Научить порядку или не отучить от умения прибираться
Мои мыслиСайты для мам пестрят вопросами - криком души - «как приучить ребенка к порядку?», «надоел бардак!». Но еще больше советов: ломать характер, изъять игрушки, и тд и тп. И вот какая тенденция явно проступает - чем старше ребенок, тем более тупиковая ситуация в семье. Опять же замеченное мною - такой вопрос стоит ребром не в каждой семье, а точнее в некоторых семьях просто нет такой проблемы. Так что за секретный метод у этих семей, или дети «порядочные»?! Прочитав множество книг о «правильном» детском воспитании и психологии 0+, могу сказать, что те книги, которые отнесены мною в раздел хорошие, не дают как правило конкретных рекомендаций по типу кого и за что драть. Но в этом и кроются плюсы подобной литературы. И обычные советы пойми и прими своего ребенка становятся путеводными. Ведь в этих «порядочных» семьях обычно и другие вопросы не стоят ребром. И те, кто явно нашел виновником беспорядка ребенка, не спешат принять его, а наоборот прикладывают еще больше сил для того, чтобы изменить то, что с их же слов является характером, генами и тд. Те, кто уже категорически не согласен со мною, может дальше не читать, а просто написать о личном примере, так как дальше пойдут именно мои умозаключения.
Я просто убеждена, что дети предрасположены к порядку намного больше, чем взрослые. И еще одна аксиома для меня это то, что дети (особенно маленькие - до 3 лет) не могут лениться. Многие со мной согласятся, что часто бывает, что полуторагодовалый малыш требует положить именно на одно и то же место какую-то вещь, а обычно это то место, откуда она взята. Так почему же так не происходит со всеми вещами подряд: поиграл - убрал? Ответов много:
- малыш не воспринимает даже небольшую игровую комнату, как одно целое;
- очень быстрое переключение внимания вследствие стремления как можно больше узнать об окружающем мире, ведь за первые годы ребенок узнает больше, чем за всю оставшуюся жизнь;
- как ни банально, но даже «маленькие габариты» самого ребенка способствуют беспорядку - его ближайшее окружение (то что он видит, слышит, до чего может дотянуться ручкой) намного меньше, чем у любого взрослого, и как результат - игрушка выпала за пределы видимости, и она потеряна для малыша;
- немаловажный пункт - это важность того, что видит вокруг себя растущее чадо. Если мама с папой по ОЧЕНЬ важной причине регулярно НЕ успевают убирать свои вещи, то малыш и в этом случае будет подражать родителям.
Решение последнего пункта я вижу в том, чтобы провести в доме инвентаризацию. А именно:
- если какие-то вещи (обычно это именно игрушки малыша) чаще других просто валяются, то, возможно, их вообще может не быть. Совет прост - в пакет и подальше в шкаф, чтобы через месяц (а возможно и год) вновь появиться в жизни малыша, но как новая и интересная вещь, которую просто так не бросишь.
- вещам первой и ежедневной необходимости - почет. Подобные вещи должны быть на доступном месте и никогда не соседствовать с редкопользуемыми и вещами «прозапас». Обувь и верхняя одежда, которая носится ежедневно, - у двери, а остальная - в шкафах, в коробках, на антресолях и тд.; мыльные принадлежности на доступной полке только те, которые нужны ежедневно, а другие - в закромах.
А как помочь ребенку поддерживать порядок? Ключевое слово - помочь. Если игрушек много и даже мама не в состоянии их ежедневно убирать, то не стоит ждать этого и от малыша. Организуйте сортировку по любому принципу игрушек (по назначению, по фирме, да хоть по цвету). В этом деле незаменимы системы для хранения. В простейшем виде это могут быть даже 2-3 пластиковых контейнера большего размера, пара картонных коробок от бытовой техники и полка, до которой дотянется ребенок. О последнем примере подробнее. Если книги ребенка стоят на полке, до которой человеку еще 10 лет расти, то просто по определению это должна будет лет 10 делать мама. Вариант одной огромной коробки для всех игрух имеет только один плюс - меньше занимает места на полу. Но опять же из большой коробки дитя не сможет взять ничего, а значит и не захочет туда все обратно класть. Что еще дает сортировка. Это не скучный монотонный процесс «УБОРКИ», а именно процесс, игра, познание. Из этого вытекает еще несколько выводов. Уборка - это не работа, не обязаловка, а естественное стремление. Не надо говорить ребенку, что приберешься - получишь приз-сюрприз, а не уберешься - не получишь. Вернуть вещи на привычные места, сделать окружающую среду комфортной - это и есть для ребенка приз. Но и пускать на самотек на усмотрение двухлетнего крошки нельзя. Пусть лучше поиграет в одиночестве, пока мама закончит важные дела, но убраться мама всегда поможет, просто присутствием, подсказкой, а иногда и осуществлением всего процесса, но только с малышом, советуясь как лучше и комментируя зачем это надо.
Отрицательно здесь работают и похвалы. Раз десять за «молодец» можно и убрать, но очень скоро это наскучит. Благоприятнее будет озвучить, как хорошо, когда все вещи по своим местам, мишке не будет страшно ночью рядом с куклой, а машина ну просто обязана спать в гараже. Уже в годик ваши пояснения малыш будет понимать, а к 2 что то и сам добавит.
Помешать малышу в наведении порядка может и спешка. Отведите на это больше времени перед сном, просто в течении дня делайте уборку чаще, насколько это возможно для взрослого, убирайте после игры каждую вещь.
Продолжение следует...