Вот уже остались позади месяцы беременности - месяцы ожидания встречи с малышом и тщательной подготовки к его появлению на свет. Теперь маме с папой предстоят дни и ночи общения с крохой, исполненные, как правило, всевозможными треволнениями: достаточно ли кушает ребеночек? Как себя чувствует? Развивается ли согласно норме?
С каждым месяцем кроха растет все больше, с каждым месяцем родители наблюдают все большие изменения в его поведении, внешности и отношении к окружающему миру. Каким же малыш является пока, в 1 месяц? И что особенного происходит с ним в этот так называемый «месяц знакомства» с мамой и папой?
Режим дня ребенка в 1 месяц
Практически весь первый месяц ребеночка приходится на сон - так крошечный организм с наибольшим комфортом приспосабливается к новому, внеутробному миру. Первую неделю жизни ребенок, как правило, спит практически все время, со второй недели сон чередуется с периодами бодрствования уже более активно. И, тем не менее, 20 часов в сутки малыш спит. Период сна проходит в так называемой «позе лягушки»: кроха лежит на спинке с согнутыми в локтях ручками и раскинутыми, согнутыми в коленях ножками. Сон ребеночка имеет два периода: в глубоком сне новорожденный дышит спокойно и ровно, неглубокий период может сопровождаться сбивчивым дыханием, подергиванием ручками и ножками, порой можно увидеть, как у ребенка двигаются глазные яблоки. Следует также знать, что чихание, позевывание, вздрагивание во сне для ребенка 1 месяца жизни - нормальное явление, если таковые не сопровождаются выраженными симптомами заболевания.
С определенной периодичностью кроха просыпается, как правило, на такие моменты приходится его кормление. Кстати, в процессе кормления кроха совершенно спокойно может дремать. Периоды же бодрствования малыша сопровождаются движениями ручками и ножками, младенец, если ему комфортно, ведет себя спокойно, если же ему что-то мешает - хнычет и плачет, выказывая недовольство.
Режим дня ребенка в 1 месяц постепенно уже нужно устанавливать: желательно, чтобы кроха просыпался в одно и то же время для кормления и, соответственно, кушал. Интервалы между кормлением и сном нужно обязательно соблюдать. Важно также своевременное проведение «туалета»: ребеночка следует каждое утро умывать, чистить ему носик и ушки, промывать глазки, ручки, между пальчиками. Также важно процедуры купания совершать каждый вечер перед сном. Если вдруг ночью малыш начинает плакать, скорей всего, это будет связано с тем, что он мокрый или хочет пить.
Поскольку режим ребенка в 1 месяц предполагает его постоянное нахождение в кроватке (хоть, для кормлений и просто общения родители, конечно, малыша на руки берут), нужно проследить, чтобы в кроватке ему было максимально комфортно. Подушка новорожденным не нужна: нормальные физиологические изгибы позвоночника формируются без нее, да и риск аллергизации и перегрева с подушкой выше, нежели без нее. Помещение, в котором находиться ребенок, по умолчанию должно быть чистым и уютным, исключать возможность возникновения сквозняков и громкого шума.
Сколько ест ребенок в 1 месяц
Питание ребенка в 1 месяц обычно происходит по его же требованию: о том, что он голоден, младенец не преминет сообщить хныканьем или плачем. Учитывая же, что питание для новорожденного необыкновенно важно для нормального его развития, кормить кроху следует столько, сколько он хочет.
Оптимальным между кормлениями считается интервал в 3-3,5 часов, итого получается 6-7 кормлений в сутки. При этом специалисты советуют делать «ночной перерыв» между кормлениями в 5-6 часов, что будет залогом постепенного формирования режима для малыша.
В то же время, однако, существует и принцип, согласно которому кормлений в течение суток может быть и больше - до 10-12. Особенно актуально это для первородящих матерей: в первые дни после родов количество молока обычно увеличивается, но в случае, если роды первые, зачастую такого может и не происходить. А, поскольку естественным методом стимуляции лактации является как раз частое прикладывание малыша к груди (так называемый «ежим свободного вскармливания»), то и количество кормлений в этом случае увеличивается.
Для кормления важно выбрать правильную позу, чтобы и малышу было удобно кушать, и маме кормить. Согласно медицинским источникам, основной объем молока малыш высасывает уже за первые 5-10 минут кормления, но есть и детки, которые быстро устают и засыпают на груди. Таких деток стимулируют к сосанию, похлопывая по щечкам, вынимая сосок изо рта и опять в него вкладывая.
Важно помнить, что в процессе сосания новорожденный вместе с материнским молоком заглатывает еще и воздух, посему, после кормления необходимо дать крохе срыгнуть, подержав его столбиком.
