Сказкотерапия для приемных детей
Несколько раз у нас здесь возникали вопросы про сказки для приемных малышей. Поэтому решила выложить те, которые попадались мне. И вас призываю выложить те, которые встречались и понравились вам. Если нет полного текста, то можно вложить ссылочки на них и другие полезные материалы на эту тему.
Для начала несколько сказок...
а потом статья про сказкотерапию для приемных малышей и о том, как сочинять сказки...
и на закуску стихотворение про Слоноптицу)
Мама для феечки
Чудесный Домик прятался в жасминовых зарослях. Подмигивал из-за кустов разноцветными ставнями, удивлял прохожих резными крылечками и позолоченым флюгером на крыше. Сбросив пуховое одеяло облаков, встало летнее солнышко. Заглянуло в оконца, поскреблось тихонечко в стекло. Услышав стук, Феечка Аня вышла на балкон и зевнула. Так рано феечки обычно не просыпались, но у Ани за вчера набралось много срочных дел - пришлось подняться ни свет ни заря. Аня от прочих разнообразных феечек отличалась серьезностью и самостоятельностью. Скажем, туфельки надевала быстро и правильно, не путая правую и левую, аккуратно причесывалась и даже крылышки пристегивала, не приставая к нянечкам. А наколдовать чистых носовых платков и хрустящих крахмалом фартучков лучше нее не мог даже Самый Главный Чародей. Вдобавок, Аня никогда не забывала умыться волшебным фиалковым мылом и почистить зубы. Вот и на этот раз, ничего не упустив, и собрав волшебную сумочку, Аня очень внимательно проверила крылья. Случается, что они отваливаются в самый неподходящий момент и приходится придумывать разные заклинания "непадания вниз" и "нестукания головой о землю". На этот раз с крыльями всё оказалось в порядке. Феечка выпорхнула из окна во двор и приземлилась на полянку перед домом. "Ой! - всплеснула руками феечка, - Это опять вы"! Возле песочницы сидел Невероятно Огромный Аист и вздыхал.
- Приветствую, дорогая феечка.
- Доброе утро, уважаемый господин Аист, - вежливость тоже входила в список феечкиных достоинств, - как ваши дела?
- Отвратительно, - вздохи перешли в рыдания, а хлюпающий клювом аист - зрелище невыносимое, - оставил где-то почти все адреса и вот...
Аист покосился на карусель. Там, пристроенная в деревянную лодочку покачивалась плетёнка, в которой радостно хлопали глазами аж целых пять младенцев.
- Ну как вам не совестно, господин Аист. Вы опять нарушаете все мои планы, - феечка подошла к карусели и сунула курносый носик в корзину, - Надо же! Какие симпатичные! Это девочки?
- Один, увы, мальчик. Но очень послушный. Дорогая феечка, вы же не оставите нас в такой безвыходной ситуации? - Аист ткнулся лбом в Анину ладонь, чуть не задев клювом кружевной манжет.
- Сплошное безобразие. А кто же расколдует спящую красавицу, подметет Млечный Путь, покормит солнечных зайцев? Подружки мои невозможно легкомысленны... Но, - феечка улыбнулась и подхватила одного малыша на ручки, - деваться, разумеется, некуда... Полетели.
Аист, смешно расставляя кривые ноги, разбежался и взлетел, едва не сбив полосатую крышу грибка над песочницей - размеров то Аист уродился не маленьких, прямо скажем - огромных. Мелко-мелко задрожали, засверкали радужные крылышки, и феечка уже через секунду присоединилась к нему. Внизу остался сад, Чудесный Домик, пруд с кувшинками... "Пора крышу перекрасить", - подумалось феечке. Она была ужасно хозяйственной.
Вы наверняка уже поняли, что пернатый знакомый феечки, служил тем самым Аистом, ответственным за малышераздачу. И казалось бы, что тут сложного? Принимай заказ, насыпай в корзинку разных младенцев и разноси по указанным городам, деревням и прочее. А там мамы и папы примут ребеночка, попрыгают минутку -другую на радостях, подпишутся в специальной квитанции, что претензий нет - и дело сделано! Только ведь Аист - всего лишь птица, и весьма, кстати, пожилая... Задумается в пути, бывает, или где углядит жирного червячка - и всё!!! Ищи-свищи потом документы. Хорошо еще, что младенцы крепко-накрепко к длинной шее привязаны, а то бы и их растерял! Растяпа! Если бы вместо Аиста на доставке детишек работала, к примеру, овчарка - таких неприятностей не случалось бы. Или, скажем, кот - тоже во всех он отношениях серьезный господин. Но так уж вышло, что испокон веков младенцев по домам носили аисты. И менять что-нибудь - поздно. Вот и получается время от времени, что вроде и мамы с папами уже колясочку купили, и девочки с мальчиками сопят в плетенке, а адрес пропал... Ужасно! И как же всё-таки здорово, что есть феи! Для таких случаев они как-раз страшно подходят. Чтобы вы совсем поняли, о чем речь, объясняю... Феечки, даже самые крошечные, даже самые-самые ленивые и неряшливые (к сожалению,бывают и такие) умеют слушать материнские сердца. И если где-нибудь какая -нибудь мамочка сидит у окошка и ждет - не дождется своего малыша, а Аист, заблудился , феечка обязательно услышит.
