДОВЕРИЕ и ЛЮБОВЬ к вам, и ваше доверие и любовь к нему.- Дарение и БЛАГОДАРЕНИЕ. Не бойтесь просто взять и что-то протянуть, что-то предложить. Но не с вопросом- Хочешь вот это?" - А с импульсом ОТ СЕБЯ, ОТ СВОЕГО СЕРДЦА:"Смотри, что у меня есть! Вот здорово! А знаешь, что я (я, не ТЫ, а я, я, я, мама. родитель!) сейчас хочу сделать? Будьте впереди, будьте ВЕДУЩИМ, на шаг вперед, и за вами пойдут. ПРИМЕР И ПОДРАЖАНИЕ - волшебная палочка в малом возрасте.
Будьте рады и уверены в той "краске", которую вы выбрали ИМЕННО СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС, ИМЕННО ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА, ДЛЯ НЕГО, - и вручите ее ОТ СЕРДЦА, добавив в нее немного волшебного вещества - своей фантазии, игры, и радости. Здесь не нужен СТРАХОВОЙ полис (от слова СТРАХ) - а вдруг ребенку это не понравится, не полезно будет? - СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ.
СОВРЕМЕННЫЕ МАМЫ ПОСТОЯННО ТРЯСУТСЯ ОТ СТРАХА "СДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО, ЧТО НЕ БУДЕТ ИХ РАЗВИВАТЬ В ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ". -
ДАЙТЕ ЛЮБВИ И РАДОСТИ ПОДСКАЗАТЬ ВАМ ВЕРНЫЙ ПУТЬ !.. Позвольте себе послушать себя...
Чтобы было понятнее, представьте себе: любящий вас мужчина стоит перед киоском с цветами, и выбирает - какие же вам купить? Он же не бежит вас спрашивать - какие тебе цветы купить?? Он вас ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВНУТРЕННЕ, обнимает своей душой - и ВИДИТ, какие цветы вам именно сегодня и сейчас надо нести...
Постоянные вопросы, которые мамы задают детям "Какой сок ты будешь?" "Кашу будешь?" "Гулять пойдем?" "Тебе не холодно?" - атрофируют собственное чувство сопереживания родителем ребенка, а кроме того, приводят и его к неуверенности в себе - по родительскому же примеру! Если МАМА (а мама же знает все на свете! ) и она - не знает, куда мы пойдем гулять, а еще и спрашивает у меня... Караул.
В чем же тогда можно быть уверенным, если даже мама этого не знает? -
Конечно, я могу поделиться опытом цветовых предпочтений маленьких детей - они очень часто нуждаются в нежно-розовых тонах, и в целом для маленьких предпочтительны теплые цвета (розово-красно-оранжево-желтые, но они с удовольствием хватают также и "цвет морской волны- зеленовато-голубой - просто потому, что он очень остр, пробуждающ... ) Цвет - это ПРЕПАРАТ, это - вселенский дар, Собственно как и все на свете.
Вы же не спрашиваете, каким ласковым словом наделить вашего ребенка, или как его обнимать? Попробуйте дать и цвет так, как будто ваша душа в этот момент обнимает и целует его, вознося В ЭТОМ ЦВЕТЕ... Одевает его в этот цвет, как в волшебный плащ, как в царские райские одежды, взятые в волшебном доме радуги, сияющем и цветном. Как будто вы в раю, и дарите цветок этого цвета, со всей любовью и благоговением - к нему, к цвету - и к самой ЖИЗНИ - за возможность этот цвет видеть и им ДЫШАТЬ... И тогда все будет на своем месте... дар от сердца всегда достигает цели.
вот такой большой пост получился, в заключении напишу о том, что Александр Цвелик кардинально поменял во мне мироощущение, до прочтения его статей, я бы никогда не задумалась о критике выбора. Мне нравятся его эмоциональные, живые статьи, бьющие капслоком к самую суть, заставляющие задуматься прямо сейчас.
А Марина Озерова мне понравилась описанием зрительного восприятия и его формирования, подробным расписанием стадий рисунка, множеством идей для рисования, ответами на важные вопросы и общим впечатлением "раскладывания по полочкам", но с некоторыми глобальными вопросами я все-таки больше тяготею к Александру Цвелику, вот тут можно почитать его дневник в жж.
п.с. Спасибо всем, кто дочитал до конца! Я желаю вам найти гармонию в себе, в том ,что вас окружает, в своих мыслях. Пусть для этого потребуется время, но понять то, что нужно именно вам и вашем ребенку, поверьте, дорогого стоит. Не зацикливайтесь на чем-то одном,выбирайте лучшее на ваш взгляд, будьте пластичными в этом выборе, но твердыми в своем решении. Удачи и вдохновения;)