Вне зависимости от того, сколько раз и нормально ли кушает ребенок, распространенное явление в первый месяц жизни малыша - кишечные спазмы и колики, вздутие животика. Такие состояния - последствия адаптации пищеварительной системы крохи к методу «самостоятельного» питания, результаты скопления газов в кишечнике. Предотвратить и устранить эти явления можно, давая ребеночку укропную воду или средство Плантекс (готовый препарат, содержащий укроп). Предотвратить появление кишечных колик, а также успокоить малыша можно с помощью легкого массажа животика по часовой стрелке. Рекомендуется и использование газоотводной трубочки.
Стул ребенка в 1 месяц
Вряд ли до родов мамочка особо задумывается о том, что уже в ближайшем будущем будет «рассматривать» содержимое подгузников новорожденного малыша. Однако, уже в первый месяц жизни по характеру стула ребенка, его цвету и консистенции родители определяют состояние здоровья младенца. Не зря стул ребенка в 1 месяц и даже в последующем называют «индикатором здоровья».
Стул у новорожденного «устанавливается» по истечении первой недели появления на свет. Так, первые 1-2 сутки малыш пока еще какает меконием, который накопился в кишечнике за время пребывания в мамином животике. Меконий отличается темно-зеленым цветом и вязко-жидкой консистенцией. Уже на 2-7 сутки у ребенка формируется так называемый переходной стул, имеющий желтоватый цвет и кашеобразную консистенцию, который может иметь зеленоватые включения мекония.
А уже на 7-10 сутки формируется нормальный стул новорожденного, в норме он окрашен в светлый желтовато-коричнево-оранжевый цвет и имеет кашицеобразную консистенцию. Стул ребенка в 1 месяц жизни всегда однородный, с кисловатым запахом.
Если ребенок находится на грудном вскармливании, стул мягкий, золотисто-желтоватого цвета. При этом какает малыш 2-6 раз в сутки - в зависимости от количества кормлений. Если же кроха по определенным причинам находится на искусственном вскармливании, стул будет несколько вязкий и густой, светло-желтого или коричневатого цвета. Кроме того, уменьшается и количество испражнений - до 3-4 раз в сутки.
Характер стула ребенка оценивается не просто так - по изменениям его цвета, запаха и консистенции можно заподозрить какие-либо расстройства в состоянии здоровья крохи, в первую очередь - часто встречающиеся дисбактериоз и кишечные инфекции. Так, о расстройствах кишечника можно говорить, если в стуле ребенка обнаруживается зеленый цвет, в нем появляются комочки, пена или чрезмерная жидкость, стул ребенка в 1 месяц изменяет запах и резко неприятно пахнет.
Развивающие занятия и игры для 1-месячного ребенка
Главной целью развивающие игры и занятия для 1-месячного ребенка должны иметь физиологическое развитие малыша. Следует учитывать, что в первые недели жизни младенец фактически все время спит, и промежутки между сном и бодрствованием очень малы. Посему, следует распределить их так, чтобы времени хватало и на массаж, и на водные процедуры, и для практики первых развивающих занятий и игр.
Собственно развивающие занятия и игры для 1-месячного ребенка нацелены на развитие у крохи слуха и зрения, внимания и концентрации (снова-таки, слуховой и зрительной).
В первые недели жизни для развития слуха с малышом необходимо разговаривать. При этом, следует учитывать: новорожденный предпочитает осмысленную речь, а не набор звуков и букв, он различает звуки по высоте и резкости. Полезно для развития малыша давать ему слушать музыку: доказано, что идеальным выбором в этом случае будет музыка классическая - Моцарт, Лист, Вивальди.
Если говорить о развитии зрения, концентрации и способности удерживать внимание, то великолепным занятием в этом плане будет занятие-игра с какой-нибудь большой и яркой игрушкой. Так, игрушку 7-10 см в диаметре (шарик, кольцо, погремушку), красного или желтого цвета следует расположить на расстоянии 60-70 см над лицом младенца. Когда взгляд ребеночка зафиксируется на предмете, игрушкой следует медленно водить из стороны в сторону: примерно на 5-10 см вправо, затем - на такое же расстояние влево. После можно двигать игрушкой в разных направлениях: не только вправо-влево, но и вверх, и вниз, при этом приближая предмет к малышу на 20-30 см и удаляя его на расстояние вытянутой руки. Хорошо также заниматься аналогичным образом с ребенком, используя «звучащую» игрушку, которая издает негромкий мягкий звук.