- Видите, вон, где свет горит? - Аня подлетела поближе к высокому зданию и показала пальчиком на уставленный геранями балкон... Между горшками туда-сюда сновала крупная белая крыса. Птичьи ноги в красных чулках коснулись желтого кафеля и аист приземлился, точнее сказать прибалконился.
- Наконец то!, - крыса облегченно вздохнула, - уже три дня встречаю, а вас всё нет и нет... В доме сплошной бардак. Хозяева с ума сходят. Выкладывайте скорее...
Аист, слепо щурясь, осторожно выцепил клювом агукающий кулёк.
- Расписываться вы будете? Принимайте!
- Да нет же!!! Нет! Другая... Рыженькая... Разве не видите? - Аня присела на табуреточку. Крыса кивнула, здороваясь, и внимательно оглядела пухленькую малышку.
- Угу. Это наша, - и, подмахнув хвостом квиток, ехидно добавила, - Слава богу, крысятами не вы занимаетесь... Спасибо, дражайшая Фея.
Аня даже покраснела, но сделала аккуратный реверанс. Аист неуклюже топтался, покашливая многозначительно. Напрашивался на благодарность, но, увы, так и не получил ничего, кроме презрительного "фи".
- Давайте поспешим, Аист, - затрепетали крылышки -радуги, - Надо торопиться. А я пока слышу только три сердца. Боюсь, за последним придется лететь куда-то очень далеко. Хорошо бы успеть к ужину.
Корзинка стала чуть легче и до следующего дома им удалось домчаться всего лишь за час. И вовремя! Бедный папа рвал на себе волосы, бабушки и дедушки пили валерьянку вместо чая, метался по двору взволнованный брат. Про мамочку и говорить нечего! Сердце ее плакало так сильно, что у феечки даже заболел живот.
- Скорее! Скорее! - шептала она, - здесь очень нужна девочка. Ее ждут давным-давно. Как нехорошо получилось! Уф! Успели...
Спрятавшись за трубой, белокурая крылатая кроха и большущая птица с чуть глуповатым выражением лица смотрели, как счастливая мама прижимает к груди дочку.
- Так. Теперь быстренько на Север. Потом на Юго-Восток, а потом... Феечка замерла, прислушалась... Нахмурилась, - Не бормочите под нос, Аист. Я не слышу... Ладно.Посмотрим. Когда же вы станете собранным! Из-за вашей рассеянности и происходят подобные неприятности.
Аист понурился, но крыльями продолжал размахивать равномерно, стараясь не потревожить спящую под его пузом троицу.
В далеком северном городе была ночь. Оцарапав плечико о звезду, Аня даже не пискнула - она была очень отважной феечкой. По зову Сердца, как по золотой ниточке, добрались друзья к родителям лопоухой и кудрявой плаксы. Уткнулась темноглазая кудряшка в мамино плечо и засмеялась беззубо и весело. А вместе с ней смеялась и наша феечка, словно бубенчики хрустальные звенели. На Юго-Востоке оказались уже ближе к вечеру. И друзья, уложив еще одну кроху на кружевные пеленки, переглянулись...
- Куда теперь? - Аист тяжело дышал. Все-таки таскаться вот так из конца в конец - задача не из легких. Аня тоже замучилась, но виду не подавала. Ее гораздо больше огорчало другое... Как ни прикладывала феечка ушко к облакам ( а известно, что так сердца слышно лучше всего), как ни всматривалась в глаза спешащих по улицам женщин, не слышала она ни одного знакомого стука, не видела ни одного по-особенному теплого взгляда.
- Не знаю! Не знаю! - Аня даже топнула ногой и чуть было не перевернулась кверх тормашками -забыла, что не стоит как положено девочкам, а висит в воздухе. - Давайте еще немножко поищем, а потом... Потом как обычно... К нам... В волшебный домик. Ну какой же Вы несобранный, господин Аист. Просто невозможно!!!
Они искали день, и еще, и еще неделю. Млечный путь совсем запылился, ведь кроме Ани некому было его подмести. Хорошо еще Анины подружки удосужились нарвать одуванчиков для солнечных зайцев. И разумеется, никто, ну абсолютно никто не перекрасил крышу. А в следующий понедельник Аня вздохнула и приняла решение возвращаться домой...
- Конечно, очень печально, что это-мальчик. Но, как мы смогли убедиться, весьма послушный и совсем некапризный. Надо сообщить нянечке, чтобы приготовила в спальне для мальчиков еще одну кроватку. Одним чародеем больше...