Полезно и увлекательно для ребятишек практиковать и занятия в ванночке при купании. Опускают в воду деток очень аккуратно, начиная с пяточек - малыши чувствительны к изменениям окружающего мира и им нужно время для освоения в воде. Пойдет на пользу ребеночку плавание на спинке: когда мама или папа держат кроху на руках, раскачивая в воде из стороны в сторону. Это - великолепная тренировка вестибулярного аппарата младенца. Кроме того, как нельзя лучше устраивать совместные купания ребенка с родителями: нахождение в воде вместе с мамой действует на кроху лучше любого «успокоительного», снимает негативные эмоции.
Но если послушать разговоры взрослых об их детстве, в большинстве случаев окажется, что щекотка вспоминается как нечто, принесшее не самые приятные - и даже болезненные - ощущения. Многие взрослые люди чувствуют напряжение, когда находятся в физической близости от других людей. Некоторые даже не могут уснуть, находясь в физическом контакте с близким человеком, и очень настораживаются, когда чувствуют не случайные, пусть даже нежные прикосновения. Если проследить, откуда появилась такая боязнь, как правило, оказывается, что виной тому были случаи в детстве, когда их очень сильно щекотали, причем так, что ребенок никак не мог вырваться от своего "мучителя".
Основы здоровой игры
Безусловно, мы щекочим детей вовсе не для того, чтобы доставить им неприятные ощущения, но когда ребенок задорно смеется, часто очень легко переборщить. Именно поэтому в большинстве случаев щекотку лучше заменить более здоровыми видами игр.
Основы здоровой игры:
- Каждый игрок должен уважаться остальными;
- Каждый участник (в частности, ребенок) должен иметь возможность выиграть;
- Вклад ребенка в игру должен быть оценен;
- Ребенок не должен чувствовать, что его критикуют и не считаются с ним, потому что он маленький;
- Каждый ребенок должен иметь возможность сказать, что он думает и чего он хочет. Не все желания могут быть осуществимы, но как минимум должна присутствовать свобода слова;
- Во время игры ребенок не должен оказываться в бесправной ситуации;
- Рядом должен находиться взрослый и следить за тем, чтобы игры не становились опасными, а также чтобы никто из детей не оказывался в стороне;
- Ведущими в игре должны быть дети, а не взрослые.
Почему щекотка может быть опасной?
Основная проблема с щекоткой - это то, что ребенок физически не может сказать "стоп".
Смех - это автоматическая реакция на щекотку, поэтому эта реакция не контролируется человеком. Независимо от того, смешно вам или нет, вы все равно начнете смеяться. Именно поэтому от щекочущего зависит продолжительность и интенсивность смеха ребенка. Наверняка вы тоже можете вспомнить не самые приятные ситуации, когда очень хотелось сказать, чтобы щекочущий прекратил, но вы просто физически не могли перестать смеяться. Или, что еще хуже, вам удавалось сказать "стоп", но щекочущий считал, что это шутка и не переставал.
Взрослые не умеют читать мысли детей, хотя часто полагают обратное. Поэтому зачастую взрослый считает, что сам знает, когда нужно прекратить щекотку. После таких случаев у детей и появляются бессознательные страхи посторонних прикосновений.
Потребность в игре и физическом контакте
И дети, и родители обожают вместе играть и веселиться. Физический контакт и проявление удовольствия от происходящего при этом очень важны. Поэтому многие родители привыкают щекотать ребенка, чтобы вызвать смех.
Однако вместо щекотки лучше выбрать более безобидные способы. Очень важно, чтобы ребенок был главным в игре и сам направлял вас. Поиграйте в догонялки, в прятки, покатайте ребенка на спине или на шее. Такие игры дают возможность самых разных действий, способных доставить массу удовольствия и смеха как ребенку, так и вам. При этом вы не загоните ребенка в рамки, не заставите его переживать собственную беспомощность. К тому же, это позволит ребенку развивать мышление, выдумывая способы вас обхитрить.
Если ребенок хочет, чтобы его пощекотали
Если щекотка - это практически единственный способ поиграть с родителями, имея при этом физический контакт с ними, то наверняка ребенок будет стремиться к щекотке. Просто желание ребенка быть с вами вместе, веселиться и чувствовать вашу близость гораздо сильнее страха быть "защекотанным до смерти". Некоторые подросшие дети признаются, что им не очень нравилось, когда их щекотали, но это был единственный способ поиграть с родителями.
Чтобы отучить ребенка от щекотки, вы можете делать вид, будто сейчас начнете щекотаться. Ожидая того, что должно произойти, ребенок уже начнет смеяться и уворачиваться. Если же ребенок пытается вас пощекотать в ответ, притворитесь, что вам очень щекотно и вы никак не можете увернуться. Такая перемена ролей поможет ребенку избавиться от напряжения, связанного с тем, что только он бывает "жертвой" щекотальщика.