К сожалению так бывает. Очень редко, но бывает... И адрес пропал, и Сердца не слыхать... А знаете, почему? Потому что порой мамино сердечко, так устает звать малыша, что у него, у сердца, срывается голос.... И уже просто не получается кричать изо всех сил , громко-громко. Шепчет бедное, хрипит, а феечка не слышит... Феечка ведь тоже человек. Даже не просто человек, а маленькая девочка. И если вы хорошенько подумаете, то догадаетесь, что когда -то и она спала в корзине забывчивого Аиста... Впрочем, вы наверное уже догадались.
- Извините, - Аист втянул голову в плечи, - бывает... Я ведь довольно пожилая птица. А тут столько работы...
- Ничего страшного, - Аня поудобнее перехватила очень послушного мальчика и направилась к крыльцу. Крылышки грустно свисали вдоль спины.
Прошел год, и другой, и еще полгода... Крышу пришлось перекрасить уже раза четыре. Млечный путь сиял чистотой словно серебряный самовар, скакали по лужайке сытые зайцы, где-то примеряла свадебное платье Спящая Красавица.
В одно из воскресений Чудесный Домик как обычно гудел перед обедом. По залу важно прогуливались чародеи, феи играли в резиночку... Аня сосредоточенно ковыряла носком туфли паркетину, размышляла о способах получения живой воды из апельсинового сока.
- А у нас сегодня гости, - нянечка вела по коридору незнакомых людей, - очень красивую, но грустную женщину и высокого, строгого мужчину. Почему -то Ане вдруг стало страшно...
- А это Аня - наша волшебница, - нянина ладонь коснулась светлых волос.
- Я -феечка. У меня есть крылья и волшебная леечка, - сообщила Аня гостям, - и еще знакомый Аист.
- Здравствуй, - женщина нагнулась низко-низко, так что Аня почувствовала как пахнет ее кожа - мёдом и шиповником...
И когда женщина нагнулась, феечка вдруг услышала, как очень сильно плачет ее уставшее Сердце, как ждет, ищет и надеется... Феечки умеют слушать, особенно такие внимательные и во всех отношениях исключительные...
- Вы мама, - заявила феечка. Женщина побледнела и схватилась за грудь. - Вы мама одного очень послушного мальчика. И моя... - Аня удивленно распахнула глаза. Проскочила хрустальная искорка между двумя сердцами и превратилась в самую крепкую в мире нить...
Когда феечки опять становятся просто девочками, им приходится расставаться со многими вещами. Например, оставлять свои крылья, шапку-невидимку, чудесные башмачки... С другой стороны, к чему девочке все эти странности? Да и мальчикам не особо нужны чародейские штучки... Ведь самое главное для них что? Ну, вы и без меня знаете...
Невероятно Огромный Аист зубрил адреса... Память у аистов все-таки дырявая. И всякое может случиться... Хорошо что есть феечки. А еще очень, просто ужасно здорово, что мамино сердце рано или поздно само найдет дорогу, на то оно и Мамино Сердце...
Cказка, придуманная одной мамой для своего ребенка:
Сказка про то, как аист ошибся адресом
Всем мамам и папам их деток приносят аисты. Настоящие мамы и папы очень радуются, когда видят в окошко, как к ним летит аист и несет в длинном клюве их долгожданного малыша. Но иногда бывает, что аисты или сбиваются с пути, или ошибаются адресом и приносят детей не тем, кому надо. И тогда эти птицы относят малышей в специальные домики, где их обязательно должны найти их настоящие мамы и папы.
Одним чудесным осенним утром большой и красивый аист подхватил Мишаню, самого лучшего мальчика на свете, и понес к маме и папе. Но тут поднялся сильный ветер, и аист выронил бумажку с адресом Мишиных родителей. А его папа и мама тут же почувствовали, что их сынок где-то заблудился. С тех пор каждый день они вглядывались в небо: не покажется ли аист, который несет их мальчика? Но аист все не прилетал. Не найдя адрес папы и мамы, он отнес Мишу туда, где живут детки, у которых пока нет мам и пап.
Каждое утро малыши с надеждой смотрели на дверь: вдруг она откроется и за ними придут их родители? Миша тоже ждал своих маму и папу. Конечно, в этом домике были тети, которые заботились о детках. Но разве они могли заменить маму? Тети кормили ребят вкусной кашей. Но разве может быть вкусной каша, которую сварила не мама? Тети играли с ними в разные игры. Но разве может быть интересной игра без мамы и папы? В спальне у ребят стояли красивые кроватки. Но разве уютно спать даже на самых красивых кроватках, если не мама укроет одеяльцем и не папа поцелует в носик? И Миша очень ждал, когда же мама и папа найдут его.
Как-то под Новый год все ребята просили Деда Мороза исполнить их желания. Один мальчик хотел получить в подарок большую машину, а девочка - красивую куклу. А Миша попросил Деда Мороза, чтобы он, наконец, помог маме и папе найти его. Все знают, что Дедушка Мороз очень добрый и всегда старается выполнить просьбы детей. И он написал письмо Мишиным родителям о том, что их ждет маленький сынок и что ему очень грустно жить без мамы и папы. Как только родители Миши получили конверт от Деда Мороза, они сразу же отправились туда, куда аист по ошибке принес их малыша. Они вошли в комнату, где было много деток, и тут же узнали своего сыночка. А Мишино сердечко почувствовало, что это пришли за ним его настоящие мама и папа. И они все вместе поехали домой. И с этого дня они никогда не расставались. Ведь теперь они стали настоящей семьей.
РАССКАЖИ МНЕ СКАЗКУ
Антонина Щепина, КПН
"Расскажи мне сказку", - часто просит ребенок, а мы обычно спешим, нам некогда. А жаль, ведь сказка - это не просто времяпрепровождение для ребенка, но и уникальная возможность поговорить с ним о том, что его волнует, беспокоит, пугает. Сказки рассказывают о добре и зле и вечной борьбе между ними, о несправедливости и справедливости. Существует даже такое направление в детской психотерапии - рассказывание терапевтических историй. Итак, что такое терапевтическая сказка? Это сказка, которая помогает ребенку, которая рассказывает о том, что ему близко, демонстрируя ему разные варианты решения проблемы. Сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми, наиболее важные передавались из поколения в поколение.
С этой целью могут использоваться как сказки хорошо известные и часто рассказываемые без всякой терапевтической цели, так и те, которые родители могут придумать специально для своего ребенка. Из общеизвестных сказок можно отметить следующие - «Мама для мамонтенка» (очень подходит для приемных детей), «Волк и семеро козлят» (о том, что бывает, когда не прислушиваешься к маминым советам о безопасности), «Золушка» (о соперничестве между сестрами), «Мальчик с пальчик» (ощущение беззащитности) и многие другие, которые помогают ребенку справляться со страхами, решать текущие проблемы, рассказывают о школе. Но бывает, что такие сказки не воспринимаются ребенком как советы и решения, и тогда приходится придумывать сказку именно для него.
Как сочинять сказку?
1. Обдумайте проблему, которая беспокоит ребенка, постарайтесь понять, как он воспринимает проблемную ситуацию. Важно задуматься об этом именно с позиции ребенка. Если, например, вас беспокоит, что ребенок не хочет учиться, это совершенно не значит, что ребенка беспокоит то же самое. Попробуйте сначала просто поговорить с ним, выслушав его объяснения, почему он не хочет ходить в школу. Возможно, причина в том, что у него нет друзей?
2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка? Какие практические шаги, решения вы хотите предложить ребенку?
3. Рассказ следует начинать с описания героя или героини, у которых были бы сходные проблемы. Вашему ребенку будет проще идентифицироваться с персонажем истории, если вы сделаете его максимально похожим на ребенка - желательно дать ему (ей) имя, похожее или хотя бы начинающееся на ту же букву, ему должно быть столько же лет, сколько ребенку, он может внешне напоминать ребенка, иметь столько же братьев и сестер, жить в таком же доме и т.д.
4. Рассказывая о вашем сказочном герое, не забудьте упомянуть о достоинствах ребенка, сильных сторонах его характера, качествах и талантах.
5. Внимательно следите за ребенком, когда вы рассказываете. Если ребенку скучно, то, вероятно, вы не угадали, что беспокоит ребенка. Если вы затрудняетесь в выборе дальнейшего направления рассказа, вы можете спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что было дальше?», «Что он сделал?» и т.д. Вероятнее всего, ребенок подскажет вам, куда двигаться дальше.
6. Если ребенок задает вопросы или комментирует ваш рассказ, это, с одной стороны, очень хороший признак, значит, вы «задели» его своим рассказом, угадали, что его беспокоит, с другой стороны, это подсказка для вас, о чем еще он хотел бы услышать - не оставляйте эти комментарии без внимания.
7. Если вы точно не знаете, что беспокоит ребенка в какой-то ситуации, попробуйте описать ситуацию и спросить ребенка, что было дальше, что расстроило героя и т.д.
8. Учитывайте уровень развития ребенка - не усложняйте рассказ, не затягивайте его, если ребенку трудно удержать внимание продолжительное время.
Часто родителей беспокоит то, как сказать ребенку о том, что он приемный. В соответствии с предлагаемой схемой в первую очередь сформулируйте проблему - то, о чем вы хотите рассказать, то, что на ваш взгляд важно для ребенка, что может его беспокоить, и продумайте те мысли, которые вы хотели бы донести до ребенка. Итак, первый этап сочинения собственно сказки - это создание главного героя, с которым ребенок мог бы идентифицироваться. Наиболее простой путь - «Жил-был мальчик, которого звали (имя созвучное имени ребенка), ему было столько-то лет (соответственно возрасту ребенка), он жил с мамой и папой (бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и т.п.) в большом доме, больше всего он любил играть в …». То есть герой просто срисовывается с ребенка. Такой путь хорош для маленьких детей и для более старших детей, в возрасте около 10 лет. Для детей же 5-8 лет более удачным может быть вариант не столь прямой. У каждого ребенка есть любимый сказочный герой, важно выбрать не того, кто ситуативно симпатичен ребенку, а героя, который был бы интересен ему на протяжении продолжительного времени, в которого он играет. Это может быть совершенно неожиданный для вас выбор, так, например, для моего ребенка на протяжении нескольких лет таким героем является младший поросенок из трех поросят. Однако даже этого героя необходимо «привязать» к жизни ребенка, добавив детали, по которым ему было бы проще связать себя с этим образом.