По материалам статьи Пэтти Уипфлер, сайт www.handinhandparenting.org.
Но если послушать разговоры взрослых об их детстве, в большинстве случаев окажется, что щекотка вспоминается как нечто, принесшее не самые приятные - и даже болезненные - ощущения. Многие взрослые люди чувствуют напряжение, когда находятся в физической близости от других людей. Некоторые даже не могут уснуть, находясь в физическом контакте с близким человеком, и очень настораживаются, когда чувствуют не случайные, пусть даже нежные прикосновения. Если проследить, откуда появилась такая боязнь, как правило, оказывается, что виной тому были случаи в детстве, когда их очень сильно щекотали, причем так, что ребенок никак не мог вырваться от своего "мучителя".
Основы здоровой игры
Безусловно, мы щекочим детей вовсе не для того, чтобы доставить им неприятные ощущения, но когда ребенок задорно смеется, часто очень легко переборщить. Именно поэтому в большинстве случаев щекотку лучше заменить более здоровыми видами игр.
Основы здоровой игры:
- Каждый игрок должен уважаться остальными;
- Каждый участник (в частности, ребенок) должен иметь возможность выиграть;
- Вклад ребенка в игру должен быть оценен;
- Ребенок не должен чувствовать, что его критикуют и не считаются с ним, потому что он маленький;
- Каждый ребенок должен иметь возможность сказать, что он думает и чего он хочет. Не все желания могут быть осуществимы, но как минимум должна присутствовать свобода слова;
- Во время игры ребенок не должен оказываться в бесправной ситуации;
- Рядом должен находиться взрослый и следить за тем, чтобы игры не становились опасными, а также чтобы никто из детей не оказывался в стороне;
- Ведущими в игре должны быть дети, а не взрослые.
Почему щекотка может быть опасной?
Основная проблема с щекоткой - это то, что ребенок физически не может сказать "стоп".
Смех - это автоматическая реакция на щекотку, поэтому эта реакция не контролируется человеком. Независимо от того, смешно вам или нет, вы все равно начнете смеяться. Именно поэтому от щекочущего зависит продолжительность и интенсивность смеха ребенка. Наверняка вы тоже можете вспомнить не самые приятные ситуации, когда очень хотелось сказать, чтобы щекочущий прекратил, но вы просто физически не могли перестать смеяться. Или, что еще хуже, вам удавалось сказать "стоп", но щекочущий считал, что это шутка и не переставал.
Взрослые не умеют читать мысли детей, хотя часто полагают обратное. Поэтому зачастую взрослый считает, что сам знает, когда нужно прекратить щекотку. После таких случаев у детей и появляются бессознательные страхи посторонних прикосновений.
Потребность в игре и физическом контакте
И дети, и родители обожают вместе играть и веселиться. Физический контакт и проявление удовольствия от происходящего при этом очень важны. Поэтому многие родители привыкают щекотать ребенка, чтобы вызвать смех.
Однако вместо щекотки лучше выбрать более безобидные способы. Очень важно, чтобы ребенок был главным в игре и сам направлял вас. Поиграйте в догонялки, в прятки, покатайте ребенка на спине или на шее. Такие игры дают возможность самых разных действий, способных доставить массу удовольствия и смеха как ребенку, так и вам. При этом вы не загоните ребенка в рамки, не заставите его переживать собственную беспомощность. К тому же, это позволит ребенку развивать мышление, выдумывая способы вас обхитрить.
Если ребенок хочет, чтобы его пощекотали
Если щекотка - это практически единственный способ поиграть с родителями, имея при этом физический контакт с ними, то наверняка ребенок будет стремиться к щекотке. Просто желание ребенка быть с вами вместе, веселиться и чувствовать вашу близость гораздо сильнее страха быть "защекотанным до смерти". Некоторые подросшие дети признаются, что им не очень нравилось, когда их щекотали, но это был единственный способ поиграть с родителями.
Чтобы отучить ребенка от щекотки, вы можете делать вид, будто сейчас начнете щекотаться. Ожидая того, что должно произойти, ребенок уже начнет смеяться и уворачиваться. Если же ребенок пытается вас пощекотать в ответ, притворитесь, что вам очень щекотно и вы никак не можете увернуться. Такая перемена ролей поможет ребенку избавиться от напряжения, связанного с тем, что только он бывает "жертвой" щекотальщика.
По материалам статьи Пэтти Уипфлер, сайт www.handinhandparenting.org.