Затем наделяем этого героя положительными чертами, желательно теми, которые есть у ребенка (их можно преувеличить) или теми, которых у него нет, но нам кажется, что они помогли бы ему в данной ситуации - веселый, смелый, умеет справляться со сложностями, справедливый и т.п. Не стоит излишне идеализировать сказочного героя, чтобы ребенок не решил, что тот может справиться с любыми сложностями, а он, ребенок, нет, именно потому, что он не так хорош.
А дальше начинается собственно история. Итак:
Жил-был мальчик, его звали Никита, ему было 5 лет, больше всего он любил играть в машинки и слушать книжки. Он был очень хороший мальчик - веселый, умный, любопытный, хотя и не всегда слушался старших. Так получилось, что его мама не сразу нашла его, сначала он жил в таком доме, где живут детки, у которых нет родителей. Это чем-то похоже на детский садик, только детей оттуда не забирают вечером, а они остаются там ночевать. Но вот однажды мама с папой нашли его и забрали домой. Они очень хорошо жили все вместе, но Никита часто боялся, что родители могут опять отвезти его в этот дом и выбрать другого мальчика. Он очень старался слушаться, чтобы этого не произошло. Однако он уставал все время слушаться, и начинал вести себя очень плохо, и родители сердились на него. Однажды мама очень сильно рассердилась на Никиту, ругала его и поставила в угол. Он стоял в углу и думал, не вернут ли его обратно, и вдруг подошла мама и сказала, что он может выйти из угла. А Никита вместо того, чтобы обрадоваться, заплакал, и мама испугалась, спросила у него: «Почему ты плачешь?». Когда он объяснил, мама обняла его и сказала, что они никогда никуда его не отдадут, потому что он самый настоящий их сын, а то, что родился он у другой женщины, это ничего не значит, просто так получилось». Никита успокоился - он поверил маме, ведь мама его никогда не обманывала.
Эта сказка, даже скорее история, ведь в ней нет волшебства и сказочных героев, помогает ребенку понять, что его переживания нормальны и так же могут думать и другие дети, и еще раз дает родителям возможность донести до ребенка то, что они его любят и для них неважно, как он появился в их доме.
Мы предлагаем Вашему вниманию несколько сказок, все они связаны с проблемами приемных детей, прямо или косвенно рассказывая об этом.
Сказка «Ничей» подойдет для тех детей, которые помнят о детском доме, для которых совсем неочевидно, зачем вообще нужна семья, что связывает людей, живущих вместе. Эта сказка хороша для тех детей, которые защищаются, говоря, что им никто не нужен. Именно для них хороша иносказательность сказки, а не история, рассказанная в лоб.
«Сказка про то, как аист ошибся адресом», придуманная одной мамой для своего ребенка, представляет один из вариантов того, как объяснить ребенку, почему у него была другая мама и как он попал в семью.
«Мама для мамонтенка» - известная сказка, по которой также сделан мультфильм. Эта сказка также хороша, чтобы показать ребенку, что дети по-разному находят своих родителей. Опять же в силу иносказательности эту сказку можно использовать как повод для разговора с ребенком, который не знает о своем происхождении.
«Мышка и Мышутка» - также иносказательная сказка о том, как мама и ребенок находят друг друга. Дополнительные важные моменты в этой сказке - это момент, когда Мышутку начинают дразнить, и то, как происходит примирение в конце истории. Эта сказка может дать повод для обсуждения с ребенком того, что делать, если его дразнят в связи с его происхождением, что является одной из важных тем для многих приемных родителей.
«Нужно ли собаке кукарекать» - сказка, направленная на две основные проблемные области - традиционно для предлагаемой серии сказок, рассказывает об отношениях между приемным родителем и ребенком. Изюминкой этой сказки является предлагаемое в ней объяснение причин, по которым курица бросает своих детей.
«Птица Найденыш» - классическая сказка, основная возможность ее использования - поднять тему сирот и приемных детей. Эта сказка написана Братьями Гримм, что позволяет прочитать ее, не фиксируя излишне внимание ребенка на теме, среди других сказок этих авторов.
«Слон Хортон высиживает яйцо» - замечательная сказка в стихах, поднимающая важную проблему - чей же ребенок в том случае, если у него есть мама и есть «биологическая мать».
«У солнца» - еще одна история, в которой просто и очень красиво рассказывается о том, как ребенок находит семью.
Все эти истории и сказки, сочиненные разными авторами, конечно же, не охватывают всех проблем, которые волнуют приемных родителей и их детей. Многие из них не предлагают никаких конкретных решений. Однако огромная ценность этих сказок состоит в том, что они дают возможность задуматься и обсудить эти проблемы. Очень часто родители в принципе знают, что они хотят сказать ребенку, однако совершенно не представляют себе с чего начать. Такие истории - прекрасное начало разговора.
О сказках можно не только разговаривать с ребенком, но и играть в них, давая ему возможность развить сюжет, дополнив его новыми поворотами - как проблемами, так и решениями. Сказки можно рисовать - как наиболее понравившиеся моменты, так и всю историю в виде комикса. По сказке можно поставить детский спектакль или разыграть ее с марионетками. Не пугайтесь, если ребенок просит вновь и вновь повторить сказку - это значит, что вы угадали и именно эта сказка важна для него сейчас.
Приложение к тематическому материалу "Расскажи мне сказку":
Сказка 1.
Однажды, в одной собачьей семье, родился щеночек. Он был очень славный, пушистый, у него были карие (синие, зеленые) глазки - вот совсем как у тебя. И такой же маленький носик. В общем, он был очень симпатичный, как и ты, конечно, немного капризный, как и все дети, но в целом очень хороший.
Ты ведь любишь играть во дворе? Вот и наш щеночек Дружок (Жучка) тоже носился по двору, рыл лапками песок и весело лаял. Все было хорошо. Но как-то раз его мама заболела, и поняла, что она не может о нем заботится так хорошо, как нужно заботится о таком замечательном малыше. Она привела к своему сыночку (дочке) людей и попросила, чтобы они отнесли его в специальной дом (он был похож на детский сад), где жили щенята и котята, о которых родители не могли хорошо заботиться.
Дом был большой, там были специальные взрослые, которые могли заботиться о них - кормили, поили, следили, чтобы они не пачкались во время прогулок, лечили, если кто-то простыл или съел много мороженного. Дружку там нравилось, он бегал наперегонки с другими малышами, кувыркался в траве и даже кусался, правда, не больно, а в шутку. Ты ведь тоже иногда кусаешься, когда сердишься, но не очень больно. Все вы, проказники, одинаковые! И поэтому, как и всем другим малышам, Дружку очень хотелось домой, и чтобы у него были мама и папа. Когда кто-то приходил в этот дом в гости, он вилял хвостиком, улыбался и негромко тявкал: гав, гав - возьмите меня домой. И однажды, когда ему исполнилось… лет, в этот дом пришли две очень симпатичные собачки. Одна была беленькой (черненькой), вот как я, а второй пес - такой серьезный, серьезный (высокий, высокий или спокойный, спокойный) и чем-то напоминал нашего папу. Давай спросим папу, на какую собачку ему хочется быть похожим - на овчарку или на пуделя? Спроси, а папа умеет лаять, как собачка?..
Так вот, когда эти две взрослые собачки пришли в дом, где жил наш щеночек-Дружочек, он подумал, что они пришли к нему. Он подбежал к ним и как всегда гавкнул: гав, гав - здравствуйте, вы не ко мне? И представляешь, он угадал! Собачки тоже повиляли ему хвостиком, что на собачьем языке означает: ты нам нравишься. И серьезный пес сказал: ты хочешь жить с нами, хочешь стать нашим сыночком? «Конечно!», - обрадовался Дружок. Тогда взрослые собачки пошли к директору и договорились, что забирают в свой дом самого замечательного и симпатичного щеночка. Директор, конечно, поплакал - ему очень не хотелось расставаться с таким славным малышом, но ведь хорошо же, что у него будут папа и мама. Так Дружок и стал жить со своими родителями, которые его очень любят и считают своего сыночка самым лучшим, самым красивым и веселым. Ну-ка, скажи мне: гав, гав!
Сказка 2.
Помнишь, я рассказывала тебе, как симпатичный щеночек Дружочек нашел себе маму и папу? Они его очень полюбили и наш щеночек тоже полюбил их. Правда? Но однажды он вспомнил, что у него были совсем другие родители. И он очень расстроился. Он стал хуже спать, ссориться со своими друзьями, часто злиться. А все это происходило потому, что он не знал, что же ему думать о тех собачках - хорошие они или плохие, любили они его или нет? Ему иногда хотелось познакомиться с ними, а временами он очень злился на них и иногда даже ненавидел. Правда, потом ему становилось стыдно, ведь нельзя же ненавидеть родителей….. А еще он очень беспокоился, что его мама и папа расстроятся, узнав, что он думает о таких вещах, поэтому он скрывал, о чем думает.
Но однажды он не выдержал, расплакался и рассказал маме обо всем. Она лизнула его в носик (дай-ка мне свой носик, я его поцелую) и сказала: «Глупенький! Если ты родился не из моего животика, это вовсе не означает, что ты не мой сыночек. Ты же живешь с нами, мы о тебе заботимся, покупаем тебе игрушки, поем на ночь песенки и рассказываем сказки. То, что ты чувствуешь - это нормально, любой на твоем месте почувствовал бы то же самое. Но тебе не надо обижаться на тех, кто когда-то был твоими родителями. Они тебя любили, но не могли о тебе позаботиться и решили, что в доме с другими малышами тебе будет лучше. Твое желание увидеться с ними - тоже совершенно нормально, и, если ты правда этого хочешь, я готова помочь тебе найти их. Встретившись с ними, ты узнаешь больше о себе, ведь это очень важно понимать, кто ты и откуда, а еще ты сможешь решить, как тебе к ним относиться».
Малыш обрадовался, что все оказалось не так страшно, как ему казалось, что мама поняла его и готова ему помочь. Он подумал-подумал и решил, что не хочет искать тех бедных собачек, у которых теперь нет сыночка. Потому что у него-то теперь есть мама и папа и он их очень любит. И они его тоже очень любят. Если считать взаправду, то они его самые-самые родные - то есть родители. А когда-нибудь, когда он станет взрослым, он найдет тех собачек, у которых он много лет назад родился, повиляет им хвостиком (помнишь, я говорила, что это на собачьем языке означает хорошее отношение) и скажет: гав, гав, я вырос, у меня есть мама и папа, они меня очень любят. Так что вы не переживайте, у меня все хорошо.
Сказка 3.
У щеночков, как и у детишек, бывает разное настроение и разный характер. Вот, например, наш Дружочек оказался ужасным трусишкой. Чуть что, он начинал переживать и плакать. Когда его в самый первый раз привезли домой, он испугался, что завтра проснется и все будет по-другому, что мамы и папы с ним не будет, что он опять вернется в детский дом. Он расплакался и не мог заснуть. Родители не могли его успокоить, они тоже не знали, что делать и думали, что это они что-то сделали не так. Хорошо, что мама догадалась спросить у малыша, что с ним происходит. Он рассказал, и мама рассмеялась, она сказала, что они теперь никогда его не оставят и никогда никуда не отдадут. Малыш поверил ей и сразу успокоился.
Но потом он снова стал волноваться, что его отвезут назад, в тот дом, где живут другие щеночки и котятки. Он подумал так, потому что папа стал ходить на работу, а мама тоже стала заниматься разными делами - стирать, готовить, ходить в магазины. И в такие минуты малышу становилось скучно, сначала он пробовал поиграть сам, но это было не слишком интересно. И тогда он начинал баловаться, кричать, переставал слушаться, и мама сердилась на него. Она не рычала, не говорила громко и сердито: гав, гав, а просто разворачивалась и уходила в другую комнату и говорила: «Я буду играть с тобой, только, если ты успокоишься». Дружок упрямился, он думал, что если вести себя не очень хорошо, мама и папа все время будут обращать на него внимание. Представляешь, какие глупые бывают щеночки! Вот хорошо, что ты у меня такой умный и не думаешь так же, как Дружок. Правда? Но ты знаешь, Дружок тоже очень быстро понял, что мама любит его и играет с ним и тогда, когда он ведет себя хорошо, и что для того, чтобы обратить на себя ее внимание, достаточно сказать: «Мама, поиграй со мной». А что ты мне всегда говоришь, хитруля, когда хочешь, чтобы я с тобой поиграла? Вот я сейчас тебя укушу: р-р-рыыы….
Вот по этой ссылке есть еще несколько сказок: http://infamily.org/menu2/list27.htm
И в финале чудесное стихотворение, найденное там же)
Которая ярким нарядом гордится, -
В гнезде, изнывая, весь день просидела...
Высиживать яйца - скучнейшее дело!
- Сиди, и сиди, и сиди без конца,
Пока не послышится писк из яйца! -
Так Мейзи сказала, унынья полна...
Зевнула. И тут увидала слона.
- Какая удача! Слон Хортон! Вы здесь!..
К вам просьба одна, хоть и малая, есть.
Усядьтесь на это яйцо, вот сюда... -
А слон засмеялся...
- Вы шутите, да?
- Я с дерево ростом и вешу пять тонн! -
Услышала Мейзи. - Я всё-таки слон!
- И что же? - она возразила тотчас. -
Зато сколько мягкости, нежности в вас!
Я мигом вернусь! Но сперва отдохну... -
Захныкала Мейзи. -
Пожалуйста! Ну-у-у!..
- Попробую, - слон обещал осторожно. -
Но вы возвращайтесь скорей, если можно!
Птенец не погибнет. Я слово сдержу!.. -
В ответ прочирикала птичка: - Спешу!
А слон?.. Он подпорку покрепче нашёл,
Поставил под дерево...
- Так... Хорошо!
И медленно-медленно, и осторожно,
И так деликатно, как только возможно,
Полез по стволу...
И попал наконец
В гнездо,
Где дремал под скорлупкой птенец.
Присел на яйцо.
И сидел, и сидел...
Вдруг ветер подул, ураган налетел.
И небо сверкало, и гром грохотал...
Слон Хортон сидел и под нос бормотал:
- Я вымок до нитки! А дождь всё идёт...
Надеюсь, что Мейзи вернётся вот-вот!
А Мейзи в то время лежала на пляже.
Она о птенце и не вспомнила даже!
Тепло на Таити. Легко и приятно.
Лететь и не думала Мейзи обратно!
...Уж ветер осенний деревья раздел,
А Хортон сидел на гнезде и сидел.
Зима наступила. Мороз затрещал.
А Хортон сидел и гнездо защищал.
Хоть буря мела, ударяя в лицо,
Слон думал:
- А всё же согрето яйцо!
Сидел на гнезде - и ещё посижу.
Птенец не погибнет. Я слово сдержу!
Зима отступила... Пробилась трава.
На дереве вновь появилась листва.
Цветочки вокруг расцвели без числа…
Но новые беды весна принесла.
Лишь стало тепло, обитатели леса
Вкруг дерева встали, глядят с интересом.
Кто шутит, кто дразнится, кто веселится:
- Слон Хортон не слон, а огромная птица!
От глупых насмешек болит голова...
Но слон всё сидит, повторяя слова:
- Сидел на гнезде - и ещё посижу.
Птенец не погибнет. Я слово сдержу!
Приятели в лес убежали гулять.
Сидит в одиночестве Хортон опять.
И всё б ничего, но ему на беду
Охотники тихо подкрались к гнезду...
Слон Хортон успел оглянуться… Тотчас
Три дула нацелились Хортону в глаз!
Был в ужасе слон. Но не бросил гнезда.
Он выпятил грудь и сказал:
- Господа!
Я с дерево ростом. И весь на виду.
Стреляйте, коль хочется. Я не уйду!
Охотники долго смеялись в ответ.
- Такого мы прежде не видели, нет!
- Вот это находка!.. На дереве слон!
- Неужто и вправду?
- Неужто не сон?!
Охотники ружья свои побросали.
И, бороды дружно пригладив, сказали:
- Поймаем слона. Ну, а там поглядим!
Приручим. А, может, и в цирк продадим!
Один из охотников ствол подкопал,
Стараясь, чтоб слон из гнезда не упал.
Другие коней отыскали с трудом,
Достали телегу огромную, - с дом.
По горным дорогам отправились в путь.
И слон повторял:
- Ничего! Как-нибудь...
Сидел на гнезде - и ещё посижу.
Птенец не погибнет. Я слово сдержу!
Два дня миновало с той самой поры,
Когда на телеге спустились с горы, -
И Хортон увидел: бушует прибой...
Лежит перед ним океан голубой.
И вот уже слон на борту корабля.
И кто-то командует:
- Право руля!
Неделю штормило. И ливень косил.
И ветер корабль, словно щепку, носил.
Раскрыл океан свою страшную пасть...
И Хортон ужасно боялся упасть:
- Сидел на гнезде - и ещё посижу.
Птенец не погибнет. Я слово сдержу!
Неделя прошла. Капитан корабля
Решительно с мостика крикнул:
- Земля!
И вот уж корабль направляется в порт.
Слон Хортон - на дереве - спущен за борт.
Охотники с цирком затеяли торг.
Весьма деловой этот город, - Нью-Йорк.
Слон Хортон сидит на гнезде! И за то
Он продан - и дорого! - в цирк шапито.
Повсюду - от Лондона до Амстердама -
Большие афиши, в газетах реклама.
И в городе каждом картина одна:
Приходит народ поглазеть на слона.
Такое вниманье любого обидит!
Но слон его будто бы вовсе не видит...
- Пускай я посмешищем в цирке сижу,
Птенец не погибнет. Я слово сдержу!
Отправился цирк на Таити... И кто
Всех раньше приметил шатры шапито?
Ну, кто?.. Догадаться об этом пустяк.
Бездельница Мейзи, - она! Это так.
Спросила у Хортона прямо с порога:
- Мы, кажется, с вами знакомы немного?..
И слон побелел... Как бумага. Как мел.
Но вымолвить слова в ответ не сумел,
Поскольку в яйце вдруг послышался звук,
Похожий на стук молоточка: «ТУК-ТУК!»
И слон закричал, просветлев:
- Наконец!
Я так тебя ждал, мой любимый птенец!
А Мейзи сейчас же чирикнула: - Вздор!
Яйцо не твоё, а моё!.. Ты же вор!..
Украл и гнездо, и яйцо, и птенца!.. -
Вот стыд!.. Слон поднять был не в силах лица.
Но тут из яйца вдруг послышалось: «КРЭК!»
И ахнули зрители, - сто человек.
«КРЭК, КРЭК!» - скорлупа развалилась на части...
И вылетел... кто же?
Слонёнок - отчасти!
- Глядите, птенец, у которого хобот! -
Раздался в толпе одобрительный хохот.
- Птенец?..
- Не птенец! А, скорей, СЛОНОПТИЦА!..
Но так и обязано было случиться!
Обязано!.. Так и случилось в конце.
Ведь это же Хортон сидел на яйце!
В волну штормовую. Холодной зимой...
И слон возвратился с сынишкой домой.